СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конструкт урока литературного чтения: стихотворение С. Я. Маршака «Хороший день».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Системнодеятельностный подход, различные виды деятельности , интересные задания. Соответствует методике проведения уроку лит чтения

Просмотр содержимого документа
«Конструкт урока литературного чтения: стихотворение С. Я. Маршака «Хороший день».»

Конструкт урока литературного чтения

Софрыгиной Алёны Дмитриевны

УМК: Школа России

Тема урока: стихотворение С. Я. Маршака «Хороший день».


Планируемый результат:


Личностные: обучающиеся проявляют интерес к уроку литературного чтения; демонстрируют желание к усвоению новых знаний, демонстрируют положительно-эмоциональный настрой на предстоящую деятельность; демонстрируют умения эмоционально отзываться на прочитанное; демонстрируют умение осознанно готовиться к урокам литературного чтения; демонстрируют ориентацию на понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности; демонстрируют способность к самооценке; проявляют эстетическое чувство на основе знакомства с литературным творчеством; демонстрируют познавательную мотивацию учения.


Метапредметные:


обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД: (умение удерживать задачи учебной деятельности; умение учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала; умение осуществлять самоконтроль и самооценку, способность к волевому усилию;

умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; умение адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать ее в работе над ошибками);


обучающиеся демонстрируют познавательные УУД: (умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в материалах учебника); умение объяснить значение понятия, опираясь на текст; умение выделять существенную информацию из читаемых текстов; умение строить речевое высказывание с позицией передачи информации, доступной для понимания слушателем; умение читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного; умение прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку; умение определять главную мысль и героев произведения; умение формировать свое отношение к героям произведения);


обучающиеся демонстрируют коммуникативные УУД: (умение владеть диалоговой формой речи; умение договариваться и приходить к общему решению; умение формировать собственное мнение и позиции; умение задавать вопросы, уточняя непонятное в высказывании; умение способность установить контакт и адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач).


Обучающиеся проявляют умения придумывать предложения с определённым словом; называть слитно слова, произнесённые по слогам; дописать букву; подобрать к прочитанному предложению подходящее изображение.


Предметные: обучающиеся ознакомлены со стихотворением С. Я. Маршака «Хороший день», демонстрируют умение работать с иллюстрацией; могут объяснить значение слов: «нынче», «ботанический», «бумажный змей», «гремучий», «цесарка», «гиппопотам», «таратайка», «ситро»; демонстрируют творческие способности через инсценировку прочитанного (услышанного) стихотворения; демонстрируют умение выделять главных героев и главную идею стихотворения; демонстрируют умения пользоваться элементарными приёмами анализа содержания текста по вопросам учителя.


Цель: формирование правильного, осознанного, беглого, выразительного чтения посредством коррекционно-развивающей работы в процессе ознакомления обучающихся со стихотворением С. Я. Маршака «Хороший день».


Задачи:



Воспитательная: воспитывать интерес к теме урока литературного чтения; побуждать обучающихся к усвоению новых знаний, создавать положительно-эмоциональный настрой обучающихся на предстоящую деятельность; развивать умения эмоционально отзываться на прочитанное; побуждать обучающихся осознанно готовиться к урокам литературного чтения; развивать ориентацию на понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности; воспитывать способность к самооценке; воспитывать эстетическое чувство на основе знакомства с литературным творчеством; повышать познавательную мотивацию учения.

Коррекционно-развивающая:


развивать у обучающихся регулятивные УУД: (умениеудерживать задачи учебной деятельности; умение учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала; умение осуществлять самоконтроль и самооценку, способность к волевому усилию;

умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; умение адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать ее в работе над ошибками);


развивать у обучающихся познавательные УУД: (умениеосуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в материалах учебника); умениеобъяснить значение понятия, опираясь на текст;умение выделять существенную информацию из читаемых текстов;умениестроить речевое высказывание с позицией передачи информации, доступной для понимания слушателем;умение читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного; умение прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку; умение определять главную мысль и героев произведения; умение формировать свое отношение к героям произведения);


развивать у обучающихся коммуникативные УУД: (умение владеть диалоговой формой речи; умение договариваться и приходить к общему решению; умение формировать собственное мнение и позиции; умение задавать вопросы, уточняя непонятное в высказывании; умение способность установить контакт и адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач).


Формировать у обучающихся умения придумывать предложения с определённым словом; называть слитно слова, произнесённые по слогам; дописать букву; подобрать к прочитанному предложению подходящее изображение.


