Интегрированный урок-игра «Сказка и речевой этикет»
(Межпредметные связи: русский язык, музыка, внеклассное чтение, обществознание и ИЗО)
Цели урока:
1) Формирование и закрепление навыков внутригрупповой коммуникации с акцентом на позитивную мотивацию поведения;
2) Продолжение ознакомления и усвоения основ речевого этикета.
3) Правильно поздравлять друг друга с праздником, познакомить учащихся с правилами речевого этикета
Форма проведения: Урок-игра, соревнование двух команд
Эпиграфы к уроку:
«Если кто-то загрустит, ты его не оставляй
Добрым словом, добрым делом утешай и помогай»
«Среди невезенья иного, среди невеселого дня
Скажите мне доброе слово, и слово утешит меня.»
Ход урока:
Вступительное слово.
Сегодня мы проводим необычный урок, урок – игру, поучимся у любимых сказочных героев общаться, говорить друг другу приятные слова; доброжелательно высказывать не совсем положительное мнение о человеке, его поступках, если нас что – то не удовлетворяет в его поведении; вежливо отказать в просьбе, если не хотим или не можем её выполнить; научимся утешать товарища, когда ему приходится трудно, а также попробуем научиться правильно поздравлять друг друга с праздником. Главная задача нашего сегодняшнего урока - научиться по – доброму относиться друг к другу. И пусть эпиграфом к нему станут слова : ЕСЛИ КТО – ТО ЗАГРУСТИТ, ТЫ ЕГО НЕ ОСТАВЛЯЙ, ДОБРЫМ СЛОВОМ, ДОБРЫМ ДЕЛОМ УТЕШАЙ И ПОМОГАЙ!
Тема нашего урока «Сказка и речевой этикет». Кто сможет объяснить о чем пойдет речь на уроке. А как вы понимаете слова: этикет, речевой этикет. Давайте запишем эти слова в тетради.
Словарная работа.
Этикет – это установленный порядок поведения, форм обхождения. Речевой этикет – это система правил речевого поведения и устойчивых формул вежливого общения.
Конкурс «Давайте говорить друг другу комплементы».
Р

ебята, вам приятно слышать, когда вас за что – нибудь хвалят? А сами вы умеете говорить людям приветливые и добрые слова? Вот сейчас и попробуем это сделать. Представьте, что мы сейчас находимся в сказочной стране и участвуем в конкурсе похвал. Жюри у нас: Золушка, Кащей и Баба Яга. Ваша задача – выбрать из предлагаемых комплектов для персонажа такие, которые, ему подходят. Отвечать будет при помощи сигнальных карточек:
- для Кащея; - для Бабы Яги; - для Золушки.
Слайд 1. Комплементы.
1. Ты очень ловкая, быстрая и всегда всюду успеваешь.
2. Наверно, ты всегда будешь счастлива, ведь ты такая трудолюбивая и ловкая.
3. Ты так долго живешь на свете, и ты, наверное, много видел и много знаешь.
Конкурс «Вежливая критика».
Наверняка вам не раз приходилось высказывать о человеке, его поступках мнение, и это мнение не всегда было положительным. Давайте попробуем сделать это вежливо и доброжелательно. Героев сказки «Лиса и журавль» пригласил к себе Ёжик. Во время обеда они высказывают свое мнение о том, как их принимали в гостях друг друга. Кто о ком что сказал. Лиса – 1. Журавль – 2.
Слайд 2. Вежливая критика.
Уж не знаю, зачем меня пригласили на обед. Ни крошечки нельзя съесть из этой посуды. Больше не просите, не приду (Лиса).
Все было хорошо на обеде, и угощение, и вежливое обращение. Жаль только попробовать ничего не удалось. Не подумала хозяйка о подходящей посуде (Журавль).
Как вы думаете, что мог сказать на это Ёжик? Выберите и покажите номер наиболее вежливой реплики.
Слайд 3. Реплика Ёжика.
Журавль был добрее и вежливее, чем ты, Лисонька, он тебя не обидел ни одним словом.
Лисонька, ты, мне кажется, не совсем права. Ведь ты первая пригласила Журавля в гости к себе.
Ну, ребята, вы оба не правы, и мирить я вас не буду.
Надеюсь, что вы поняли, что критика тоже может быть доброжелательной. Давайте вспомним, народная это сказка или литературная? К какому типу сказок относится? Ну вот, мы коснулись фольклора, и наш следующий конкурс будет связан с ним.
Что такое фольклор? Какие жанры фольклора вы знаете?
Конкурс «Утешители».
Представьте, от деда с бабкой убежал Колобок, а они на него так надеялись. А ему и дела ни до кого нет. Катится себе по лесу, поет свою хвастливую песенку. Дед с бабой очень огорчились. Вам надо их утешить. Для этого выберите подходящую пословицу и покажите ее номер.
Слайд 4. Утешение.
Горе не беда – с кем не была.
Нет худа без добра.
Наши лепешки тоже съели кошки.
