1.Организаци –онный момент 2.Определение темы урока. Мотивация к учебной деятельности. Принятие учебных целей и достиженй Цель: - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность, установить тематические рамки | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала. Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. Создает благоприятный психологический настрой на работу. Здравствуйте, ребята! Вы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться.
-Поприветствуем друг друга, повторяйте за мной! -Доброе утро, солнце! -Доброе утро, небо! -Доброе утро всем нам! Создаю проблемную ситуацию: -Ребята, давайте сыграем с вами в игру: «Угадай слово». Вам нужно будет правильно разгадать кроссворд, прочитать слово в выделенных клетках и определить тему нашего урока. хх | рр | аа | бб | рр | ыы | йй | лл | уу | нн | аа | мм | ее | тт | ее | лл | ьь | оо | зз | оо | рр | нн | ии | кк | сс | ии | нн | ее | вв | аа | вв | оо | ии | нн | вв | ыы | мм | ыы | сс | ее | лл | Подберите синонимы: 1.Смелый 2. Месяц 3. Вьюга 4. Шалун 5.Лазурь 6. Боец 7. Фантазия - Какое слово получилось? Знакомо ли вам это слово? Какова тема сегодняшнего урока? Послушайте стихотворение и назовите антонимы: Минус - плюс, огонь - вода, Дерзкий – осторожный! Все антонимы всегда Противоположны! - В чем особенность значения названных нами слов? Формулируем цели урока: Значит, на уроке мы должны выяснить, что за понятие «антоним», научиться подбирать антонимы к словам и находить их в тексте, правильно употреблять в речи, работать со словарями. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. Все поднимают руки, затем опускают. Все разводят руки в стороны, затем опускают. Обдумывают ответы Формулируют тему урока: «Антонимы». Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем, высказывают собственные мысли, обосновывают свою точку зрения. Делают выводы. | Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности Познавательные осуществляют для решения учебных задач операции анализа, сравнения. Познавательные извлекают необходимую информацию, систематизируют собственные знания |
3.Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта | - Ребята, на прошлом уроке мы с вами говорили о синонимах - словах, близких по значению, но разных по звучанию и написанию. Но русский язык необыкновенно богат и разнообразен. В нашем языке есть и такие слова, которые имеют противоположное значение. Это антонимы («анти» - против, «онима»- имя). Употребление антонимов, как и синонимов, делает речь более яркой, богатой, выразительной. Но необходимо помнить, что не все слова могут иметь антонимы. Например: доска, мел, стол, железо. Антонимы - это обязательно слова одной и той же части речи. - Скажите, если трудно подобрать антонимы, что вам может помочь? (Показ словаря антонимов, сборника пословиц и поговорок, «Школьный словарь антонимов» М.Р.Львова.)
| Смотрят презентацию; воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины. | Регулятивные Планируют необходимые действия, операции, действуют по плану. Коммуникатив- ные: стороят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач |
4.Первичное закрепление с комментирова- нием ( Цель этапа: зафиксировать задание, вызвавшее затруднение, выявить места и причины затруднений для осознания того, в чем именно состоит недостаточность знаний, умений.) 5.Самостоятель ная работа с проверкой по эталону (время на работу в группах – 10 минут. Время на презентацию ответов – 3 минуты) | - Многие писатели используют в своих произведениях антонимы, которые делают речь богатой, яркой, выразительной. Прочитайте текст. Найдите в нем антонимы. С какой целью автор использует антонимы? ( Обилие антонимов передает противоречивость осенней природы, но в то же время ее многоцветие и многообразие). И грустно и радостно. Странный в сентябре лес – в нем рядом и весна и осень. Желтый лист и зелёная травинка. Поблекшие и зацветающие цветы. Сверкающий иней и бабочки. Теплое солнце и холодная белая радуга. Увядание и рассвет. Тишина и песни. И грустно и радостно. - Ребята, если внимательно присмотреться к тому, что нас окружает, то можно найти очень много антонимов. Посмотрите на картины с изображением разных времен года и постарайтесь подобрать антонимы. Предлагаю обучающимся разбиться на группы. Каждая группа получает задание: 1 группа - К словам левой колонки подберите антонимы из правой. Утро теперь Ранний север Широкий чёрный Жара вечер Юг вниз Бледный тусклый Вверх поздний Нагреть холод Яркий узкий Белый румяный Тогда остудить 2 группа - Найдите продолжение пословиц. Подчеркните антонимы. 