Классный час "Георгиевская ленточка"
4 класс
Тема внеурочного занятия: «Георгиевская ленточка. Традиции».
Цель занятия: - помочь учащимся почувствовать и осознать традиции всенародного гражданского праздника – Дня Победы; поразмышлять о том, как из поколения в поколение передавалась память о событиях, важных для всего Отечества.
Задачи занятия:
• Вместе с ребятами поразмышлять о том, какое значение имеют традиции Дня Победы для сохранения в памяти народного подвига.
• познакомить детей с георгиевскими фактами русской истории.
• Способствовать пробуждению чувства гордости за воинские подвиги предков.
• Развивать речь, продолжить работу по обогащению словарного запаса.
• Воспитывать любовь к Родине, бережное отношение к истории России.
• Развивать творческие способности учащихся.
• Активировать познавательную деятельность учащихся, развивать навыки самостоятельной работы.
• Развивать умение работать в команде.
• Уметь излагать свои мысли, аргументировать свою точку зрения.
Планируемые результаты:
• Учащиеся должны усвоить традиции, связанные с этим праздником,
• Воспитывать уважительное отношение к старшим, к ветеранам.
. Оборудование:
ноутбук, проектор, презентация по теме, , сюжеты документальных хроник Великой Отечественной войны, , заготовки для поделок.
Межпредметные связи: литература, история, технология, музыка
Ход занятия
Организационный момент.
1) Приветствие.
- Светлой удачи, доброго дня
Всем кто слева от меня,
Всем кто справа от меня,
Всем кто сзади от меня,
Всем кто впереди меня.
2) Создание благоприятного психологического климата.
- Давайте подарим друг другу улыбки. Улыбнитесь друг другу.
Мы начинаем наше занятие.
Актуализация знаний.
1 Послушайте пожалуйста песню «Вальс Победы» муз. Александра Варламова на слова Раисы Паниной.
-О чем эта песня?
-Сегодняшнее мероприятие непростое, оно знаменательное. Все вы знаете, что каждый год, 9 мая весь мир отмечает день Победы в Великой Отечественной войне. 72 весну мы отмечаем день Победы.
Мадина приготовила отрывок из стихотворения Александра Желнова
...Майский день красив необычайно-
День Победы празднует страна!
Может это вовсе не случайно-
Что весной закончилась война?
Неслучайно в этот день чудесный,
В память о героях давних лет,-
Распустились нынче повсеместно
Лепестки георгиевских лент.
Слайд 1.
Этот праздник, стал символом национальной гордости, славы, доблести, когда весь народ объединился, чтобы победить фашистскую германию. Наш народ с честью выдержал испытание войной.
За мужество и отвагу, воинскую доблесть 13 миллионов воинов награждено орденами и медалями, 11 тысяч - удостоены высокого звания Героя Советского Союза.
Наш народ совершил подвиг, которому нет равных в истории. Фашистские войска были разгромлены под Москвой, Сталинградом и Ленинградом, на Кавказе, на Курской дуге, в Белоруссии...
Но какою ценою завоевана победа?!
Слайд 2.
Война унесла более 26 млн. жизней, из них замучено и истреблено более 6 млн. мирных жителей, сотни тысяч загублены в лагерях смерти, 4млн. угнано на каторжные работы в Германию.
Каждый из этих людей был нашим соотечественником, чьим-то родным и близким человеком. Это были люди, мечтавшие о счастливой жизни своего народа.
С течением времени всё грандиознее видится этот безмерный подвиг людей, вошедших в легенду, повествующую миру о величии человеческого духа,
, о беспредельной любви к родной земле и к свободе.
Всё дальше уходит от нас 9 мая 1945 года, но мы по-прежнему помним, какой ценой достался нашим отцам и дедам тот день, который объединяет и сплачивает нас, показывая, что мы непобедимы.
Введение в тему :
Ребята, все вы знаете, что с 2005 года в России проходит акция «Георгиевская ленточка», с 24мая-12мая , приуроченная к 60 –ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне. Акция начинается с распространения среди населения отрезков лент, по форме и цвету напоминающую Георгиевскую ленту.
