Конструкт урока литературного чтения по преддипломной практике
студентки группы 46 а специальности «Коррекционная педагогика в начальном образовании» Маркштедер Карины Андреевны
Тема: А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Анализ поступков героев.
УМК: «Начальная школа 21 века»
Цель: развитие интереса и любви к чтению в процессе анализа сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».
Планируемые результаты:
Личностные: обучающиеся проявляют учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; этические чувства — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; демонстрируют понимание чувств других людей и сопереживание им; обучающиеся ориентируются в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей.
Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; оценивать правильность выполнения действий).
Обучающиеся демонстрируют познавательные УУД: (использовать знаковосимволические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач; устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте; осуществление анализа, сравнения, синтеза, обобщения).
Обучающиеся демонстрируют коммуникативные УУД: (формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить понятные для партнёра высказывания; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи).
Предметные: обучающиеся знакомы со сказкой «Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина, знакомы с новыми словами, используют разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умеют осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев, определяют жанр сказки по признакам.
Задачи:
Воспитательные: воспитывать учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; этические чувства — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им; ориентацию в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей.
Развивающие: Развивать регулятивные УУД (принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; оценивать правильность выполнения действий);
Развивать познавательные УУД: (использовать знаковосимволические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач; устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте; осуществление анализа, сравнения, синтеза, обобщения);
Развивать коммуникативные УУД: (формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить понятные для партнёра высказывания; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи).
Образовательные: познакомить обучающихся с произведением А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», обогащать словарь новыми словами, учить использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); учить осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев, учить составлять и отвечать на вопросы полно и точно.
Формы организации деятельности обучающихся: фронтальная, парная, индивидуальная.
Средства обучения:
Демонстрационные: Сервис Google для создания интеллект – карт «Coggle» аншлаги.
Индивидуальные: учебник, пишущие принадлежности, раздаточный материал для осуществления рефлексии, самостоятельной работы, словарной работы.
Принципы воспитания: принцип единства, принцип организации активной деятельности воспитуемых, принцип связи воспитания с жизнью, принцип гуманизма в воспитании, принцип опоры на коллектив, принцип использования самовоспитания.
Принципы обучения: принцип деятельности, принцип непрерывности, принцип целостности, принцип минимакса, принцип психологической комфортности, принцип творчества, принцип вариативности, принцип семантизации лексики (толкование слов)
Методы воспитания:
1) Метод формирования сознания личности
• этическая беседа
• рассказ
• разъяснение
2) Метод организации жизнедеятельности и поведения воспитанников
• поручение
• создание воспитывающей ситуации
• педагогическое требование
3) Метод стимулирования деятельности и поведения
• создание ситуации успеха
• соревнование
• поощрение
4) Метод контроля
• наблюдение
• беседа
• результаты деятельности воспитанников
5) Метод формирования социального опыта детей
• игра
• пример
• ситуация свободного выбора
• педагогическое требование
• поручение
Методы обучения:
Методы организации учебно-познавательной деятельности:
Методы получения новых знаний
• рассказ
• беседа
• иллюстрация
• демонстрация
Методы выработки учебных умений и накопления опыта
• практические работы
Методы закрепления и повторения изученного материала
• беседа
• повторение
Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности:
Методы эмоционального стимулирования
• создание ситуации успеха
• поощрение и порицание
Методы развития познавательного интереса
• Формирование готовности к восприятию
• Стимулирование занимательным содержание
• Создание ситуации творческого поиска
Методы формирования ответственности и обязательности
• Формирование понимания личностной значимости
• Предъявление педагогических требований
Методы организации взаимодействия учащихся и накопления социального опыта:
Освоения элементарных норм ведения разговора
Метод взаимной проверки
Приём взаимных заданий
Создание ситуаций совместных переживаний
Методы развития псих. функций, творческих способностей, личностных качеств детей:
Творческое задание
Методы контроля и диагностики учебно-познавательно деятельности:
Анализ продуктов детской деятельности
Беседа
Тип урока: урок освоения нового знания
Структура урока:
1. Мотивация к учебной деятельности.
2. Актуализация опорных знаний и способов действий.
3. Усвоение новых знаний и способов действий по изученному материалу.
Физминутка (2 мин)
4. Организация контроля и самоконтроля (взаимоконтроля).
5. Рефлексия учебной деятельности.
