СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 4 Б классе по теме: «Правописание ться и тся в глаголах»

Цели урока: познакомиться с правописанием  глаголов, оканчивающихся на –тся и –ться;  научиться задавать вопросы к глаголам;

 развивать умение самостоятельно находить в словах изучаемую орфограмму; воспитывать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности.

Планируемые результаты:

  Личностные: устанавливать связь между учебной деятельностью и её мотивом.

  Метапредметные:

  Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, анализ, сравнение, классификация объектов по существенным признакам, построение логической цепи рассуждений.

  Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; 

Регулятивные  УУД: постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивать правильность выполнения действия.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка»

Ход урока

  1. Эмоциональный настрой.

Сегодня у нас в классе гости. А что дарят гостям? Только самое лучшее. Давайте покажем сегодня все, что мы знаем и умеем.

Сегодня на уроке мы сделаем важное открытие и научимся грамотно писать слова. Но только для этого вам надо быть очень внимательными! Согласны? Тогда приступаем…

- Открываем тетради. Записываем число. Классная работа.

Послушайте легенду.

  “Однажды богатый грек Ксанф приказал своему рабу знаменитому баснописцу Эзопу купить самую лучшую вещь в мире. Эзоп пошел на базар и принес … язык. “Почему ты принес язык? Неужели ты считаешь, что эта самая лучшая вещь в мире?” – спросил Ксанф. “Конечно, - ответил Эзоп. – Разве может быть в мире что-нибудь лучше, чем язык?”

- Согласны ли вы с мнением Эзопа, что язык – самая лучшая вещь в мире? ( с помощью языка люди общаются)

Продолжите фразу:

Если мы будем хорошо знать язык, то сможем... (лучше понимать прочитанное, правильно говорить, писать без ошибок, лучше понимать друг друга, интересно рассказывать)

- А занимаемся мы всем этим на уроках русского языка.

Рассказать секреты слова

Я для вас всегда готова.

Но на уроке будь готов

Сам раскрыть секреты слов.

- Сегодня нам предстоит сделать важное открытие. Для этого нужно быть внимательными и активными. На уроке вы должны показать свои знания, проявить наблюдательность, умение анализировать и делать выводы.


  1. Пополнение словарного запаса.

Перед тем, как мы приступим к минутке чистописания, я познакомлю вас с новым словом для пополнения вашего словарного запаса. Это слово меценат. (слайд 2 ) Ежегодно 13 апреля в России отмечают День мецената и благотворителя. Дата праздника связана с днем рождения Гая Цильния Мецената (13 апреля 70 года до н.э. — 8 год до н.э.) — известного римского аристократа, покровителя художников, артистов, музыкантов. От его имени, как можно догадаться, произошло и нарицательное слово «меценат».

  1. Минутка чистописания.

На минутке чистописания мы вспомним написание буквы, которая обозначает глухой звук, не имеющий пары по звонкости, но имеющий пару по твердости-мягкости. Какая это буква?

Словарная работа.

- Вспомним несколько словарных слов, начинающихся с буквы х.

Запишем предложение, для закрепления написания словарного слова хоккей.

В нашем городе проводится чемпионат игры по хоккею.

Сделаем синтаксический разбор этого предложения и разбор по члена предложения.

  1. Изучение новой темы. Постановка проблемной ситуации. Сообщение темы и цели урока.

В предложении есть глагол проводится. Сделаем морфологический разбор этого слова, но для начала повторим признаки глагола.

Мы с вами изучаем сейчас глагол, как часть речи, поэтому давайте вспомним все, что мы уже знаем о глаголе: что обозначает глагол, на какие вопросы отвечает, какие формы есть у глаголов. Какой постоянный признак изучили. (слайд 3)

А теперь поставьте его в неопределенную форму. Что получилось? Я попросила учеников которые еще не изучали эту тему, поставить глагол в н. ф.

Вот какие варианты у них получились. (На карточках)

Обратите внимание на транскрипцию – в обоих глаголах в конце слышится [ца].

Кто из учащихся прав? Как это узнать?

Кто может назвать тему нашего урока? На какие вопросы мы ответим?



На доске: Учится - учиться. Трудится – трудиться. Ленится – лениться.

Что интересного заметили?

Какие вопросы у вас возникли?

Разные это слова или в каком -то из них допущена ошибка? Поставьте ударение в словах.

- Какую цель поставите перед собой? ( Выяснить, когда у глаголов нужно писать -ться, а когда -тся) ( слайд 4-5)

5. Наблюдение над правописанием тся и ться.

1) Исследование №1.

- Пропустите одну строку. Запишите эти слова в два столбика: в первый - с ь, а во второй - без ь.

Поставьте вопросы к словам первого столбика, второго столбика. Запишем вопросы на первой строке.

Рассмотрите внимательно вопросы и слова. Что заметили? Какой вывод напрашивается?

ВЫВОД: ЕСЛИ В ВОПРОСЕ ЕСТЬ Ь, ЗНАЧИТ, И ГЛАГОЛ ПИШЕМ С Ь, ЕСЛИ Ь ОТСУТСТВУЕТ В ВОПРОСЕ, ЗНАЧИТ, И ГЛАГОЛ ПИШЕМ БЕЗ Ь.

«-тся» нам или «-ться» писать?

Не забудь вопрос задать.

Если «Ь» знак в вопросе,

То в глагол его мы вносим.(слайд 6 )

ФИЗМИНУТКА «ДЕВОЧКИ-МАЛЬЧИКИ»

- Я называю глаголы. Девочки встают если глагол с Ь, а мальчики – если глагол без Ь.