-Посмотрите , ребята, у меня на груди пристегнута особенная лента . Люди нашей страны , готовясь к празднику 9 мая пристегивают на грудь такие же ленты . Эта лента не похожа на украшение .Эта лента – символ.
-Что это за ленточка? Хотели бы вы узнать более подробно?
-Какую еще информацию вам хотелось бы сегодня узнать?( Что означает эта ленточка? Почему она стала символом Победы? В чем смысл этой громкой акции?
-Давайте попробуем ответить на эти вопросы.
Предлагаю тему нашего занятия «Георгиевская ленточка».
2. Чтение стихов
1 ученик: Георгиевская лента – и порох, и огонь,
И горечь слёз, и радость Дня Победы.
Не просто гордый символ, а шёлковый погон,
За добрый мир, что нам добыли деды.
2 ученик: Георгиевская лента – как выживший цветок,
Что видел злом загубленное детство,
Сожжённые селенья, руин смертельный смог...
Не просто символ – памяти наследство.
3 ученик: Георгиевская лента – двух цвет простых полос –
На фронтовых дорогах кровь и пламя,
И жизней эшелоны, ушедших под откос...
И злом исполосованное знамя.
4 ученик: Георгиевская лента – и порох, и огонь –
И скорбь души, и солнце жизни новой.
Узор двухцветных линий – истории ладонь,
Судьбы орнамент... Памятное слово.
Цель нашего занятия : ответить на вопросы.
IV. Основной этап.
-Приходилось ли вам участвовать в акции «Георгиевская ленточка»?
.-Знаете ли вы , зачем раздают людям эти ленты?
- Как вы вели себя, получив такую ленту?
(Дети высказываются.)
Акция «Георгиевская ленточка - это как бы эстафета от прошлых поколений к нынешним. Эстафета народной памяти, уважения к подвигам отцов и дедов, эстафета готовности защитить свою землю, свой народ, свой язык, свое имя. Эта акция становится хорошей традицией, общей данью памяти и уважения к ветеранам. Наш народ всегда был силен своим единством, именно это единство всегда спасало Россию в самые трудные времена. Но мы едины, пока помним.
-Но очень жаль , что не все люди это правильно понимают.
Проблемная ситуация «Про ленточку , совесть и героизм»
-Я хочу рассказать вам историю, которая произошла с двумя пятиклассниками в День Победы.
В День Победы Сережа Иванов проснулся рано - с улицы доносились звуки бодрых военных маршей. Сразу появилось радостное, праздничное настроение. А тут еще и одноклассник позвонил - Димка Егоров, сказал, что на площади гулянье - походная кухня, угощают всех кашей и раздают георгиевские ленточки. Минут через десять друзья уже были там.
Первым делом встали в очередь за ленточками. Набрали штук 20, сказали, что берут на весь класс. Часа два гуляли ребята по площади: и каши наелись, и песен напелись, и всяких выступлений насмотрелись, но никого из класса так и не встретили. Что же делать с ленточками? И тут по площади промчался мотоциклист - черная кожаная куртка, шлем, черные перчатки - и весь с ног до головы увешан черно-желтыми ленточками, которые развевались по ветру, как пламя.
- А чем мы хуже? - решили друзья. Сели на скамеечку и начали завязывать на себе ленты - на руках, на шее, на поясе, на голове. Скоро мальчишки стали похожи на индейцев из племени тамбу-ламбу. Посмотрели друг на друга и со смеху покатились.
А тут на лавочку рядом с ними присел дед, за сердце держится, наклонился вперед, видать, плохо старику. Рядом примостилась внучка, девчонка лет пяти, гладит деда по руке, что-то лопочет про лекарство в правом кармане.
Внезапно на Серегу напал приступ великодушия - сорвал с руки ленточку и протянул старику:
- Нате, с праздником вас, с Днем Победы!
Дед ничего не ответил, только смерил мальчишек усталым и грустным взглядом.
- Берите, это же акция «Георгиевская ленточка», - настаивал Димка. |
Дед задумчиво покачал головой и отвел глаза. И тут внучка тихо заметила:
- А у дедушки уже есть такие, только он эти ленточки никому не отдаст...
