Тема: Суффиксы. Значение суффиксов.
Цели: Создать условия для активизации знаний учащихся о частях слова о роли суффикса в слове
Задачи: 1.Показать способ образования новых слов с помощью суффикса
2. Обогащать словарный запас
3. Воспитывать прилежание, активность.
Ход урока:
Организационный момент
Минутка чистописания.
Продемонстрировать учащимся буквы КРНЬ. Что можете сказать о данных буквах?
(Данные буквы в пути потеряли гласные буквы. ) Подумайте. Какие гласные убежали из слова.
| Прописывают каллиграфически в тетради буквы по образцу. Дополняют буквы гласными, записывают в тетрадь слово «корень». |
Актуализация знаний.
Час, часовщик, часики
Анализируют записанные слова, доказывают, что все они являются однокоренными, выделяют общую часть слова – корень. Дают определение понятию «корень слова».
-Что вы знаете о корне? (Корень - это главная часть слова, общая часть родственных слов)
4. | Создание проблемной ситуации |
| |
| |
| |
Проблемный вопрос: «Какая часть слова послужила для образования данных слов?»
Подвести учащихся к формулированию темы урока
6. Введение понятия «Суффикс», практическая работа
Что же вы знаете о суффиксе? (Суффикс- это часть слова, которая стоит после корня , с помощью суффикса образуются новые слова) Как изменилось значение слова?
__Понаблюдайте как суффиксы меняют смысл слова. (уменьшительно-ласкательные суффиксы)
Как называется этот способ словообразования (суффиксальный)
Помните, что каждый суффикс имеет свое значение. Большую строительную работу выполняет суффикс.
_ Игра «Побудь волшебником»
- У меня волшебная палочка. По указанию палочки вы превращаетесь в волшебника и превращает слова в названия маленьких предметов.
нос, слон, дом, хвост
-Составь слово с суффиксом –ок
Зуб, лед, глаз, мед
Зубок, ледок, глазок, медок
Алгоритм нахождения суффиксов
- Выделите окончание
-Обозначьте корни.
- Что помогло образовать новое слово?
Работа в парах.
А) Выпишите имена парами. Выделите суффикс.
Женя-Женечка Миша-…
Аня-… Алеша-…
Света-… Федя
Дима-… Люба-
Б) Образуйте новые слова с помощью –н, -ов
мороз -… день
вечер - … звон
туман-…. утро
липа-… чай
Самостоятельная работа.
А)ветер ик - У меня рассыпались слова. Суффиксы перепутались. Вам
шар ец нужно соединить слова с суффиксами. Для каждого слова
суп ок подбираем один суффикс, повторяться суффиксы не должны.
мороз чик Обозначьте корень и суффикс.
Б)дождик - Прочитайте слова. Запишите свои слова с такими же
диванчик суффиксами. Обозначьте корень и суффикс.
лосёнок
белочка
Ребята, давайте вспомним, какие суффиксы образуют отчества
Прочитайте текст К. Ушинского «Заяц и еж».
В выделенных словах выделите суффикс.
Какой частью речи яв-ся эти слова?
Словарный диктант.
- Гуляя по острову, один из исследователей заметил что-то необычное и решил поделиться с нами. Посмотрите на доску и попробуйте отгадать кого он увидел.
соробака корозаяц -Запишите на доске и в тетради, что это за животные.
- Он долго наблюдал за этими животными и увидел, что они очень любят огорбузы помипуста моркофель
Запись на доске и в тетради с комментированием.
1. Элементы какографии (устно).
Наш друг исследователь так испугался, что ничего не смог рассказать кроме этого. Прочитайте.
Я хадил сегодня н лез,
Там на дерево залез,
А потом спускался внис
Да нечаянно повиз.
2. Исправьте ошибки
Итог урока
Закончи предложение.
Суффикс – это
Суффикс стоит
Суффикс служит
Рефлексия
-Какое задание вам особенно понравилось?
- Что показалось сложным?
Цели:
