Раздел «Эти загадочные животные»
т/з: Дикие животные.
ц/з: знакомить с разнообразием мира животных, местом обитания определенных видов животных, приспособленностью животных к среде обитания.
Развивать устную речь учащихся, навыки аргументирования.
Ресурсы: картинки с изображением животных, книги, журналы о животных.
Запланированная деятельность на занятии I. Создание положительного эмоционального настроя. (Д,к) Придумано кем-о просто и мудро При встрече здороваться – Доброе утро! Доброе утро солнцу и птицам, Доброе утро доверчивым лицам! И каждый становится добрым и доверчивым, Доброе утро пусть длится до вечера! П. Актуализация жизненного опыта. Целеполагание. (К) Стартер. - Загадки о животных (отдельный лист). - О каких животных прозвучали загадки? - Как думаете, о чем мы будем с вами говорить на уроке? - Кого мы называем животными? Всех вместе – птиц, зверей, насекомых, рыб, пресмыкающихся – мы можем назвать одним словом – животные. Это – тема нашего сегодняшнего исследования. Проблемный вопрос: - Расскажите все, что вы знаете о животных. - Что бы вы хотели узнать о животных? - Рассмотрите иллюстрации - Кого художник изобразил? Чем питаются эти животные? - Как называется наука, которая изучает растения? Животных? - Чем животные отличаются друг от друга? - Чем животные похожи? - Как доказать, что животные – это ЖИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ? - Кто изучает животных? Зоология – наука, изучающая животных, их образ жизни, повадки, особенности и многое другое. Ученых называют зоологами. Наиболее яркие примеры можно увидеть по телевизору по каналам про животных.. Там видно, сколько труда и смелости предпринимают и проявляют ученые зоологи, чтобы изучить жизнь львов и змей, акул и китов, многих других животных. Эти ученые используют самые разные приборы – бинокли и видеокамеры, весы и спидометр (измеритель скорости), ростомер и фотоаппараты, различные микродатчики, которые крепят к животным. И конечно же, зоологи сильно подвергают свою жизнь риску. Но без риска не узнать о животных нельзя ничего. Игра «Самый умный! - Самое легкое животное? муравей - Самое тяжелое животное? слон - Самое высокое животное? - Самое быстрое? гепард - Самое низкое животное? - Самое глубоководное? Скат, камбала - Самое свирепое животное? – носорог - Самое глупое животное? Баран Самая маленькая птичка? - Самая свирепая речная рыбка? - Самая опасная обитательница моря? - Самое крупное морское животное? Синий кит ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС. - А каких животных нашей страны вы знаете? - Работа по книжкам-брошюрам - Рассмотрите животных которые дивут в нашей стране. - Конечно, это лишь маленькая часть животных Казахстана, их во много раз больше. - Каких еще животных вы могли бы назвать, живущих в нашей стране? -Работа по группам. - Выберите одного из животных которые изображены на картинке. - Составьте его описание, не называя само животное! - Другие группы должны отгадать. 1. Это животное обитает (живет) …. 2. Части тела: голова, туловище, хвост, ноги, плавники и т.д. 3. Форма тела животного (короткое, длинное, овальное, круглое и т.д.) 4. Тело покрыто:… 5. Питается животное …. - Вы отметили, что некоторые животные питаются травой и побегами, а некоторые мясом. - О чем это говорит? ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА. В саду и в огороде мы идем, Смотря под ноги. С грядки огурец сорвем Грушу с веточки сорвем Покрутились, посмотрели, Все собрали, что хотели? Урожай несем домой, Кто готов – красиво стой! Сели выпрямили спинки, Снова смотрим на картинки! (К,И) - На какие два вида делятся животные? - Чем отличаются хищники? Травоядные? - Почему животных назвали хищниками? Травоядными? - Какие у хищников глаза? Зубы? Почему? - Какие зубы у травоядных? Глаза? Почему? - Назовите травоядных животных. Хищных животных? - Можно ли птиц разделит на хищных и не хищных? - Назовите хищных птиц. Нехищных. - Чем от хищников отличается медведь? Что он ест? (всеядный) - К какой группе можно отнести собаку, кошку, корову, козы, верблюда? Почему? - Чем отличаются домашние животные от диких? Какой вывод можно сделать? ВЫВОД: |
Парная работа: 1. – Посоветуйтесь в паре И ОБВЕДИТЕ ТЕХ ЖИВОТНЫХ, КОТОРЫЕ ЖИВУТ В Казахстане. 2. Обведи приборы, которые нужны зоологам? Кто такие зоологи? Подведение итогов - Какова была тема нашего урока-исследования? - Какое исследование мы с вами провели? - Что вы узнали нового и интересного на уроке? - Что вас удивило? Что вы узнали7 | Карточки с опорными словами |
Раздел Зима в природе.
