1. Мотивация к учебной деятельности Задача: смотивировать детей на предстоящую деятельность, проверить готовность к уроку. Развивать у обучающихся: регулятивные УУД (волевая саморегуляция) | - Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения: Педагогическое требование - Методы формирования сознания: Беседа | - Здравствуйте, ребята. - Сегодня за окном светит ярко солнце, пригревает нас своими теплыми лучами. - А с каким настроением вы пришли сегодня в школу? - Что интересного вы заметили по дороге в школу? (высказывания) - Обнимите своего соседа по парте и через объятия подарите свое тепло друг другу. (межличностный интеллект) - Ну а сейчас давайте проверим нашу готовность к уроку, на столе у вас должен лежать дневник, учебник, пенал. - Если вы готовы приступить к уроку, тогда присаживайтесь. | Обучающиеся демонстрируют: регулятивные УУД (волевая саморегуляция) |
2.Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы. Задача: актуализировать знания детей о прошлом произведении, выйти на проблему урока, постановка цели и плана урока. Развивать у обучающихся: регулятивные УУД (волевая саморегуляция; умение планировать свою деятельность, овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению), познавательные УУД (общеучебные: формулирование познавательной цели; осуществление поиска и выделения информации; логические: владение логическими действиями анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений), коммуникативные УУД (умение слушать, умение осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, умение уважать мнение других людей). | Методы воспитания: Методы формирования сознания: Методы воздействия на мотивационную сферу: Методы обучения: Методы закрепления и повторения изученного материала: беседа; Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности (Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение; Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль); Методы организации взаимодействия обучающихся и накопления социального опыта (Метод взаимной проверки) Методы развития психических функций, творческих способностей, личностных качеств детей (Постановка проблемы или создание проблемной ситуации). | - Какой рассказ читали на прошлом уроке? (Как получаются легенды) - Кто автор этого рассказа? (Г.Б.Остер) - Что означает слово легенда? (лингвистический интеллект) 1. Фантастический рассказ, поэтическое предание о каком-либо событии или лице (словарь Ефремовой). 2. Поэтическое предание о каком-нибудь историческом событии (толковый словарь Ожегова). - Какие легенды придумали вы? (выступления детей) - Ребята, как называют людей, которые любят шутить? (юмористы) - Можно ли назвать Григория Остера таким человеком? Почему? - Для того, чтобы узнать следующего автора, предлагаю разгадать кроссворд в парах. (межличностный интеллект, логико-математический интеллект) А чтоб узнать имя автора, разгадаем кроссворд, вспомним произведения, которые мы читали. | и | Р | а | | | м | ы | ш | О | н | о | к | | | М | а | м | а | | р | ы | б | А | | | к о | т | ё | Н | о | к | | | | р | и | С | у | н | о | к | | Е | с | л | и | | Ф | е | д | я | 1.Как звали девочку, которой купили попугая? 2.Кто такой Пик? 3.Доскажите слово: «И звучать печально гаммы в нашей комнате без…» 4.Кто такой пищуженец? 5.Из какого стихотворения строки: «Может быть, его побили, или в дом пустить забыли, или сам он убежал?» 6.В каком стихотворении юный художник превращает нарисованные картины в живые? 7.Из какого стихотворения строки: «Мы сидим и смотрим в окна. Тучи по небу летят. На дворе собаки мокнут, даже лаять не хотят». 8.Как звали одного из мальчиков в рассказе «Воспитатели»? Прочитайте, имя автора в выделенных клеточках. - Как вы думаете, что за произведение мы будем изучать сегодня? (предположения) - Тема урока: Роман Сеф «Веселые стихи» - Но для того, чтобы приступить к изучению нужно определить план урока. - В этом нам помогут опорные слова. Узнать … Поупражняться … Познакомиться … План урока: 1. Узнать о жизни и творчестве Р.Сефа 2. Поупражняться в подборе интонации 3. Познакомиться с произведением - Мы смогли определить план урока и теперь можно приступать к их выполнению, но для начала нам нужно определить главный вопрос. - Главный вопрос, на который нам нужно ответить сегодня на уроке- почему автор называл свое произведение «веселые стихи»? На этот вопрос мы с вами ответим к концу урока. | Обучающиеся демонстрируют: регулятивные УУД (волевая саморегуляция; умение планировать свою деятельность, овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению), познавательные УУД (общеучебные: формулирование познавательной цели; осуществление поиска и выделения информации; логические: владение логическими действиями анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений), коммуникативные УУД (умение слушать, умение осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, умение уважать мнение других людей). |
