2. Основной этап | Принятие совместных решений Художественное слово Мозговой штурм Виртуальная экскурсия | - Что такое деньги? Трудный вопрос, правда? - Из каких источников мы можем об этом узнать? (газета, книги, энциклопедии, интернет, спросить у взрослых) - Правильно. Давайте прочтем в энциклопедии, что же такое деньги. Слайд 3 Деньги – это средство обмена. Как вы понимаете это? - Правильно, деньги – это средство обмена, потому что их меняют на необходимый товар. Деньги на свет появились давно Но назначенье у них всех одно: Их меняют на товар, Идут с ними на базар Чтоб товары получить, За них надо заплатить. - Ребята, мне стало интересно, как люди придумали деньги? Были ли у первобытных людей металл или бумага, чтобы изготавливать деньги? А чем они могли расплачиваться? Хотите узнать? Мы отправляемся в информационный центр наших исследований, посмотрим, как появились деньги. Слайд 4-9. Виртуальная экскурсия «Как появились деньги»? -Так были ли у древних людей деньги? | Выражают собственные мысли, размышляют Работают с энциклопедией Размышляют Выражают собственные мысли Получают новые знания Делают выводы | Демонстрируют умение уделять внимание эффективности источников информации, самостоятельно находят источник информации Осознают роль денег в жизни людей Проявляют интерес к прошлому денег |
| Актуализация знаний Проблемные вопросы Алгоритмическое фиксирование результатов Работа в парах Включение в исследовательскую деятельность Принятие совместных решений Стимулирование занимательным содержанием, рассказ Связь с жизнью | - Какие в наше время бывают деньги? Как называются металлические деньги? (монетами). А бумажные деньги? (купюры). - Как вы думаете, какими деньгами удобнее пользоваться монетами или купюрами? - Как же нам наверняка разобраться, что удобнее монеты или купюры? Подумайте. - Мы же с вами исследователи, может, мы это проверим опытным путем? - Присаживайтесь за столы, будем работать в парах. И как настоящие исследователи результаты опытов будем записывать в карты. - Посмотрите на оборудование. Как вы думаете, что будет символизировать бумага? (купюры) Опыт№1: возьмите бумагу и попробуйте ее смять и порвать, а затем, тоже самое, сделайте с монетой (бумага мнётся, рвется; монета нет). - Какой вывод можно сделать? (Монета лучше. Она не мнётся и не рвется) Результат фиксируем в карточке: напротив монеты ставим плюс, в этом опыте монета показала лучшие качества. Опыт№2: проверим, намокают деньги или нет, что для этого надо сделать? (Намочим бумагу) - Кладите бумагу в воду. Что происходит? (Она намокает) - А если она намокнет, что произойдёт? (Она испортится, порвется) - А теперь проверим монету. Что произойдёт? (монета не намокает) - Какой вывод сделаем? (Монета лучше. Она не намокает) Отмечаем результат на карточке. Опыт№3: Как можно определить, что тяжелее монета или купюра? - Давайте опытным путём проверим. Возьмите на ладошки монету и купюру – бумажку. Что тяжелее? - Может, подуем? Что происходит с монетой? А что происходит с купюрой? -Как еще можно проверить вес монеты и купюры? -Совершенно верно, с помощью электронных весов. - Какой вывод сделаем? Что легче? (купюра легче, а монета тяжелее) Опыт№4:Я приготовила для вас кошельки. Положите купюру и несколько монет в кошелёк. Потрясите. Переверните. Сделайте вывод, что удобнее хранить в кошельке? - Какой вывод сделаем? (купюры в кошельке хранить удобнее, они легкие и занимают меньше места, чем монеты) Сравним результаты в карте. Какой делаем вывод, что удобнее в использовании? - Совершенно верно. - Вы правы, нужны нам и монеты и купюры. - Ребята, Совёнок спрашивает, какое еще средство оплаты может быть в кошельке? Что кроме денег можно использовать при оплате? (банковская карта) - Правильно – банковская карта. Эти деньги называются – электронные деньги. Слайд 11 - Спросите сегодня вечером у