Образовательные: закреплять знания у детей таблицы умножения и деления на 6; отрабатывать умение решать задачи на умножение и деление; совершенствовать вычислительные навыки.
Развивающие: развивать интерес к предмету через дидактическую игру, через творческие задания, направленные на развитие логического мышления детей.
Воспитательные: воспитывать самостоятельность, чувство взаимопомощи, аккуратность.
Тип урока: закрепление пройденного материала
Форма проведения: урок-сказка
Оборудование:
рисунки с изображением Ивана-царевича, Змея Горыныча, Василисы прекрасной, Кощея, объемный рисунок волшебного сундука и золотого яйца;
карточки с числами и словами;
карточки с числовыми выражениями для групповой работы;
наглядность для краткой записи задач;
презентация к уроку
Ход урока
Организационный момент
Математика сложна,
Но скажу с почтением –
Математика нужна
Всем без исключения!
- Ребята, вы любите математику?
- Математика бывает очень сложной, но и не менее интересной. И сегодня вы в этом убедитесь. Все дети любят сказки и вы, конечно, тоже! Поэтому я приготовила вам сюрприз. Наш урок сегодня будет сказочным. За выполнение заданий вы сами себя будете оценивать разноцветными кружками в тетради по принципу светофора, т.е.
З. - Верно, уверенно шагай вперед
Ж. – Ошибка, будь внимателен
К. - Неверно, стоп, надо выучить правило
- В конце урока посчитаете, сколько и каких кружков заработали на уроке.
Кто первым будет выполнять задания, не отдыхает, а начинает работать самостоятельно (задание на доскет.с.9 № 25, №27) и получит дополнительно оценку.
Сообщение темы урока
- Сегодня тема урока не новая, а повторение. Но какой темы... Вы узнаете, если вспомните, как обычно начинаются сказки.
НА СЛАЙДЕ:
1. В некотором царстве, в тридевятом государстве...
2. Тема урока: “Умножение и деление на 6”
Материал урока
- Мы продолжаем... в некотором царстве, в тридевятом государстве жили-были: Иван Царевич и Василиса Прекрасная ( рисунки героев вывешиваются на доску). Однажды Василиса исчезла. Иван потужил, погоревал и отправился на поиски. Кто же похитил Василису?
- Об этом мы узнаем точно, если найдем “лишнее число”
1. Найдите “лишнее число” 24, 18, 31, 36, 54, 42
- Прочитайте ряд чисел.
- Что общего в этих числах? (двухзначные)
- Какое число лишнее и почему? (31, остальные числа делятся на 6)
- Как можно назвать полученное множество чисел? Почему? (четные числа)
- Расположим эти числа на доске в порядке убывания и запишем в тетрадь, полученный ряд (54, 42, 36, 24, 18 )
- Найдите закономерность и продолжите числовой ряд (... 6, 0 )
- По какому принципу изменяются числа? (Предыдущее число уменьшается на 12, следующее число уменьшается на 6)
-Если мы перевернем карточки, то узнаем, кто похитил Василису. (КОЩЕЙ, вывешивается картинка с Кощеем)
- Иван-Царевич отправился в путь. Но его уже поджидает Змей Горыныч, посланный Кощеем (рисунок Змея Горыныча на доске). А у Змея три головы, и каждую надо одолеть.
2. Групповое задание по рядам ( каждому ряду дается лист с цепочкой примеров )
- Если мы найдем правильное значение числовых выражений, то поможем Ивану-Царевичу одолеть три головы Змея. Каждый находит только одно значение и отдает следующему ученику и т. д. Ответ предыдущего выражения является началом следующего. Последний ученик быстро приносит мне лист с выполненным заданием. И мы посмотрим, какой ряд быстро и в то же время правильно справиться с заданием. Если кто-то ошибется, то одноклассники, сидящие рядом, помогут. Чтобы преодолеть трудности и победить, надо быть дружными и сплоченными, а также знать таблицу умножения.