Ц ели занятия:
-Формирование знаний о правилах собственной безопасности в зимний период.
-знакомить с правилами закаливания в зимний период, о пользе свежего воздуха для здоровья;
- развивать фантазию, творчество, навыки коллективной работы, эстетический вкус.
Актуализация знаний.
Чтение стихотворения Н.Некрасова «Мороз-воевода»
Не ветер бушует над бором, не с гор побежали ручьи
Мороз-воевода дозором обходит владенья свои.
Глядит, хорошо ли метели лесные тропы занесли
И нет ли где трещины, щели и нет ли где голой земли.
Пушисты ли сосен вершины, красив ли узор на дубах?
И крепко ли скованы льдины в великих и малых водах?
Постановка темы и целей занятия. Повторение правил поведения на экскурсии. Постановка задач, которые нужно выполнить на экскурсии.
Ход экскурсии.
А) Рисование на снегу. Тема «Зимний пейзаж»
Б) Что еще можно прочитать на снегу?
Игра «Угадай, чьи это следы?»
В) Подкормка птиц хлебными крошками.
Г) Работа на школьной площадке. Обметание снега с елочек. .
4. Рефлексия.
Что мне понравилось на экскурсии?
О чем меня заставили задуматься зимние холода?
Какую пользу я могу оказать зимующим птицам?
Что я могу делать каждый день?
Раздел Зима в природе.
Тема занятия: Свойства снега и льда.
ц/з: Расширить знания учащихся о свойствах снега и льда, о пользе снега и об опасностях, которые он представляет . Развивать эстетический вкус. Формирование знаний о правилах собственной безопасности в зимний период.
Ресурсы: снег, лед, блюдечко, стекло, презентация «Свойства снега».
Стартер. Загадки;
- Белое покрывало всю землю одело.
-Растет она вниз головою, не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет, растает она и умрет.
Целеполагание.
Деление на группы: снежинки и снежинки
Постановка проблемы. 1группа - Откуда на небе берется снег?
2 группа - Как образуется лед?
Каждая группа обсуждает проблему, обосновывает свой ответ.
Какой общий вывод можно сказать о снеге и о льде?
Проверка гипотез. Опыты со снегом и водой.
Положить снег на блюдечко понаблюдать, что с ним произойдет.
Из снега образовать лед, скомкав снег в руке. Как образовался лед? Растает ли он?
Беседа с учащимися о пользе и вреде снега. Объяснение смысла пословицы: «Много снега – много хлеба».
Об опасностях, которые представляют снег и лед.
Просмотр презентации, а также фото в папке «Наводнение»
Работа в группах.
1группа – о пользе снега
2 группа – о вреде снега.
Презентация работ.
Беседа о правилах безопасности в зимний период во время сильных снегопадов, метели, гололедицы.
Рефлексия
- Что я узнал нового о свойствах снега и льда?
- Где мне пригодятся полученные знания?
На елочку повесить снежинки ( 1 снежинка – мне было все понятно и интересно, 2 снежинки – многое осталось непонятным, 3 снежинки – занятие не понравилорсь).
Раздел Зима в природе. Занятие 15
Изготовление зимних новогодних пейзажей и композиций. Конкурс на лучшую зимнюю композицию.
Раздел «Зима в природе». Занятие 13
Экскурсия в зимний парк. Конкурс рисунков на снегу. Скульптура из снега. Проект «Птичья столовая» .
ц/з:
- развивать наблюдательность, эстетический вкус, навыки сотрудничества, трудовые навыки;
-воспитывать заботливое отношение к зимующим птицам, навыки культурного поведения, положительное отношение к труду, уважение к чужому труду.
Ресурсы: маленькие лопаточки, палочки для рисования, хлебные крошки, зерна
Ход занятия.
Создание положительного эмоционального настроя.
Стартер.(имитируют движения названных предметов)
Снегопад, снегопад, хватит дела для лопат,
Для лопат и для скребков, для больших грузовиков!
Определение темы и целей занятия
Повторение правил поведения на экскурсии.
Экскурсия в ближайшую рощу. С Вывешивание птичьих кормушек, засыпка в них корма для зимующих птиц.
