СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Степень окисления", 8 класс

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок предполагает фронтальную, парную, самостоятельную работу обучающихся по алгоритмам с использованием методов взаимного и самоконтроля.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Степень окисления", 8 класс»

Урок «Степень окисления»

Тип урока: комбинированный

Опорные понятия: атом, молекула, ион, металл, неметалл, простое вещество, сложное вещество, электронное строение атома, завершенный и незавершенный уровень, ионная связь, ковалентная полярная связь.

Средства обучения: периодическая система химических элементов, ряд электроотрицательностей элементов, правила определения степеней окисления элементов, алгоритм определения степени окисления элементов по формуле вещества, алгоритм составления формулы бинарного соединения по степеням окисления элементов, правило номенклатуры бинарных соединений.

Цели:

образовательные: сформировать понятие о степени окисления;

научить

  • определять степень окисления элементов по формуле вещества,

  • составлять формулы бинарных веществ по степеням окисления,

  • давать названия бинарным соединениям.

развивающие: развивать мыслительные операции школьников.

Умения:

специальные: применять понятие степень окисления при выполнении упражнений;

общеучебные: самостоятельно определять цель урока, выполнять упражнения на основе заданных алгоритмов, составлять алгоритм действий, осуществлять самоконтроль.


п/п

Этап

урока

Задачи

этапа

Содержание

Формы работы

Методы


Контроль

1

Организа-ционный

Подготовка учащихся к работе

Приветствие учителя




2

Подготовка к основному этапу занятий

Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебной деятельности


Актуализация опорных знаний и умений.

1. Комментарии к понятию «бинарные соединения»

2. Проверка правильности выполнения работы, запись определения

3. Ответы на вопросы и формулирование целей урока

4. Запись целей урока

5. Ответы на вопросы

Фронтальная


Парная


Фронтальная



Фронтальная

«Мозговой штурм»

Работа с учебником




Наблюдение


Взаимо-контроль

Наблюдение


Наблюдение

Использование жетонов, карточек

3

Усвоение новых знаний и способов деятельности. Первич-ная проверка примене-ния новых знаний и умений

1.Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания понятия степень окисления, способов действий при определении СО элементов, составлении формул веществ и их названий

2. Установление правильности и осознанности усвоения нового материала

3. Коррекция




1. Чтение определения «степень окисления», определение ключевых слов

2. Изучение правил определения степеней окисления

3. Самостоятельное выполнение упражнений по определению С.О. элементов


4. Составление алгоритма определения С.О. элемента по формуле вещества

5. Самостоятельное выполнение упражнений по определению С.О. элементов



6. Работа с правилом номенклатуры бинарных соединений

7. Самостоятельное выполнение упражнений по номенклатуре бинарных соединений

8. Составление алгоритма определения формулы вещества по С.О.

9. Самостоятельное выполнение упражнений по составлению формул бинарных соединений

Индивидуаль-

ная

Парная


Индивидуаль-

Ная


Парная


Индивидуаль-ная



Парная


Индивидуаль-ная

Парная


Индивидуаль-ная



Работа с правилом


Дедуктивный (использование правил)

Работа с учебником

Работа по алгоритму с использованием правил

Работа с правилом

Дедуктивный


Работа с учебником

Дедуктивный

Наблюдение


Наблюдение


Самоконтроль



Взаимо-контроль

Самоконтроль




Взаимо-контроль

Самоконтроль

Взаимо-контроль

Самоконтроль

4

Закрепление новых знаний и умений. Проверка примене-ния новых знаний и умений

Установление правильности и осознанности усвоения новых знаний и умений и их применение в измененной ситуации


1. Выполнение упражнений

Индивидуаль-ная



Наблюдение

5

Контроль и самопро-верка

Выявление качества и уровня овладения новыми знаниями и способами деятельности.

Анализ и оценка успешности достижения цели, определение перспективы последующей работы.

1. Сверивание решений с записями на доске.