Использованная литература:
1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009г. № 373 с изменениями внесёнными приказами Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010г. № 1241, от 22.09.2011г. № 2357, от 18.12.2012г. № 1060, от 29.12.2014г. № 1643, от 31.12.2015г. № 1576
2. Литературное чтение. 2 класс. Учебник. М.Вентана-граф, 2017. УМК «Начальная школа 21 века».
3. Ирина Головчак: Литературное чтение. 2 класс. Рабочая программа по учебнику Л.А.Ефросининой, М.И.Омороковой. ФГОС
4. Рабочая программа по учебному предмету изобразительное искусство для 1-4 класса Ярковой Е.А., Кузнецовой Т. А., Кучерова М.Г.
Рябковой С.А. Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Лицей № 9»
5. Интернет ресурс - coggle.it
Макет доски
Тема: А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Задачи: 1.Познакомиться со сказкой. 2. Ответить на вопросы по сказке. 3. Учиться правильно и выразительно читать сказку. | 8 мая. Классная работа. | |
Ход урока:
Этап урока, задача этапа | Методы и приемы обучения и воспитания | Деятельность учителя, обучающихся | Планируемый результат с учетом формируемых УУД |
1.Мотивация к учебной деятельности. (4 мин.) Задача: Развивать регулятивные УУД: (принимать и сохранять учебную задачу). Развивать коммуникативные УУД: (формулировать собственное мнение и позицию). | Метод организации жизнедеятельности и поведения воспитанников педагогическое требование Метод контроля наблюдение беседа Метод формирования социального опыта детей педагогическое требование Методы организации учебно-познавательной деятельности: Методы получения новых знаний беседа Методы развития познавательного интереса Формирование готовности к восприятию Стимулирование занимательным содержанием Методы формирования ответственности и обязательности Предъявление педагогических требований . | (приветствует учащихся) Здравствуйте, ребята! Меня зовут Карина Андреевна. Сегодня урок литературного чтения проведу у вас я! Посмотрите, все ли у вас готово к уроку? У кого все готово, присаживайтесь на свои места, остальные готовятся. -Откройте книгу для дополнительного чтения. Сейчас 5 минут читаем шепотом или про себя. - Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением одного писателя, можете ли вы узнать его по портрету? Это А. С. Пушкин. -Поднимите руку, кто знаком с его творчеством. | .Обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД: (принимать и сохранять учебную задачу). Обучающиеся демонстрируют коммуникативные УУД: (формулировать собственное мнение и позицию). |
2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы. (3 мин.) Задача: Развивать регулятивные УУД (принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации). Развивать познавательные УУД: (строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте; осуществление анализа). Развивать коммуникативные УУД: (формулировать собственное мнение и позицию; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи). | Метод формирования сознания личности рассказ Метод организации жизнедеятельности и поведения воспитанников педагогическое требование Метод стимулирования деятельности и поведения создание ситуации успеха, поощрение Метод контроля наблюдение беседа Метод формирования социального опыта детей игра, педагогическое требование, поручение Методы организации учебно-познавательной деятельности: Методы получения новых знаний беседа Методы закрепления и повторения изученного материала беседа повторение Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: Методы эмоционального стимулирования создание ситуации успеха, поощрение и порицание, Методы развития познавательного интереса Стимулирование занимательным содержанием Метод взаимной проверки Приём взаимных заданий Создание ситуаций совместных переживаний Методы контроля и диагностики учебно-познавательно деятельности: Беседа | -Ребята, с какой сказкой мы познакомились на прошлом уроке литературного чтения? -Кто автор этой сказки? -Поднимите руку, кто помнит, сведения биографии А.С Пушкина с которой нас познакомили Дима и Артем. -Для этого, я предлагаю вам поиграть в игру «Верю – не верю». -Послушать правила этой игры. -Я буду называть утверждение, и если оно верное – вы хлопаете в ладоши. Если утверждение ложное – вы сохраняете тишину. -Кому не понятны правила игры? -Начнем! -Александр Сергеевич Пушкин родился в Воронеже. -Почему нет? (Он родился в Москве) -В семье Пушкина говорили на Французском языке. -Няню А.С. Пушкина звали Арина Родионовна. -Любимое время года А.С. Пушкина зима. -Почему нет? (Осень). -При жизни А.С. Пушкина называли «Грозой русской поэзии». -Почему нет? (Солнце) -Молодцы, ребята! -Какое домашнее задание у вас было? -Давайте прочтем по одному незнакомому слову и попробуем объяснить его значение. -Назовите героев сказки, с которой мы познакомились. - Что вы узнали о героях в начале сказки? - Расскажите, что произошло со стариком, когда он рыбачил? - Почему старик отпустил рыбку без откупа? - Что произошло дальше? - Зачем старик обо всем рассказал старухе? - Каким видим здесь старика по характеру? - Почему старик пошел к морю? Объясните значение выражения «старуха забранила». (Ругала грубыми словами) - Как ведет себя рыбка? - Почему она помогает старику? - Что нового узнали о старухе, когда рыбка выполнила ее просьбу «дать новое корыто»? - Изменилось ли отношение старухи к старику, слугам, рыбке в дальнейшем? - Кто из них решил не потворствовать старухе? | Обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации). Обучающиеся демонстрируют познавательные УУД: (строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте; осуществление анализа). Обучающиеся демонстрируют коммуникативные УУД: (формулировать собственное мнение и позицию; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи). |