Наблюдение (издали) за поведением птиц. Выводы.
Разглядывание на снегу следов. Постараться определить, кто их оставил. Что еще, кроме следов, можно оставить на снегу?
Рисование на снегу (индивидуально, в парах – по желанию учащихся).
Похвалить детей за рисунки. В качестве призов – конфеты «Снежок».
Возвращение на школьный двор.
Работа над классными снежными фигурами (обметание с них снега).
Разглядывание других снежных фигур. Беседа о том, что фигуры хрупкие. Поэтому нельзя на них взбираться и т.д.
Возвращение в класс. Рефлексия.
-Что вам больше всего понравилось на экскурсии? Что вы усвоили в ходе экскурсии?
Раздел Зима в природе. Занятие 12
Т\з: Зима в природе. Сезонные изменения в жизни человека, животных и растений зимой. Приспособления к зимней жизни. Конкурс знатоков песен, пословиц, загадок, поговорок о зиме.
ц/з: расширить имеющиеся знания детей о жизни диких животных зимой, об охране животных государством. Прививать бережное отношение к животным, развивать языковые компетенции, общий кругозор
Ресурсы: картинки диких животных, сюжетные картинки (с зимним пейзажем)
Ход занятия.
Деление на группы. .Целеполагание
Раздать картинки с изображением зимних и осенних пейзажей.
Какое время года бывает раньше. Определение темы занятия.
Работа по сюжетной картинке.(зимний пейзаж) . Придумать рассказ в парах.
3. Слушание стихотворения А.Пушкина: Задание: Какая группа больше запомнит и назовет примет зимы.
Вот север, тучи нагоняя, дохнул, завыл
И вот сама идет волшебница-зима.
Пришла, рассыпалась, клоками
Повисла на суках дубов.
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов.
Брега с недвижною рекою
Сковала пухлой пеленою.
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки-зимы.
Выслушать ответы групп.
4. Музыкальная динамическая пауза «Танец снеговиков»
5.-Отгадать загадки (по группам)
-Хозяин лесной просыпается зимой. А зимой под снежный вой спит в берлоге снеговой.
- Летом серый, зимой белый.
Найти картинку с изображением своего животного.
Затем группа выходит к доске с картинкой, а другая группа задает 3 вопроса про это животное. Затем роли меняются.
-Какой вывод можно сделать о жизни животных зимой?
Как думаете, почему одни звери всю зиму спят, а другие же - нет?
6. Работа в тетрадях. Творческая работа.
Оживить пословицы:
Мороз не велик, да стоять не велит. (1 группа))
Береги нос в большой мороз.(2 группа)
Ребята не должны знать, какую пословицу оживляет другая группа.
После выполнения работы группы должны угадать, к какой пословице выполнен рисунок.
7. Выработать правила, как вести себя на улице в большой мороз.
8. Рефлексия.
Какие виды работ мне понравились…
Что я знал раньше…
О чем или о ком хотелось бы узнать побольше…
Занятие 10
Раздел «Природа в нашем доме» (всего – 3 ч)
Тема занятия: Разнообразие растений. Проекты «Заповедные дороги моих близких» и «Вырасти себе друга».
Цели занятия:
- прививать любовь к своей малой родине;
- развивать эстетический вкус;
-воспитывать наблюдательность;
-развивать навыки сотрудничества.
Ресурсы: 2 листа ватмана, фломастеры, картинки с изображением живой природы. Ножницы, клей.
Ход занятия
Создание положительного психологического настроя.
Сообщение темы и целей занятия.
Деление на группы. ( фрукты и овощи – предметные картинки) Сообщение темы и целей занятия. Повторить правила работы в группе.
Работа над проектом 1группа «Заповедные места моих близких»,задание для первой группы – изобразить на бумаге любыми средствами природу родного края( составить постер). Рассказать о ней по постеру.
2 группа – «Вырасти себе друга». Изобразить на бумаге любимое животное (или растение). Рассказать о нем. Почему вы считаете его другом.
Время для работы – 20минут.
Критерии: - Составление постера
-понятность
- красочность
-аккуратность
-защита.
Учитель в ходе занятия оказывает помощь, направляя деятельность учащихся, так как работа для детей незнакомая.
Защита работ группами. (по 5 минут)
Взаимооценивание работы группами по критериям
7.Рефлексия.
-Что я не умел
-Чему я научился
-Что мне осталось непонятным
Занятие 11.