ИГРАЕТСЯ, ИГРАТЬСЯ, ПРЯТАТЬСЯ, СИНИЦА, СЛЫШИТСЯ, ТОРОПИТСЯ, ТОРОПИТЬСЯ, ПОЛУЧАЕТСЯ, ВОДИЦА, ПОЛУЧИТСЯ, КАТАТЬСЯ, СПИЦА, ПРОБЕЖАТЬСЯ.

А) Внимание! Не путайте формы этих глаголов с существительными, которые оканчиваются на -ца! (слайд 7)

Переносица – переносится
Водица – водиться
Спица – спится

– Составьте с этими словами словосочетания, чтобы было ясно лексическое значение слов.

Болит переносица – собрание переносится
Чистая водица – не надо с ним водиться
Острая спица – ему не спится


2) Исследование №2.

-Есть ещё один способ, который поможет определить, когда надо писать Ь в глаголах, а когда не надо.

-Составьте предложения со словами: учится и учиться. (карточки)

Саша учится на пятёрки. Учиться никогда не поздно.

- Запишите предложения, подчеркните глаголы, определите лицо глаголов.

- В каком предложении вы не смогли определить у глагола лицо? Почему? Что мы знаем про глаголы, которые стоят в неопределённой форме?

Проведите аналогичную работу с остальными глаголами.

Что заметили? В какой форме пишется ь, а в какой не пишется?

Подведём итог. Когда в глаголах пишется ь, а когда не пишется?

ВЫВОД 2: Ь НЕ ПИШЕТСЯ У ГЛАГОЛОВ 3 ЛИЦА И ПИШЕТСЯ У ГЛАГОЛОВ НЕОПРЕДЕЛЁННОЙ ФОРМЫ. (слайд 8)


Заменить словосочетания одним словом. Запишите глаголы в неопределённой форме и в форме 3 лица ед.ч. (по вариантам и у доски) (слайд 9 )

  • Проявлять стремление стремиться - стремится

  • Испытывать волнение волноваться - волнуется

  • Допускать ошибки ошибаться - ошибается

  • Принять решение решиться - решится

  • Чувствовать радость радоваться – радуется




Закрепление.

1) Найти глаголы в пословицах. Карточки (в парах) печать

За всё брат?ся – ничего (не)сделать.

Друзья познают?ся в беде.

-Много мудрых советов для всей нашей жизни можно найти в пословицах. А вот еще один совет, который нам дал герой Вениамина Каверина в романе “Два капитана” и который стал крылатым выражением, девизом для многих поколений:

Б?рот?ся и искать, найти и (не)сд?ват?ся”. (слайд 10)

- Какое задание нужно выполнить?

-Запишите это предложение, устранив все неясности. Проверка.


Тренажер. (Слайд 11 -17 )

Физминутка для глаз .

Вы работали старательно, слушали внимательно. Ваши глаза, наверное, устали. Проведём гимнастику для глаз.

( Слайд18) памятка.(печать)

Самостоятельная работа.

Самостоятельная работа с самопроверкой (печать)

Дифференцированные задания с правом на выбор.

-Если вы считаете, что не совсем усвоили новую тему и сомневаетесь в своих силах, то выбирайте уровень 1.

-Если вы поняли тему и стремитесь закрепить изученное, то ваш выбор уровень 2.

-Если вы уверенно чувствуете себя и хотите проверить свои знания, ваш уровень 3.

1 уровень. Запишите пословицы, обозначая изученную орфограмму. Друзья (что делают?) познают…ся в беде. За всё (что делать?) брат…ся – ничего не сделать. Трус своей тени (что делает?) боит…ся.

2 уровень. Запишите пословицы, обозначая изученную орфограмму.

Друзья познают…ся в беде. За всё брат…ся – ничего не сделать. Трус своей тени боит…ся.

3 уровень. Спишите и подберите возвратные глаголы. Подчеркните - тся, - ться.

Проявлять стремление - …………….. Они испытывают волнение - ………………… Допускать ошибки - ……………..

Карточки Запишите нужное слово:

А) Сердится-сердиться.

  • Если я опоздаю к обеду, бабушка будет_______________.

  • Собака ______________ и рычит на кошку.

Б) Учиться-учится.

  • Катя _________________на одни пятерки.

  • Мне очень нравится _______________ в школе.

В) Ссориться-ссорится.

  • Я больше никогда ни с кем не буду ______________.

  • Вася часто _______________ с одноклассниками.


(слайд 19)

Тест 1. (1 реб у доски)Выберите глаголы стоящие в н. ф.(распечатать)

А) ходить

Б) капает

В) поглядел

Г) ходить

Д) думать

2. Выбери глаголы 3-го лица.

А) согласиться

Б) советуюсь

В) поздравляете

Г) ссориться

Д) соберутся

3. Когда пишется Ь перед суффиксом - ся.

А) в глаголах 3-го лица ед. и мн. числа

Б) пишется всегда

В) только в именах существительных

Г) в глаголах неопределённой формы

Д) не пишется никогда (взаимопроверка)


V. Итог урока.

1) -Вспомните, какую цель вы ставили перед собой в начале урока.

Кто считает, что выполнил эту задачу?

2) Шкала успеха. (оценивание своего успеха)

-- Вспомните, как вы работали сегодня на уроке, всё ли вы хорошо усвоили и оцените свою работу на шкале успеха.(дети размещают цветы на «Шкале успеха»)

Школа успеха

5

4

3

2

VI. Домашнее задание.

Продолжение легенды о языке: “Хорошо, - сказал Ксанф. – Иди теперь на базар и принеси самую худшую в мире вещь”. Эзоп ушел и принес … язык”.

Задание на дом: подумайте, почему Эзоп считает язык «самой худшей вещью в мире».