Образовательная: ознакомить обучающихся со стихотворением С. Я. Маршака «Хороший день»; развивать у обучающихся умение работать с иллюстрацией; обогащать словарь обучающихся (определения слов: «нынче», «ботанический», «бумажный змей», «гремучий», «цесарка», «гиппопотам», «таратайка», «ситро»); развивать творческие способности через инсценировку прочитанного (услышанного) стихотворения; развивать умение называть главных героев и мысль сказки, развивать умение пользоваться элементарными приёмами анализа содержания текста по вопросам учителя.


Принципы обучения:


  • принцип деятельности;

  • принцип непрерывности;

  • принцип наглядности;

  • принцип систематичности и последовательности;

  • принцип психологической комфортности;

  • принцип семантизации лексики (толкование слов).


Принципы воспитания:


  • создание положительного эмоционального фона;

  • воспитывать через взаимодействие;

  • формирование личностного стиля и взаимоотношений со сверстниками и педагогом.


Принципы коррекционного образования:


  • принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач;

  • принцип учета индивидуальных, возрастных особенностей обучающихся;

  • коррекция и развитие высших психических функций;

  • дифференцированный подход;

  • индивидуальный подход.


Методы обучения и воспитания.


Методы обучения:


  • методы получения новых знаний: объяснение, беседа, демонстрация;

  • методы закрепления и повторения изученного материала: беседа;

  • методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение и порицание;

  • методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию;

  • методы контроля и диагностики познавательной деятельности: наблюдение, беседа.

  • словесные методы: рассказ учителя, объяснение, беседа;

  • наглядные методы обучения: метод демонстраций.


Методы воспитания:


  • методы формирования социального опыта детей: педагогическое требование;

  • методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивация деятельности и поведения: беседа;

  • методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: создание ситуации успеха.

  • методы формирования поведения: упражнение;

  • методы формирования сознания личности: рассказ, объяснение, беседа;

  • методы поощрения и наказания: похвала, замечание.



Форма организации учебной деятельности обучающихся:


  • фронтальная;

  • индивидуальная.











Используемые источники:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [Текст]: Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1598

  2. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития [Текст]: одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15)

  3. Рабочая программа учителя 1 класса МБОУ «Основная общеобразовательная школа №27 с интернатом» Моисеевой А.Ю.

  4. Литературное чтение. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2 [Текст] / Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Головина и др., – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 80 с.: ил. – (Школа России).

  5. Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников [Текст]: учебное пособие / Р.И. Лалаева. – СПб: Союз, 1998. – 224 с. – 7,0 печ. л. 

  6. Додонова Е. С. 100% читаю легко. Метод, который научит ребёнка читать быстро и с удовольствием [Текст]: монография/ Е.С. Додонова. –М.: Издательство «Э», 2017. – 176 с.: ил. – (Умный шоколад).



Тип урока: усвоение новых знаний и способов действий.


План:


1. Мотивация к учебной деятельности 3 мин.

2. Актуализация опорных знаний. Выявление проблемы. 4 мин.

3. Решение проблемы

3.1 Знакомство с творчеством автора 6 мин.

3.2 Первичное восприятие 7мин.

3.3 Физминутка 2 мин.

3.4 Повторное чтение и анализ прочитанного 10 мин. 4. Самостоятельной работы 6 мин.

6. Рефлексия 2 мин.




Оборудование:

Индивидуальные: учебник; карточки: «Что значит читать выразительно и правильно?»; карточка №1, карточка №2, изображение «Лесенка успеха» для рефлексии.

Демонстрационные: аншлаги: тема, задачи; мультимедийная презентация.



Макет доски


Дата

Классная работа


Тема: Задачи:

1.
2.

Мультимедийная презентация




С. __



















Ход урока

Этапы

Методы

Деятельность учителя и обучающихся

Планируемые результаты

1. Мотивация к учебной деятельности.

Задача:

Воспитательная: создавать положительно-эмоциональный настрой обучающихся на предстоящую деятельность; побуждать обучающихся осознанно готовиться к урокам литературного чтения.


Коррекционно-развивающая:

развивать у обучающихся:


регулятивные УУД: способность к волевому усилию;


познавательные УУД: умение строить речевое высказывание с позицией передачи информации, доступной для понимания слушателем;

коммуникативные УУД: умение задавать вопросы, уточняя непонятное в высказывании; умение способность установить контакт и адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.