Раздел «Природа в нашем доме»(всего – 3 ч)
Игра «Собери цветок».Природа в нашем доме. Конкурс «Очумелые ручки». Операция «Кормушка».
Цели занятия:
- дать представление о многообразии растений на земле, закрепить имеющиеся сведения о растениях;
- развивать эстетический вкус;
-воспитывать наблюдательность
Раздел «Природа в нашем доме»(всего – 3 ч)
Разнообразие растений. Игра «Если бы я был деревом». Природа в нашем доме.
Цели занятия:
- дать представление о многообразии растений на земле, закрепить имеющиеся сведения о растениях;
- развивать эстетический вкус;
-воспитывать наблюдательность
Ресурсы: картинки с изображением дуба. Липы, сосны, осины, предметные картинки. Плакаты. Цветные карандаши
Ход занятия
Создание положительного эмоционального настроя
Представьте себе, что вы маленькие растения. Вы растете, набираетесь сил. Вот выросли, киваете друг другу ветками. Улыбнитесь друг другу.
2.Деление на группы.
Раздать предметные картинки: комнатные растения, дикорастущие растения, культурные растения.
Какой вывод можно сделать (мир растения разнообразен)
Сообщение темы и целей занятия.
Просмотр слайдов о растениях.
Дуб.
Он прожил на свете сто с лишним лет.
В нем старости в помине нет.
Как ис дубков – праправнуков. Весной
И осенью немало желудей
Срывает ветер с его ветвей.
Сосна.
Ствол ее – цвета морского песка.
Хвоинки – цвета морской волны.
Как пальма пустыни она высока,
Любуются все красотой сосны!
Липа.
Едва лишь она расцвела
За соком душистым несется пчела.
Зовет ее липкою, липой народ
За липкий тот мед,
Что она нам дает!.
Осина.
Чуть ветер дунет, пробежит,
Как уж осинка вдоль опушки,
От нижних веток до макушки
Листвой серебряной дрожит.
все – голос эха, грома звук
Бросает в дрожь ее листву.
3 Закройте глаза. Представьте себе, что вы на минуту стали растениями, растущими в комнате.В комнате тепло, вы стоите на окошке. Ярко светит солнце в окошко. К вам подошла девочка. В руке у нее лейка с прохладной водой. Она поливает вас, обтерла пыль с ваших листьев, нежно погладила вас рукой, вдыхает ваш аромат. А теперь представьте себе , что вы растете в поле. Ветер нежно колышет ваши листья. Солнышко пригревает вас. Кругом поют птицы, порхают бабочки. Но вот на луг пришли ребята. В руках у одного мальчика веточка. Он машет ею. Вот уже упали от его палочки соседние растении. Он приближается к вам. Но тут подбежала девочка. Ей понравились цветки на вашем стебле. Она понюхала цветы и решила сделать себе венок. Но тут ребят кто-то окликнул , и они побежали от вас. А теперь откройте глаза и скажите, когда вы чувствовали себя хорошо. А когда вам было неприятно. Почему?
4.Игра «Если бы я был деревом» (в группах приготовить рассказ)
5. Творческая работа.
1 группа – нарисовать известные вам деревья.
2 группа – нарисовать культурные растения.
3группа – нарисовать дикорастущие травы.
6.Защита постеров (рассказ о растениях с их перечислением и все. что знают о данных растениях)
Рефлекия.
Что нового я узнал о растениях.
Что бы я посоветовал своим товарищам, как обращаться с растениями.
Занятие 8 Обобщение по разделу.
( Что такое природа. Природа и мы. Экскурсия в парк. Времена года. Осень. Осенние красы. Осень в стихах, пословицах, загадках. Экскурсия «Мир в цветах радуги». Осень в жизни животных. Заготовка корма для птиц. Проект "Хлебные крошки
Цели:
-закрепить и обобщить знания учащихся по пройденному разделу.
-развивать навыки работы в группе; развивать фантазию, мышление, связную речь;
-воспитывать наблюдательность, уважение к людям труда;
-развивать эстетический вкус
Форма проведения: конкурсы, игры.
Ресурсы: музыкальная запись, предметные картинки с изображением живой и неживой природы по 4 штуки, мяч, картинки с изображениями овощей, карточки для конкурса командиров, 8 фишек из конструктора, яблоки в пакете, картинка с изображением яблони и желтые и зеленые яблоки 9для рефлексии)
Ход занятия
Создание положительного эмоционального настроя
Закроем глаза и представим себе, что мы идем по тропинке в роще. Нас окружают с двух сторон деревья. Слушание «Венского вальса» Джузеппе Верди.
