Конспект урока
Тема: Интерьер кухни – столовой. Оборудование кухни.
Предмет: технология
Класс: 5
Автор урока: Денисова Татьяна Валерьевна, учитель технологии
Тип урока: урок общеметодологической направленности
Цели урока:
а) деятельностная цель: формирование способности учащихся к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, формирование навыков создания интерьера кухни;
б) образовательная цель: ознакомление учащихся с необходимым благоустройством и санитарным состоянием на кухне.
Задачи урока:
а) образовательные:
б) развивающие:
способствовать развитию речи учащихся (обогащение и усложнение словарного запаса, ее выразительности и оттенков);
способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету;
способствовать овладению всеми видами памяти учащихся.
в) воспитательные:
способствовать формированию и развитию нравственных, трудовых, эстетических, патриотических, экологических, экономических и других качеств личности;
способствовать воспитанию правильного отношения к общечеловеческим ценностям;
способствовать развитию коммуникативных умений учащихся.
Планируемые результаты:
Предметные УУД: учащиеся имеют представления о требованиях к интерьеру кухни, вариантах планировки, способах размещения оборудования, умеют выполнять план кухни в масштабе.
Метапредметные УУД:
а) познавательные: формируются умения вести исследовательскую и проектную деятельность, построения цепи рассуждений, определения понятий, сопоставления, анализа, смыслового чтения;
б) регулятивные: формируются действия целеполагания, оценивать свои результаты выполнения плана кухни;
в) коммуникативные: формируются умения слушать собеседника, вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
Личностные УУД: формируется мотивация и самомотивация изучения темы, эстетических чувств, нравственно-эстетических ориентаций.
Применяемая технология: технология системно-деятельностного метода обучения
Методы организации работы:
Формы организации работы:
Методическое оснащение урока:
Необходимое оборудование и материалы: компьютер, проектор, экран
Дидактическое обеспечение: учебник, рабочая тетрадь, презентация по теме
Ход урока
Организационный момент.
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно - значимом уровне. «Хочу, потому что могу».
Учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони друг друга с соседом по парте), проверяет готовность учащихся к уроку.
Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности
Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.
Учитель: Ребята, закройте глаза. Представьте себе благоприятную обстановку, уют, комфорт, удобство. Что вы представили?
Предполагаемые ответы: Удобное расположение мебели, современная бытовая техника, тихий семейный ужин, любимые цветы, компьютер, мурлыкающий кот, чистота и порядок, любимая музыка, телевизор и т.д.
Учитель: Всем нам хочется проводить свой день в удобных для нас условиях. Окружающая нас обстановка оказывает непосредственное влияние на наше настроение, самочувствие и общее психологическое здоровье.
Ребята, где нам больше всего хочется расслабиться, отдохнуть со своей семьей, забыть на время про все свои проблемы, трудности?
Предполагаемый ответ: дома.
Учитель: Конечно же, дома. Не зря говорится в народе: «Мой дом – моя крепость».
- Скажите, из скольких помещений состоят наши квартиры, в том числе и однокомнатные?
Предполагаемые ответы:
Прихожая, большая комната, ванная и туалет, кухня, балкон или лоджия.
Учитель: Какой главный рабочий кабинет хозяйки в квартире, а также место, где за общим столом собирается вся семья?
Предполагаемый ответ: Кухня.
Учитель: Сегодня мы будем с вами рассматривать комнату в квартире, где всегда царит особое тепло, исходящее не только от горячих блюд, но и от благодарных сердец наших близких. Здесь семья может отдохнуть от тяжелого трудового дня, здесь ведутся самые задушевные разговоры, здесь присутствует самые ароматные запахи. Иными словами, хорошая кухня всегда притягивает к себе. А значит - следует оформить ее грамотно, чтобы еще сильнее подчеркнуть красоту этого помещения в доме.
Ребята, а как ее оживить?.. Как создать вместо унылого зрелища красоту, стиль и комфорт?
Учащиеся высказывают свои предположения.
Учитель: Преобразование обычного помещения, будь то гостиная, коридор или кухня, в красивый, уютный, комфортабельный и надежный дом или рабочий кабинет – задача непростая, но очень увлекательная и вполне осуществимая.
- Что необходимо знать, оформляя помещение?
Учащиеся высказывают свои предположения.
Учитель выслушивает версии детей.
Постановка цели
Цель этапа: подвести детей к самостоятельной постановке познавательной цели.
Учитель: Возникли ли у вас трудности при ответе на этот вопрос? В чём проблема?
Сформулируйте тему урока.
Как вы думаете, какова будет цель урока?