Формировать у обучающихся умение придумывать предложения с определённым словом.



Методы обучения:

методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию;

словесные методы: рассказ учителя, объяснение, беседа;

наглядные методы обучения: метод демонстраций.

Методы воспитания:

методы формирования социального опыта детей: педагогическое требование;

методы формирования поведения: упражнение;

методы формирования сознания личности: объяснение;

методы поощрения и наказания: похвала, замечание.

(Учитель настраивает обучающихся на предстоящую деятельность.)

(Обучающиеся слушают учителя.)

-Проверим готовность к уроку. Для урока литературного чтения нам понадобится учебник по литературному чтению и карточки, которые я выдала. (Учитель организует рабочее место обучающихся.)

(Обучающиеся организуют своё рабочее место.)

-Для того, чтобы быть успешными на уроке литературного чтения предлагаю провести артикуляционную гимнастику. (Учитель настраивает обучающихся на успешную работу на уроке.)

(Обучающиеся слушают инструкцию учителя к предстоящей деятельности.)

-Внимательно послушайте загадку и отгадайте её. Отвечаем по поднятой руке.

Сердитый недотрога 
Живет в глуши лесной, 
Иголок очень много, 
А нитки - ни одной.

(Ёж)

(Обучающиеся внимательно слушают загадку, отгадывают её.)

-По каким признакам вы определили, что это ёж?

(Обучающиеся отвечают на вопрос учителя, выражая своё мнение.)

-Сейчас составьте предложение с этим словом. Сначала вспомним, что такое предложение?

-Предложение – слова, связанные между собой по смыслу.

(Обучающиеся отвечают на вопрос учителя, актуализируя свои знания, а после этого предлагая свои варианты предложений, составленных с определённым словом.)

-А я предлагаю вам такое предложение «Принесли домой ежа». Это и будет являться строчкой для нашей артикуляционной гимнастики.

-Добавим к нему слоги «ЖЕ-ЖУ-ЖА».

(Учитель предлагает свой вариант предложения, наиболее подходящее для артикуляционной гимнастики.)

Же-жу-жа – принесли домой ежа.

-Сейчас прочитайте строчку для себя шёпотом.

-Сейчас прочитаю для вас я.

-Теперь прочитаем вместе.

-Прочитаем медленно.

-Прочитаем быстрее.

-Прочитаем совсем быстро.

-Мы готовы к работе на уроке литературного чтения.

-Сегодня нас ждёт знакомство с интересным произведением и его автором.

(Обучающиеся слушают учителя.)

Личностные УУД: обучающиеся демонстрируют положительно-эмоциональный настрой на предстоящую деятельность; демонстрируют умение осознанно готовиться к урокам литературного чтения.

Регулятивные УУД: обучающиеся демонстрируют способность к волевому усилию.

Познавательные УУД: обучающиеся демонстрируют умение строить речевое высказывание с позицией передачи информации, доступной для понимания слушателя.


Коммуникативные УУД :обучающиеся демонстрируют умение задавать вопросы, уточняя непонятное в высказывании.

Обучающиеся проявляют умение придумывать предложения с определённым словом.

2.Актуализация опорных знаний. Выявление проблемы.
Задача:

Воспитательная: воспитывать интерес к теме урока литературного чтения; побуждать обучающихся к усвоению новых знаний, создавать положительно-эмоциональный настрой обучающихся на предстоящую деятельность; повышать познавательную мотивацию учения.


Коррекционно-развивающая:

развивать у обучающихся:


регулятивные УУД: умение учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала; умение осуществлять самоконтроль, способность к волевому усилию;

умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.


познавательные УУД: умение строить речевое высказывание с позицией передачи информации, доступной для понимания слушателем.

коммуникативные УУД: умение владеть диалоговой формой речи; умение договариваться и приходить к общему решению; умение формировать собственное мнение и позиции; умение задавать вопросы, уточняя непонятное в высказывании; умение способность установить контакт и адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

Формировать у обучающихся умения называть слитно слова, произнесённые по слогам; дописать букву.


Методы обучения:


методы закрепления и повторения изученного материала: беседа;


методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение и порицание.


Методы воспитания:

методы формирования социального опыта детей: педагогическое требование;


методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивация деятельности и поведения: беседа;


методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: создание ситуации успеха.

-Предлагаю узнать ФИО автора.

-Для этого необходимо выполнить небольшое задание.

-На слайде для вас будут представлены строки с различными изображениями. Ваша задача найти лишнее в каждой строчке и объяснить свою точку зрения.

