СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конструкт познавательно - исследовательской деятельности с детьми старшей группы "Математическая шкатулка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка поможет определить уровень освоения программных задач раздела "Математическое развитие"

Просмотр содержимого документа
«Конструкт познавательно - исследовательской деятельности с детьми старшей группы "Математическая шкатулка"»





Конструкт итоговой деятельности по формированию элементарных математических представлений у детей старшей группы





Математическая шкатулка












«Математическая шкатулка»

Конструкт итоговой деятельности по формированию элементарных математических представлений у детей старшей группы

Цель

  • Выявить сформированность элементарных математических представлений у детей через совместную деятельность.

Задачи

Развивающие:

  • Стимулировать детей на:

- проявление инициативности и самостоятельности в общении со взрослым и сверстниками при решении личностных и интеллектуальных задач;

- желание рассказывать о собственном замысле, способе его решения.

  • Развивать творческую активность, целеустремлённость, настойчивость в достижении цели.

  • Развивать мелкую моторику, зрительно-моторную координацию.

  • Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.

  • Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные:

  • Развивать умение работать в паре, налаживать партнерские отношения в процессе совместной деятельности.

  • Укреплять интерес к совместной деятельности со взрослым, сверстниками, к играм, задачам, требующим умственного напряжения и интеллектуального усилия.

  • Воспитывать самостоятельность, умение понимать задачу и выполнять её самостоятельно.

  • Воспитывать интерес к математической деятельности.

Обучающие:

  • Формировать у детей обобщённые способы действия, умение самостоятельно находить способы решения конструктивных задач, переносить приобретенные умения в новые условия.

  • Выявить у детей способы познания: сравнения, измерения, счёта.

  • Упражнять в счёте в пределах 10

  • Закрепить знания о составе чисел в пределах 10 из единиц, о последовательности дней недели, времён года

  • Закрепить умение ориентироваться в пространстве, различать понятия: выше – ниже, сравнивать предметы по высоте, представления детей о геометрических фигурах: умения различать геометрические фигуры, умения сравнивать их по свойствам (по цвету, форме и величине).

Оборудование и материалы: магнитная доска, цифры.

Демонстрационный материал: «волшебная шкатулка», геометрически фигуры.

Раздаточный материал: линейки для каждого ребенка, карточки с геометрическими фигурами, карандаши.

Методические приёмы:

- игровой (использование сюрпризных моментов).

- наглядный (использование иллюстрации).

- словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).

- поощрение, анализ занятия.

Планируемый результат:

используемые в ходе совместной деятельности методы и приемы будут способствовать развитию следующих качеств ребенка:

  • проявление интереса к познавательной деятельности;

  • самостоятельность в исследовании геометрических фигур;

  • активность, творчество в выполнении различных видов деятельности, предлагает свои варианты решения стоящей перед ним задачи;

  • инициативность в общении со сверстниками и взрослым;

  • владение конструктивными формами общения и взаимодействия: договариваться, распределять действия в сотрудничестве;

  • способность планировать и согласовывать свои действия;

  • готовность рассказать о способе решения той или иной задачи.
Последоватальность этапов Деятельность педагога Деятельность детей Планируемый результат
Мотивация на совместную деятельность



Актуализация знаний детей

Дети играют в игру «Сколько нас», в группе заранее приготовлена красивая коробка.

Ребята, у нас появилась возможность прочитать письмо. Оно пришло с телевизионной передачи «Умники и Умницы» и адресовано самым умным.

Что значит быть умным? (Ответы детей).

Ребята, мы можем назвать себя умными? (Да)


Дети замечают необычную коробку.



Дети объясняют, что значит быть умным.


Готовность детей к общению со взрослым и совместной деятельности

Игровая ситуация, побуждающая интерес

детей к новому знанию


Актуализация знаний детей

Включение детей в целеполагание

Побуждение к деятельности, эмоциональный настрой

Я тоже так считаю. Значит это письмо нам? (Да).

Тогда устраивайтесь на ковре поудобнее и приготовьтесь внимательно слушать.

«Дорогие ребята! Мы герои из передачи «Умники и Умницы». У нас есть любимая игра «Математическая шкатулка» и мы хотим этой игрой с вами поделиться. Если вы умные, смекалистые и любознательные ребята, то игра вам понравится!»

Ребята, вы хотите научиться играть в эту игру? (Да).

