1.Организационный момент. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности Цели: осуществить осознанный переход обучающихся в пространство учебной деятельности; создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»). Создание благоприятного эмоционально-психологического фона урока. | Стоят возле парт перед началом урока. Демонстрируют своё настроение. Записывают число, вид работы | -Улыбнись! Даже если на сердце темно И мешают в дороге ошибки, Посмотри, заглянул теплый день к нам в окно, Разве это не стоит улыбки? - Приятно, что у большинства ребят класса хорошее настроение, думаю, что сегодняшний урок принесёт всем нам радость общения. - Откройте тетради, запишите число, классная работа | Коммуникативное УУД: развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.
Регулятивное УУД: понимать цель выполняемых действий |
2. Стадия «Вызов» Приём «Корзина идей» Цель приёма: вызов индивидуальных имеющихся представлений по теме; включение каждого школьника в учебный процесс. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся. Приём «Кластер» Цель приёма: формирование умения систематизировать и анализировать информацию на всех стадиях её усвоения. 3. Выявление места и причины затруднения Цели: -выполнить реконструкцию выполненных операций и зафиксировать в языке шага, где возникло затруднение; -соотнесение своих действий с алгоритмом. Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи. | - О сложном предложении Учащиеся фиксируют известные сведения о сложном предложении. Запись корзины выглядит примерно так: сложное предложение, предикативные части, сложносочинённое, сложноподчинённое, бессоюзное, сложное с разными видами связи, интонация, союзы, главное, зависимое предложение и др. Кластер выглядит примерно так: 1. Сложное предложение А. бессоюзное Б. союзное В. с разными видами связи 2. Связь А. сочинительная Б. подчинительная В. интонационная - Слушают и выполняют задание В тетрадях появляется такая запись: 1.Труд человека кормит, а лень портит. (Две основы, связаны союзом А, ставим запятую) 2. Зима ещё хлопочет и на весну ворчит. 3. Северный ветер принёс облака, и в воздухе появились белые снежинки. (Две основы, союз И, ставим запятую) 4. Ни калина не растёт меж ними, ни трава не зеленеет. Ученики приходят к выводу, что это сложносочинённые предложения с разными союзами. Испытывают затруднение во 2 предложении с постановкой знаков препинания. Делают вывод, что речь пойдёт о сложносочинённом предложении и знаках препинания в нём. - План действия, для нас это цели, которые мы должны решить на уроке. 1. Познакомиться с видами сложносочинённых предложений, уметь расставлять в них знаки препинания, находить в тексте, определять вид предложения. - Грамотно писать, правильно решать задания ОГЭ и ЕГЭ, использовать в речи. - Учебник | - Вспомните, о чём мы говорили на прошлом уроке? Работая в парах, запишите всё, что вам известно о сложном предложении. Время выполнения работы 2 минуты.
- Теперь систематизируем всё, что нам известно, оформив в кластер. (Попутно вспоминаем материал предыдущего урока и тоже вносим в кластер). Время выполнения 1мин. - Перенесём его на доску, каждый ряд по 1 ветви: (2 мин.) +2 мин. 1- виды сложных предложений; 2-связь предложений; 3-проверяет верно ли выполнена работа и дополняет, если нужно. -Мы приступаем к изучению видов сложных предложений. Догадаться о каком из них будем говорить, сформулировать тему и цели урока вам поможет это задание: - На столах у вас карточки с заданием. Проанализируйте предложения, подчеркните грамматические основы, расставьте знаки препинания, сформулируйте тему нашего урока. 1.Труд человека кормит а лень портит. 2. Зима ещё хлопочет и на весну ворчит. 3. Северный ветер принёс облака и в воздухе появились белые снежинки. 4. Ни калина не растёт меж ними ни трава не зеленеет. - Знаменитый певец, музыкант, актёр В.Высоцкий написал такие строки: Чтобы не попасть в капкан, Чтобы в темноте не заблудиться, Чтобы никогда с пути не сбиться, Чтобы в нужном месте приземлиться, приводниться, Начерти на карте план. - О чём они? - Попробуем сформулировать цели урока. - Правильно, молодцы! - Подведем итог. - Для чего нам нужно знать сведения о ССП? - Что нам поможет решить эти задачи? | Познавательное УУД: объяснение значение основных понятий темы. Регулятивное УУД: оценивание правильности выполнения задании, высказываний. Коммуникативное УУД: умение внимательно слушать собеседника, понимать его высказывания; выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью Регулятивное УУД: в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу.