-После каждой строчки, найдя лишнее в ней, на слайде будет появляться фигура, на которой будет написано имя, отчество и фамилия автора, но они будут записаны каждый раз по разному. (Учитель объясняет предстоящее задание.)

(Обучающиеся внимательно слушают инструкцию к заданию.)

-Кому непонятно задание?

-Первая строчка.

-Необходимо прочитать слово, начиная с самого большого слога, затем поменьше, и самым маленьким по размеру слогом завершить слово.

-С чем появилась фигура? (с именем)

-Прочитай его. (Самуил)

-Также попрошу слово прочитать ***.

-Вторая строчка.

-Необходимо прочитать слово сначала по слогам, затем слитно.

-С чем появилась фигура? (с отчеством)

-Прочитай его сначала по слогам, затем слитно. (Яковлевич)

-Также попрошу слово прочитать ***.

-Третья строчка.

-Необходимо прочитать слово справа налево.

-С чем появилась фигура? (с фамилией)

-Прочитай её. (Маршак)

-Также попрошу слово прочитать ***.

-Кто прочитает имя/отчество/фамилию?

(Несколько обучающихся читают ФИО автора выразительно для всего класса.)

-Благодаря заданию мы узнали имя отчество и фамилию поэта и сейчас узнаем название стихотворения, с которым познакомимся совсем скоро.

-Для этого я выдаю вам карточки, на которых записано название произведения. Но у букв в словах не хватает некоторых элементов. Ваша задача взять ручку и дописать недостающие элементы буквам.

-Затем мы узнаем, насколько успешно справились с этим заданием. (Учитель объясняет предстоящее задание.)

(Обучающиеся внимательно слушают инструкцию к заданию.)

-Завершаем работу. Давайте узнаем, насколько успешно справились с заданием. Кто прочитает название, которое получилось?

(Обучающиеся читают название, которое у них получилось в ходе самостоятельной работы.)

-Так мы подошли к теме урока. Она звучит следующим образом «Стихотворение С.Я. Маршака «Хороший день»».

-Какие задачи поставим на урок:

-Знакомы ли мы со стихотворением? (нет)

-Значит, что нужно сделать? (познакомиться)

-Первая задача звучит так «Познакомиться со стихотворением С.Я. Маршака «Хороший день»».

(Учитель размещает на доске первую задачу урока.)

-Какая вторая задача урока?

-На уроке литературного чтения мы учимся как читать? (Обучающиеся отвечают на вопрос учителя.)

-Вторая задача урока «Учиться выразительно читать произведения».

(Учитель размещает на доске вторую задачу урока.)

(Обучающиеся формулируют задачи урока с помощью наводящих вопросов учителя.)

Личностные УУД:

обучающиеся проявляют интерес к уроку литературного чтения; демонстрируют желание к усвоению новых знаний; демонстрируют познавательную мотивацию учения.


Регулятивные УУД: обучающиеся демонстрируют умение учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала; умение осуществлять самоконтроль, способность к волевому усилию;

умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.


Познавательные УУД: обучающиеся демонстрируют умение строить речевое высказывание с позицией передачи информации, доступной для понимания слушателя.


Коммуникативные УУД: обучающиеся демонстрируют умение владеть диалоговой формой речи; умение договариваться и приходить к общему решению; умение формировать собственное мнение и позиции; умение задавать вопросы, уточняя непонятное в высказывании; умение способность установить контакт и адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.


Обучающиеся проявляют умения называть слитно слова, произнесённые по слогам; дописать букву.


3. Решение проблемы


3.1 Знакомство с творчеством автора.

Задача:

Воспитательная: побуждать обучающихся к усвоению новых знаний, воспитывать эстетическое чувство на основе знакомства с литературным творчеством; повышать познавательную мотивацию учения.

Коррекционно-развивающая: развивать у обучающихся:

регулятивные УУД: умение удерживать задачи учебной деятельности; умение учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала; способность к волевому усилию; умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

познавательные УУД: умение выделять существенную информацию из прослушанных текстов; умение строить речевое высказывание с позицией передачи информации, доступной для понимания слушателе;

коммуникативные УУД: умение владеть диалоговой формой речи; умение формировать собственное мнение и позиции; умение задавать вопросы, уточняя непонятное в высказывании; умение способность установить контакт и адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.


















3.2 Первичное восприятие.

Задача:

Воспитательная: побуждать обучающихся к усвоению новых знаний, развивать умения эмоционально отзываться на прослушанное; повышать познавательную мотивацию учения.