В какую игру вы хотите научиться играть? (В «Математическую шкатулку»).


Дети отвечают на вопросы педагога



Перечисляют





Дети вспомнили геометрические фигуры









Проблемный вопрос

Тогда нам нужно прочитать правила, слушайте:

«Эта шкатулка с сюрпризом. В ней спрятаны математические задания. Выполнив задание верно, вы сможете открыть одну шкатулку и получите одну деталь шифра. Выполнив все задания, вы сможете расшифровать слово и получить приз!»

Как вы думаете, ребята, мы справимся с этими математическими заданиями? (Да)

А какие знания нам понадобятся, чтобы выполнить эти задания? (Умение считать, решать примеры, знать геометрические фигуры, умение думать, запоминать, быть дружными и внимательными). Правильно, ребята. Я уверена в ваших силах и желаю всем быть внимательными. Итак, игра начинается.

Дети высказывают предположения, обосновывают ответ.
Включение детей в деятельность

Чтобы открыть шкатулку, нам нужно закончить предложения. Я буду начинать предложение, а вы заканчивать.

Если стол выше стула, то стул…(ниже стола).

Если дорога шире тропинки, то тропинка…(уже дороги).

Если два больше одного, то один…(меньше двух).

Если сестра старше брата, то брат…(младше сестры).

Если правая рука справа, то левая…(слева).

Если лента длиннее шнурка, то шнурок…(короче ленты).


Дети тренируются в употреблении антонимов
Выявление умения сравнивать предметы по величине


Деятельность в парах

А теперь объединитесь в пары и составьте своё начало предложений, а мы попробуем их закончить.

(На каждое предложение воспитатель спрашивает нескольких детей: «Катя, а как ты думаешь? Оля, а как у тебя получилось?» и т. д.)

Вы молодцы! Поздравьте друг друга с выполнением первого задания. Теперь мы можем открыть первую шкатулку и получить часть шифра. Игра продолжается.

Дети предлагают свои варианты решения стоящей перед ними задачи.
Деятельность с условной меркой

Перед нами шкатулка измерений. Для выполнения этого задания пройдём за столы.

Скажите, пожалуйста, какие измерительные приборы вы знаете? (Весы, часы, термометр, сантиметровая лента, линейка).

При помощи чего можно определить длину предмета, если нет линейки? (При помощи условной мерки).

Давайте вспомним правила измерения длины предметов. Кто нам напомнит?

Для того, чтобы открыть следующую шкатулку и получить часть шифра, нам нужно измерить длину гвоздя, узкой ленты. Вы готовы? Настя, напомни всем, что мы сейчас будем делать. Приступайте.

Давайте проверим. Какова длина гвоздя? Какова длина узкой ленточки? Какова длина карандаша?

Вы молодцы, справились со вторым заданием.

Погладьте себя по голове. Мы можем открыть вторую шкатулку и получить второй элемент шифра.

Дети называют известные измерительные приборы. Самостоятельно осуществляют проверку длины. Умение работать с условной меркой

Электронная гимнастика для глаз

Я предлагаю дать возможность немного отдохнуть нашим глазам. Помните, что при выполнении упражнений работают только глаза.

Здоровьесберегающая деятельность


Охрана зрения

Деятельность в подгруппе









Творческое задание (самостоятельное выполнение)




Для того чтобы открыть третью шкатулку, нам нужно сосчитать, сколько листьев на каждой веточке. На ветке с 5 листьями и больше 5 листьев, нужно нарисовать синюю ленту, а на ветках, где меньше 5 листьев – красную. Посмотрите на цветной кружок на вашем столе, найдите лист с таким же кружком и поработайте в подгруппе (2 мин).

Под какими номерами у вас получились ветки с синими лентами? (1,3,5)

Под какими номерами у вас получились ветки с красными лентами? (2,4)

Поднимите руку те дети, у кого синяя лента на ветках под номером 1,3,5, а красная под номером 2, 4. Молодцы! У кого есть ошибка? Мы ещё раз посчитаем после прогулки. Большинство из вас справились с этим заданием. Давайте пожмем друг другу руку. Теперь мы можем открыть третью шкатулку и получить третий элемент шифра.

Дети закрепляют навыки счета, высказывают свои предположения и вместе со взрослым рассуждают, строят предстоящий план действий



Проявление инициативности в общении со взрослым.