Она потянула деда за руку, которую он держал на груди, и друзья увидели три звезды на черно-оранжевых ленточках. Что это были за ордена, ребята не знали. Но, видать, дед был настоящим героем.
Несколько минут продолжалось молчание, потом друзья, не сговариваясь, сорвали с себя все ленточки, положили их на скамейку и отправились по домам.
По дороге даже не разговаривали. Стыдно было...
Беседа по рассказу
-Вот такая история, участником которой мог стать любой из вас.
- Можно ли сказать, что герои этого рассказа хорошие ребята? (Да, заботились о других - ленточек набрали на весь класс, старика пожалели, совесть у них заговорила.)
- А что они сделали не так? (Обвешались ленточками, с ветераном говорили неуважительно.)
- Почему они решили, что надо обвешаться этими ленточками? (Они подражали мотоциклисту, им показалось, что это круто и модно.)
- Подражать другим - это хорошо или плохо? (Смотря чему подражать, нужно думать.)
- Есть ли у этих ребят критическое мышление? (Наверное, нет, иначе бы они смогли дать оценку наряду мотоциклиста и не стали бы подражать ему.)
- Во время проведения акции встречались ли вам люди, подобные этому мотоциклисту?
- А что плохого в том, чтобы обвешаться георгиевскими ленточками? (Эти ленточки не для моды и крутизны, а символ памяти о прошедшей войне, о подвигах наших прадедов, их нужно носить на груди, у сердца, не цеплять где попало.)
- Почему старик отказался взять георгиевскую ленточку? (Наверное, ему было противно видеть, как легкомысленно относятся ребята к этой ленте.)
- Так какой же орден был на груди старика? Три звезды на георгиевских лентах? (Орден Славы всех трех степеней.)
Да, любое хорошее дело можно испортить, если относиться к нему легкомысленно. Георгиевская лента — это не просто кусок материи, который, исходя из безумной идеи организаторов акции, можно беспечно привязывать куда угодно. Георгиевская лента — это многовековой символ, олицетворяющий подвиг русского воина на полях сражений, в кровавых рукопашных боях. Это элемент награды, за которую многие разменивали собственную жизнь.
- “Георгиевскую ленточку” символом памяти - прикрепляют на лацкан одежды, в знак памяти о ветеранах, участниках войны, всех тех, кто воевал, отдавал жизнь на поле боя во время Второй мировой войны. Носи ее достойно, не позорь память своих предков!!!
Герои той истории тоже хотели узнать, что это за орден, поэтому дома сразу же достали энциклопедию и все узнали. Вам тоже было дано задание - подготовить информацию по этой теме. Предоставляю вам слово.
1Ученик. Георгиевская ленточка получила свое название от ордена Святого Георгия. Великомученик Георгий был сыном богатых и благочестивых родителей, воспитавших его в христианской вере. Родился он в городе Бейрут (в древности - Белит), у подножия Ливанских гор.
Ученик. Святой Георгий - великомученик. Он был замучен и убит врагами христианства - язычниками. За мужество и за духовную победу над мучителями, которые не смогли заставить его отказаться от христианства, а также за чудодейственную помощь людям в опасности святого Георгия называют еще Победоносцем.
.
Воспитатель: История о георгиевской ленте пришла к нам из далекого прошлого. Это было очень давно. Об этом существует много легенд, ребята расскажут вам одну из них:
2 ученик Легенда называется "Чудо Георгия о Змие"
Существует легенда, в которой рассказывают, что недалеко от места, где родился святой Георгий, в озере жил змей, который часто пожирал людей той местности.
Суеверные люди той местности для утоления ярости змея начали регулярно по жребию отдавать ему на съедение юношу или девицу. Однажды жребий выпал на дочь правителя той местности. Ее отвели к берегу озера и привязали, где она в ужасе стала ожидать появления змея.
Когда же зверь стал приближаться к ней, вдруг появился на белом коне светлый юноша, который копьем поразил змея и спас девушку. Этот юноша был святой великомученик Георгий.
Таким чудесным явлением он прекратил уничтожение юношей и девушек в родной земле.
Так добро победило зло.
Жители города, пораженные чудом стали прославлять Святого Георгия, пересказывать его подвиг и изображать его лик».