Коррекционно-развивающая: развивать у обучающихся:

регулятивные УУД: умение удерживать задачи учебной деятельности; умение учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала; способность к волевому усилию;

познавательные УУД: умение строить речевое высказывание с позицией передачи информации, доступной для понимания слушателем; умение прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку; умение определять героев произведения;

коммуникативные УУД: умение задавать вопросы, уточняя непонятное в высказывании.





























































































3.3 Физминутка

Задача:

Воспитательная: создавать положительно-эмоциональный настрой обучающихся на предстоящую деятельность.


Коррекционно-развивающая:

развивать у обучающихся:



регулятивные УУД:умение учитывать ориентиры, данные учителем; способность к волевому усилию.





3.4 Повторное чтение и анализ прочитанного.

Задача:

Воспитательная: развивать умения эмоционально отзываться на прочитанное; воспитывать эстетическое чувство на основе знакомства с литературным творчеством.


Коррекционно-развивающая:

развивать у обучающихся:


регулятивные УУД: умение удерживать задачи учебной деятельности; умение учитывать ориентиры, данные учителем; способность к волевому усилию;

умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; умение адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать ее в работе над ошибками;

познавательные УУД: умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в материалах учебника); умение выделять существенную информацию из читаемых текстов; умение строить речевое высказывание с позицией передачи информации, доступной для понимания слушателем; умение читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного; умение определять главную мысль произведения;

коммуникативные УУД: умение владеть диалоговой формой речи; умение формировать собственное мнение и позиции.









Методы обучения:

методы получения новых знаний: объяснение, беседа, демонстрация;

методы закрепления и повторения изученного материала: беседа;

методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение и порицание;

методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию;

словесные методы: рассказ учителя, объяснение, беседа;

наглядные методы обучения: метод демонстраций.

Методы воспитания:

методы формирования социального опыта детей: педагогическое требование;

методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивация деятельности и поведения: беседа;

методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: создание ситуации успеха;

методы формирования поведения: упражнение;

методы формирования сознания личности: рассказ, объяснение, беседа.

-После того как мы узнали тему и цель урока, что нам необходимо сделать? (1 задача)

-Знакомы ли вы уже с некоторыми фактами из жизни поэта?

(Обучающиеся отвечают на вопрос учителя.)

-Предлагаю познакомиться с некоторыми фактами из жизни поэта.

-Слушайте внимательно, так как после этого мы ответим на следующие вопросы:

1. Что именно означает фамилия Самуила Маршака в кратком переводе?

2. В какое время были написаны первые стихотворения Самуила Маршака?

3. Когда был опубликован первый сборник стихотворений?

(Обучающиеся внимательно слушают факты из жизни писателя С. Я. Маршака, отвечают на поставленные вопросы через рассказ учителя.)


Самуил Яковлевич Маршак – знаменитый поэт. Известен как автор сказок для детей.

Родился Самуил Маршак в городе Воронеж в еврейской семье. Фамилия рода «Маршак» в кратком переводе означает – «наш учитель». Когда Самуил Маршак учился в школе, то учитель словесности выделял его талант среди других детей в классе.
-Знаете ли вы, что включает в себя урок словесности?
-Урок словесности – это способ соединения двух учебных предметов. Как думаете, каких?
-Русского и литературы.
Еще в школьные годы были написаны первые стихи Самуила Маршака. Через несколько лет после окончания школы был опубликован первый сборник стихотворений. Также Самуил Маршак получал удовольствие от путешествий. А когда он вернулся обратно в Россию, то организовал несколько театров для детей, а также продолжил писать для них замечательные произведения.
-Вы послушали некоторые факты из жизни писателя и давайте ответим на поставленные ранее вопросы:

1. Что именно означает фамилия Самуила Маршака в кратком переводе? («наш учитель»)

2. В какое время были написаны первые стихотворения Самуила Маршака? (в то время, когда учился в школе)

3. Когда был опубликован первый сборник стихотворений? (через несколько лет после окончания школы)

-На примере Самуила Яковлевича Маршака можно учиться многим. Ещё с детских лет юный писатель начал проявлять свои таланты и любовь к поэзии, что, в результате, привело к успешному созданию большого числа сборников замечательных стихотворений.


-Для того чтобы познакомиться с произведением С. Маршака откройте учебник на странице номер 43.

