Технологическая карта урока №
Класс:5 класс
Тип урока:«открытия» нового знания
Тема | Строение бактериальной клетки. |
Цели | Образовательные:познакомить обучающихся с самой древней группой живых существ – бактериями; показать особенности строения и распространения бактерий; познакомить со значением бактерий в природе и жизни человека; Развивающие:, развивать умения анализировать, делать выводы .обобщать, работать с разнообразными информационными ресурсами. Воспитательные:формирование ценностных ориентаций; привитие научных, гуманных взглядов на природу, воспитание гармоничных отношений обучающихся с природой. |
УУД | ЛичностныеУУД:формирование мотивации учения, познания, понимают значение знаний для человека,формирование личного, эмоционального, позитивного отношения к себе и окружающему миру и осознание своей роли в окружающем мире Регулятивные УУД:самостоятельно обнаруживать и формулировать тему, определять цель учебной деятельности;умение организовать выполнение заданий учителя Коммуникативные УУД:строить сообщение в соответствии с учебной задачей; использовать ИКТ как инструмент для достижения своих целей;сотрудничество с учителем и сверстниками; умение слушать друг друга; умение воспринимать информацию на слух, формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать Познавательные УУД:извлечение информации из прослушанного материала, умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, представлять результаты работы классу. |
Планируемые результаты | Предметные: -знать строение и жизнедеятельность бактерий; размножение бактерий, значение бактерий в природе и жизни человека; - уметь описывать строение бактериальной клетки, называть ее компоненты; устанавливать взаимосвязь между особенностями жизнедеятельности бактерий и их ролью в природе и практической деятельности человека. Личностные:; развивать мотивацию к познавательной деятельности, самостоятельному поиску учебной информации из различных источников; приобрести навыки сотрудничества; приобрести умение слушать, задавать вопросы; Метапредметные:умение составлять алгоритм действий; ставить перед собой учебную задачу; прогнозировать результат; выполнять задания по плану; умение работать с различными источниками информации. |
Основныепонятия | Прокариоты, бактерии, микробиология |
Оборудование | компьютер, проектор, учебная презентация «Строение бактериальной клетки», учебник Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова «Биология. Живой организм», тетрадь, карточки, информационные листы |
Технологии | Информационные технологии, системно- деятельностный подход, технология разноуровневого обучения |
Дидактическая структура урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Задания для обучающихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты |
1.Организационный момент | Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает успеха. Включение в деловой ритм. | Проверяет наличие учебных инструментов и материалов для работы на уроке. Приветствие обучающихся | | Личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу. |
2. Проверка домашнего задания | Вопросы: - Какой состав клетки? - Приведите примеры органических и неорганических веществ? - Какова роль белков, жиров, углеводов и жиров в клетке? - Приведите примеры растений богатых углеводами, белками, жирами? - Почему живые организмы не могут обходиться без воды? - Какие общие черты есть в строении клеток всех живых организмов? (показать на слайде 1-2) - Чем клетки бактерий отличаются от клеток растений и животных? | Работают с заданиями, участвуют в обсуждении проверочных вопросов, Отвечают на вопросы
| 1.Индивидуальная работа с карточками (приложение 1) 2.Работа с классом 3. Индивидуальная работа (с.63) с электронным тренажером Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова «Биология. Живой организм», | Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: Умение организовать выполнение заданий учителя. Коммуникативные: умение достаточно полно и точно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи, умение воспринимать информацию, отвечать на вопросы учителя |
3.Актуализация, мотивация (на формулировку темы и задачи урока) | - Все что нас окружает удивительно устроено, это помог нам обнаружить микроскоп и лупа, говорят многие ученые. - Вспомните какой ученый усовершенствовал микроскоп в 270 раз? (слайд 3) В 1676 году голландец Левенгук изучал, почему корни некоторых растений столь едки и остры на вкус. Чтобы понять это он клал корни на некоторое время в воду, а затем наблюдал под микроскопом капельку полученного настоя. В ней он увидел маленьких «зверушек», которые сновали в воде и имели самые разные формы. Огромное множество таких необычайно быстро движущих «зверушек» он нашел и в зубном налете. Что же это за существа? Какие свойства и признаки организмов описаны в рассказе? -Где обитают данные организмы? - Как называется биологическая наука, изучающая бактерии?
Эти организмы появились и распространились на Земле раньше других. Они встречаются в почве, в воздухе, в воде, обитают и в телах других организмов, найдены в гейзерах, солёных озёрах, таких, как Мёртвое море, в Антарктиде и в Арктике, могут жить даже в реакторах атомных станций. О них наш сегодняшний разговор. | Участвуют в беседе. | Ответы на вопросы Что же это за существа? Какие свойства и признаки организмов описаны в рассказе? Где обитают данные организмы? - Как называется биологическая наука, изучающая бактерии?
