Орг. момент. Релаксация под музыку. | Ребята, внутри каждого из нас живёт мудрый голос. Давайте прислушаемся к нему, ведь он помогает стать добрее, умнее. Интересно, что он говорит вам о предстоящем уроке. | Дети высказывают свои мнения. |
Актуализация знаний | Сегодня мы вновь обратимся к творчеству одного из знаменитых русских поэтов – М. Ю. Лермонтова (слайд № 1) Но прежде вспомним самые яркие факты из его жизни (слайд №2) Знаком ли вам портрет поэта? Чем он отличается от того, что рассматривали на недавнем уроке? Почему портрет в цвете интереснее? Художник часто использует любую возможность показать детали жизни и характера своего героя. Я приготовила для вас особенный портрет. Он выполнен в бронзе. Вспомните наши экскурсии в Эрмитаж и скажите, как называется такая техника? На барельефном портрете Лермонтова художник изобразил не только поэта, но и героев его произведений. О них вы прочтёте в старших классах. | Великий русский поэт 19 века Прожил 27 лет Прекрасно рисовал Блестящий офицер Погиб на дуэли выполнен в цвете позволяет рассмотреть детали, в частности мундир. барельеф |
Знакомство со стихотворением | Чтение стихотворения учителем Проверка первичного восприятия. Понравилось стихотворение? Что хочется сказать, какие чувства вызвало? (слайд №3) | Оно печальное, маленькое, но в нём целая история |
Постановка учебной задачи | Мы не раз наблюдали, что в поэзии особенно важен выбор слова, ритма, построение предложения. Сегодня будем учиться стилистическому анализу, постараемся понять, почувствовать, чем определяется авторский выбор. | |
Анализ произведения | Прочитайте первую строфу. Сравните оттенки слов «туча» и «тучка». Какое слово и почему выбирает автор?(слайд№6) Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите словосочетание «тучка золотая»? Почему тучка золотая? Что употребляет поэт, чтобы насытить текст красками?(слайд № 7) Зачем? Какое слово выбирает поэт для характеристики утёса в первой строфе? Какие ассоциации вызывает это слово? (слайд №8) Встретили ли вы в первой строфе олицетворение? Что это за приём? Назовите олицетворения. (слайд №9) Зачем их использует Лермонтов? Прочитайте про себя первую строфу, приготовьтесь читать вслух. ( работа в парах, читают друг другу) Прочитайте вторую строфу. Какие слова характеризуют утёс в этой строфе? Каким он был вначале и каким стал теперь? Почему именно сейчас говорится о старости утёса? Прочитайте всё стихотворение и подумайте, что ещё изменилось во второй строфе? На каком слове ритм нарушился? Почему? Подготовьте чтение второй строфы с изменением ритма. Найдите эпитеты в стихотворении.(слайд№10) Каким словом заканчивается стихотворение? Это слово часто встречается в поэзии Лермонтова. Какой мотив его усиливает? | Тучка, она маленькая, нежная. Залита солнечными лучами Эпитет Эпитет «золотая» - представление о прекрасном, нежном, игривом, весёлом. Великан могучий, сильный Картина оживает, чувства созвучны человеческим Дети читают, оценивают друг друга Был великан, стал старик. Он покинут, он очень одинок, он чувствует тоску. ритм одиноко ритмическая разорванность подчёркивает душевные страдания. в пустыне мотив одиночества Чтение стихотворения целиком друг другу (работа в парах)Самооценка |
Слушание музыкального фрагмента | Каждый художник стремиться использовать все художественные средства, чтобы образ его произведения стал ярче, красочнее, живее. Сейчас вы услышите музыку композитора Р.Вагнера. Послушайте и подумайте, может быть Вагнеру удалось средствами музыки нарисовать один из образов стихотворения М.Ю. Лермонтова. Слушание и обсуждение. | |