-Прочитайте название стихотворения. («Хороший день)

-Можем ли мы, не читая стихотворение, но зная его название сказать о чём оно? Приведите пример.

(Обучающиеся отвечают на вопрос учителя, приводят примеры, выражают собственные мысли.)

-Для того чтобы узнать, правильно ли мы думаем насчёт содержания стихотворения – прочитаем его.

-Прежде чем прочитать произведение вспомним о памятке «Что значит читать выразительно и правильно».

-Прочитаем критерии:

1. Не изменяйте и не пропускайте слова.

2. Читайте, чётко произнося слова.

3. Читайте громко.

(Обучающиеся актуализируют знания о правилах выразительного чтения.)

-Именно эти критерии мы должны будем соблюдать при чтении стихотворения.

-Сейчас стихотворение для вас прочитаю я, а вы внимательно слушайте, так как потом мы будем читать выразительно для всего класса. Не забывайте про правильность интонации.

-Проследите за тем, какие интонации выбираю я. Где читаю грустно, печально, а где радостно и с восторгом.

(Учитель демонстрирует выразительное чтение для обучающихся.)

(Обучающиеся внимательно слушают выразительное чтение учителя, сосредотачивают внимание на стихотворении и интонации учителя во время его прочтения.)

-Вы прослушали произведение Самуила Маршака и скажите, понравилось ли оно вам?

(Обучающиеся отвечают на вопрос учителя, выражают своё мнение.)

-Оправдались ли наши предположения, о чём будет рассказ?

-Назовите главных героев стихотворения.

(Обучающиеся отвечают на вопрос учителя, выражают своё мнение.)

-Встретились ли вам слова, которые непонятны?

(Обучающиеся отвечают на вопрос учителя, после чего идёт разбор незнакомых для обучающихся слов.)

-Как вы понимаете слово «нынче» в предложении «Что мы нынче делать будем?»?

-НЫНЧЕ – то же, что сегодня, теперь.

-Что такое ботанический музей?

-БОТАНИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ – место, где демонстрируются коллекции живых растений из разных частей света.

-О каком змее идёт речь в предложении «Или можно сделать змея из бумажного листа»?

-БУМАЖНЫЙ (воздушный) ЗМЕЙ – летательный аппарат, удерживаемый с земли при помощи верёвки и поднимаемый за счёт силы ветра.

-Как вы понимаете слово «гремучий» в предложении «Понесётся змей гремучий выше крыши, выше тучи!»?

-ГРЕМУЧИЙ – производящий громкие звуки, гремящий.

-Знаете ли вы, кто такая цесарка?

-ЦЕСАРКА – домашняя птица.

-Знаете ли вы, кто такой гиппопотам?

-ГИППОПОТАМ – то же, что и бегемот.

-Как вы понимаете слово «таратайка» в предложении «ездил прямо и кругом, в таратайке и верхом»?

-ТАРАТАЙКА – лёгкая двухколёсная повозка.

-Как вы понимаете слово «ситро» в предложении «из серебряного крана с шумом брызнуло ситро»

-СИТРО – сильногазированный охлаждённый фруктовый напиток.

-Мы разобрали незнакомые слова и готовы приступить к следующему заданию.


-Мы с вами много работаем я предлагаю вам немного отдохнуть. Встаньте из-за парт так, чтобы не мешать друг другу. Я буду показывать вам движения, а вы повторяйте их за мной. (Учитель объясняет правила физминутки для снятия эмоционального и мышечного напряжения.)

(Обучающиеся внимательно слушают учителя.)

Мы заходим с вами в лес  
Сколько здесь вокруг чудес!  
Сколько ёлочек зелёных,
Столько выполним наклонов.  
Впереди из-за куста
Смотрит хитрая лиса.
Мы лесу обхитрим,
На носочках убежим.  
Всё вокруг мы рассмотрели
И тихонечко все сели.
(Обучающиеся демонстрируют физическую активность.)




-Чем мы занимались перед физминуткой. (Обучающиеся отвечают на вопрос учителя.)

-Мы разобрали слова, которые были незнакомы и можем приступить к чтению для всего класса.

(Обучающиеся слушают учителя.)

-Перед этим проведём зарядку для губ, щёк и языка.

1. Рыбы.

2. Лошади.

3. Хомяки.

-Теперь мы готовы к выразительному чтению для всего класса.

-Послушайте как будем читать. Один начинает читать, затем я подойду к любому из вас и поглажу по плечу. Тот, кого я погладила по плечу – продолжает читать.

-Один читает, остальные следят.

