Внеклассное мероприятие во 2 классе
С. Я. Маршак. И это всё о нём…..
Ход мероприятия
Цели:
- обучающая: расширять представления детей о творчестве С. Я. Маршака;
- развивающая: развивать навыки сознательного чтения; зрительное и слуховое внимание, память и речь детей;
- воспитательная: воспитывать интерес к творчеству С. Я, Маршака, к его произведениям, любовь к чтению
Оборудование: выставка книг автора, выставка рисунков детей к произведениям Маршака, портрет Маршака, пословицы на доске:
С книгой жить - век не тужить.
Кто много читает, тот много и знает.
Испокон века книга растит человека.
Ум без книги - что птица без крыльев.
Вступление. “Наш Маршак”
Учитель:
“Кто стучится в дверь ко мне, с толстой сумкой на ремне,
С цифрой пять на медной бляшке, в старой форменной фуражке
Это – он, это – он, ……(ленинградский почтальон.)
Учитель:
– Кто не знает этих стихов! Но сегодня у нас в гостях совсем не почтальон, а любимый детский писатель (на экране – слайд № 1) Самуил Яковлевич Маршак!
Целеполагание
- С какой же целью мы сегодня здесь с собрались?
(поговорить о творчестве Маршака)
Действительно, умные и добрые книжки С. Я. Маршака ( показывает на выставку книг) встречают нас в раннем детстве и сопровождают в детском саду и школе, помогая понять окружающий мир, вырасти хорошими людьми, а потом, уже став родителями, сделать мир своих детей ярким, весёлым и увлекательным:
Хотите проверить?
Инсценировка сказки «Волк и Лиса»
Волк: Лисавета, здравствуй!
Лиса: Как дела, зубастый?
Волк: Ничего идут дела. Голова ещё цела.
Лиса: Где ты был?
Волк: На рынке.
Лиса: Что купил?
Волк: Свининки.
Лиса: Сколько взяли?
Волк: Шерсти клок.
Ободрали правый бок, хвост отгрызли в драке.
Лиса: Кто отгрыз?
Волк: Собаки.
Лиса: Сыт ли, милый куманек?
Волк: Еле ноги уволок.
Ведущий: Для того чтобы так интересно писать для детей, писатель должен обладать замечательным талантом – талантом любви к детям, талантом понимания детской души.
(На экране слова Маршака. Их читает учитель.)
“Интерес к детям возник у меня задолго до того, как я стал писать для них книжки, безо всякой практической цели бывал я в петербургских начальных школах и приютах, любил придумывать для ребят фантастические и забавные истории, с увлечением принимал участие в их играх”.
2. Мотивация к деятельности.
Давайте совершим небольшое путешествие по произведениям великого писателя, проверим, как хорошо мы их знаем и помним. А путешествовать мы будем по маршрутному листу, и вы сами будете выбирать свой маршрут.
Загадки С.Я. Маршака (4 слайд)
Ведущий: Самуил Яковлевич хотел, чтобы дети были грамотными, сообразительными, внимательными, наблюдательными. А развивал он эти качества у детей с помощью загадок.
Что такое перед нами:
Две оглобли за ушами, 4) Синий домик у ворот.
На глазах по колесу Угадай, кто в нём живёт.
И седёлка на носу? (Очки)
Дверца узкая под крышей-
Принялась она за дело, Не для белки, не для мыши,
Завизжада и запела. Не для вешнего жильца,
Ела, ела дуб, дуб, Говорливого скворца.
Поломала зуб, зуб (Пила)
В эту дверь влетают вести,
Бьют его рукой и палкой. Полчаса проводят вместе.
Никому его не жалко. Вести долго не гостят-
А за что беднягу бьют? Во все стороны летят!
А за то, что он надут! (Мяч) (почтовый ящик)
5) Из темницы сто сестёр выпускают на простор.
Осторожно их берут, головой о стенку трут,
Чиркнут ловко раз и два- …загорелась голова.(спички)
(Ведущий подходит к выставке детских рисунков.)
Ведущий: А еще Самуил Яковлевич Маршак очень любил животных и детей учил этому трепетному вниманию к “братьям нашим меньшим”. О зверятах, живущих в зоосаде, Маршак написал свою книжку и назвал ее ……? (“Детки в клетке”.) А вы нарисовали картинки к этой книге. Получился “Наш вернисаж”. Ну а стихи к этим картинкам вы прочтете сами.
(Дети читают стихи и показывают свои смешные рисунки)
Слон:
“Дали туфельки слону. Взял он туфельку одну и сказал:
–Нужны пошире, и не две, а все четыре».
Жираф:
“Рвать цветы легко и просто детям маленького роста
А тому, кто так высок, нелегко сорвать цветок».
Тигренок:
“Эй, не стойте слишком близко – я тигрёнок, а не киска».
Белые медведи:
“У нас просторный водоем.
Мы с братом плаваем вдвоем.
Вода прохладна и свежа, её меняют сторожа.
Мы от стены плывем к стене то на боку, то на спине.
Держись правее, дорогой, не задевай меня ногой».
Зебры:
“Полосатые лошадки, африканские лошадки,
Хорошо играть вам в прятки на лугу среди травы!
Разлинованы лошадки, словно школьные тетрадки,
Разрисованы лошадки от копыт до головы».
Верблюд:
“Бедный маленький верблюд, есть ребёнку не дают.
Он сегодня съел с утра только два таких ведра».
Обезьянка:
“Приплыл по океану из Африки матрос,
Малютку обезьянку в подарок нам привез.
На дальнем жарком юге, на пальмах и кустах,
Визжат мои подруги, качаясь на хвостах».
Львята:
“Вы разве не знаете папы – большого рыжего льва?
У него тяжелые лапы и косматая голова.
