Организационный момент | Игра на внимание Демонстрация Стимулирование занимательным содержанием | На экране Совенок: Здравствуйте, ребята! Я очень рад вас видеть снова! Поиграем в игру на внимание «Пол. Нос. Потолок» - Молодцы! Какие вы все внимательные и наблюдательные! - Посмотрите на экран (на экране сюжетная картина) - Кто изображен на картине? - Как вы думаете, что делают мальчики? - Почему мальчик грустный? - Ребята, мне показалось, что один мальчик сидит очень грустный, потому что у него нет игрушки. А другой мальчик решил, одолжить ему свою игрушку, чтобы тот не грустил. - Вы знаете что такое «одолжить» или «взять взаймы»? - Хотите, я расскажу, что это такое? | Играют Высказывают собственные суждения Проявляют интерес к предстоящей деятельности | Проявляют доброжелательное отношение к взрослым и сверстникам |
2. Основной этап | Вопросы стимулирующие процессы мышления Новые знания Ситуативный разговор Вопросы, стимулирующие процесс мышления Упражнение Продуктивная деятельность | - Кто может сказать, что значит «занять» или «взять взаймы»? - Кто уже знаком с этим действием и занимал на время игрушку у друзей, чтобы поиграть? - Кто брал на время другую вещь (карандаш, клей, игрушку и др.)? - Когда мы берем чужую вещь, чтобы ею попользоваться, мы ее занимаем, то есть становимся заемщиками. Одновременно у нас возникает долг, мы должны эту вещь вернуть, мы становимся должниками. - А как называется действие, когда мы отдаем что-то на время? - Что значит «одалживать»? - Занять – взять что-то взаймы на время, одолжить – дать что-то взаймы на время Ситуативный разговор «Флажки» Саша и Витя – друзья не разлей вода. Однажды мальчики играли во дворе – строили песочный городок. К ним присоединилась девочка Наташа. У нее были очень красивые флажки разных цветов. Витя предложил украсить ими дома в песочном городе, как будто в городе праздник. В это время Наташу мама позвала домой. Девочка спешно стала собирать свои игрушки. Саша попросил не забирать флажки, а оставить им на время поиграть. Мальчики пообещали Наташе вернуть флажки на следующий день. Наташа согласилась, оставила флажки и убежала домой. Мальчики поиграли и вернули Наташе флажки. - Подумайте, кто из детей занял флажки, а кто одолжил? - Как бы вы поступили на месте Наташи? - Как бы вы поступили на месте Саши и Вити? Пальчиковая гимнастика «Дружная семья» - Сейчас мы поиграем, но прежде разомнем наши пальчики Игра -упражнение «Занимаем и одалживаем». Дети делятся на 2 группы, берут листы бумаги, одна группа берет красные карандаши, другая – синие. Группам дается задание нарисовать синий квадрат с красным кругом внутри. Чтобы выполнить задание, им придется занимать друг у друга и одалживать карандаши. | Рассуждают Высказывают собственное мнение Получают новые знания Слушают Размышляют Высказывают собственное мнение Играют Выполняют поставленную перед ними задачу Взаимодействуют друг с другом | проявляют интерес к экономической сфере жизнедеятельности имеют представление о понятиях «занять», «взять взаймы», «одолжить»; проявляют дружеские взаимоотношения в коллективной работе, умеют распределять обязанности в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу; |
| Проблемная ситуация Вопросы, стимулирующие процесс мышления Объяснение Художественное слово Вопросы, стимулирующие процесс мышления Художественное слово Вопросы, стимулирующие процесс мышления Объяснение Актуализация знаний Вопросы, стимулирующие процесс мышления Проблемные вопросы Проблемная ситуация Вопросы, стимулирующие процесс мышления Художественное слово Проблемные вопросы Объяснение Демонстрация Вопросы, стимулирующие процесс мышления Связь с жизнью | Проблемная ситуация «Сломанная игрушка» Вот мы занимали и одалживали. Послушайте теперь внимательно историю: Витя попросил своего друга Сашу одолжить ему на время футбольный