-Читаем чётко, громко, выразительно. (Учитель даёт чёткие указания, как читать стихотворение для всего класса.)

(Обучающиеся внимательно слушают указания учителя, приступают к выразительному чтению для всего класса.)

-Какие чувства вы испытали, когда мы прочитали стихотворение? Ответить на этот вопрос нам снова поможет табличка чувств. Обратите на неё внимание. Выберите чувство, которое схоже с чувством, что вы испытали при чтении стихотворения.

(Обучающиеся выражают свои мысли, рассказывают о своих чувствах.)

-Сейчас, для того чтобы узнать, понимаем ли мы основной смысл стихотворения, предлагаю ответить на вопросы, используя текст произведения.

1) С чего начинался день? (с обсуждения, что будем делать)

2) Какие планы строили герои?

Куда думали поехать? (в ботанический музей)

Кого хотели созвать? (знакомых и друзей)

Кого хотели отдать в мастерскую? (безголового коня)

Кого думали купить? (морскую черепаху)

Кого думали сделать из бумажного листа? (змея)

3) Чем закончился день? (вернулись на трамвае с сиренью, очень устали)
4) Подумайте, почему автор назвал своё произведение «Хороший день». Что было по вашему мнению самое-самое хорошее? Выберите ответ:

  • покатался на пони;

  • привезли домой сирень;

  • мальчик был с папой.

(Обучающиеся отвечают на вопросы учителя, опираясь на текст учебника.)

3.1

Личностные УУД: обучающиеся демонстрируют желание к усвоению новых знаний, проявляют эстетическое чувство на основе знакомства с литературным творчеством; демонстрируют познавательную мотивацию учения.

Регулятивные УУД: обучающиеся демонстрируют умение удерживать задачи учебной деятельности; умение учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала; способность к волевому усилию;

умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Познавательные УУД: обучающиеся демонстрируют умение выделять существенную информацию из прослушанных текстов; умение строить речевое высказывание с позицией передачи информации, доступной для понимания слушателе.

Коммуникативные УУД: обучающиеся демонстрируют умение владеть диалоговой формой речи; умение формировать собственное мнение и позиции; умение задавать вопросы, уточняя непонятное в высказывании; умение способность установить контакт и адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.



















3.2
Личностные УУД: обучающиеся демонстрируют желание к усвоению новых знаний, демонстрируют умения эмоционально отзываться на прослушанное; демонстрируют познавательную мотивацию обучения.

Регулятивные УУД: обучающиеся демонстрируют умение удерживать задачи учебной деятельности; умение учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала; способность к волевому усилию.

Познавательные УУД: обучающиеся демонстрируют умение строить речевое высказывание с позицией передачи информации, доступной для понимания слушателем; умение прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку; умение определять героев произведения.

Коммуникативные УУД: обучающиеся демонстрируют умение задавать вопросы, уточняя непонятное в высказывании.



























































































3.3
Личностные УУД: обучающиеся демонстрируют положительно-эмоциональный настрой на предстоящую деятельность.

Регулятивные УУД: обучающиеся демонстрируют умение учитывать ориентиры, данные учителем; способность к волевому усилию.













3.4
Личностные УУД: обучающиеся демонстрируют умения эмоционально отзываться на прочитанное; проявляют эстетическое чувство на основе знакомства с литературным творчеством.



Регулятивные УУД: обучающиеся демонстрируют умение удерживать задачи учебной деятельности; умение учитывать ориентиры, данные учителем; способность к волевому усилию;

умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; умение адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать ее в работе над ошибками.

Познавательные УУД: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в материалах учебника); умение выделять существенную информацию из читаемых текстов; умение строить речевое высказывание с позицией передачи информации, доступной для понимания слушателем; умение читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного; умение определять главную мысль произведения.

Коммуникативные УУД: обучающиеся демонстрируют умение владеть диалоговой формой речи; умение формировать собственное мнение и позиции.


4. Самостоятельная работа.

Задача:

Воспитательная: создавать положительно-эмоциональный настрой обучающихся на предстоящую деятельность; развивать ориентацию на понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности;


Коррекционно-развивающая:

развивать у обучающихся:


регулятивные УУД: умение учитывать ориентиры, данные учителем; самоконтроль, способность к волевому усилию; умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

познавательные УУД: умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в материалах учебника); умение выделять существенную информацию из читаемых текстов;

коммуникативные УУД: умение задавать вопросы, уточняя непонятное в высказывании; умение способность установить контакт и адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

Формировать у обучающихся умение подобрать к прочитанному предложению подходящее изображение.