Опишите свои впечатления, что вы себе представили. Прослушать еще раз. Но уже дети должны озвучить, когда они слышат шум ветра, шорох падающих листьев, а когда стоит унылая пасмурная погода.
Определение темы и целей занятия.
Создание 2х групп по предметным картинкам, изображающих предметы живой и неживой природы. Работа в 2х группах. Одна группа называет объекты живой природы, другая – неживой. При правильном выборе другая группа каркает как ворона, при неправильном выборе – изображают ветер. Какая природа – живая или неживая- больше нуждается в защите? Обоснуйте свой ответ.
«На старт команды вызываем, мы разминку начинаем.
Будут хороши загадки, а ответы будут кратки. За каждый правильный ответ команда получает по жетону.
Конкурс «Загадки»
- В огороде у дорожки солнышко стоит на ножке. (подсолнух)
-Прежде чем его мы съели все наплакаться успели. (лук)
-над землей трава, под землей алая голова.
-Красна девица сидит в темнице, а кудри на улице.
-Лежит меж грядок зелен и сладок.
-начнешь его раздевать, будешь слезы проливать.
7. Игра «Фрукты, овощи, цветы» Ведущий бросает мяч любому игроку из команды по очереди каждой команде и произносит при этом:2Фрукты», «Овощи» или «Цветы» игрок должен соответственно назвать фрукт, овощ или цветок. Кто не успеет выполнить задание или озвучит ранее сказанное название, выбывает из игры. Выигрывает команда, в которой останется больше игроков.
Динамическая пауза. Имитируют рост растения, работу с ним от начала посадки до уборки
8. «Овощной брейн-ринг»
Действуйте активно, ловко, проявите вы сноровку.
Кто руку раньше поднимает, тот на вопрос и отвечает!
Задания.
А) Он пришел к нам из Южной Америки и встретил огромное сопротивление. Люди не хотели его садить. А сейчас мы называем его «вторым хлебом» и употребляем в пищу чуть не каждый день. А повара могут приготовить из него более 500 блюд. (Картофель)
Б) Его рассаду надо хорошенько поливать. Говорят. Что она пьет воду как лошадь. (капуста)
В) Весной высаживают рассаду этого «золотого яблока», а осенью, особенно сесли лето было теплое, кустики гнутся от спелых красных плодов..
Г) Находящиеся в стручках семена так богаты полезным веществом – белком, что это растение порой называют «огородное мясо» (фасоль)
Д) Запах резкий, вкус горький, а без него не приготовить ни мясо, ни овощной салат. (лук)
Е) Родина этого растения находится между Алтайскими горами и горами Тянь-Шань.Его зубчики – отличное средство для борьбы с простудой и прекрасная приправа к мясным блюдам.(чеснок)
9. Конкурс командиров «Кто быстрее»
Командирам дается по одной открытке, разрезанной на одинаковое количество частей, на которой изображено овощное растение. Надо сложить кусочки, назвать растение и рассказать о его применении.
10.Конкурс-эстафета «Сбор урожая».
Перед доской стоит коробочка. В которой находятся «овощи» (детали от конструктора) по числу участников команды. Команды строятся в колонну по одному. Игрок должен добежать до стола, взять шарик, прибежать к команде, отдать предмет следующему игроку, который с ним бежит к столу, берет еще один предмет, передает уже следующему игроку 2 предмета и т.д. Побеждает команда, выполнившая эстафету первой и не потерявшая ни один предмет.
11. Подведение итогов. Всем игрокам раздаются яблочки в качестве угощения от Осени.
12. Рефлексия.
Если на занятии чувствовал себя хорошо, доволен своей командой и собой и узнал много полезного, то прикрепляет на яблоню желтое яблоко. Если не совсем доволен занятием – зеленое яблоко.
Занятие 7.
Осень в жизни животных. Заготовка корма для птиц. Проект "Хлебные крошки".
ц/з: расширить имеющиеся знания детей о жизни диких животных осенью, об охране животных государством. Привитие бережного отношения к животным, оказание посильной помощи зимующим птицам.
Ресурсы: картинки диких и домашних животных, в том числе птиц.
Ход занятия
Деление на группы (картинки с изображениями диких и домашних животных)
Картинки с домашними животными. При показе домашнего животного ученики мычат, при показе дикого - рычат. Почему одних животных называют домашними, а других – дикими?
1 задание (пантомима):1 группа – изобразить дикое животное, 2 группа – домашнее. Группы должны угадать изображаемое животное.
