Ход урока
Эмоциональный настрой.
Сегодня у нас в классе гости. А что дарят гостям? Только самое лучшее. Давайте покажем сегодня все, что мы знаем и умеем.
Сегодня на уроке мы сделаем важное открытие и научимся грамотно писать слова. Но только для этого вам надо быть очень внимательными! Согласны? Тогда приступаем…
- Открываем тетради. Записываем число. Классная работа.
Послушайте легенду.
“Однажды богатый грек Ксанф приказал своему рабу знаменитому баснописцу Эзопу купить самую лучшую вещь в мире. Эзоп пошел на базар и принес … язык. “Почему ты принес язык? Неужели ты считаешь, что эта самая лучшая вещь в мире?” – спросил Ксанф. “Конечно, - ответил Эзоп. – Разве может быть в мире что-нибудь лучше, чем язык?”
- Согласны ли вы с мнением Эзопа, что язык – самая лучшая вещь в мире? ( с помощью языка люди общаются)
Продолжите фразу:
Если мы будем хорошо знать язык, то сможем... (лучше понимать прочитанное, правильно говорить, писать без ошибок, лучше понимать друг друга, интересно рассказывать)
- А занимаемся мы всем этим на уроках русского языка.
Рассказать секреты слова
Я для вас всегда готова.
Но на уроке будь готов
Сам раскрыть секреты слов.
- Сегодня нам предстоит сделать важное открытие. Для этого нужно быть внимательными и активными. На уроке вы должны показать свои знания, проявить наблюдательность, умение анализировать и делать выводы.
Пополнение словарного запаса.
Перед тем, как мы приступим к минутке чистописания, я познакомлю вас с новым словом для пополнения вашего словарного запаса. Это слово меценат. (слайд 2 ) Ежегодно 13 апреля в России отмечают День мецената и благотворителя. Дата праздника связана с днем рождения Гая Цильния Мецената (13 апреля 70 года до н.э. — 8 год до н.э.) — известного римского аристократа, покровителя художников, артистов, музыкантов. От его имени, как можно догадаться, произошло и нарицательное слово «меценат».
Минутка чистописания.
На минутке чистописания мы вспомним написание буквы, которая обозначает глухой звук, не имеющий пары по звонкости, но имеющий пару по твердости-мягкости. Какая это буква?
Словарная работа.
- Вспомним несколько словарных слов, начинающихся с буквы х.
Запишем предложение, для закрепления написания словарного слова хоккей.
В нашем городе проводится чемпионат игры по хоккею.
Сделаем синтаксический разбор этого предложения и разбор по члена предложения.
Изучение новой темы. Постановка проблемной ситуации. Сообщение темы и цели урока.
В предложении есть глагол проводится. Сделаем морфологический разбор этого слова, но для начала повторим признаки глагола.
Мы с вами изучаем сейчас глагол, как часть речи, поэтому давайте вспомним все, что мы уже знаем о глаголе: что обозначает глагол, на какие вопросы отвечает, какие формы есть у глаголов. Какой постоянный признак изучили. (слайд 3)
А теперь поставьте его в неопределенную форму. Что получилось? Я попросила учеников которые еще не изучали эту тему, поставить глагол в н. ф.
Вот какие варианты у них получились. (На карточках)
Обратите внимание на транскрипцию – в обоих глаголах в конце слышится [ца].
Кто из учащихся прав? Как это узнать?
Кто может назвать тему нашего урока? На какие вопросы мы ответим?
На доске: Учится - учиться. Трудится – трудиться. Ленится – лениться.
Что интересного заметили?
Какие вопросы у вас возникли?
Разные это слова или в каком -то из них допущена ошибка? Поставьте ударение в словах.
- Какую цель поставите перед собой? ( Выяснить, когда у глаголов нужно писать -ться, а когда -тся) ( слайд 4-5)
5. Наблюдение над правописанием тся и ться.
1) Исследование №1.
- Пропустите одну строку. Запишите эти слова в два столбика: в первый - с ь, а во второй - без ь.
Поставьте вопросы к словам первого столбика, второго столбика. Запишем вопросы на первой строке.
Рассмотрите внимательно вопросы и слова. Что заметили? Какой вывод напрашивается?
ВЫВОД: ЕСЛИ В ВОПРОСЕ ЕСТЬ Ь, ЗНАЧИТ, И ГЛАГОЛ ПИШЕМ С Ь, ЕСЛИ Ь ОТСУТСТВУЕТ В ВОПРОСЕ, ЗНАЧИТ, И ГЛАГОЛ ПИШЕМ БЕЗ Ь.
«-тся» нам или «-ться» писать?
Не забудь вопрос задать.
Если «Ь» знак в вопросе,
То в глагол его мы вносим.(слайд 6 )
ФИЗМИНУТКА «ДЕВОЧКИ-МАЛЬЧИКИ»
- Я называю глаголы. Девочки встают если глагол с Ь, а мальчики – если глагол без Ь.
ИГРАЕТСЯ, ИГРАТЬСЯ, ПРЯТАТЬСЯ, СИНИЦА, СЛЫШИТСЯ, ТОРОПИТСЯ, ТОРОПИТЬСЯ, ПОЛУЧАЕТСЯ, ВОДИЦА, ПОЛУЧИТСЯ, КАТАТЬСЯ, СПИЦА, ПРОБЕЖАТЬСЯ.
