1.Актуализация ранее усвоенных знаний. Сегодня у нас ещё один урок по теме «Обстоятельство». А сейчас вспомним, что нам уже известно о ленах предложения. Пред вами кроссворд, ваша задача правильно ответить на его вопросы. На прошлом уроке мы с вами говорили об обстоятельстве, его видах и способах выражения. Давайте повторим. - Что такое обстоятельство и каковы его основные признаки? - Назовите основные группы обстоятельств. - Какими частями речи может быть выражено обстоятельство? - А как вы думаете, есть ли другие способы выражения обстоятельства? - Чем же сегодня мы будем изучать? 2.Этап усвоения новых знаний. Перед вами лежит текст знакомого вам стихотворения М.Ю.Лермонтова, вспомните его название. («Утёс») - Подчеркните, пожалуйста, в нём обстоятельства и укажите способ их выражения. Ночевала тучка золотая На груди утеса – великана. Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя; Но остался влажный след в морщине Старого утеса. Одиноко Он стоит, задумался глубоко, И тихонько плачет он в пустыне. - Что нового вы нашли? 3.Этап закрепления нового материала. А сейчас, ребята, давайте потренируемся составлять предложения. Я вам прочитаю сложноподчиненное предложение, а вы должны из него составить простое предложение с деепричастным оборотом и записать. Я крепко заснул, потому что утомился в дороге. Не начинай писать сочинение, если не продумал его план. Когда вернулись к реке, мы увидели на берегу небольшой костер. 3.1.Спишите, расставляя знаки препинания. Сверкая и искрясь на солнце осыпался иней с древесных вершин сбитых падением самолета. Переехав через гору и спустившись в долину осенённую деревьями я увидел минеральный ключ текущий поперёк дороги. Она опустила на колени руки только что вымытые и красные от студёной воды и закрыв глаза подставляла лицо октябрьскому солнцу. Тяжело опираясь на палку он сделал несколько шагов по аллее прикрытой маскировочной сеткой 4.Физкультминутка. 5.Этап изложения нового материала. Мы с вами не рассмотрели еще один случай, когда обстоятельства могут быть выражены сравнительными оборотами с союзами КАК, БУДТО, ТОЧНО, СЛОВНО. Давайте рассмотрим и этот пример: Корабль, словно щепку, бросало на волнах. Обращаю ваше внимание на то, что обстоятельства, выраженные сравнительными оборотами, на письме выделяются запятыми. - Скажите, а где мы чаще всего наблюдаем сравнительные обороты? - А для чего писатели используют их? - Что в литературе называется сравнением? 6.Этап закрепления нового материала. А теперь самостоятельно найдите предложения со сравнительными оборотами, которые являются обстоятельствами. Обращаю ваше внимание на последние три предложения. Чем они отличаются от предыдущих? Запомните, что фразеологические обороты на письме запятыми не выделяются!!! 1.Корабль словно щепку бросало на волнах. 2.Это ветер гулял словно гром. 3.Будто капли серебряной росы блестели первые звёзды. 4.Зелёный луг как чудный сад пахуч и свеж. 5.Весь день дождь лил как из ведра. 6.Он проснулся ни свет ни заря. 7.Гость свалился как снег на голову. Замените наречия фразеологизмами, какие виды обстоятельств у вас получились? Он живет далеко. Ответь мне честно. Наши дома стоят рядом. Саша проснулся рано. Петя бежал быстро. Наташа трудилась хорошо. Катя выучила стихотворение отлично. 7.Осмысление, обобщение и систематизация знаний. Сейчас я предлагаю вам выполнить задание, определив для себя уровень его сложности (приложение) 8. Домашнее задание. Молодцы, сейчас вы знаете все способы выражения обстоятельства и поэтому выполнение домашнего задания у вас не вызовет затруднений: из поэмы «Мцыри» М.Ю.Лермонтова привести примеры на разные способы выражения обстоятельств. 9. Подведение итогов урока. Рефлексия. | Ответы обучающихся на вопросы. Ответы обучающихся на вопросы. Наверное, есть. Учащиеся формулируют самостоятельно цель урока – познакомиться с другими способами выражения обстоятельства. Чтение стихотворения обучающимися. Самостоятельная работа обучающихся в парах с текстом стихотворения. Один обучающийся разбирает часть предложения из стихотворения на доске. Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя. Обстоятельство может быть выражено деепричастным оборотом. По одному человеку от ряда приглашаются к доске для записи и разбора предложения Утомившись в дороге, я крепко заснул. Не начинай писать сочинение, не продумав его план. Вернувшись к реке, мы увидели на берегу небольшой костер. Провека. Сверкая и искрясь на солнце, осыпался иней с древесных вершин, сбитых падением самолета. Переехав через гору и спустившись в долину, осенённую деревьями, я увидел минеральный ключ, текущий поперёк дороги. Она опустила на колени руки, только что вымытые и красные от студёной воды, и, закрыв глаза, подставляла лицо октябрьскому солнцу. Тяжело опираясь на палку, он сделал несколько шагов по аллее, прикрытой маскировочной сеткой Обучающиеся под руководством учителя делают разбор предложения. В художественной литературе. Чтобы придать речи точность, ясность, выразительность. Изображение одного явления с помощью сопоставления его с другим. Обучающиеся переписывают предложения, вставляя пропущенные знаки препинания, делают вывод о роли сравнительных союзов в предложении. В последних трех предложениях мы видим фразеологические обороты. 1.Корабль, словно щепку, бросало на волнах. 2.Это ветер гулял, словно гром. 3.Будто капли серебряной росы, блестели первые звёзды. 4.Зелёный луг, как чудный сад, пахуч и свеж. 5.Весь день дождь лил как из ведра. 6.Он проснулся ни свет ни заря. 7.Гость свалился как снег на голову. Обучающиеся записывают полученные варианты. Он живет у черта на куличках. Ответь мне, положа руку на сердце. Наши дома стоят бок о бок. Саша проснулся ни свет ни заря. Петя бежал сломя голову. Наташа трудилась не покладая рук. Катя выучила стихотворение назубок. Обучающиеся выполняют задание, выбрав уровень сложности. Обучающиеся записывают домашнее задание в дневник. Обучающиеся заканчивают предложения, несколько вариантов заслушиваются в классе. (комфортно, удобно, хорошо) (хорошо, крепко, с трудом, плохо) (быстро, весело, интересно) |