- Интересно, кто же из вас первыми смогут помочь Ивану-Царевичу одолеть Змея Горыныча ?
- Я ваши знания проверю, а вы немного отдохните, выполнив зарядку для глаз, зрение надо беречь, вы об этом прекрасно знаете.
3. Зарядка для глаз (СЛАЙД, движение глаз за предметами)
- Анализ выполненного задания. Ребята отметьте соответствующими кружками в тетради свою работу. Молодцы. Двигаемся дальше...
4. Восстановление числовых равенств
- Иван-царевич попал в дремучий лес. Выбраться ему очень трудно. Но как вы думаете, с помощью какого волшебного предмета Иван- царевич выйдет из леса?
- Правильно, волшебного клубочка! Представьте, что у нас в руках волшебный клубочек-мелочек, который поможет сделать правильный выбор чисел, чтобы равенства стали верными. (К доске вызывается ученик)

- Пока ребята работают у доски, прокладывая путь, остальные выполняют задание в тетрадях и правильным решением помогают своим товарищам и Ивану – царевичу.
5. Работа в тетрадях.Уч. стр.17, № 14
Проверка задания, которое ученик выполнял у доски.
- Молодцы, ребята! Иван благодарен вам. Не забудьте отметить свою работу кружком!
Проверка задания, выполненного в тетрадях.
- Ребята, обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте работу. Поставьте отметку за работу. Не забывайте: без ош. – зеленый кружок; 1 - 2 ош.- желтый, более 2 - красный
Самопроверка (на слайде)
35 | 4 | 48 | 16 |
5 | 0 | 12 | 3 |
12 | 3 | 9 | 24 |
6.Физпауза (для пальчиков)
Мяу, мяу, мяу... брысь!!! (сжимаем пальцы в кулак, со словами “ мяу...”
потом резко раскрываем кулак - “брысь!”)
- Волшебный клубочек, не без нашей помощи, вывел Ивана-царевича из дремучего леса прямо на распутье. Три дороги перед ним. По какой идти дальше на поиски Василисы?
- Какой ряд первым победил в бою с головами Змея Горыныча и правильно нашел все решения? Значит и пойдем по второй дорожке...
7. Решение задач
а) – Дорога привела Ивана к дубу, на котором висит огромный сундук. Да, сундук непростой. Как вы думаете, что в нем лежит? Он закрыт на замок и чтобы его Иван открыл, мы должны выполнить непростое задание и тогда точно узнаем, что же в нем?
Учеб. стр. 19, № 23
- Прочитайте. Что это за задание? Докажите, что это задача.
- Какое правило надо вспомнить, чтобы решить ее? (чтобы найти шестую часть от числа...)
- Прочитаем еще раз это правило в учебнике на стр.18
- Ребята, Василиса прислала нам “Карточку-помощницу” и она поможет выполнить это задание. (на доске карточка)

Один работает у доски, остальные записывают в тетрадь.
- Составим другую задачу с этими же данными. Выполним к ней схему-помощницу и решим ее.
- Молодец! Не забудь оценить свою работу!
- Открываем сундук. Да, действительно, в сундуке яйцо, а что в яйце?
- Конечно, смерть Кощеева. Появился Кощей перед Иваном-царевичем и просит его:
“Пощади меня, Иван-царевич! Я тебе молодильные яблоки отдам, отвезешь их своему батюшке. А если убьешь меня, они потеряют свою силу молодильную. Только выполни очередное задание”
б) Выбор из трех текстов тот, который является задачей. (на слайде)
1. Росли в саду Кощея 20 молодильных яблок.
Кощей сорвал несколько яблок.
Сколько осталось яблок у Кощея?
2. В саду у Кощея росли волшебные молодильные яблоки.
3. У Кощея в саду созрели 8 золотых и 10 серебряных молодильных яблок. Каждый день он съедал по 3 яблока. За сколько дней Кощей съест все яблоки?
- Решение задачи у доски и в тетради с составление рисунка и выбор схемы, соответствующей условию задачи. Поможем Ивану справиться с заданием!
(ученик у доски работает с наглядностью к задаче )

. . . .? дней
- Ребята, измените условие задачи так, чтобы ей соответствовала 2-ая схема.
- Молодцы! Но хитер Кощей. Пожалел его Иван-царевич, так он решил новое задание ему дать, лишь бы Василису не отдавать.
8. Логическое задание “Башни”
“ Ну, Иван-царевич, забирай Василису, - говорит Кощей. – Только сначала догадайся, где она. У меня 4 башни. Желтая башня пустая. Василиса не в самой высокой башне и не с одним окном. Где она?”

9. Итог урока
- Освободил Иван-царевич Василису (на доске появляются картинки героев), а только не без нашей помощи. И стали они жить – поживать и добра наживать!
- Оценки за урок по подсчету кружков. (у кого все зеленые -5, ....)
- Урок наш подошел к концу. Понравилось сегодняшнее путешествие в сказку?
- Чему учились на уроке? Какие знания и умения нам помогали?
10. Дом. зад. (Уч. стр. 18, №18, 19)
- Василиса вас просит, дома выполнить задания, вспомнив, как выполняли аналогичные в классе.
- Ребята, давайте составим открытку на память Василисе и Ивану-царевичу. Если вам понравилось все на уроке и у вас хорошее настроение после урока, то прикрепите на полотно зеленый кружок, если не все понравилось, - то желтый, а если совсем вам плохо было на уроке, то – красный.
- Спасибо, ребята, за дружную работу на уроке!