Конструкт проведения образовательной деятельности
по ПМ 03 организация различных видов деятельности и общения детей дошкольного возраста
Парамоновой Валерии Сергеевны
специальность 44.02.01 Дошкольное образование, группа 43Б
Дата: 04.02.2025
ДОО: Детский сад №5
Группа: старшая группа (5-6 лет)
Воспитатель: Зарайская Ю.В.
Методист: Сульженко Н.В.
Руководитель практики: Сульженко Н.В.
Тема: Заучивание стихотворения Суриков И.З. «Детство»
Образовательная область: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» «Художественно-эстетическое развитие»
Вид НОД: приобщение к художественной литературе
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы, двигательная
Формы организации: фронтальная, индивидуальная
Планируемый результат:
Дети проявляют интерес к художественной литературе и желание слушать литературные произведения;
Дети проявляют эмоциональный отклик на содержание литературного произведения;
Дети демонстрируют любовь к чтению художественной литературы на примере стихотворения «Детство» ;
Дети демонстрируют бережное отношение к книге;
Дети ознакомлены с произведением Сурикова И.З. «Детство»;
Дети демонстрируют интонационную выразительность речи;
Дети проявляют любознательность, заинтересованность на совместную деятельность;
Дети демонстрируют умение анализировать деятельность;
Дети проявляют слуховую и зрительную память, произвольное внимание;
Дети выразительно читают наизусть стихотворение Сурикова И.З. «Детство».
Цель: Развитие интереса и воспитание любви к чтению в процессе заучивания стихотворения «Детство»
Задачи образовательной деятельности | Задачи с учётом особенностей воспитанников группы |
Воспитательные задачи: Воспитывать любовь к чтению художественной литературы; Воспитывать у детей интерес к художественной литератур и желание слушать литературные произведения; Воспитывать у детей эмоциональный отклик на содержание литературного произведения; Воспитывать бережное отношение к книгам. Развивающие задачи: Совершенствовать интонационную выразительность речи; Развивать у детей диалогическую форму речи; Развивать умение отвечать на вопросы педагога, рассказывать о своих впечатлениях; Развивать у детей слуховую и зрительную память, произвольное внимание. Продолжать развивать фонематический слух; Обучающие задачи: Познакомить детей с произведением Сурикова И.З. «Детство» Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение Сурикова И.З. «Детство» | |
Использованные источники:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования./Министерство образования и науки российской федерации приказ от 17 октября 2013 г. N 1155
2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 "Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования" (Зарегистрирован 28.12.2022 № 71847)
Принципы дошкольного образования (ФГОС ДО):
построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
Принципы воспитания: формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом, создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма, воспитание через взаимодействие.
Принципы обучения: принцип научности и доступности; принцип наглядности; принцип систематичности и последовательности; принцип индивидуального подхода; принцип осознанности и активности; принцип обеспечения активной языковой практики; принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи; принцип семантизации лексики (толкование новых слов).
Принципы развития речи: Принцип активной языковой практики, принцип семантизации лексики, принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития.
Методы воспитания: эмоциональное стимулирование занимательным содержанием, игровая ситуация, беседа, чтение, поощрение, ситуация свободного выбора.
Методы и приёмы обучения:
словесные: беседа
наглядные: иллюстрация, демонстрация, показ.
практические: игра, упражнение.
Материалы и оборудование: игрушка Незнайки,
Предварительная работа: чтение рассказа Б. Житкова «Пожар»
Задача: Воспитывать уважительное отношение к профессии пожарного
Дети находятся в группе, воспитатель приглашает их к интерактивной доске и предлагает для рассматривания слайды, изображающие различные виды применения огня. После того как дети посмотрят, педагог начинает беседу.
- Дети, вы догадались, о чем мы сегодня будем говорить? Чтобы вам легче было об этом говорить, я прочту вам рассказ Бориса Степановича Житкова, который так и называется «Пожар».
Воспитатель читает стихотворение Б. Житкова «Пожар»
После чтения рассказа воспитатель проводит беседу, в ходе которой использует иллюстрации.
- Почему произошел пожар?
Петя хотел проверить свою самодельную пушку, чтобы она выстрелила
-Как вы оцениваете поступок Пети? Можно дома одному играть с огнем?
Петя поступил неправильно. Дома одному играть с огнём нельзя
-Как поступил Петя, когда в доме случился пожар?
Он сильно испугался и убежал, думал, что пожар сам потухнет.
-Кто и как вызвал пожарных?
Пожарных вызвал их сосед. Учитель возвращался домой и увидел, что из окон на втором этаже идет дым. Он подбежал к столбику, нажал пожарную кнопку.