Он громко кричит – басом, и слышно его далеко.
Он ест за обедом мясо, а мы сосём молоко».
Узнай лишнее животное из сказки ? (слайд)
Рассмотри внимательно картинки с животными, и вспомните, из какого они произведения? (Где обедал воробей?)
С кем же не обедал воробей? (Волк)
- Давайте проверим (1 ученик рассказывает произведение «Где обедал воробей?»)
Угадай произведение по отрывку.
(дети по одному рассказывают отрывок из произведения)
Пела ночью мышка в норке:
-Спи, мышонок, замолчи!
Дам тебе я хлебной корки
И огарочек свечи.
Отвечает ей мышонок:
-Голосок твой слишком тонок.
Лучше мама не пищи,
Ты мне няньку поищи!
(«Сказка о глупом мышонке»)
Только мать сошла с крылечка,
Лена села перед печкой,
В щёлку красную глядит,
А в печи огонь гудит.
Приоткрыла дверцу Лена-
Соскочил огонь с полена,
Перед печкой выжег пол,
Влез по скатерти на стол,
Побежал по стульям с треском,
Вверх пополз по занавескам,
Стены дымом заволок,
Лижет пол и потолок. («Пожар»)
Унесла мышонка кошка
И поёт:- Не бойся, крошка.
Поиграем час, другой
В кошки-мышки, дорогой!
Перепуганный спросонок,
Отвечает ей мышонок:
-В кошки-мышки наша мать
Не велела нам играть.
(«Сказка об умном мышонке»)
Ищут пожарные,
Ищет милиция,
Ищут фотографы
В нашей столице,
Ищут давно,
Но не могут найти!
Парня какого-то
Лет двадцати. («Рассказ о неизвестном герое»)
-А зачем его ищут?
-А кто может его описать?
(Среднего рота, плечистый и крепкий, ходит он в белой футболке и кепке. Знак ГТО на груди у него. Больше не знают о нём ничего.)
Бим – бом! Тили – бом!
На дворе - высокий дом.
Ставенки резные,
Окна расписные.
А на лестнице ковер –
Шитый золотом узор.
По узорному ковру
Сходит кошка по утру… («Кошкин дом»)
Собирались лодыри на урок,
А попали лодыри на каток.
Толстый ранец с книжками на спине,
А коньки под мышками на ремне. (Кот и лодыри)
На что жаловался кот? (не учён грамоте, нет школ для котят)
Чему хотел научить нас Маршак, написав произведение?
-А сейчас, посмотрите ещё одно произведение и узнайте его.
6) Инсценировка «Старуха дверь закрой».
Музыкальная пауза
А теперь отдохнём и дружно песенку споём.
«Шли куда попало» на стихи С.Я.Маршака «Товарищи-друзья»
День стоял веселый
Раннею весной.
Шли мы после школы –
Я да ты со мной.
Куртки нараспашку,
Шапки набекрень, –
Шли куда попало
В первый теплый день.
Шли куда попало –
Просто наугад,
Прямо и направо,
А потом назад.
А потом обратно,
А потом кругом,
А потом вприпрыжку,
А потом бегом.
Весело бродили
Я да ты со мной,
Весело вернулись
К вечеру домой.
Весело расстались –
Что нам унывать?
Весело друг с другом
Встретимся опять!
- Из какого произведения эти строки?
Из какого произведения предметы?
Конверт («Почта»)
Кольцо («Двенадцать месяцев»)
Собачонка («Багаж»)
Котёнок («Усатый полосатый»)
Сковорода («Вот какой рассеянный»)
7. “Маршак – переводчик”
Ведущий: С.Я. Маршак был не только детским писателем, но и талантливым переводчиком. Он переводил на русский язык, в совершенстве зная иностранные языки, и произведения Р. Бернса, и У. Шекспира, и детские книги Д. Родари, и Л. Кэррола, и Р. Киплинга. Именно благодаря переводам Маршака, мы познакомились с такими героями, как Маугли, Чипполино, Вини-Пух и Пятачок, Алиса, а для самых маленьких перевел забавные стишки народной английской поэзии.
(Книжка-альбом)
Помощники ведущего: (читают несколько песенок)
“Шалтай-Болтай сидел на стене
Шалтай-Болтай свалился во сне
Вся королевская конница, вся королевская рать
Не может Шалтая, не может Балтая, Шалтая-Болтая, Болтая-Шалтая, Шалтая-Болтая собрать.
2 Дом, который построил Джек (1 ребёнок выразительно читает)
3 Робин-Бобин (1 ученик читает стих-е наизусть)
4 В гостях у королевы (ученик читает стих-е наизусть)
11. Заключение
Ведущий: Дорогие ребята, сегодня на нашем занятии мы говорили о замечательном человеке – С.Я. Маршаке.
Просто удивительно, как хорошо вы знаете его творчество! А еще удивительней, как хорошо он знаком с каждым из вас. Помните, что у вас есть хороший друг – Самуил Маршак.
Вот и закончилось наше путешествие. Его я хочу закончить словами А. М. Горького: «Любите Маршака, учитесь у него!»
Песня про книги
(на мотив «Песенка мамонтёнка»)
Я книгу читаю – она друг надёжный!
Ответ на вопросы найти я хочу.
Ответы найти я хочу. (2 раза.)
Припев:
Пусть книга научит,
Пусть книга расскажет.
Пусть верный путь в жизни она нам укажет.
Ведь так не бывает на свете,
Чтоб были неграмотны дети! (2 раза последние две строчки)
Её не заменит компьютер и видик.
Пусть каждый ребёнок в ней друга увидит.
Ведь чтение книг и наука –
Надёжное средство от скуки.
Припев:
Читайте книги! Ведь недаром гласят русские пословицы: (на доске)