|
4. Стадия «Осмысление» Приём «Инсерт» Цель приёма: формирование умения осознанного «вдумчивого чтения» Построение проекта и выхода из затруднения Цели работы: -устранить возникшее затруднение с помощью учебных действий, направленных на реализацию цели. Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации. | В результате должна появиться такая таблица: знаю | узнал | непонятно | 1. Связь: интонация, сочинительные союзы | 1. Предикативные части; 2. Общий второстепенный член – связь 3. виды ССП с соединительными союзами; разделительными союзами; противительными союзами. | | Теперь кластер выглядит так: 1. Сложное предложение А. бессоюзное Б. союзное С соединительными союзами С разделительными союзами С противительными союзами В. с разными видами связи 2. Связь А. сочинительная Б. подчинительная В. интонационная Г. общий второстепенный член предложения Ученики дают ответ: виды ССП, средство связи Познакомились с новым учебным материалом. Знаем виды ССП, сможем отличить по союзам от других СП. | - Получение теоретической информации – не всегда интересное занятие. Предлагаю вам изучить материал 7 и 8 параграфов не совсем обычным способом. Вы можете выразить своё мнение с помощью специальных знаков: + узнал новое ? непонятно, требует разъяснения, заполняя такую таблицу в тетради. На изучение материала 7 мин. -Что нового мы узнали? Учитель выслушивает ответы учащихся и предлагает дополнить кластер новыми знаниями. -Какую задачу решили? | Коммуникативное УУД: внимательно слушать собеседника, понимать его высказывания; выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью |
6.Реализация проекта. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Цель: -решить типовое задание в форме коммуникативного взаимодействия Этап предполагает решение исходной задачи, фиксацию преодоления затруднения. | Определять вид ССП, расставлять знаки препинания. Учащиеся читают предложения, распределяя по группам. У ребят должен быть такой ответ: Проверка: ССП с соед.с.- 4,5,6,7 ССП с разд.с.- 13,14 ССП с прот.с.- 1,2,3,8,9,10 Остальные – 11,12 Перечисляя предложения, учащиеся поясняют выбор, сделанный ими. | Решаем следующую задачу. Вспомним её 1. Работа по учебнику (в парах): упр.60. Задание: распределите предложения на 4 группы: ССП с соединительными союзами, ССП с разделительными союзами, ССП с противительными союзами, СП с разными значениями, указав номер (5 мин.) | Познавательное УУД: поиски способов решения проблемы Коммуникативное УУД: выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью. Познавательное УУД: умение применять знания на практике Регулятивное УУД: удерживать учебную задачу в процессе работы. Строить логически обоснованные рассуждения, оценивать свою работу |
7. Самостоятельная работа Цель: -выполнить задание нового типа и проверить его; Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия. | Задание 1). Определить вид сложносочинённого предложения, расставить знаки препинания, нарисовать схемы. 1. Вот идет Ермил к лошади, а лошадь от него таращится, храпит, головой трясет… 2. То слишком морозит, то моросит дождь. 3. Тут раздался лёгкий свист, и Дубровский умолк. 4. Не то тучи разойдутся, не то гроза нас всё-таки обойдёт. 5. Песня над домом смолкла, зато над прудом соловей заводил свою. 6. То падали листья вместе с хлопьями сырого снега, то шел дождь, то светило позднее солнце. 7. Только к концу сентября перелески обнажились, и сквозь чащу деревьев стала видна синяя даль сжатых полей. 8. Бабушки, должно быть, все очень хорошие, у нас тоже хорошая была 9. В зелёной листве задумчивых лесов уже золотились отжившие листки, а потемневшие поля глядели тоскливо и печально. 