родителей, а удобно ли пользоваться картой? Какими деньгами пользоваться безопаснее? Почему? | Отвечают на вопросы педагога Рассуждают Выражают собственные мысли Проявляют заинтересованность Выполняют поставленную перед задачу Делают выводы Отмечают на карточке полученный результат Выполняют поставленную перед ними задачу Делают выводы Отмечают на карточке полученный результат Выполняют поставленную перед ними задачу Делают выводы Отмечают на карточке полученный результат Выполняют поставленную перед ними задачу Делают выводы Отмечают на карточке полученный результат Анализируют результаты исследовательской деятельности Получают новые знания | имеют представление о внешнем виде современных денег, о свойствах (монета, купюра, рубли) Навыки исследовательской деятельности, делают выводы Представление о внешнем виде современных денег, о деньгах разного достоинства и покупательной способности, как средстве платежа |
| Проблемный вопрос Беседа Просмотр видеофрагмента Проблемный вопрос | -Дети, как вы думаете, если мы сейчас нарисуем деньги и придем с ними в магазин, мы сможем на них что-нибудь купить? Почему? - Правильно, настоящие монеты и купюры имеют специальные отличительные знаки, чтобы их не могли подделать. Купюра – это не просто бумажка, а монета – не просто кусочек металла. Их берегут, потому что именно их выдают как вознаграждение за работу. И для того, чтобы деньги напечатать, нужна особая бумага, и особое оборудование, и изготавливать их можно только на специальных предприятиях. Например, на Монетном дворе. Хотите посмотреть, как изготавливают монеты и печатают купюры? Просмотр видеофрагмента «Как делают деньги»? - Так можно самим рисовать настоящие купюры? - Как называются деньги нашей страны? (рубли) - Может кто-то из вас может назвать деньги других стран? А одним словом, как они называются? - Деньги других стран, для нас называются «валюта». Воспитатель показывает альбом для коллекционирования монет - Ребята, что это у меня в руках? Отсюда удобно доставать монеты? Так для чего этот альбом для монет? Слайд13 - Есть такие люди, которые коллекционируют монеты. Кто знает, как называются такие коллекционеры? - Ребята, таких людей называют «нумизматы». В их коллекциях самые разные монеты и купюры разных стран, изготовленные и напечатанные в различное время. Очень ценятся среди них старинные или очень редкие монеты. | Анализируют ситуацию, размышляют Получают новые знания Отвечают на вопросы Получают новые знания Анализируют ситуацию Получают новые знания | познавательный интерес Имеют представления о понятии валюта, нумизмат |
| Побуждение к речевой активности Художественное слово Интерактивная игра | - Как вы думаете, все ли можно купить за деньги? - А что нельзя купить за деньги? - Есть такие вещи, которые не продаются и не покупаются. Вот можно деньгами измерить вашу дружбу, любовь к маме и папе? Дружбу можно купить? - Она бесценна, совершенно верно. Как вы понимаете пословицу «Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей?» - Сейчас мы найдем ответы «Что можно купить за деньги, а что нельзя?» (играют) Слайд 14 | Размышляют, рассуждают Выражают собственные мысли Слушают пословицу Размышляют Применяют полученные знания на практике | Осознают роль денег в жизни людей |
Заключительный этап | Рефлексия Подведение итогов Открытый финал | - Было ли наше занятие сегодня интересным? - Что вам больше всего запомнилось? - О чем вы сегодня расскажете маме и папе? Слайд 15 - Многие из вас с родителями ездили отдыхать в другие страны. Нам будет очень интересно, если вы принесете монеты, которые используют в других странах. Интересно, чем они могут отличаться от наших денег? | Дети делятся впечатлениями Проявляют желание продолжить свою деятельность | Проявляют бережное отношение к деньгам как средству уважения к труду взрослых Создан мини-музей «Монетка» |