А) Внимание! Не путайте формы этих глаголов с существительными, которые оканчиваются на -ца! (слайд 7)
Переносица – переносится
Водица – водиться
Спица – спится
– Составьте с этими словами словосочетания, чтобы было ясно лексическое значение слов.
Болит переносица – собрание переносится
Чистая водица – не надо с ним водиться
Острая спица – ему не спится
2) Исследование №2.
-Есть ещё один способ, который поможет определить, когда надо писать Ь в глаголах, а когда не надо.
-Составьте предложения со словами: учится и учиться. (карточки)
Саша учится на пятёрки. Учиться никогда не поздно.
- Запишите предложения, подчеркните глаголы, определите лицо глаголов.
- В каком предложении вы не смогли определить у глагола лицо? Почему? Что мы знаем про глаголы, которые стоят в неопределённой форме?
Проведите аналогичную работу с остальными глаголами.
Что заметили? В какой форме пишется ь, а в какой не пишется?
Подведём итог. Когда в глаголах пишется ь, а когда не пишется?
ВЫВОД 2: Ь НЕ ПИШЕТСЯ У ГЛАГОЛОВ 3 ЛИЦА И ПИШЕТСЯ У ГЛАГОЛОВ НЕОПРЕДЕЛЁННОЙ ФОРМЫ. (слайд 8)
Заменить словосочетания одним словом. Запишите глаголы в неопределённой форме и в форме 3 лица ед.ч. (по вариантам и у доски) (слайд 9 )
Проявлять стремление стремиться - стремится
Испытывать волнение волноваться - волнуется
Допускать ошибки ошибаться - ошибается
Принять решение решиться - решится
Чувствовать радость радоваться – радуется
Закрепление.
1) Найти глаголы в пословицах. Карточки (в парах) печать
За всё брат?ся – ничего (не)сделать.
Друзья познают?ся в беде.
-Много мудрых советов для всей нашей жизни можно найти в пословицах. А вот еще один совет, который нам дал герой Вениамина Каверина в романе “Два капитана” и который стал крылатым выражением, девизом для многих поколений:
“Б?рот?ся и искать, найти и (не)сд?ват?ся”. (слайд 10)
- Какое задание нужно выполнить?
-Запишите это предложение, устранив все неясности. Проверка.
Тренажер. (Слайд 11 -17 )
Физминутка для глаз .
Вы работали старательно, слушали внимательно. Ваши глаза, наверное, устали. Проведём гимнастику для глаз.
( Слайд18) памятка.(печать)
Самостоятельная работа.
Самостоятельная работа с самопроверкой (печать)
Дифференцированные задания с правом на выбор.
-Если вы считаете, что не совсем усвоили новую тему и сомневаетесь в своих силах, то выбирайте уровень 1.
-Если вы поняли тему и стремитесь закрепить изученное, то ваш выбор уровень 2.
-Если вы уверенно чувствуете себя и хотите проверить свои знания, ваш уровень 3.
1 уровень. Запишите пословицы, обозначая изученную орфограмму. Друзья (что делают?) познают…ся в беде. За всё (что делать?) брат…ся – ничего не сделать. Трус своей тени (что делает?) боит…ся.
2 уровень. Запишите пословицы, обозначая изученную орфограмму.
Друзья познают…ся в беде. За всё брат…ся – ничего не сделать. Трус своей тени боит…ся.
3 уровень. Спишите и подберите возвратные глаголы. Подчеркните - тся, - ться.
Проявлять стремление - …………….. Они испытывают волнение - ………………… Допускать ошибки - ……………..
Карточки Запишите нужное слово:
А) Сердится-сердиться.
Б) Учиться-учится.
В) Ссориться-ссорится.
(слайд 19)
Тест 1. (1 реб у доски)Выберите глаголы стоящие в н. ф.(распечатать)
А) ходить
Б) капает
В) поглядел
Г) ходить
Д) думать
2. Выбери глаголы 3-го лица.
А) согласиться
Б) советуюсь
В) поздравляете
Г) ссориться
Д) соберутся
3. Когда пишется Ь перед суффиксом - ся.
А) в глаголах 3-го лица ед. и мн. числа
Б) пишется всегда
В) только в именах существительных
Г) в глаголах неопределённой формы
Д) не пишется никогда (взаимопроверка)
V. Итог урока.
1) -Вспомните, какую цель вы ставили перед собой в начале урока.
Кто считает, что выполнил эту задачу?
2) Шкала успеха. (оценивание своего успеха)
-- Вспомните, как вы работали сегодня на уроке, всё ли вы хорошо усвоили и оцените свою работу на шкале успеха.(дети размещают цветы на «Шкале успеха»)
VI. Домашнее задание.
Продолжение легенды о языке: “Хорошо, - сказал Ксанф. – Иди теперь на базар и принеси самую худшую в мире вещь”. Эзоп ушел и принес … язык”.
Задание на дом: подумайте, почему Эзоп считает язык «самой худшей вещью в мире».