2. Оценивание уровня усвоения материала

3. Самостоятельно оцените, достигли ли вы цели (вернитесь к цели урока).

Обратите внимание на то, что вам не удалось, что вызвало затруднения. Проработайте эти вопросы при выполнении домашнего задания.

Оцените свою работу на уроке

Индивидуаль-ная





Индивидуаль-ная









Самоконтроль

6

Инфор-мация о домаш-нем задании

Обеспечение понимания цели, содержания и способов действий (выполнения домашнего задания)

Запись домашнего задания и комментарии к ним: §17, упр.1, 2б,г



Наблюдение








Тема урока:_____________________________________

Бинарные соединения – сложные вещества, состоящие из двух химических элементов.

Степень окисления – это условный заряд атомов химического элемента в соединении, вычисленный на основе предположения, что все соединения (и ионные, и ковалентно-полярные) состоят только из ионов.


Правило № 1. Степени окисления некоторых элементов:

  1. F всегда -1

  2. О почти всегда -2 (исключения OF2, Н2О2)

  3. у металлов всегда положительная:

для металлов I A группы +1

для металлов II А группы +2

для металлов III А группы +3

  1. H с неметаллами +1 (есть исключения), H с металлами -1

  2. у атомов в простых веществах и в свободном состоянии 0

  3. суммарная степень окисления элементов в соединении равна нулю

________________________________

_______________________________ _________________________________

_______________________________ _________________________________

_______________________________ _________________________________



Алгоритм № 1.Определение степени окисления элемента

по формуле вещества

  1. Отметить степень окисления известного элемента (смотри правило № 1).

  2. Найти произведение степени окисления и индекса этого элемента.

  3. Полученное произведение разделить на индекс другого элемента.

  4. Записать найденное значение степени окисления над символом этого элемента, поменяв знак на противоположный.


Правило № 2. Составление названий бинарных соединений

латинское название русское название римская цифра,

элемента, имеющего элемента, имеющего обозначающая численное

отрицательную СО, + положительную СО, + значение СО

с суффиксом -ид в родительном падеже для элементов с

переменной СО

F- фторид O - оксид

Cl - хлорид S - сульфид

Br - бромид N - нитрид

H - гидрид C - карбид

Алгоритм № 2. Составление формул бинарных соединений

  1. Написать рядом знаки химических элементов: слева пишут символ элемента с меньшей электроотрицательностью, справа – с большей (смотри ряд электроотрицательности неметаллов).

  2. Над знаками элементов проставить степени окисления атомов (см. правило № 1).

  3. Определить наименьшее общее кратное (НОК) значений степеней окисления.

  4. Делением НОК на степени окисления соответствующего элемента найти индексы и записать их у знаков элементов (индекс 1 не пишут).


Карточка № 1

Бром образует с водородом соединение НВr. Составьте формулы соединений брома с алюминием, калием и магнием, в которых бром проявляет такое же значение степени окисления, как и в указанном соединении.




Карточка № 1

Бром образует с водородом соединение НВr. Составьте формулы соединений брома с алюминием, калием и магнием, в которых бром проявляет такое же значение степени окисления, как и в указанном соединении.




Карточка № 2

Расположите формулы соединений азота в порядке увеличения степени окисления азота в них: NO2, N2, NO, N2O3, H3N. Запишите название каждого вещества.


Карточка № 2

Расположите формулы соединений азота в порядке увеличения степени окисления азота в них: NO2, N2, NO, N2O3, H3N. Запишите название каждого вещества.



Карточка № 3

Расположите формулы водородных соединений элементов третьего периода в порядке увеличения степени окисления элементов в них: HCl, MgH2, AlH3, NaH, H2S, SiH4. Запишите название каждого вещества.



Карточка № 3

Расположите формулы водородных соединений элементов третьего периода в порядке увеличения степени окисления элементов в них: HCl, MgH2, AlH3, NaH, H2S, SiH4. Запишите название каждого вещества.



