Урок 9. Тема: Словообразовательная цепочка .
Урок-игра «Помоги Пешке стать Королевой»
Цели урока: 1) дать представление о словообразовательной паре и словообразовательной цепочке; 2) формировать умение определять производящее слово и словообразующую морфему; развивать навыки взаимодействия в коллективе в игровой форме; 3) познакомить со словообразовательным словарём и воспитывать потребность обращения к нему.
Оборудование: Базовый лист контроля (на доске):
Производное слово
Словообразующая морфема.
Словообразовательная пара
Словообразовательная цепочка.
2) Приспособление для устного опроса «Светофор» (длинная полоска картона, с одной стороны – красная, с другой – зеленая).
3) Плакат с нарисованной шахматной доской и бумажной пешкой на магните, а также бумажная корона для пешки.
Ход урока
Орг. момент. Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.
Сегодня у нас необычный урок – игра. Жила-была Пешка, и пришла она к нам в гости! У нее есть единственная возможность стать Королевой. Какая? Посмотрите на тему урока. Что должна узнать Пешка? Правильно. Вместе с нами она узнает о словообразовательной паре и словообразовательной цепочке, а также познакомится со словообразовательным словарем.
Но чтобы об этом узнать, нужно пройти через всю шахматную доску, а у нее, как известно, 8 полей. В отличие от обычных пешек нашей Пешке придется идти с самого первого поля и вместе с вами выполнять пошагово все задания. Поможем Пешке? (по мере выполнения шагов учитель (или ученик) не забывает передвигать пешку по шахматному полю вверх).
Шаг 1. Повторение изученного на прошлом уроке: сведений об основных способах образования слов в русском языке и закрепление представления о морфеме как значимой части слова (проверка домашнего задания, упр. 578).
А) Проверка Д/з (упр. 579).
Б) Устный опрос «Светофор» по базовому листу контроля с прошлого урока.
Что такое морфема?
Какие морфемы участвуют в словообразовании?
Какие морфемы участвуют в образовании форм слова?
Что такое словообразование?
Расскажите о приставочном способе словообразования.
Расскажите о суффиксальном способе словообразования.
Расскажите о сложении слов.
Когда учитель произносит вопрос, каждый ученик поднимает «светофор». Зеленый цвет означает, что ученик знает ответ и готов отвечать. Красный – означает «Я не знаю!». Это сигнал тревоги. Ученик сам себе ставит двойку. Но учитель не ставит ее в журнал, побуждая ученика подготовиться лучше.
В) Упр. 578 (устно) Учащиеся называют морфологические признаки слов, которые строятся по данным в упражнении моделям:
∩ного – прилагательное в ед. ч., в род. или вин. падеже, в мужском или среднем роде (род и падеж прилагательных зависят от рода и падежной формы существительного, с которыми они связаны).
за∩ивают – глагол 1-го спр., несов. вида; в наст. вр., 3-ем лице, мн. ч.
∩скими – прилагательное во мн. ч., тв. п.
Шаг 2. Повторение понятия «Словообразовательная модель»
Повторить, что такое словообразовательная модель, какие морфемы она может в себя включать.
Деловая игра «Кто последний?». Ученики по одному выходят к доске и, не повторяясь, записывают свои модели слов. Чья запись будет последней, тот и победил в игре.
Шаг 3. Изучение нового материала.
Формирование представления о словообразовательной паре и словообразовательной цепочке. Знакомство со словообразовательным словарём
А) Работа в парах. Чтение и пересказ друг другу текста на стр. 7-8.
Б) Знакомство со словообразовательным словариком. Работа в парах. Упр. 581: самостоятельно выписать из словарика по одной словообразовательной паре на каждый способ словообразования и одну словообразовательную цепочку. Выборочное чтение записей друг другу в паре.
Шаг 4. Формирование умения определять исходное (производящее) слово
+ физкульт. минутка.
(Упр. 582). «Эстафета». Ученики делятся на две команды. Первые участники от каждой команды одновременно подходят к доске, записывают словообразовательные пары, обозначая морфемы, с помощью которых образованы слова. Затем возвращаются на места, отдав мел второму члену своей команды. Выигрывает та команда, которая быстрее и без ошибок выполнит свое задание (1 команда – первые 7 слов упражнения, 2 команда - вторые 7 слов.)
Шаг 5. Формирование умения составлять словообразовательные цепочки. Совершенствование умения использовать поморфемную запись слов
(упр. 584). Учащиеся по желанию выходят к доске и составляют цепочки. Остальные проверяют правильность ответов по словообразовательному словарику и записывают цепочки в тетрадь. Записи выглядят так:
Пыль → о-пыл-я-ть → о-пыл-ени-е; сестр-а → сестр-иц-а → сестр –ич-к-а; рыб-а → рыб-ак →рыб-ац-к-ий; гад-а-ть → за-гад-а-ть → за-гад-очн-ый; уч-и-ть → уч-и-тель → уч-и-тель-ниц-а; чит-а-ть → чит-а-тель → чит-а-тель-ниц-а; конь → кон-н-ый → кон-н-иц-а; зуб → зуб-чат-ый.
Шаг 6. Формирование представления о роли поморфемной записи слов в усвоении основного закона орфографии (пиши морфемы одинаково, без изменений)
Самостоятельная работа учащихся с упр. 585, затем устный комментарий по цепочке.
Шаг 7. Подведение итогов урока и определение домашнего задания.
А) Устный опрос «Светофор». Обращаемся к «базовому листу контроля» и повторяем значение терминов.
Б) Игра «Третий лишний» (составить словообразовательную пару).
Басня, БАССЕЙН, басенный.
БАРСОВЫЙ, барсук, барсучонок.
Барский, БАРС, барство.
Смешить, смех, СМЕШАТЬ.
В) Игра «Гусеница» (восстановить словообразовательную цепочку)
Таинство(2), тайна(1), таинственный(3).
Скорый(1), скоростное(3), скорость(2).
Домашнее задание, дифференцированно: Упр. 582.
Исследовательское задание – упр. 577 (учебник истории)
Творческое задание – упр.575 (мини-сочинение)
Индивидуальное задание: написать статью в школьную газету о том, как на уроке Пешка стала Королевой.
Шаг 8. Рефлексия. Ученики по желанию устно отвечают на вопросы:
Понравилось вам путешествовать вместе с Пешкой?
На каком поле вам с ней было особенно трудно?
А где было весело и интересно?
Как вы думаете, заслужила Пешка корону?
Учитель прикрепляет к пешке корону и торжественно посвящает ее в Королевы. Учащиеся сдают рабочие тетради. Урок окончен.