2 задание – придумать и загадать загадку о диком (домашнем) животном.
3задание.Работа с предметными картинками. Попробовать разделить всех животных на 2 группы: на травоядных и на хищников.
4 задание.- постановка проблемы. Почему осенью встречаем мало диких животных, например, ежа, крота, суслика.
Введение понятия «спячка».
Проблема. Почему одни животные впадают в спячку, а другие и зимой охотятся? Обосновать свой ответ.
5. Подумать в группах и сказать:
1 группа – впадающих в спячку животных, 2 группа – животных, которые в спячку не впадают. При правильном ответе – 1 хлопок руками, при неправильном - один раз топнуть ногой.
6. динамическая пауза. Изображаем, как двигаются зайчик, лиса, медведь, ежик.
7. Постановка проблемы. Как вы сейчас одеваетесь, выходя на улицу? А как думаете, меняют ли свой мех животные? Введение понятия «линька».
8. Загадки
-Зимой серый, летом – белый.
- маленький зверек прыг с елки на дубок.
-Хозяин лесной просыпается весной, а зимой под снежный вой спит в берлоге снеговой.
9. Рассказывание рассказа В.Бианки про зайчика (почему осень – самая опасная пора для
него)
10. О каких животных, которых летом было очень много, а сейчас осталось очень мало , мы сегодня не говорили? (о птицах). Называют в группах по очереди перелетных птиц.
Почему они улетают в теплые края?
- Какие птицы остались бесстрашно зимовать зиму?
- А можем ли мы перезимовать их долгую морозную снежную зиму? Как?
О проекте «Хлебная крошка».
Задание на дом. Приготовить с папами птичью кормушку. Чья кормушка окажется лучшей?
Рефлексия. Что узнал я нового? А нужно ли помогать птицам и почему?
Занятие 1.
Режим работы кружка. Ознакомление с планом. Беседа о правилах безопасности. Организация рабочего места. Работа с инструментами (ножницами, линейкой, карандашом и т.д.).
Цели:
- ознакомление уч-ся с режимом работы кружка, познакомить с особен-ностями работы в кружке, раскрыть понятие «друзья природы»;
- познакомить с правилами безопасности во время экскурсий, при работе с рабочими инструментами; картины на тему «природа»;
- воспитывать навыки работы в паре, в группе;
-воспитывать первоначальные правила обращения с природой.
Оборудование: радуга, инструкция по работе с ножницами, ножницы, бумага, картон, листья деревьев.
Ход занятия.
Создание положительного эмоционального настроя.
На доске радуга.
За селом тропиночка вдаль меня манит , надо мною радуга яркая горит.
Солнышку и радуге улыбаюсь я! Самая прекрасная Родина моя!
2.Сообщение учителя.
Дети собираются в кружок вокруг сдвинутых столов.
А) Что такое кружок и чем он отличается от урока.
Б) Что необходимо для занятий кружка.
3. Беседа в кругу. Кого мы называем другом. Кто тебе друг? Почему? Что ты желаешь другу? Можно ли обижать друга, говорить ему плохие слова и т.д.?
Как думаете, а что значит «друзья природы?».Что означает слово «юные?»
Значит, чем, по-вашему, будем заниматься на кружке «Юные друзья природы?
4.Инструктаж о правилах безопасной работы при работе с ножницами, клеем и т.д. Порядок на рабочем месте. Соблюдение правил гигиены.
5.Тренировочная работа (учитель следит за каждым учеником, просит подать (взять) ножницы.
Сравнить бумагу и картон, провести линию на картоне, бумаге, вырезать полученные полоски. Какая бумага режется легче. Попробуем резать листочки. Что мы наблюдаем?
6. О правилах поведения на экскурсии. Экскурсия в рощу. Знаем ли мы названия растений, которые растут в роще? А возле вашего дома? Как вы ухаживаете за растениями в своем садике? А ухаживает ли кто-нибудь за растениями в роще? Почему? Что случится с деревом, если каждый из нас сейчас сломает по веточке от дерева?
7. Итоги экскурсии.
Что я не должен делать на природе
Занятие 2.Что такое природа. Природа и мы. Экскурсия в парк.
Цели:
-закрепить правила безопасности во время экскурсий;
-развивать навыки работы в группе; развивать фантазию, мышление, связную речь;
-воспитывать наблюдательность.
Ход занятия.
1.Создание положительного эмоционального настроя.
Приветствие на 3х языках. Пожелание друзьям.
