ГБУ РБ Юго-западный МЦ «Семья»
отделение социальный приют для детей и подростков
в Альшеевском районе.
Конспект занятия по
художественно – эстетическому развитию
Аппликация « Полосатый коврик для кота»
Подготовила и провела
воспитатель Хисматуллина Г.М
с.Раевский
Задачи:
Обучающие:
- учить детей составлять гармоничную композицию «Полосатый коврик» из бумажных полосок, чередующихся по цвету;
- продолжать освоение техники резания ножницами по прямой;
- познакомить с новым способом – резание бумаги по линиям сгиба.
Развивающие:
- развивать чувство цвета и ритма.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к народному декоративно-прикладному искусству.
Предварительная работа:
- рассматривание изображений кошек в разных видах изобразительного декоративно-прикладного искусства;
- знакомство с ковроделием как видом народного декоративно-прикладного искусства;
- чтение рассказа К. Д. Ушинского «Васька»;
- беседа по содержанию стихотворения В. Шипуновой «Лижет лапу сибирский кот».
Оборудование:
Бумажные квадраты как основа для аппликативного коврика, бумажные прямоугольники разного цвета по четыре на каждого ребенка, ножницы для детского труда, клей, клеевые кисточки, салфетки, клеенки; три коврика, подготовленных воспитателем для показа детям вариантов декора.
Ход занятия.
Дети рассматривают композиции, которые они создали на занятии по лепке «Усатый -полосатый» и замечают, что они грустные.
В.: Ребята, посмотрите, наши котики стали грустные. Как вы думаете, в чем причина?
Дети высказывают свои предложения
В.: Ой, а тут и записка: «Помогите, зима пришла, холодно!». Так вот почему они грустные. Что будем делать?
Д.: надо их согреть.
В.: а чем можно согреть котиков?
Д.: одеялом, ковриком и т. д.
В.: А где нам их взять?
Д.: Давайте сделаем.
В.: Из чего мы можем сделать коврики?
Дети высказывают свои предложения.
В.: Правильно, коврики можно сделать из ткани, шерсти, пластилина (воспитатель сопровождает рассказ показом разными образцами видов ковриков)
В.: А я сделала дома коврики из бумаги.
Посмотрите, чем похожи эти коврики?
Д.: Коврики полосатые.
В.: А чем отличаются коврики друг от друга?
Д.: полоски отличаются по ширине и цвету, по разному чередуются в узоре.
В.: Как чередуются полоски?
Д.: На одном коврике желтая-зеленая, желтая –зеленая. На другом красная-белая – черная и т. д.
В.: А вы хотите сделать такие?
Д.: да.
В.: Вы уже умеете разрезать бумагу на полоски. Помните, как мы делали железную дорогу – рельсы и шпалы для поезда?
Д.: да.
В.: Для коврика нам понадобятся полоски одинаковой ширины, поэтому попробуем резать бумагу новым способом:
-берем прямоугольник, сгибаем пополам, потом еще раз пополам;
- разглаживаем линии сгиба – от середины в обе стороны;
-разворачиваем и режем ножницами точно по линиям сгиба – получилось четыре полоски. (воспитатель сопровождает свои действия показом)
Шорох под кроватью.
В.: Кто там шумит? Посмотрим?
Д.: да
Физкультминутка:
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп
Топ, топ, топ, топ
Под кроватью черный кот
(присесть в такт словам)
Он залез под кровать
(поочередное движение руками вперед и к груди)
И мешает детям рисовать.
(ритмичное помахивание указательным пальцем)
В.: ой, какой шалунишка – сибирский кот. Он замерз. Давайте быстрее сделаем коврики (воспитатель показывает еще раз варианты ковриков).
В.: На разносах лежат бумажные прямоугольники разного цвета, из них вы можете сделать полоски для своего коврика. Если вам нужна будет помощь – обращайтесь ко мне.
Дети рассаживаются за столы и приступают к работе, воспитатель при необходимости подсказывает и помогает.
В.: Дети выберите бумажные заготовки, которые красиво сочетаются по цвету с нашими полосками и составте на нем красивый узор – полоска одного цвета, полоска другого и т. д. (дети выбирают материал и начинают готовить коврики для своих пластилиновых котиков. Воспитатель помогает определиться с цветосочетаниями, напоминает способ сложения квадрата дважды пополам)
Во время работы детей звучит спокойная музыка.
Когда работа закончена, воспитатель предлагает детям дополнить ковриками свои пластические композиции «Усатый -полосатый».
Стук в дверь.
В.: Кто там?
Почтальон: Почтальон Печкин. Принес вам посылку.
В.: от кого?
П.: От черного кота.
Воспитатель забирает посылку. Дети открывают посылку, в ней сюрприз - угощение.
В.: Дети, что бы вы хотели сделать для своих котиков на следующем занятии? А чему хотели бы научиться?
Дети высказывают свои пожелания.
Хорошо, мы обязательно сделаем!