Вы, наверное, знаете, что добрые слова помогают успокоить, утешить человека. Помогают это сделать и народные пословицы, если их знать, помнить и применять в жизни.
К нам попала записка для ослика Иа-иа, который потерял свой хвост и очень огорчился. Его надо утешить, но вот беда – записка порвалась, нам надо ее собрать Для этого на листочках у себя запишите через запятую номера предложений утешительной записки. ( Предложения записаны на доске. )
1. Не огорчайся, дорогой Иа – иа!
2. Стоит ли переживать из – за таких пустяков!
3. Полно печалиться, дело поправится.
4. Я обязательно помогу тебе. Мы найдём твою потерю.
5. Нечего искать иголку в стоге сена.
Правильный ответ - 1, 2, 4. Мы уверены, что ослик успокоится после таких слов, а вы, конечно, выполните обещание помочь ему.
V. Физминутка. Речевой этикет. Ситуации.
1. В школьном коридоре разговаривают учителя, и среди них Дима увидел свою классную руководительницу. Проходя мимо, он вежливо сказал: «Здравствуйте Елена Александровна!» Допущена ошибка или все в порядке?
2. С вами поздоровался человек, которого вы не знаете. Как вы поступите?
1) Ответите на приветствие.
2) Скажите ему, что он ошибся.
3) Пожмете плечами и пройдете дальше.
3. Вы звоните, но выясняется, что попали не туда, куда вам надо. Что вы сделаете?
1) Спросите. Это квартира Ивановых.
2) Бросите трубку.
3) Скажете: «Извините за беспокойство, я кажется не туда попал»
VI. Конкурс капитанов.
Задание потрудней. Сейчас вам предстоит вежливо отказать в просьбе, которую вы не можете выполнить. Вы помните былину «Садко». Представьте, что вы - Садко. Вы попали в подводное царство и морской царь предлагает вам сундук с сокровищами, чтобы вы остались у него навсегда развлекать его своей игрой на гуслях и пением. Но вы не хотите оставаться. Какой из вариантов отказа вы выберите? Объясните, почему?
Слайд №6.
1) Не нужны мне твои сокровища, я хочу домой!
2) О, подводный царь! Я бы с удовольствием взял любое из твоих бесценных сокровищ, но никак не могу остаться в твоём царстве.
3) Благодарю тебя, о великий царь, за прекрасные подарки! Но не могу взять их и остаться в твоём царстве, т. к. ждут меня на земле друзья и невеста.
(Правильный ответ: (1) Царь рассердится на тебя и бросит в темницу. Подумай, как ответить ему в следующий раз. (2) Ты не убедишь царя, он не понял, почему ты не можешь остаться. (3) Ты убедил царя, он отпустит тебя домой и даст в подарок невесте жемчужное ожерелье.)
VII. Конкурс «Музыкальная пауза»
1) Какой старинный инструмент упоминается у нас в задании? Запишем его. Гусли.
2) Какие музыкальные инструменты есть у нас в школе? (баян, гитара, пианино, домбра)
3) К какому виду инструментов относится пианино? Гитара?
4) Что получится, если объединить вместе музыкальные инструменты всех видов? (Оркестр)
5) Как называют людей, играющих на гуслях, пианино, баяне, гитаре?
6) Как образовались эти слова? Гитарист, пианист, баянист, домрист, гусляр.
VIII. Конкурс «Поздравление»
Папа Карло решил написать поздравительные письма к женскому празднику героиням сказки «Золотой ключик». Но по рассеянности он забыл написать имена адресатов. ( На доске записано слово и объяснено. ) Помогите ему разобраться. Сигнализируем карточками:
1. Мальвина 2. Лиса Алиса 3. Черепаха Тортила
Слайд №7 «Поздравления»
1. Достопочтенная…! Поздравляю Вас с праздником! Желаю Вам быть по – прежнему доброй, мудрой и щедрой, как и 300 лет назад. Вы по – прежнему обаятельны. Так держать! Ваш преданный друг Карло.
2. Изобретательная…! Поздравляю Вас с женским днём! Желаю Вам оставаться такой же умной, лукавой и привлекательной! Пусть Вам повезёт с честным и предприимчивым другом и Вы сможете заработать миллион. Поклонник Ваших талантов Карло.
3. Милая…! Поздравляю тебя, дорогая девочка, с праздником больших и маленьких женщин! Желаю тебе счастливой и безоблачной жизни, стать звездой театра и кино, а ещё - сохранить дружбу со старыми друзьями - Буратино и Пьеро. Целую тебя. Папа Карло.
IX. Творческое задание
Представьте себе, что вы Красная Шапочка. Вы приготовили бабушке подарок ко дню рождения и идете к ней в гости. Напишите текст поздравления, соблюдая знаки препинания. Жюри оценит ваши открытки
Заключение. Сегодня мы вспомнили сказочных героев, научились вежливо обращаться друг с другом, поговорили о музыке, узнали значение и правописание слов, нарисовали прекрасные открытки для бабушки.
X, Подведение итогов.