Готовность рассказать о способе решения задачи.



Физкультминутка


– До пяти считаем, гири выжимаем, (и. п. - стоя, ноги слегка расставлены, руки поднять медленно вверх - в стороны, пальцы сжаты в кулак (4-5 раз))

– Сколько раз ударю в бубен, Столько раз дрова разрубим, (и. п. - стоя, ноги на ширине плеч, руки в замок вверх резкие наклоны вперед - вниз)

– Приседаем столько раз, Сколько бабочек у нас (и. п. - стоя, ноги слегка расставить. Во время приседаний руки вперед)

– На носочки встанем, Потолок достанем (и. п. - основная стойка, руки на поясе. Поднимаясь на носки, руки вверх - в стороны, потянуться)

Двигательная активность детей


Соблюдение правила игры, распределение внимания во время игры, эмоциональная разрядка


Деятельность по правилам

Проходите на свои места. У нас ещё одна шкатулка с заданием. Это задание называется «Найди девятого». Посмотрите внимательно на карточки и скажите, почему эту игру так назвали? (Потому что здесь 8 картинок известны, а девятую надо найти).

Какое правило этой игры нужно знать? (Нужно рассмотреть первый, верхний ряд, сравнить, запомнить, чем отличаются картинки. Затем рассмотреть второй, средний ряд, а затем третий, нижний ряд. Подумать, какой картинки не хватает, и нарисовать её).

Воспитатель: Правильно. Рассмотрите свои карточки и нарисуйте недостающую фигуру. Готовы?

Дети анализируют карточки, вспоминают правила игры и высказавают свои предположения.








Дети самостоятельно рисуют картинку, которой не хватает.

Умение анализировать изображение

Самостоятельное владение способами анализа изображения.


Взаимопроверка Проблемная ситуация

Поменяйтесь карточками друг с другом. Будьте внимательны, не у всех карточки одинаковые. Проверьте карточки друг у друга. Поменяйтесь обратно. Какую фигуру вы нарисовали в 9-й клеточке? Аня, что у тебя получилось? А у Кати? У нас получилось 2 варианта ответа, так как карточки были разные. Посмотрите на доску и поднимите руку, у кого получились такие же фигуры. Молодцы! И с этим заданием мы справились. Погладьте друг друга по голове. Теперь мы можем открыть 4-ю шкатулку и получить 4-ю часть шифра.

Дети проверяют правильность выполнения задания друг у друга.

Умение проверить выполнение аналогичного задания.

Умение работать в паре, налаживать партнерские отношения.


Проблемная задача



Для получения следующей части шифра, давайте выйдем из-за столов и поиграем в игру «Найди пару». Правила этой игры такие: нужно взять в руки вот такую карточку с цифрой или числом, разойтись по группе и под музыку гулять, когда музыка остановится, вы должны объединиться в пары – число и цифра, при помощи которой это число записывается.

(Дети меняются карточками по желанию, играют ещё раз).

Дети соотносят количество и цифру.

Умение переносить приобретенные умения в новые условия.


Ну вот мы и выполнили последнее задание. Молодцы! Давайте похлопаем себе в ладоши. Теперь мы можем открыть пятую, последнюю, шкатулку и получить недостающую часть шифра. Что мы получили? Ряд чисел от одного до десяти. Расставьте в нужном порядке. Молодцы!

Дети выставляют числовой ряд по порядку.



Рефлексия


А какой же сюрприз в шкатулке? Это медали, которые участники телевизионной игры «Умники и Умницы» получают за свои знания. Я вас поздравляю, вы справились с игрой, и я хочу вручить медали самым умным.

(Педагог побуждает детей к речевой активности)

Какие математические знания вам пригодились в сегодняшней игре? Где ещё вы можете использовать свои знания? В какую игру вы хотели бы сыграть ещё раз?

Дети передают свои впечатления о процессе и результатах совместной деятельности.



Открытость – ориентация на самостоятельную деятельность детей в режимных моментах, в семье

Ребята, в шкатулке есть задание (показывает картинку с геометрическими телами). Когда вы сегодня пойдёте домой, вместе с мамами и папами найдите предметы, имеющие форму этих тел и расскажете мне об этом завтра, договорились? (Да).


Детям предоставляется возможность, найти предметы, похожие на геометрические тела.





9