| Личностные: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
4. Формулировка темы урока, постановка целей | - Какова тема нашего урока? (слайд 4) - Что бы вы хотели узнать по данной теме. Проблемный вопрос: Почему они могут жить в сложнейших условия? - Чтобы ответить на этот вопрос, что нам необходимо изучить по теме бактерии (слайд 5) Сформулируйте цель урока - Какое имеют строение? - Когда и как размножаются? - Какую имеют форму? -Приносят пользу или вред? | Высказывает своё мнение, что известно по теме, что не известно, что хотелось бы узнать, записывают тему в тетрадь Конкретизируют цель урока |
Проблемный вопрос: Почему они могут жить в сложнейших условия? | Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: Умение организовать выполнение заданий учителя. Коммуникативные УУД:умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя Позновательные УУД: Формулирование проблемы, поиск путей решения;информационный поиск; |
5.Изучение нового материала | Рассказ учителя с элементами беседы: - Бактерии – это одноклеточные микроскопические организмы. Они разнообразны по форме (слайд 7) - Рассмотрите рисунок 2.8 формы бактерий. Назовите какие формы? (слайд 8) Запишите в тетрадь - Мы изучили форму и размеры бактерий. Переходим изучать строение бактерии. - Давайте проверим. Чем покрыта бактериальная клетка? Что расположено с внешней стороны мембраны? Какие функции она выполняет? Что может быть еще поверх оболочки? С помощью чего бактерии передвигаются? Что находится в центре клетки? Как называется внутреннее содержимое? (слайд 9) - Давайте вспомним как называют бактерии, если нет оформленного ядра? Чтобы ответить на вопрос: Почему они могут жить в сложнейших условия? Нам необходимо еще изучить как размножаются бактерии? Бактерии – враги или друзья для человека? Мы поработаем в парах (слайд 10) Делаем вывод: о вреде и пользе бактерий – Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? (слайд 16)
|
Отвечают на вопросы учителя
Работают с материалом учебника, определяют основные черты строения бактериальной клетки, подписывают строение в тетради
Отвечают на вопросы.
Работа в парах Ответы обучающихся
Высказывание своих предположений на проблемный вопрос
| - Где и как узнать! (слайд 6) 1. Учебник – с.44-46 2. Информационные листы 3. Рисунки учебника 2.8 -2.12 4.Учебная презентация «Строение бактериальной клетки» Рисунок «Строение бактериальной клетки». Работа с учебником с.44-45, подпишите части бактериальной клетки (приложение 2) Работа с учебником с. 45 и информационные листы 1 ряд – выясняют друзья ли бактерии для человека (приложение 3) 2 ряд – бактерии враги для человека (приложение 4) 3 ряд – составляют памятку «Осторожно бактерии» (приложение 5) Задания для одаренных детей (приложение 6), (слайды 12-14) Академик В. И Вернадский подсчитал, что в благоприятных условиях потомство всего одной бактерии может заполнить впадину Тихого океана за 5 дней. Почему этого не происходит? (слайд 15) | Предметные: -знать строение и жизнедеятельность бактерий; размножение бактерий, значение бактерий в природе и жизни человека; - уметь описывать строение бактериальной клетки, называть ее компоненты; устанавливать взаимосвязь между особенностями жизнедеятельности бактерий и их ролью в природе и практической деятельности человека. Личностные:формирование познавательных интересов; формирование личностного отношения к изучению материала; Метапредметные: уметь работать с различными источниками информации; умение выделять главное в тексте Регулятивные УУД: Умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя. Познавательные УУД: умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, осуществлять запись выборочной информации |
6.Физминутка | | Электронная физминутка для глаз (слайд 11) | | |
7.Закрепление нового материала | | Выполнение задания. | Задание .Вставьте пропущенные слова (приложение 7), (слайды 17-18) | Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников Регулятивные УУД: Умение организовать выполнение заданий учителя., делать выводы по результатам работы Коммуникативные УУД:умение воспринимать информацию на слух. Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное. |
8. Рефлексия учебной деятельности | -Пригодятся ли вам в жизни знания по данной теме? - Достигнуты ли цель и задачи урока? Дополните предложение высказав своё мнение об уроке Сегодня на уроке …. Я узнал…. Я научился…. Было сложно…. Было легко…. Мне понравилось…. Не понравилось…. Меня удивило…. Знания о бактериях важны, потому что… Эти знания я могу использовать в …. (слайд 19) | Отвечают и оценивают свою работу. | | Личностные УУД: Самооценка на основе успешности Адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности Коммуникативные УУД:Умение выражать свои мысли Познавательные УУД: Рефлексия. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
9.Домашнее задание | 1.проработать §16, с.45, №1-3 (устно) 2.Творческое задание (по выбору) С.45 провести мое биологическое исследование (слайд 20) | Записывают, просматривают содержание заданий. | | |
Приложение 1
Вставьте пропущенные слова:
1.В состав клеток входят ___________________________и _______________________вещества.
2. Какое вещество используют для определения содержания крахмала____________
3.Одно из органических веществ, которое в клетке используется как вещество запаса_________
4.Общее название солей, содержащихся в клетке_________________________
5.Органические вещества, необходимые в клетке для получения энергии____________________
6.Группа веществ, к которым относятся вода и минеральные соли
7.Вещество содержание, которого в клетке 70% -_______________________________________
8. Много крахмала в________________________________________________________________
9.Прокариоты – это__________________________________________________________________
10. Эукариоты – это_________________________________________________________________
Приложение 2
Используя материал учебника с.44-45 и рисунок, подпишите строение бактериальной клетки







Приложение 3
Дополнительная информация
Бактерии являются друзьями человека? Можно ли на Земле обойтись без бактерий?