Карточка № 4

Фосфор образует с хлором соединения PCl3 и PCl5, в которых хлор имеет степень окисления -1. Cоставьте формулы соединений фосфора с кислородом, в которых фосфор проявляет такие же значения степеней окисления, как и в указанных соединениях с хлором.



Карточка № 4

Фосфор образует с хлором соединения PCl3 и PCl5, в которых хлор имеет степень окисления -1. Cоставьте формулы соединений фосфора с кислородом, в которых фосфор проявляет такие же значения степеней окисления, как и в указанных соединениях с хлором.


Карточка № 5

Выберите формулы тех соединений, в которых элементы-металлы имеют степень окисления -2:

ZnCl2, SnO2, Cr2O3, CO2, NiS, CaH2, SnO, NO2, AgCl, PbCl2, FeCl3.



Карточка № 5

Выберите формулы тех соединений, в которых элементы-металлы имеют степень окисления -2:

ZnCl2, SnO2, Cr2O3, CO2, NiS, CaH2, SnO, NO2, AgCl, PbCl2, FeCl3.




Карточка № 6

Выберите формулы тех соединений, в которых элементы-неметаллы имеют степень окисления -3 или +3:

Fe2O3, AlN, CrBr3, NO, SiCl4, SO3, CrO3,

AlCl3, N2O3.



Карточка № 6

Выберите формулы тех соединений, в которых элементы-неметаллы имеют степень окисления -3 или +3:

Fe2O3, AlN, CrBr3, NO, SiCl4, SO3, CrO3,

AlCl3, N2O3.

Выберите верные утверждения:

  1. Атом состоит из электронов, протонов, нейтронов.

  2. Число электронов на внешнем уровне атомов главных подгрупп равно номеру группы.

  3. Атомы металлов и неметаллов стремятся завершить свой последний уровень.

  4. Атомы металлов только принимают электроны.

  5. Атомы неметаллов только отдают электроны.

  6. Ион – это положительно или отрицательно заряженная частица.

  7. Если атом отдаст электроны, он превратится в отрицательно заряженный ион.

  8. Если атом примет электроны, он превратится в отрицательно заряженный ион.

  9. Ионные соединения состоят из ионов.

  10. При взаимодействии атомов неметаллов образуются ионные соединения.

  11. В веществах с ковалентной связью образуются общие электронные пары.

  12. В соединениях с ковалентной полярной связью общая пара смещена к менее электроотрицательному атому.

  13. Электроотрицательность – способность атомов оттягивать к себе общие электронные пары.

  14. В соединениях с ковалентной полярной связью у атомов появляется частичный положительный или отрицательный заряд.























Задания по теме «Степень окисления»

  1. Расставьте степени окисления химических элементов, используя правило № 1:


AlF3, Ba, CaH2, Na2O, H2, H2О, SO2.

  1. Расставьте степени окисления химических элементов, используя алгоритм № 1:


SO2, SF6, Na3N, Н2S, N2O3, Fe2O3, FeO.

  1. Запишите названия следующих веществ, используя правило № 2:

Na2S ________________________________

FeCl3________________________________

Al2O3________________________________

K3N_________________________________

LiH__________________________________

CuF2_________________________________

  1. Составьте формулы веществ, используя алгоритм № 2:

хлорид магния__________, карбид алюминия__________, оксид железа(III)__________, сульфид калия___________, оксид серы (VI)___________, фторид кальция__________, оксид углерода (IV)________.




Самостоятельная работа

  1. В приведенных формулах найдите ошибки и исправьте их

цветной пастой:

Na2S – сульфид натрия (I), Mg2O2 – оксид магния,

PBr3 – бромид фосфора (III), SF6 – сульфид фтора (VI),

С2О4 – оксид углерода (IV).

  1. *Фосфор образует с хлором соединения PCl5 и PCl3. Составьте формулы соединений фосфора с кислородом, в которых фосфор проявляет такие же значения степеней окисления, как и в указанных соединениях. Назовите все соединения.

__________________________________________________

__________________________________________________