Повторить правила поведения на экскурсии. Что будем делать на экскурсии. Экскурсия в рощу.
Ход экскурсии.
1.Работа в 2х группах. Одна группа называет объекты живой природы, другая – неживой. При правильном выборе другая группа каркает как ворона, при неправильном выборе – изображают ветер. Какая природа – живая или неживая- больше нуждается в защите? Обоснуйте свой ответ.
2. « Пофантазируем». Найдите необычный листок. Закройте глаза и понюхайте его. Листок оказался волшебным. Представьте себе, что вы стали понимать язык природы.
Деление на 3 группы. 1 группа стала понимать, о чем разговаривают между собой растения, 2 группа стала понимать язык птиц. А третья группа - язык зверей.
(Учащиеся фантазируют: о чем шепчутся между собой деревья и травы. Что говорят друг другу пролетевшие вороны, чирикают воробьи на ветке вон того клена. Что могла бы сказать нам бегущая куда-то собака, привязанный теленок.
3.Обмен рассказами. Чей рассказ, на ваш взгляд, самый интересный? А на самом ли деле в природе все так, как в ваших рассказах? Если бы природа умела разговаривать как человек, могли бы она сказать то, что сейчас вы сочинили? К какому выводу мы пришли?
4.Итоги экскурсии.
О чем я задумался? За кем и за чем я могу наблюдать?
5.Обобщающее слово учителя.
Человек – хоть будь он трижды гением –
Остается мыслящим растением.
С ним в родстве деревья и трава.
Не стыдитесь этого родства.
Вам даны до вашего рождения
Сила, стойкость, жизненность растения
Занятие 3. Времена года. Осень. Осенние красы. Осень в стихах, пословицах, загадках.
Ц-развивать навыки работы в группе; развивать фантазию, мышление, связную речь;
-воспитывать наблюдательность.
-развивать эстетический вкус ели:
.
Ресурсы: бумага А4, карандаши, цв бумага, клей, аудиозапись
Ход занятия.
1.Создание положительного эмоционального настроя.
Назвать предметы живой и неживой природы, которые мы наблюдали на экскурсии на прошлом занятии. Каждый называет по одному объекту, при этом не повторяясь.
2.Закроем глаза и представим себе, что мы идем по тропинке в роще. Нас окружают с двух сторон деревья. Слушание «Венского вальса» Джузеппе Верди.
Опишите свои впечатления, что вы себе представили. Прослушать еще раз. Но уже дети должны озвучить, когда они слышат шум ветра, шорох падающих листьев, а когда стоит унылая пасмурная погода.
Определение темы и целей занятия.
3.Расматривание иллюстраций на тему «Времена года», расположить их в правильном хронологическом порядке. Оставить только осенние пейзажи.
4.Чтение стихов об осени (опережающее здание) -3-4 ученика.
5. Осень подразделяют на 2 периода: раннюю и позднюю. Какая сейчас на дворе осень? Подбор иллюстраций с изображением ранней осени. А что будем наблюдать поздней осенью?
6. Музыкальная пауза. Разучивание и исполнение песни «Падают, падают листья».
7. Творческая работа.
Изобразить листопад в саду.
Презентация работы группами (описание своей работы).
8. Взаимооценивание.
Чья работа получилась более точной и красочной.
9.Загадки (см. «Худ.лит-ра»)
9.Рефлексия.
-Чем хороша осень?
-Нравится ли мне осень, почему?
-Что я расскажу дома о том, что узнал сегодня?
Занятие 4. Времена года. Осень. Осенние красы. Осень в стихах, пословицах, загадках
Цели:
-развивать навыки работы в группе; развивать фантазию, мышление, связную речь;
-воспитывать наблюдательность, уважение к людям труда;
-развивать эстетический вкус
Ресурсы: бумага А4, карандаши, цв бумага, клей, ножницы, аудиозапись, овощи, корзина из бумаги
Ход занятия
За вход уплатить «овощами». Каждый ученик называет овощ, в названии которого есть звук (а)
Выявление темы, цели занятия.
Загадки об овощах.
-сам алый, сахарный, кафтан зеленый, бархатный.
-телята гладки, привязаны к грядке.
-за кудрявый хохолок лису из норки поволок
-100 одежек и все без застежек
-сидит дед во сто шубу одет, кто его раздевает, тот слезы проливает
-сидит девица втемнице, а коса на улице.
2. Практическая работа. В группах- 1 группа «собирает» в корзину овощи, вторая группа – «готовит» из него различные блюда. Продумать защиту работ.