Изучите дополнительную информацию и с. 45 учебника о бактериях и определить роль бактерий, подкрепляя примерами:
Бактерии гниения разлагают органические вещества отмерших растений и животных, выделения живых организмов и другие органические отходы, превращают их в перегной, участвуя, таким образом, в образовании почвы. Бактерии гниения – своеобразные санитары нашей планеты.
Следующая группа – почвенные бактерии.Они перерабатывают перегной до минеральных веществ, которые снова могут поглощаться растениями из почвы. Участвуют в образовании почвы.
Есть бактерии, которые способны усваивать азот из воздуха и переводить его в состояние, пригодное для дальнейшего использования растениями. Можно сказать, что эти бактерии производят натуральные азотные удобрения. Они поселяются на корнях бобовых растений, таких как горох, фасоль, клевер, люцерна, образуя на них клубеньки, и поэтому получили название клубеньковые бактерии.
Под действием молочнокислых бактерий молоко превращается в простоквашу, сливки в сметану. Они же участвуют в сквашивании капусты.
Есть бактерии, живущие в кишечнике человека (от 300 до 1000 видов). Учёные считают, что их общая масса может достигать 1 кг, а численность их клеток в 10 раз превышает численность клеток человеческого тела. Они играют важную роль в пищеварении, синтезируют витамины, необходимые человеку, вытесняют вредные бактерии.
Приложение 4
Дополнительная информация
Бактерии – это враги человека?
Изучите дополнительную информацию и с. 45 учебника о бактериях и определить роль бактерий, подкрепляя примерами:
Существуют бактерии, которые причиняют вред человеку. Они поселяются на продуктах питания и портят их. Чтобы продукты не портились, их сушат и солят, маринуют, засахаривают и консервируют. При консервировании продукты, которые помещены в банки, нагревают. От высокой температуры погибают не только бактерии, которые попали в продукты, но и их споры. Во время нагревания консервные банки плотно закрывают, чтобы внутрь не проходил воздух. Приготовленные таким способом консервы полностью защищены от бактерий, и потому сохраняются долгое время.
Но если бы вред, который причиняют бактерии, ограничивался одной только порчей продуктов! Есть бактерии, которые портят, например, рыболовные сети. Есть бактерии, которые могут испортить редчайшие рукописи и книги в книгохранилищах. Чтобы уберечь книги от порчи, их окуривают сернистым газом.
бактерии могут портить сено, которое сложено в стога, если оно недостаточно хорошо высушено. Некоторые бактерии проникают в организм человека вместе с пищей, водой и воздухом, поселяются там и вызывают различные заболевания. Такие бактерии называют БОЛЕЗНЕТВОРНЫМИ.
Некоторые виды болезнетворных бактерий (патогенные) поселяются в организмах растений, животных, человека, отравляют их продуктами своей жизнедеятельности, то есть вызывают болезнь. Например, у человека бактериальными являются такие заболевания как ангина, туберкулёз, дизентерия, дифтерия, холера, тиф, чума и многие другие.
В древних рукописях описывается, как от страшных болезней погибали целые города. Эпидемии распространялись очень быстро, и с ними не умели бороться. Таким страшным бедствием для людей была, например, чума. Причиной этого ужасного заболевания является микроскопическая бактерия. А переносится эта бактерия блохами, которые живут на мышах и крысах.

Приложение 5
Дополнительная информация
Составьте памятку «Осторожно бактерии», используя дополнительный материал, для одноклассников по теме как защитить себя от болезнетворных бактерий.
Некоторые виды болезнетворных бактерий (патогенные) поселяются в организмах растений, животных, человека, отравляют их продуктами своей жизнедеятельности, то есть вызывают болезнь. Например, у человека бактериальными являются такие заболевания как ангина, туберкулёз, дизентерия, дифтерия, холера, тиф, чума и многие другие.
Для борьбы с ними применяют антибиотики, прививки, организуют работу по ликвидации очагов заражения. Для профилактики заболеваний необходимо закаливать организм, соблюдать правила санитарии и гигиены.Бактерии погибают при воздействии высоких температур, прямого солнечного света, воздействии дезинфицирующих средств. Необходимо правильно хранить и приготавливать продукты питания.
Приложение 6
Подумайте!!!
Академик В. И Вернадский подсчитал, что в благоприятных условиях потомство всего одной бактерии может заполнить впадину Тихого океана за 5 дней.
Почему этого не происходит?
Приложение 7
Вставьте пропущенные слова.
Бактерии это ________________организмы. Они относятся к прокариотам (доядерным организмам), так как не имеют оформленного _____________. Могут передвигаться при помощи______________ Бактерии можно найти и в воздухе, и в воде, и в_______________, и в других организмах. Размножаются бактерии_________________________. Для переживания неблагоприятных условий многие бактерии образуют_________________