Усвоение новых знаний и способов действий по изученному материалу. Задача: Воспитывать учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; ориентацию в нравственном содержании и смысле поступков героев. Развивать регулятивные УУД умения принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Развивать познавательные УУД: умения использовать знаковосимволические средства, в том числе модели (включая виртуальные), устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте; осуществление анализа, сравнения, синтеза, обобщения Развивать коммуникативные УУД: умение формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить понятные для партнёра высказывания; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи). | Метод формирования сознания личности рассказ разъяснение Метод организации жизнедеятельности и поведения воспитанников поручение, создание воспитывающей ситуации, педагогическое требование, Метод стимулирования деятельности и поведения создание ситуации успеха, поощрение Метод контроля наблюдение беседа Метод формирования социального опыта детей пример педагогическое требование поручение Методы организации учебно-познавательной деятельности: Методы получения новых знаний рассказ беседа демонстрация Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: Методы эмоционального стимулирования создание ситуации успеха, поощрение и порицание, Методы развития познавательного интереса Формирование готовности к восприятию Стимулирование занимательным содержанием Методы формирования ответственности и обязательности Формирование понимания личностной значимости Предъявление педагогических требований, Метод взаимной проверки Создание ситуаций совместных переживаний Методы контроля и диагностики учебно-познавательно деятельности: Беседа | -А сейчас, я предлагаю вам поработать в парах. И дать характеристику героям сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» 1-ый ряд дает характеристику Старику. 2-ой ряд дает характеристику Старухе. 3-ий ряд дает характеристику Золотой рыбке. -Вам нужно дать характеристику личным качествам героя. То есть, какой он? Добрый, смелый и так далее. -Если вы затрудняетесь, вы можете выбрать качества из предложенных на слайде. -Заполните шаблон, который я вам выдала. -Итак, ребята, давайте теперь проверим какую характеристику героям вы дали и вместе с вами заполним схему по сказке. -Какую характеристику вы дали Старику? Характер старика: мягкий, добрый, податливый, безответный, безвольный, смиренный. (Заполнение интеллект карты фронтально) -Какую характеристику вы дали Старухе? Характер старухи: властный, злобный, жадный, грубый, неуживчивый, требовательный, неблагодарный. (Заполнение интеллект карты фронтально) -Какую характеристику вы дали Золотой рыбке? (справедливость, честность, терпение, бескорыстие, сострадание. (Заполнение интеллект карты фронтально) Кто из героев вам нравится? Не нравится? - Почему вам не нравится характер старухи? - Все черты её характера - отрицательные. Жадных, грубых, злобных людей не любят в обществе, их поступки осуждаются. - Как была наказана старуха за свою жадность и неблагодарность? - Почему же был наказан и старик, ведь он обладал мягким, податливым, добрым характером? - Являются ли положительными такие качества, как безвольность, безответность? (Дети приходят к выводу, что безвольность (отсутствие воли) - отрицательная черта). - Смиренность, безответность, податливость - положительные черты только в том случае, если они оправданы. Но в сказке Пушкина у старика не хватило смелости противостоять жадной старухе, возразить ей, указать на её неправоту, остановить её жадность. Он "..не смел ей перечить..", слепо подчинялся, выполняя все её прихоти. - Случается ли такое в жизни? - В жизни бывают моменты, когда просто необходимо проявить свой характер, настойчивость, твёрдо сказать - нет. Например, если окружающие или знакомые просят тебя сделать то, что, по твоему мнению, является плохим поступком. | Обучающиеся проявляют личностные УУД: обучающиеся проявляют учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; обучающиеся ориентируются в нравственном содержании и смысле поступков героев. Обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Обучающиеся демонстрируют познавательные УУД: использовать знаковосимволические средства, в том числе модели (включая виртуальные) устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте; осуществление анализа, сравнения, синтеза, обобщения) Обучающиеся демонстрируют коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить понятные для партнёра высказывания; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи).
