СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка в 6 классе: «Гласные в корнях с чередованием».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Гласные в корнях с чередованием».

Тип урока: систематизация и обобщение знаний, коррекция умений и навыков.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 6 классе: «Гласные в корнях с чередованием».»

Конспект урока русского языка в 6 классе

Тема: «Гласные в корнях с чередованием».

Тип урока: систематизация и обобщение знаний, коррекция умений и навыков.

Цель урока: сформировать устойчивый навык правописания чередующихся гласных в корнях слов, закрепить умение безошибочно писать слова с изученными орфограммами

Задачи:

  1. вспомнить и обобщить правила правописания гласных в корнях с чередованием;

  2. отработать навыки «опознавания» корней с чередованием

Планируемые результаты:

1. Предметные:

- овладение знанием условия выбора букв А-О в корнях с чередованием гласных – раст-/ -рос-, -ращ-; лаг-/ -лож-, -кас-/-кос-, -гар/- гор-, - зар-/-зор-, Е и И в корнях -бер-/-бир- и др. ;

- овладение умением объяснять написание букв О-А в корнях с чередованием;

- овладение умением группировать изученные орфограммы – гласные с чередованием в корне по видам; применять в разных условиях;

2. Метапредметные:

- умение аргументированно отвечать на вопросы учителя;

- овладение приемами отбора и систематизации материала;

- способность к конструированию предложений;

- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

- умение создавать тексты;

3. Личностные:

- умение оценивать собственную речь с точки зрения норм общения;

- овладение умением работать в группах



Ход урока

1.Организационный момент

Приветственное слово учителя:

- Добрый день, ребята. Наш урок мне хотелось бы начать пожеланием:

Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться и говорить
— Добрый день! Солнце и птицы!
— Добрый день! — Улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым. 
Пусть добрый день длится до вечера!

Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день.

Запишите в тетрадях число

2.Мотивация к учебной деятельности.

(Цель: включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне)


Работа с текстом (слайд )

Задание 1. Спишите слова с пропущенными буквами и объясните их правописание (1 у доски на оценку)

У человека на Земле много дел. Надо дерево посадить, коня к седлу приучить, дом построить, детей выр…стить. А ещё надо добрую песню сл…жить. И это далеко не все дела, которые следует совершить человеку. Но что бы ты ни делал: сл…гал песню или р…стил ребенка, – ко всему нужно прил…жить усилия, всему отдать свою душу. (Расул Гамзатов)

Расу́л Гамза́тович Гамза́тов (08.09. 1923 — 03.10.2003) — советский и российский поэт, прозаик, переводчик, публицист и политический деятель. Народный поэт Дагестанской (слайд)

Просит ученика прочитать текст вслух.

- Определите основную мысль текста и объясните, что хотел сказать нам автор.

- Что важного, поучительного должны взять для себя из этого текста?

- Вот и нам с вами сегодня на уроке предстоит приложить усилия, чтобы обобщить знания по одной важной теме.


3.Актуализация знаний (Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия)

Подумайте и обоснованно ответьте на вопрос: «На какие правила пропущены гласные в словах?»

-Сформулируйте тему урока. Запишите в тетрадях тему урока «Правописание гласных в корнях с чередованием».


4.Постановка учебной проблемы

- Ребята, чем же мы сегодня будем заниматься на уроке? Какие цели поставим на сегодняшний урок?

Давайте составим наш план действий на уроке:

1.Повторение теоретических сведений по теме

2.Выполнение практических упражнений, закрепляющих навык правописания гласных в корнях с чередованием.

3. Проверить устойчивость навыка

Фронтальный опрос

– Какие корни с чередованием гласных вам известны?

– В чем особенность правописания таких корней?

– От чего зависит правописание чередующейся гласной в корне слова?

«Мозговой штурм»- задание «Конструктор» работа в парах

Задание 2.

Необходимо восстановить деформированную таблицу: установить соответствие между условиями и корнями.











Условия написания гласной в корнях с чередованием

Корни с чередованием

1. От ударения;



2. От последующей буквы;


3. От наличия суффикса А после корня.

























Проверка

Теперь наша задача состоит в том, чтобы рассказать про корни

Выходят по одному к доске, заполняют таблицу и на правописание указанных корней рассказывают правило

(каждому оценка)

Во избежание ошибок при написании данных корней, составим алгоритм

Задание 3. Установите последовательность (расставьте цифры) работа в парах

___Определяю морфему. Если корень, проверяю вид безударной гласной: проверяемая; непроверяемая; чередующаяся).

___Вижу безударную гласную.

__Вспоминаю условие написания для данного вида.



Теперь применим наш алгоритм при выполнении упражнений (самост)

Задание 4. Заменить глаголы, глаголами с чередующимися гласными, сходными по значению:

Пионеры устроились (расположились) на отдых у реки. Быстро поднялись (выросли) на берегу палатки. Заря угасала (догорала). Последние лучи солнца чуть трогали (касались) вершины деревьев. По оврагам расходился (расстилался) туман. Ребята стали искать (собирать) сучья. Один за другим вспыхивали (загорались) костры.



Проверка домашнего задания: творческие проекты. Составить текст по сюжетным картинкам из упражнениея.

Обобщение понятий и правил темы

Задание 5. Найдите в письме слова с ошибками, запишите их в исправленном виде в тетрадь и графически объясните правописание данных слов

«Дорогой дядя Фёдор! Приезжай скорей в Простоквашино! У нас проблемы! Шарик с Матроскиным опять поругались и не хотят в огороде работать. А в огороде вырасли помидоры. Надо соберать. Дорожки позаростали бурьяном. Я предлагал помощь, а они отказываются. В бочке с водой одна тина да водорасли. Яблоки вырасли и червям достались. Матроскин лишь на печи лежит, да песни предлогает слагать. И Шарик не хочет лапы свои к делу прилажить. Услажняют они мне работу… Пропадает вырощенный урожай! Вот такие дела. Приезжай скорее, дядя Фёдор!»

Проверка – сверяют со слайдом.

Итог урока. Рефлексия

-Достигли ли тех целей, которые поставили перед собой в начале урока?

-Оцените свою работу выполнив след.задание

Задание 6. Вставьте в таблицу буквы О-А:


1

2

3

1

предл…жить

сл…жение

заг…рать

2

пол…г

выр..щенный

к…сательная

3

к…снуться

перег…реть

з…рька

4

прик…саться

разр…статься

заг…релый

5

р…сток

зар…сли

уг…реть



Взаимопроверка в парах: предлагаю правильный ответ. Если задание выполнено правильно, то из букв 0 (необходимо соединить их) получится цифра 5 (слайд 11)




1

2

3

1

О

О

О

2

О

А

А

3

О

О

О

4

А

А

О

5

О

О

О


Дом.задание