Слайд 7.
Воспитатель: Святой великомученик Георгий считается покровителем и защитником воинов.
Со времен великого князя Иоанна III изображение святого Георгия Победоносца - всадника, поражающего копьем змея, - стало гербом Москвы и эмблемой Русского государства.
Упражнение «Добра и зла» (икона «Георгий Победоносец»
На иконах святой Георгий изображается сидящим на белом коне и поражающим копьем змея. Это изображение основано на предании и относится к посмертным чудесам святого великомученика Георгия.
Всадник поражает копьем черного Змия (Змий это зло)
Георгий Победоносец - символизирует свет, добро, храбрость, победу над врагом, злом, болезнями, неудачами (Это добро) …
Воспитатель предлагает детям подойти к рабочим столам. Перед ребенком белый лист бумаги. На белом листе бумаги восемь цветных полосок.
Учитель: Выберите полоску цвет которой, по вашему мнению, может символизировать злобу, вражду, неудачу….
Дети: (делают свой выбор)
Учитель: Выберите полоску цвет, которой, по вашему мнению, может символизировать радость, доброту, свет, победу ….
Дети: (делают свой выбор)
Учитель: Расположите на листке полоски так, чтобы черная полоска
располагалась внизу (Змий), а желтая - сверху (Георгий в золотом плаще). Можно сказать о том, что эти полоски символизируют фразу «Добро победило зло»?
Дети: (ответы детей)
Учитель предлагает детям продолжить ритм полосок и приклеить их.
На экран демонстрируется «Георгиевская лента». Воспитатель предлагает сравнить ленты.
Воспитатель: Вот так и была создана лента, которая символизирует победу добра над злом и говорит нам о том, что «Всегда добро будет побеждать зло».
В России очень любили и почитали святого великомученика Георгия. Поэтому дали его имя самому почетному военному ордену. Этим орденом награждались только офицеры и генералы за личные боевые заслуги. Вешали этот орден на георгиевскую ленту. Это была исключительная воинская награда
3 ученик (Слайд 9.)
Орден Святого Георгия Учрежден 25 ноября 1769 г. императрицей Екатериной II Великой. По статусу он давался только за конкретные подвиги в военное время "тем, кои: отличили себя особливым каким мужественным поступком или подали мудрые и для нашей воинской службы полезные советы". Это была исключительная воинская награда.
Орден святого Георгия подразделялся на четыре степени, причем первый раз выдавалась низшая, 4-я степень, в следующий раз более высокая 3-я, далее 2-я и, наконец, совершивший четвертый выдающийся подвиг мог быть представлен к награждению орденом Святого Георгия 1-й степени.
4ученик (Слайд 10.)
С именем святого Георгия в России связана еще одна награда - "Золотое оружие"
С 1807 года лица, удостоенные "Золотого оружия" причислялись к кавалерам ордена Святого Георгия. В 1913 году эта награда получила официальное название "Георгиевское оружие". Орден Святого Георгия и наградное оружие "За храбрость" могли получить лишь офицеры и генералы.
5 ученик (Слайд 11.)
Для награждения солдат и унтер-офицеров в начале XIX века был учрежден особый серебряный Георгиевский крест, имевший одну степень и носившийся на оранжево-черной Георгиевской ленте.
В середине XIX века солдатский Георгиевский крест был подразделен на четыре степени (1-я и 2-я - золотые, 3-я и 4-я серебряные) и стал выдаваться так же, как и ордена Святого Георгия, т. е. сначала 4-я, затем 3-я, 2-я и, наконец, 1-я степень - высшая.
Некоторые герои носили на груди Георгиевские кресты всех 4 степеней, так называемый "полный бант".
Воспитатель:
Сегодня мы услышали о подвигах наших далеких предков. Но это события давно минувших лет. Какое отношение имеет орден Святого Георгия к самой страшной войне ХХ века? А вот какое.
Физ.минутка:
Физкульт-минутка: «Будем мир мы защищать» (выполняется в парах).
Раз, два, три, четыре, пять. Поочередно соединяют пальчики обеих рук.
Будем мир мы защищать! Жмут руки друг другу.
На границе встанем, Прямые руки вытягивают вперёд.