мяч. Саша согласился. Когда Витя играл с мячом во дворе, мяч укатился, попал под гусеницы проезжавшего трактора и лопнул. - Подскажите, что делать Вите? Он должен вернуть мяч Саше? (дети делятся своими версиями) - Оказывается, когда занимаешь или одалживаешь что-то нужно быть осторожным. Может случиться так, что вещь будет испорчена, сломана, разбита, долг могут не вернуть. Поэтому перед тем как занимать или одалживать, нужно хорошо подумать. Обсуждение пословицы. - Послушайте пословицу «Умей взять, умей и отдать» - Как выдумаете, о чем эта пословица? - Почему в пословице говориться, что надо уметь не только брать, но и отдавать? - А вы, всегда отдаете назад, если что-то берете взаймы у друзей? - Кто знает, хорошо или плохо не возвращать то, что взял взаймы? Обсуждение поговорки. - Есть такая поговорка «Долги к земле придавили» - Как вы думаете, что означает эта поговорка? - Как вы понимаете высказывание: «Жить по средствам, не залезая в долг – полезная привычка». - Конечно, вы правы, лучше попробовать накопить на то, что ты хочешь, а если и брать в долг, то хорошо подумав, сможешь ли ты вернуть то, что взял. Чтобы «долги к земле не придавили». Обсуждение ситуации из рассказа В.Осеевой «Долг» - Вспомните рассказ Валентины Осеевой «Долг». - Как вы думаете, почему Петя начал избегать Ваню и нагрубил ему? (Петя попросил марки, пообещав купить Ване другие. Но когда папа купил Пете коллекцию, он пожалел вернуть другу обещанные марки). - Можно ли сказать, что Петю «долги к земле придавили»? - Как вы думаете, что имел в виду Ваня, когда сказал: « …нет пропало! И того что пропало, не вернешь уже никогда…»? - Попробуйте изменить ход рассказа, чтобы сохранить дружбу между Петей и Ваней. Что должен был сделать для этого Петя? Проблемная ситуация «Новые санки» Пете на новогодние праздники подарили новые санки. Санки были очень хорошие, Петя давно мечтал о таких.. Он еле дождался, когда можно было иди гулять. Во дворе снежная горка, светит солнце, легкий ветерок. Мальчик радостно вздохнул и направился к горке. Вдруг услышал тихий голос: «Петя! Петя!» Петя обернулся и увидел старую бабушку из своего подъезда. У нее в руках были две большие сумки, она попросила Петю одолжить на время его санки, чтобы довезти до дома тяжелые сумки. Петя растерялся, ему было жалко одалживать санки, они ведь были совсем новые, да и с горки он еще не покатался. - Что вы посоветуете мальчику? Как ему поступить? - Как поступили бы вы? Обсуждение пословицы Послушайте пословицу: «Долг платежом красен» - Как вы думаете, если взял в долг нужно обязательно вернуть вовремя или можно не спешить? - Что делать, если не смог вовремя отдать долг? - Долги нужно обязательно отдавать во время или извиниться и попросить немного еще подождать, если вдруг не получилось вовремя вернуть. Беседа по сюжетной картине «Семья» - Кто изображен на картине? Что они делают? Им хорошо вместе? - Ребята, как вы думаете возвращать надо только вещи, или можно что-то еще? - Надо возвращать не только вещи, но и заботу и внимание. Родители заботятся о вас, дарят свое внимание и заботу. - Как вы думаете, как можно вернуть маме или папе их заботу и внимание? | Слушают Анализируют ситуацию Высказывают собственное мнение Слушают Рассуждают Слушают Рассуждают Высказывают собственное мнение Анализируют ситуацию Высказывают собственное мнение Рассуждают Выполняют поставленную перед ними задачу Слушают Рассуждают Анализируют ситуацию Высказывают собственное мнение Слушают Рассуждают Высказывают собственное мнение Отвечают на вопросы педагога Рассуждают Высказывают собственное мнение | имеют представление о возможных негативных последствиях займов понимают, что жить по средствам, не влезая в заимствование – полезная привычка проявляют интерес к экономической сфере жизнедеятельности сопоставляют свои желания со своими возможностями |