-Писатель очень подробно, правдиво описывает в своем рассказе, как дружно и слаженно пожарные боролись с огнём.
-Вот, послушайте еще раз: «У пожарных на автомобилях был насос. Насос начал качать воду, а пожарные стали заливать огонь водой из резиновых труб. Пожарные приставили лестницы к окнам и полезли в дом, чтобы узнать, не осталось ли в доме людей. В доме никого не было. Пожарные стали выносить вещи… Пожарные так хорошо потушили, что в нижнем этаже ничего не сгорело. Пожарные сели в свои автомобили и уехали назад».
Ребята, вам понравился рассказ? Что бы вы посоветовали мальчику, чтобы в следующий раз он не поступил так же, и как нужно вести себя, если беда случилась, начался пожар? Что вам запомнилось больше всего? А чему учит рассказ?
-Ответы детей.
-Все верно ребята, вы были очень внимательными. Молодцы!
Индивидуальная работа:
Цель: формирование умений собирать из мнемоквадратов в единый сюжет
-Ваня, посмотри, у меня кто-то перепутал весь порядок стихотворения Сурикова И.З. «Зима»
-Мне нужна твоя помощь, попробуй, соедини эти картинки в правильной последовательности, как говорится в стихотворении
Ребенок собирает картинки по кусочкам в одно целое
-Молодец, Ваня. Ты правильно все собрал
Ход
Последовательность деятельности | Методы и приёмы | Деятельность педагога | Деятельность детей | Планируемый результат |
1 Мотивационный этап Задачи: мотивировать детей на совместную деятельность | Беседа, эмоциональное стимулирование занимательным содержанием, игровая ситуация | Воспитатель эмоционально включает в действия детей. Приглашает детей пройти на ковёр и встать в круг -Ребята, какое у нас сейчас время года? (зима) -Действительно! Совсем недавно наступила зима -Совсем недавно, я услышала очень интересное стихотворение. В котором говорилась про мальчика катающегося на санках. Мне оно очень понравилось? -А вы, ребята, катаетесь на санках или снегокатах? (да) -Здорово! И я, когда была маленькой, каталась на снегокате. -А вам бы хотелось послушать стихотворение, которое я услышала? (да) | Дети подходят к воспитателю, слушают и отвечают на вопросы | Дети проявляют любознательность, заинтересованность на совместную деятельность. |
2.Организация первичного восприятия текста без установки на запоминания. Задача: Познакомить с произведение Сурикова И.З. «Детство» Воспитывать у детей интерес к художественной литературе и желание слушать литературные произведения; Воспитывать у детей эмоциональный отклик на содержание литературного произведения. | Беседа, художественное слово, иллюстрация выразительное чтение | Воспитатель предлагает детям сесть на стульчики, поставленные полукругом -Ребята, ну что, все готовы послушать стихотворение? (да) -Прежде чем начать, давайте вспомним, как нужно правильно слушать стихотворения, как правильно сидеть за стульчиками (ответы детей) -Верно! Теперь вы точно готовы. Слушайте внимательно -Это стихотворение называется «Детство» и написал его Иван Захарович Суриков (воспитатель вывешивает портрет поэта на мольберт) Вот моя деревня: Вот мой дом родной; Вот качусь я в санках По горе крутой; Вот свернулись санки, И я на бок — хлоп! Кубарем качуся Под гору, в сугроб. И друзья-мальчишки, Стоя надо мной, Весело хохочут Над моей бедой. Всё лицо и руки Залепил мне снег… Мне в сугробе горе, А ребятам смех! | Дети садятся на стульчики, слушают и отвечают на вопросы | Дети познакомились с произведением Сурикова И.З. «Детство» Дети проявляют интерес к художественной литературе и желание слушать литературные произведения; Дети проявляют эмоциональный отклик на содержание литературного произведения. |
2.2 Работа над текстом Задачи: Воспитывать у детей бережное отношение к книге; Совершенствовать у детей диалогическую форму речи: развивать умение отвечать на вопросы педагога и рассказывать о своих впечатлениях; Укреплять мышцы губ и тренировать их подвижность путём переключения позиций губ. Развивать произвольное внимание | беседа, иллюстрация, показ, | -Ребята, как называется стихотворение? (детство) -Вам оно понравилось? (да) -Как вы думаете, о ком пишет Иван Захарович Суриков? (о себе) Если дети затрудняются в ответе, оказываю направляющую помощь - О каком времени года пишет поэт? (зима) - Что вспоминает поэт? (как и где он проводил свое детство) - Как пишет поэт про гору? (крутая гора) - Как вы думаете, почему Иван Захарович назвал гору крутой, что это значит? (что гора могла быть высокой и с резким спуском) - Как вы понимаете слова «кубарем качусь я под гору в сугроб» - Как вы думаете, с каким настроением написал поэт