3. Решение проблемы Задача: выявить пути решения проблемы, познакомить обучающихся с биографией и творчеством Р.Сефа, произведением «Веселые стихи», поупражняться в подборе интонации. Развивать у обучающихся: регулятивные УУД (волевая саморегуляция; овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата), познавательные УУД (общеучебные: осуществление поиска и выделения информации; логические: владение логическими действиями анализа, обобщения, построения рассуждений), коммуникативные УУД (умение слушать, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли). | Методы воспитания: Методы формирования сознания: Методы обучения: Методы организации учебно-познавательной деятельности (Методы получения новых знаний: рассказ, беседа, Методы выработки учебных умений и накопления опыта: упражнение; Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности (Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение; Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований) | - Дима, прочитай пожалуйста первый пункт плана (1. Узнать о жизни и творчестве Р.Сефа) - Сейчас ваша задача познакомиться с биографией автора в парах и затем ответить на вопросы. - Что сейчас вы будете делать? Роальд Семёнович Сеф – детский писатель, поэт, переводчик. Сеф – это псевдоним, память об отце (по первым буквам) – Семёне Ефимовиче Фаермарке. Родился 6 октября 1931 года в Москве. Когда ему было 5 лет отца и мать арестовали, отец был расстрелян, мать отправлена в тюрьму. Мальчик остался с бабушкой. После возвращения матери из заключения, они были сосланы в город Малоярославец, где прожили 3 года. После окончания школы перепробовал множество профессий, работал и водителем автобуса. В 20 лет Романа Сефа арестовали, пять лет жил на поселении в Караганде. Здесь он выучил английский и стал заниматься переводом. В 1956 году его реабилитировали, отменили обвинение. Широко известны детские стихи и пьесы. Изданы 30 поэтических книг: «Шагают великаны», «Речной трамвай», «Голубой метеорит», «Если не веришь», «Я сам» и другие. Р.С.Сеф умер 20 февраля 2009 года. - Кто такой Роман Сеф? - Чем он занимался? - Какие известные книги прославили автора? - Молодцы, ребята. Вы внимательно изучили биографию автора. - Вика, прочитай пожалуйста первый пункт плана (Узнать о жизни и творчестве Р.Сефа) - Мы выполнили данный пункт? Что сделали для этого? - Тогда идем дальше. - Катя, прочитай пожалуйста второй пункт плана. (2. Поупражняться в подборе интонации) Перед тем как читать стихи, проведём речевую разминку. Чистоговорка. Са – са – са – в лесу бегает ___________ ; Со – со – со – у Вовы ____________ ; Ос – ос – ос – на поляне много ________ ; Су – су – су – было холодно в _____ ; Усь – усь – усь – на лугу пасётся _____ . - Мы поупражнялись с вами в чистоговорке и сейчас мы с вами попробуем проговорить скороговорку. Скороговорка. Купила бабуся бусы Марусе. - Сначала читаем все вместе медленно. - Первый ряд читает с весёлой интонацией. - Второй ряд читает с вопросительной интонацией. - Третий ряд читает шёпотом. - Все вместе читаем с ускорением. - Молодцы, ребята мы смогли с вами подготовится к чтению стихотворения и поупражнялись в подборе интонации. - Маша, прочитай пожалуйста второй пункт (2. Поупражняться в подборе интонации) - Выполнили ли мы этот пункт? Что сделали для этого? - Ребята, мы выполнили с вами второй пункт плана и теперь может идти дальше. Но для начала я предлагаю вам размяться. | Обучающиеся демонстрируют: регулятивные УУД (волевая саморегуляция; овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата), познавательные УУД (общеучебные: осуществление поиска и выделения информации; логические: владение логическими действиями анализа, обобщения, построения рассуждений), коммуникативные УУД (умение слушать, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли). |
