Транспортная система мира
Цель урока: понять роль транспорта в современном мире
рассмотреть знакомые нам и новые понятия по теме
усовершенствовать навыки самостоятельной работы с учебниками и атласами
усвоить новую информацию с помощью экспресс-теста
План урока
Организационный момент
Вводная часть
Изучение нового материала
Итоги урока
Домашнее задание
Ход урока
Организационный момент
Прием 1. Приветствие и объявление темы
Вводная часть
Вводные вопросы
• Какую роль играет транспорт в жизни людей?
• Какие виды транспорта вы знаете?
• Чем отличается городской транспорт от междугородного?
• Каковы особенности междугородного транспорта?
Изучение нового материала
Транспортную сеть часто сравнивают с кровеносной системой, а транспортные пути иногда называют артериями. Действительно, здесь можно найти сходство с кровяными артериями, ведь транспортные пути соединяют разные части страны, ими перевозят огромные объемы сырья, деталей, узлов и готовой продукции. Транспортная система опутывает территорию страны и таким образом создает единый экономический организм.
Достаточно посмотреть на карту мира, чтобы убедиться: чем выше уровень развития страны, тем гуще ее транспортная сеть.
Понятия
Транспортная система – это совокупность всех видов транспорта, которыми можно с целью удовлетворена потребность населения и государства в перевозках пассажиров и грузов. Она включает в себя транспортные пункты, транспортные узлы и транспортные магистрали.
Транспортный узел– это населенный пункт, в котором сходятся несколько видов транспорта и осуществляется обмен грузами между ними.
Транспортная магистраль– это крупнейшие транспортные пути, имеющие государственное или международное значение.
Транзит – перевозка грузов и пассажиров по территории района или страны.
Транспортные коридоры– транспортные пути (железнодорожные и автомобильные), предоставляющие высокое качество, пропускную способность и степень обслуживания.
Географический диктант
«Какой вид транспорта используете?»
1. Красный и желтый перец из Болгарии.
2. Газ из Туркменистана.
3. Цветы из Голландии.
4. Хлеб в отдаленных сел области.
5. Руды металлов.
6. Гуманитарная помощь пострадавшим от землетрясения на Гаити.
7. Недельная экскурсия по живописным уголкам Украины.
8. Зерно на экспорт.
9. Быстрее передвигается по столице в часы пик.
10. Электроэнергия для школьного звонка.
Технология «Аукцион идей»
(на вопросы учителя отвечают ученики групп)
1. Девиз урока: «Транспорт это не роскошь, а ... (средство передвижения)»;
2. Развитие различных видов транспорта в стране свидетельствует о ... (ее экономическое развитие);
4. К этим предпосылкам можно отнести: слабую сейсмичность территории, ... (равнинный рельеф, большие размеры территории, наличие выхода к морям, большие реки ...);
5. Главным отличием нашего государства есть подаренное природой ее ... (транзитное геополитическое положение между Европой и Россией, между странами Северной и Южной Европы.)
6. Через территорию нашего государства пролегают современные транспортные коридоры между странами Европы и Азии. Но эти торговые пути известны нам из древней истории как «Великий ... (шелковый путь)» и «Путь ... (из варяг в греки)».
Технология «Пресс».
Учащиеся групп разделены на «экипажи»: «моряки» - изучают водный транспорт, «железнодорожники» - изучают железнодорожный транспорт, «шоферы» - изучают автомобильный транспорт, «газовики» - изучают трубопроводный транспорт, «пилоты - электронщики» - изучают воздушный и электронном транспорт, «трамвайщики» - изучают городской транспорт. (Седьмая группа - «чумаки» изучают гужевой транспорт - для гостей урока). На столах у групп план изучения отрасли, учебники, атласы, опорно-логические схемы и все информационные материалы. Ученики открывают нужную страницу атласа, самостоятельно изучают раздел темы, делают доклады.
1. Транспорт относится к …
А. Первой отрасли производства
Б. Второй отрасли производства
В. Третьей отрасли производства
2. Господство одного-двух видов транспорта, несформированность транспортных путей, низкая транспортная подвижность населения характерна для…
А. Развитых транспортных систем
Б. Развивающихся
3. Наиболее развитой региональной системой в мире являются системы
А. США и Европы
Б. Латинской Америки
В. Постсоциалистических стран
Г. Австралии и Океании
4. По пассажирообороту в мире лидирует:
А. Автомобильный транспорт
Б. Морской транспорт
В. Железнодорожный
Г. Воздушный транспорт
Домашнее задание
Найти информацию про актуальные проблемы, связанные с транспортом (помимо экологической), сделать доклад длительностью до 8 минут.
Изучить материал темы с помощью учебника.
Видеоматериал