Всех врагов достанем. Шаг, выпад вперёд.
Будем чаще улыбаться, Повороты в стороны, улыбаются друг другу.
А не ссориться и драться! Обнимаются друг с другом.
6 ученик (Слайд 12.) ордена Славы
Учитель: В годы Великой Отечественной войны и ожесточенных боев за свободу нашей родины, был учрежден орден Славы трех степеней. Желто-черная расцветка ленты обозначала черный цвет- порох, а желтый цвет – огонь и украсила многие солдатские и современные российские наградные медали и знаки за воинскую доблесть. Черно-оранжевые цвета Георгиевской ленты стали в России символом военной доблести и славы..
Это цвета победы, цвета мужества героизма, символ памяти и уважения к ветеранам.
Орденом Отечественной войны награждались лица рядового и начальствующего состава Красной Армии, Военно-Морского Флота, партизанских отрядов, проявившие в боях за Советскую Родину, а также военнослужащие за храбрость, стойкость и мужество, которые своими действиями способствовали успеху боевых операций наших войск.
Слайд 13.
Воины Александра Невского, и дружинники Дмитрия Донского, и солдаты Суворова, и миллионы советских солдат шли в бой за Родину, за честь и свободу своей земли. Около полутора миллионов человек были награждены этим орденом, а значит, почти в каждой российской семье есть свой георгиевский кавалер.
Слайд 15- 16.
Воспитатель. Теперь мы знаем, что чёрно-оранжевые ленточки - символ памяти о победе России в Великой Отечественной войне, они стали знаком вечной признательности ветеранам, освободившим мир от фашизма. Нынешняя акция "Георгиевская ленточка" - это эстафета от прошлых поколений к нынешним. Эстафета народной памяти, уважения к подвигам отцов и дедов, эстафета готовности защитить свою землю, свой народ, свой язык, свое имя. Эта акция становится хорошей традицией, общей данью памяти и уважения к ветеранам. Наш - народ всегда был силен своим единством, именно это единство всегда спасало Россию в самые трудные времена. Но мы едины, пока помним.
Давайте и мы продолжим эту эстафету, прикрепим к груди
"Георгиевскую ленточку". .
Воспитатель
В канун празднования Дня Победы каждый человек надевает себе на одежду Георгиевскую ленточку в знак памяти о героическом прошлом, выражая уважение к победителям, отдавая дань памяти павшим на поле боя, благодарность людям, защищавшим наше Отечество. Надевая ленту, мы говорим «Мы помним! Мы гордимся!»
А вы хотите носить на своей одежде такие ленточки? Почему?
Целью этого мероприятия является создание атмосферы всеобщего праздника, выражение уважения и гордости за наших ветеранов. Это не только дань памяти тем, кто пал на поле боя, но и благодарность людям, прошедшим через ВОЙНУ
-Хотели бы и вы сделать Георгиевскую ленточку .
Практическая работа.
Для работы понадобится 35 – 40 см ленты, булавка, нитка с иглой. (слайд10)
Необходимо разрезать ленту пополам... (слайд 11)
Одну половину сошьём в кольцо. (слайд 12)
Соберём один край на нитку и закрепим. (слайд 13)
Вторую полоску сложим пополам и... (слайд 14)
Аккуратно пришьём булавочку. (cлайд 15)
Из полученных заготовок осталось собрать ленту-орден. (слайд 16)
Розетку-орден положить на ленту и пришить. (слайд 17)
Итог: Сделай Георгиевскую ленточку символом своей памяти – прикрепи её на одежду в знак памяти о ветеранах, участниках войны, всех тех, кто воевал, отдавал жизнь на поле боя.(дети прикрепляют ленточки)
Чтение стихотворения
Звучит песня «Георгиевская лента»
IV.Рефлексия
: - Давайте вернемся к целям, которые мы поставили в начале занятия, все ли мы выполнили?
- Что нового вы узнали сегодня на занятии?
Продолжить фразу: Сегодня
Я узнал…
Я понял…
У меня появилось желание…
Перед вами лежат кружочки и фломастер. Изобразите в виде смайлика настроение, с которым заканчиваете занятие.
![]()