Предварительная инструкция о работе с инструментами. Об экономном расходовании бумаги (показать)
3. Презентация работ.
4. Динамическая пауза.
А) мы капусту рубим...
5. Полезное об овощах.
- Как луком вылечить простуду.
-Какой овощ может улучшить зрение
-Как капуста кашель лечит
-«Талисман» из чеснока. От чего помогает.
6. Итоги занятия.
-Что нового я узнал на занятии.
-Что я буду делать, чтобы сохранить свое здоровье
-Какие овощи я могки буду есть каждый день.
-Как я буду помокать старшим в огороде, чтобы урожай был богатым.
Уборка рабочего места.
Занятие 5. Экскурсия.Сбор листьев, семян. Составление коллекций листьев, семян. Изготовление осенних букетов панно из листьев и т.п.
Цели:
-развивать навыки работы в группе; развивать фантазию, мышление, связную речь;
-воспитывать наблюдательность, уважение к людям труда;
-развивать эстетический вкус
Ресурсы: осенние листья, лента подарочная, осенние цветы.
Ход занятия
Вводная часть.
Повторение правил поведения на экскурсии.
Ход экскурсии.
Распознавание деревьев по цвету листьев: у каких деревьев листья только желтеют, только краснеют, и желтеют, и краснеют.
С чем можно сравнить осеннюю рощу?
Стихи и.Бунина
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синею
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Теперь послушайте, как ее описал поэт Ф.Тютчева
Кроет уж лист золотой влажную землю в лесу.
Смело топчу я ногой вешнюю леса красу.
Любо в лесу мне гулять,любо и вольно дышать.
Слушать, как листья шуршат, листья ногой загребать.
Постановка проблемы: а почему осенью деревья скидывают листья?
Деление на группы по считалке: береза, клен, черемуха. Работа в группах по сбору листьев определенного дерева.
Как сушить листья?
Сбор семян цветов.
Работа в классе.
Сушка собранного материала.
Изготовление осенних букетов.
-Кому можно подарить букет? (Любимому учителю в честь дня учителя, маме, бабушку поздравить с днем пожилого человека и др.)
4. Уборка рабочего места.
Занятие 6.
Цели:
-развивать навыки работы в группе; развивать фантазию, мышление, связную речь;
-воспитывать наблюдательность, уважение к людям труда;
-развивать эстетический вкус
Ресурсы: осенние листья, лента подарочная, осенние цветы, бумага, картон, плакат
Ход занятия
Создание положительного эоционального настроя.
Все тихонько быстро встали подравнялись и собрались.
Скажем: «Здравствуйте!» - друг другу и посмотрим на столы.
Все, что нужно, принесли?
А теперь тихонько сели, на меня все посмотрели.
Начинаем наш урок. Знайте, он пойдет вам впрок.
Деление на группы. Каждый выбирает любой листок. Разделиться так, чтобы в каждой группе были листья от разных деревьев.
Целеполагание.Чтение стихотворения В. Рождественского «Лес»
Лес не только для нашей забавы. Он – богатство огромной страны.
Все деревья в нем. Ягоды, травы нам на пользу, друзья, взращены.
Каждый куст берегите,ребята! Где росток ты увидишь простой,
Может вырасти дуб в три обхвата, березняк иль малинник густой.
А уж сколько орехов и ягод! Так, пожалуй. Считать – не сочтешь!
Сердцу любо, коль знаешь, что за год в сосняке разрослась молодежью
-О чем это стихотворение? Какова его мысль? О чем оно заставило вас задуматься?
Давайте дадим вторую жизнь маленьким частичкам деревьев – его листьям, чтобы они радовали нас и в зимнюю стужу своими яркими красками.
Постановка проблемы. Что можно создать из природного материала. Казалось бы, ненужного.
Рассматривание плаката. Что можем сделать мы? Выбор приглянувшейся поделки.
Повторение правил безопасной работы с рабочими инструментами.
Практическая работа учащихся.
В группах придумать инсценировку с созданными персонажами.
Взамооценивание выступлений группами. ( оценить, чья сценка была интереснее, в какой группе выступили все ее участники)
Итоги занятия.
С какимиприродным материалом мы работали? Повредили ли мы природе, собрав засохшие листья, опавшие шишки?
А можно ли обрывать ветки, листья с цветущего дерева? Почему?
Что мы сказали бы деревьям, если бы они могли нас понять?
Уборка рабочего места.