Учащиеся формируют тему и цель урока.
Построение проекта выхода из затруднения
Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися по теме
Задание: сформулируйте, что такое интерьер, стиль.
(на слайде показать интерьер кухни)
Учитель: Что мы видим? Чем отличаются рисунки?
Учащиеся отвечают на вопросы учителя.
Учитель: У нас у каждого в помещениях имеется своя мебель, бытовая техника, свое декоративное оформление, своя цветовая гамма. Но ведь наличие всего этого имеет определенное название, определение. Как вы думаете, что это за название и дайте ему определение?
Предполагаемый ответ учащихся:
Интерьер – это расстановка мебели, техники, картин, цветов, освещение, и т.д.
Учитель: Все ли мы одинаково оформляем свои помещения, расстанавливаем мебель и т.д. и почему?
Учащиеся отвечают на вопрос учителя.
Учитель: Ребята, как вы думаете, что такое стиль.
Предполагаемый ответ:
Стиль – это оформление помещения в определенном вкусе.
Учитель: Каждый стиль имеет определенные характеристики, присущие лишь ему. Давайте с вами выясним, какие бывают стили.
Ранее подготовленные ученики рассказывают про виды стилей интерьера.
Учитель: Понятно, что ни одна кухня не представляет свое присутствие без мебели и оборудования. А как она должна быть расставлена?
Предполагаемые ответы:
Оборудование кухни должно занимать как можно меньше места. Это позволит свободно передвигаться по кухне и увеличить используемое пространство.
Учитель: Оформление кухни - дело серьёзное и интересное. Что нужно сделать, прежде чем начать ее обустройство (расставить мебель)?
Предполагаемый ответ:
Определиться с местом их расположения. Распланировать.
Учитель: Планировку кухни сначала выполняют на бумаге. В масштабе чертят план с учетом размеров и пропорций помещения, отведенного под кухню, указывают расположение окон и дверей. Затем, изготовив шаблоны мебели в том же масштабе, размещают их на плане.
- Давайте выясним, как можно размещать мебель на кухне.
Учитель предлагает работу с учебником «Варианты размещения мебели на кухне»
Учащиеся работают с учебником.
Учитель: Для чего необходимо соблюдать рабочий треугольник на кухне?
Учащиеся отвечают на вопрос учителя.
Учитель: Умело используя свойства цвета, вы добьетесь в своем жилище гармонии и уюта. Ребята, вы знаете, что все цвета делятся на теплые и холодные. Давайте с вами вспомним, какие цвета холодные, а какие теплые.
Подумайте, когда при оформлении комнаты можно использовать холодные цвета, а когда теплые?
Задание (карточки). Работа по вариантам. Создайте красивый интерьер кухни с помощью цветового решения.
Учащиеся высказывают свои предложения, выполняют задание.
Первичное закрепление
Цель этапа: усвоение учащимися знаний по теме
Учитель: Задание: Закончи предложение
Интерьер - это расстановка …
Стиль интерьера – это оформление помещения ….
Существует несколько вариантов размещения мебели: однорядная….
Рабочий треугольник – это размещение мебели ….
В интерьере цветовое решение является одним из правил оформления помещения, потому, что оно создает….
Интерьер на кухне можно создать с помощью ….
Учащиеся выполняют задание.
Применение знаний и формирование умений и навыков
Практическая работа «Планировка кухни»
Цель этапа: закрепить полученные знания (применение нового знания в задании)
Учитель: Задание (карточки): К вам поступило от частных лиц сразу три заказа на размещение оборудования кухни. Каждая из них имеет индивидуальные размеры: прямоугольную, квадратную и вытянутую. А окно и двери располагаются практически одинаково.
Ваша задача - схематично на плане показать размещение однорядного, двухрядного и углового оборудования. Свой выбор необходимо обосновать. (Работа по группам)
Оборудование: лист бумаги в клетку, карандаш, линейка.
Ребята, представьте себя в роле дизайнера и выполните это задание.
Самостоятельная работа учащихся.
Рефлексия учебной деятельности на уроке
Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности
Учитель: Какая проблема перед нами стояла?
- Смогли мы её решить?
- Сформулируйте вывод.
- Что вам понравилось на уроке?
- Что интересного запомнили?
- Что нового узнали?
- Чему научились?
- Какие ошибки были допущены вами при выполнении заказа на размещение оборудовании кухни?
- Где пригодятся полученные вами сегодня знания и умения?
Учитель выставляет оценки за урок.
8. Домашнее задание.
Учитель дома предлагает пофантазировать и нарисовать эскиз кухни будущего с учетом основных правил оформления помещений.