4.Физминутка Задача: снять мышечное напряжение детей. | Методы воспитания: Методы воздействия на мотивационную сферу (поощрение); Методы воздействия на волевую сферу (требование). Методы обучения: Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль). | - Сейчас я вам буду читать стихотворение, а вы повторяйте за мной и выполняйте за мной. Весёлая неделька» (физический интеллект) Всю неделю по порядку, Глазки делают зарядку. В понедельник, как проснутся, Глазки солнцу улыбнутся, Вниз посмотрят на траву И обратно в высоту. (Поднять глаза вверх; опустить их вниз, голова неподвижна) Во вторник часики-глаза, Водят взгляд туда – сюда, Ходят влево, ходят вправо Не устанут никогда. (Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна) В среду в жмурки мы играем, Крепко глазки закрываем. Раз, два, три, четыре, пять, Будем глазки открывать. Жмуримся и открываем Так игру мы продолжаем. (Плотно закрыть глаза, досчитать до пяти и широко открыть глазки) По четвергам мы смотрим вдаль, На это времени не жаль, Что вблизи и что вдали Глазки рассмотреть должны. (Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см от глаз, перевести взгляд на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку) В пятницу мы не зевали Глаза по кругу побежали. Остановка, и опять В другую сторону бежать. (Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх) Хоть в субботу выходной, Мы не ленимся с тобой. Ищем взглядом уголки, Чтобы бегали зрачки. (Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем — в нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый) В воскресенье будем спать, А потом пойдём гулять, Чтобы глазки закалялись Нужно воздухом дышать. (Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот) - Молодцы, ребята. Вы справились с заданием. - Присаживайтесь на свои места. | Обучающиеся демонстрируют: регулятивные УУД (волевая саморегуляция), коммуникативные УУД (умение слушать). |
5. Первичное закрепление Задача: способствовать умению воспринимать на слух художественный текст, умению выразительно читать стихотворения. Развивать у обучающихся: регулятивные УУД (волевая саморегуляция; умение планировать свою деятельность, овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации), познавательные УУД (овладение навыками смыслового чтения произведения в соответствии с целями и задачами; логические: владение логическими действиями анализа, построения рассуждений), коммуникативные УУД (умение слушать, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, умение уважать мнение других людей в ходе обсуждения произведения, умение осмысливать собственное поведение и поведение окружающих). | Методы воспитания: Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения: Методы формирования сознания: Методы обучения: Методы организации учебно-познавательной деятельности (Методы получения новых знаний: рассказ, объяснение, беседа, иллюстрация, работа с книгой; Методы выработки учебных умений и накопления опыта: упражнение; Методы закрепления и повторения изученного материала: беседа); Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности (Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение; | - Ребята, мы с вами отдохнули и можем приступать к выполнению третьего пункта плана. - Даша, прочитай пожалуйста третий пункт плана. (3. Познакомиться с произведением) - Спасибо. - Для того, чтобы выполнить данный пункт плана предлагаю вам открыть учебник на странице 186 - Прочитайте название произведения. - Как вы думаете, о чем автор написал данное произведение? (лингвистический интеллект) - Рассмотрите иллюстрации, которые изображены в учебнике. Что изображено? - Ваши предположения очень интересны, но для того, чтобы узнать кто из вас был ближе. Для этого необходимо прочитать рассказ. - Но для того, чтобы приступить к прочтению для начала нам необходимо с вами изучить слова, которые встретятся нам в стихотворении. - У вас на партах есть карточки, ваша задача соединить слова с их значением. (логико-математический интеллект) -Прочитайте слово про себя. Теперь, Катя, прочти вслух. - Что такое рояль? (музыкальный инструмент) -Прочитайте слово про себя. Теперь, Маша, прочти вслух следующее слово - Что такое полька и вальс? (названия танцев) - Следующее слово прочитайте про себя. Дима, прочитает вслух. Ария - это эпизод в опере, исполняемый одним певцом в сопровождении оркестра. - Следующее слово прочитайте про себя. Вика, прочитает вслух. Опера - это жанр музыки, музыкальный спектакль, где артисты поют. - Сейчас я буду читать, а вы подумайте, это одно стихотворение или здесь несколько. (Чтение стихотворения учителем). - Сколько здесь стихотворений? - О ком первое стихотворение? - Кто