10. Вечером похолодало и пошёл снег. 11. Канонада стала слабее, однако трескотня ружей слышалась всё чаще. 12. То падал как будто туман, то вдруг припускал косой дождь. 13. Рано утром пришла машина и мы отправились на вокзал. Задание 2) Проверочная работа Тест 1.Найдите сложносочиненное предложение. А) Николай Иваныч женат, и дети у него есть. Б) Он почти не пил вина, не знался с женщинами и страстно любил пение. В) У ног моих тянулась узкая долина; прямо, напротив, крутой стеной возвышался частый осинник. 2. Найдите сложносочиненное предложение с соединительным союзом предложение. А) Ильюша станет черпать воду, а водяной его за руку потащит к себе. Б) Дверь заскрыпела, и лесник шагнул через порог В) Побледневшее небо стало опять синеть — но то уже была синева ночи. 3. Найдите сложносочиненное предложение с противительным союзом. А) Рыба вдруг перестала клевать, и у нас наступила полная тишина Б) То солнце тусклое блестит, то туча чёрная висит. В) Песня над домом смолкла, зато над прудом соловей заводил свою. 4. Найдите сложносочиненное предложение с разделительным союзом. А) То ли за морем он хоронится, то ли брошен в острог он опять. Б) Глаза у него загорелись, и на лице выступила краска В) Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса, а надо мною и мне навстречу неслись длинные серые облака. 5. Найдите предложение сложное предложение с бессоюзной и сочинительной связью? А) Около родника зеленеет бархатная травка; дубовые кусты разрослись по скатам оврага, и солнечные лучи почти никогда не касаются его. Б) Погода была прекрасная, но жара не унималась. В) Николая Ивановича соседи уважают : штатский генерал Щерепетенко всякий раз снисходительно ему кланяется, когда проезжает мимо его домика. Применяли полученные знания на практике: определяли вид ССП; расставляли знаки препинания; готовились к ОГЭ. | (Работа в группах) Правила работы в группе (вспомнили). Любое знание лучше запомнится, если оно отрабатывается на практике. Проанализируйте предложения, проверим, сможете ли вы отличить друг от друга разные виды сложносочиненных предложений. Затем вы проверите работы друг друга и сверите с ответом. (На слайде высвечивается ответ) 5 мин.
Следующий этап нашей работы традиционен, он связан с подготовкой к ОГЭ. Я предлагаю вам поработать самостоятельно, выполнив задания формата ОГЭ. 5 мин.
Поменялись работами, проверяем, выставляем оценки по критериям: 0 ош-5; 1ош.-4; 2 ош- 3; Поставьте оценки, в конце урока сдайте тесты. Какую учебную задачу мы решали? | Коммуникативное УУД: участие в коллективном обсуждении учебной проблемы; внимательно слушать собеседника и понимать его высказывание; быть терпимым к другим мнениям, учитывать их в совместной работе. Регулятивное УУД: оценивать правильность выполнения задания. Познавательное УУД: умение применять знания на практике Регулятивное УУД: оценивать правильность выполнения задания. |
8. Стадия «Рефлексия» учебной деятельности Приём «Кластер» Цель приёма: формирование умения систематизировать и анализировать информацию на всех стадиях её усвоения. Цель: -организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке. Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение | Учащиеся проговаривают, что нового узнали на уроке, зачем нам необходимо было изучить этот материал. - Сложноподчинённое и бессоюзное предложение. | В заключение урока возвратимся к нашему кластеру, чтобы подвести итоги. Что же мы теперь знаем о СП? Ответьте, пожалуйста, на вопрос: Анализируя кластер, мы можем предположить темы следующих уроков? И последний вопрос: За что я могу себя сегодня похвалить? | Регулятивное УУД: оценивать достигнутые результаты общей и собственной деятельности. Соотносить цели и результаты своей деятельности. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы. |