стихотворение? (предполагаемые ответы детей: с радостным, с печальным) -Маша, почему ты думаешь, что Иван Захарович написал стихотворение с грустным настроением? (он писал про свое детство и возможно хочет в него вернутся) -Марк, а почему ты считаешь, что Иван Захарович написал это стихотворение с веселым настроением? (потому что он может с радостью вспоминать свое детство) - Почему «над бедой» весело хохочут друзья пострадавшего? (потому что он перевернулся с санок) - С какой интонацией лучше рассказывать это стихотворение? (бодро, весело, в конце немного грустно) -Верно! -Молодцы ребята! | Дети отвечают на вопросы воспитателя выражают свои эмоции, мысли. Дети повторяют за воспитателем. | Дети умеют отвечать на вопросы педагога, рассказывать о своих впечатлениях. Дети демонстрируют правильное речевое дыхание. Дети совершенствуют артикуляционную моторику посредством упражнений |
2.3 Физминутка Задача: Снять мышечное напряжение, подготовить детей к дальнейшей деятельности | Показ Упражнение Эмоциональное стимулирование | Воспитатель предлагает детям встать около стульчиков и выполнить физминутку, организует детей и наблюдает за ними во время выполнения упражнений. -Ребята, а сейчас, я предлагаю вам немного размяться. Я подготовила для вас очень интересную разминку. -Вы согласны? (да) Воспитатель включает видеоролик с физминуткой | Дети повторяют движения из видеороилка | Дети расслаблены, отдохнули, готовы к дальнейшей деятельности |
2.4 Организация повторного восприятия с установкой на запоминание Задача: Развивать у детей слуховую и зрительную память, произвольное внимание. Побуждать детей запоминать стихотворение | Беседа. Поощрение. Создание ситуации успеха. Стимулирование занимательным содержанием. | -Ребята, я предлагаю вам, выучить это стихотворение, чтобы вы смогли рассказать его своим друзьям, родителям, бабушкам и дедушкам. Вы согласны? (да) -Тогда, я сейчас прочитаю его еще раз. Слушайте внимательно! Воспитатель еще раз читает детям стихотворение. Показываются иллюстрации, на каждую строчку стихотворения -Посмотрите, что изображено на карточках? (картинки к стихотворению) | Дети внимательно слушают воспитателя и запоминают стихотворение. | Дети демонстрируют желание запомнить стихотворение; дети проявляют слуховую и зрительную память, произвольное внимание. |
2.5..Этап Выразительное чтение детей Задачи: Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение «Детство», с использованием приемов мнемотехники; Развивать у детей умение воспроизводить ритм стихотворения; Воспитывать у детей доброжелательное отношение к сверстникам в процессе совместной | Беседа, выразительное чтение, упражнение, объяснение, поощрение, приемы мнемотехники (мнемоквадраты) | Воспитатель читает еще раз стихотворение, раскладывая картинки-мнемоквадраты, спрашивает всех желающих, сначала сильных, хорошо запоминающих и выразительно читающих детей, затем всех остальных. - Ребята, а кто-нибудь хочет попробовать рассказать стихотворение по картинкам? - Какие вы молодцы! Как красиво рассказали стихотворение. Если дети затрудняются используютсяприемы: подсказка, многократное повторение, отраженную речь, метод поощрения. Затем педагог сам выразительно читает наизусть стихотворение ещё раз. | Дети вступают в диалог с воспитателем , делают вывод, рассказывают стихотворение при помощи мнемотаблиц. | Дети выразительно читают наизусть стихотворение «Детство», с использованием приемов мнемотехники; дети умеют воспроизводить ритм стихотворения, правильно пользуются речевым дыханием; дети проявляют доброжелательное отношение к сверстникам в процессе совместной деятельности. |
3. Подведение итогов Задача: Формировать умение анализировать свою деятельность | Беседа. Поощрение. Создание ситуации успеха. | -Ребята, как называлось стихотворение, с которым мы сегодня с вами познакомились? -Кто его написал? -Понравилось ли вам учить стихотворение по картинкам? -Что вызвало у вас трудности? -Молодцы! | Дети передают свои впечатления о процессе и результате своей деятельности. | Дети проявляют умение анализировать свою деятельность. |
4. Открытость Задачи: ориентировать детей на самостоятельную деятельность в режимных моментах. | Беседа, эмоциональное стимулирование, поощрение | -Придя сегодня домой, вы сможете рассказать родителям это стихотворение! -А я вам предлагаю в свободное время, раскрасить раскраски, на которых изображено содержание этого стихотворения! | Дети слушают, вступают в диалог | Дети сориентированы на самостоятельную деятельность в режимных моментах |