играл на рояле? - Какую музыку они играли? - Что нравится киту? Ещё раз прочитаем первое стихотворение. - Что смешного в этом стихотворении? Послушаем второе стихотворение. (аудиозапись) (музыкальный интеллект) - Про какой свист говорится в стихотворении? -Почему так говорят? - Кто такой специалист? - Специалист – человек, который умеет хорошо и ловко делать что-нибудь. - А как вы думаете, что такое художественный свист? - Художественный свист – враньё. - Прочитайте третье стихотворение. -Что значит любить животных? - Что говорится о добрых людях? - Прочитаем четвертое стихотворение. - Какое качество мартышки обыгрывает поэт? - Сейчас каждая пара придумывает название для каждого стихотворения в том же настроении. (лингвистический интеллект) - Давайте прочитаем, какие названия вы придумали. А теперь выходим с каждого ряда по одному человеку и читаем по одному стихотворению, пытаясь передать веселое настроение. (лингвистический интеллект) - Ребята, у вас получились интересные названия. При прочтении вы старались передать правильную интонацию стихотворения. - Полина, прочитай пожалуйста третий пункт плана. (3. Познакомиться с произведением) - Мы выполнили этот пункт? Что сделали для этого? - Ребята, в начале урока у нас с вами стоял главный вопрос – почему автор называл свое произведение «веселые стихи»? (логико-математический интеллект) - Теперь мы сможем с вами ответить на данный вопрос. (предположения) - Верно, ребята. Автор называет свои стихи веселыми, потому что в них много юмора, забавных несообразностей, забавной рифмы, которая вносит в сюжет стихотворения элемент случайности, нелепицы. Автор- выдумщик и фантазер – заставил животных и птиц делать невероятные вещи: утку, слона и кита играть на рояле, жирафа разговаривать с курицей. - Мы смогли ответить на главный вопрос. | Обучающиеся демонстрируют: регулятивные УУД (волевая саморегуляция; умение планировать свою деятельность, овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации), познавательные УУД (овладение навыками смыслового чтения произведения в соответсвии с целями и задачами; логические: владение логическими действиями анализа, построения рассуждений),коммуникативные УУД (умение слушать, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, умение уважать мнение других людей в ходе обсуждения произведения, умение осмысливать собственное поведение и поведение окружающих). |
7. Подведение итогов. Рефлексия. Задача: подвести итог урока, способствовать осуществлению у обучающихся оценки своей деятельности на уроке. Развивать у обучающихся: регулятивные УУД (волевая саморегуляция; умение контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, осознание качества и уровня усвоения), коммуникативные УУД (умение слушать, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли). | Методы воспитания: Методы стимулирования (поощрение); Методы воздействия на мотивационную сферу (поощрение); Методы воздействия на волевую сферу (требование). Методы обучения: Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности (Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение; Методы формирования ответственности и обязательности: оперативный контроль); Методы контроля и диагностики учебно-познавательной деятельности (Беседа). | - Ребята наш урок подходит к концу, и я предлагаю подвести итог урока. - Как называется произведение, которое мы сегодня с вами изучали? - Можно ли придумать другое название данному произведению, которое бы выражало главную мысль? – Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? – Что вспомнили? Чему научились? – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя. - Ребята, посмотрите мы закончили раздел «По страницам детских журналов». В следующем году вы продолжите знакомство с этим разделом. А сейчас вы можете взять детские журналы в библиотеке. (внутриличностный интеллект) Упражнение: Я доволен своей работой на уроке - красный цвет. Я хорошо работал на уроке, но умею ещё лучше - зелёный цвет. Работа не получилась, недоволен собой - синий цвет. - Мне бы хотелось похвалить ... за активность, внимательность на уроке. Надеюсь, что остальные будут также активно работать в следующий раз. - Спасибо вам за урок. | Обучающиеся демонстрируют: регулятивные УУД (волевая саморегуляция; умение контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, осознание качества и уровня усвоения), коммуникативные УУД (умение слушать, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли). |