|
Физминутка (2 мин.) Задача: снятие мышечного напряжение | | -Ребята, давайте немного отдохнём. Я прошу вас встать. Повторяйте движения за мной. Вот окошко распахнулось. (руки в стороны) Вышла кошка на карниз. (имитация мягкой, грациозной походки кошки) Посмотрела кошка вверх, (запрокинуть голову, посмотреть вверх) Посмотрела кошка вниз. (опустить голову, посмотреть вниз) Вот налево повернулась, (повернуть голову налево) Проводила взглядом мух. (повернуть голову направо, взглядом «проводить» муху) Потянулась, улыбнулась (соответствующие движения и мимика) И уселась на карниз. (присесть) (демонстрируют физическую активность) | Регулятивные УУД (принимать и сохранять учебную задачу). |
Организация контроля и самоконтроля (взаимоконтроля). (5 мин.) Задача: Воспитывать ориентацию в нравственном содержании и смысле поступков героев. Развивать регулятивные УУД (принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем). Развивать познавательные УУД: (устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте; осуществление анализа, сравнения, синтеза, обобщения). Развивать коммуникативные УУД: (формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить понятные для партнёра высказывания; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи). | Метод формирования сознания личности разъяснение Метод организации жизнедеятельности и поведения воспитанников поручение, создание воспитывающей ситуации, педагогическое требование, Метод стимулирования деятельности и поведения создание ситуации успеха, Метод контроля наблюдение, результаты деятельности воспитанников, Метод формирования социального опыта детей ситуация свободного выбора, педагогическое требование, поручение, Методы выработки учебных умений и накопления опыта практические работы Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: Методы эмоционального стимулирования создание ситуации успеха, поощрение и порицание, Методы развития познавательного интереса Создание ситуации творческого поиска Методы формирования ответственности и обязательности Формирование понимания личностной значимости Предъявление педагогических требований Метод взаимной проверки Приём взаимных заданий Создание ситуаций совместных переживаний Методы развития псих. функций, творческих способностей, личностных качеств детей: Творческое задание Методы контроля и диагностики учебно-познавательно деятельности: Анализ продуктов детской деятельности | -А сейчас в парах составьте подобную карту с характеристикой героев сказки. -Давайте посмотрим, какие карты у вас получились | Обучающиеся проявляют личностные УУД: обучающиеся ориентируются в нравственном содержании и смысле поступков героев. Обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем). Обучающиеся демонстрируют познавательные УУД: (устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте; осуществление анализа, сравнения, синтеза, обобщения). Обучающиеся демонстрируют коммуникативные УУД: (формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить понятные для партнёра высказывания; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи). |
6. Информация о домашнем задании (1 мин.) Задача: Развивать регулятивные УУД (принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия). | Метод формирования сознания личности: объяснение; Метод организации жизнедеятельности и поведения воспитанников: приучение, поручение, педагогическое требование. Методы развития познавательного интереса Формирование готовности к восприятию | -Дома я попрошу вас нарисовать иллюстрацию к прочитанной сказке. | Обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия). |
7. Рефлексия учебной деятельности (3 мин.) Задача: Развивать регулятивные УУД (оценивать свою деятельность). Развивать познавательные УУД: (строить рассуждения в форме связи простых суждений; осуществление анализа, сравнения, синтеза, обобщения). Развивать коммуникативные УУД: (формулировать собственное мнение и позицию; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи). | Метод контроля наблюдение, беседа, результаты деятельности воспитанников, Метод формирования социального опыта детей пример, ситуация свободного выбора, педагогическое требование, поручение, Методы организации учебно-познавательной деятельности: Методы получения новых знаний рассказ, беседа, Методы закрепления и повторения изученного материала беседа. Методы контроля и диагностики учебно-познавательно деятельности: Беседа | -Итак, ребята, чем мы сегодня занимались? -Что было для вас сложным? -Что было полезным? -Какие выводы вы сделали из прочитанной сказки.-Спасибо за урок, до свидания! | Обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (оценивать свою деятельность). Обучающиеся демонстрируют познавательные УУД: (строить рассуждения в форме связи простых суждений; осуществление анализа, сравнения, синтеза, обобщения). Обучающиеся демонстрируют коммуникативные УУД: (формулировать собственное мнение и позицию; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи). |
3