1.Ученье свет | 1.а за глаза не кори. | 2.Мягко стелет | 2. а неученье тьма. | 3. В глаза не хвали | 3. да жёстко спать. | 4.Сытый голодного | 4. а большое потерял. | 5.За маленьким погнался | 5. а больше делай. | 6.Меньше говори | 6. не разумеет. | 3 группа – Найдите в тексте антоним к словам тонкий, громко, смело, черный, мелкий, верхний, младший, маленький, весна, летний. Зимний дуб Тропинка обогнула куст орешника, и лес сразу раздался в стороны: посреди поляны, в белых сверкающих одеждах, огромный и величественный, как собор, стоял дуб. Казалось, деревья почтительно расступились, чтобы дать старшему собрату развернуться во всей силе. Его нижние ветви шатром раскинулись над поляной. Снег набился в глубокие морщины коры, и толстый, в три обхвата, ствол казался прошитым серебряными нитями. Листва, усохнув по осени, почти не облетела, дуб до самой вершины был покрыт листьями в снежных чехольчиках. -Так вот он, зимний дуб! Анна Васильевна робко шагнула к дубу, и могучий великодушный страж леса тихо качнул ей навстречу ветвью. | Работа в группах. Изучают материал учебника, рассматривают рисунки. Наблюдения, делают выводы. Используя текст учебника и дополнительную литературу, готовят ответ на вопрос, формулируют выводы. Выполняют задания, записывают в тетрадях. | Личностные: Приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся. Познавательные Читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят её в материалах учебников, справочников. Регулятивные: Контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки. Коммуникатив- ные: Осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы. |
7.Включение в систему знаний и повторений | 1.Выполнение упражнения 371(письменно) 2.Ребята, подумайте и ответьте на такой вопрос: Где встречаются антонимы? - На уроках (математика: плюс-минус, прибавить - отнять, умножение-деление) - В загадках (Я антоним к слову лето В шубу зимнюю одета. Хоть люблю мороз сама Потому что я ЗИМА) - В пословицах и поговорках ( Лучше горькая правда, чем сладкая ложь. Меньше говори-больше слушай) - В сказках ( Долго ли, коротко ли; скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается) - В названиях произведений («Война и мир» Л.Н.Толстого, «Толстый и тонкий» А.П.Чехова, «Живые и мертвые» К.Симонова) Предлагаю выполнить следующее задание: составление синквейна (алгоритм изученного правила) со словом «Антонимы»: 1 строка – существительное 2 строка – 2 прилагательных 3 строка – 3 глагола 4 строка – фраза 5 строка – существительное, связанное с первым и отражающее сущность темы
| Выполняют задания, делают практические выводы
Выполняют на листочках. Групповая работа Отвечают один участник из каждой группы, прикрепляют на доску.
Пример синквейна: Антонимы Противоположные, различные. Сравнивают, противопоставля- ют, обобщают. Антонимы - слова с противо- положным значением. Абстрактны. | Познавательные используют знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Регулятивные: Самостоятельно планируют необходимые действия, действуют по плану. Коммуникатив- ные: формули- руют собственные мысли, выска -зывают и обосновывают свою точку зрения |
8.Рефлексия. Цель этапа: зафиксировать новое содержание, оценить собственную деятельность. | - Какие цели мы ставили на уроке? Достигли их? Докажите. - В чём испытывали трудности? - Что помогло нам их преодолеть? - Оцените свою деятельность на уроке. 1. Всё понял, могу этот материал объяснить другому. ( 5 баллов) 2. Я сам понял. Но объяснить другому не берусь. (4 балла) 3. Для полного понимания мне нужно повторить тему. (3 балла) 4. Я ничего не понял.(2 балла) | Осуществляют самоконтроль, оценивают свою работу. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результат. Обсуждают формы работы на уроке и возникшие трудности. Заполняют дневники достижений. | Познавательные Приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность. Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки. Коммуникатив- ные: строят небольшие монологические высказывания |