Методы обучения:

методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию;

методы контроля и диагностики познавательной деятельности: наблюдение, беседа.

словесные методы: объяснение;

Методы воспитания:

методы формирования социального опыта детей: педагогическое требование;

методы формирования поведения: упражнение.

-Предлагаю вам выполнить интересное задание, чтобы закрепить полученные на уроке знания. (Учитель настраивает обучающихся на выполнение самостоятельного задания, даёт инструкцию к выполнению задания.)

(Обучающиеся настраиваются на самостоятельную работу, внимательно слушают инструкцию к выполнению задания.)

-Для этого я выдаю вам карточки.

-Внимательно послушайте задание.

-На карточке есть строчки и изображения. Ваша задача –соотнести строчку с изображением, которое под неё подходит.

-Кому непонятно задание? Если всем понятно, тогда приступайте к работе.

(Учитель наблюдает за процессом выполнения задания, при необходимости помогает обучающимся.)

(Обучающиеся выполняют самостоятельное задание.)

-Завершаем работу.

-Давайте узнаем, насколько успешно справились с заданием.

(Обучающиеся приступают к проверке правильности выполненного задания.)

-Попрошу вас подписать карточки и сдать их после окончания урока.




Личностные УУД: обучающиеся демонстрируют положительно-эмоциональный настрой на предстоящую деятельность; демонстрируют ориентацию на понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Регулятивные УУД: обучающиеся демонстрируют умение учитывать ориентиры, данные учителем; самоконтроль, способность к волевому усилию; умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Познавательные УУД: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в материалах учебника); умение выделять существенную информацию из читаемых текстов.

Коммуникативные УУД: обучающиеся демонстрируют умение задавать вопросы, уточняя непонятное в высказывании; умение способность установить контакт и адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

Обучающиеся проявляют умение подобрать к прочитанному предложению подходящее изображение.


7. Рефлексия.

Задача:

Воспитательная: создавать положительно-эмоциональный настрой обучающихся на предстоящую деятельность;


Коррекционно-развивающая:

развивать у обучающихся:


регулятивные УУД: умение учитывать ориентиры, данные учителем; умение осуществлять самоконтроль и самооценку, способность к волевому усилию;

умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

коммуникативные УУД: умение формировать собственное мнение и позиции; умение задавать вопросы, уточняя непонятное в высказывании.


Методы обучения:


методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение и порицание;


Методы воспитания:


методы формирования социального опыта детей: педагогическое требование;


методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: создание ситуации успеха.

-Наш урок подходит к концу, предлагаю подвести итоги урока. (Учитель настраивает обучающихся на окончание урока, подведение его итогов.)

-С творчеством какого автора мы познакомились на уроке? (Самуил Яковлевич Маршак)

-С каким произведением познакомились? («Хороший день»)

-Какие задачи мы ставили на урок? (1. Познакомиться со стихотворением С.Я. Маршака «Хороший день». 2.Учиться выразительно читать.) (Обучающиеся отвечают на вопросы учителя.)

-Я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. (Учитель настраивает обучающихся на оценку собственной деятельности.)

-Я подготовила для вас лесенку успеха.

Если вы считаете, что на уроке у вас всё получилось и вы познакомились с произведениями, учились выразительно читать, узнали много нового и интересного, то нарисуйте любой символ на самой высокой ступени под номером 1.

-Если считаете, что у вас не совсем всё получилось, что-то было непонятно, мало чего узнали нового и полезного, то нарисуйте любой символ на ступени посередине под номером 2.

-Если считаете, что совсем ничего не получилось, и вы не познакомились с произведениями,, не учились выразительно читать, не узнали ничего нового и интересного, то нарисуйте любой символ на самой нижней ступени под номером 3.

(Обучающиеся анализируют и оценивают свою деятельность на уроке.)

-Покажите свои лесенки успеха.

-Урок литературного чтения закончен. Спасибо за работу на уроке.

Личностные УУД: обучающиеся демонстрируют положительно-эмоциональный настрой на предстоящую деятельность;

Регулятивные УУД: обучающиеся демонстрируют умение учитывать ориентиры, данные учителем; умение осуществлять самоконтроль и самооценку, способность к волевому усилию; умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Коммуникативные УУД: обучающиеся демонстрируют умение формировать собственное мнение и позиции; умение задавать вопросы, уточняя непонятное в высказывании.