Гущина А.С.
студентка 3 «Б» группы.
Кочнева О.Н._______________.
Этап | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Методы, формы | УУД |
Организационно-мотивационный | Здравствуйте, ребята, меня зовут Анна Сергеевна, и я проведу у вас урок окружающего мира. Присаживайтесь. Придумано кем-то просто и мудро При встрече здороваться: - Доброе утро! - Доброе утро! Солнцу и птицам! Доброе утро! Улыбчивым лицам. И каждый становится добрым, доверчивым... Пусть доброе утро длится до вечера. О чем говорится в стихотворении? Когда мы улыбаемся, все становятся добрыми. Когда мы улыбаемся, все становятся доверчивыми. Давайте все время улыбаться ребята. Сегодня у нас гости, улыбнитесь нашим гостям | Приветствуют учителя, садятся на свои места О доброте, о улыбке Улыбаются гостям | Словесный метод, фронтальная форма | Л: интерес к учебной деятельности; К: умение слушать и вступать в диалог |
Постановка темы и цели урока. Мотивация к учебной деятельности | У нас на уроке сегодня присутствуют наши друзья Аня и Ваня. А как вы думаете, почему Аня одета в русский народный костюм? Потому что, ребята, не так давно Аня побывала в гостях у бабушки Маруси. Вернувшись в город, Аня поделилась с Ваней своими впечатлениями от сельского туризма. Из рассказа девочки Ваня понял, что бабушка Маруся живет в большом красивом доме, в котором имеют место быть большак, большуха. Несколько раз за день Аня принимала участие в трапезе, и случалось в семье несколько упруг. В рассказе Ани, Ване были непонятны некоторые слова, какие? Известно ли вам значение этих слов? Есть ли у вас желание узнать значение этих слов и помочь Ване понять рассказ Ани? А чтобы понять их смысл, нам предстоит разобраться в хозяйстве старинного дома. Посмотрите внимание на слайд, прочитайте тему нашего урока Как вы понимаете эту фразу? Даже если дом не большой – каждому члену семьи найдется дело по хозяйству, дела никому не позволят сидеть без дела Давайте сделаем предположение, о чем будем говорить в рамках этой темы? | Затрудняются ответить Большак, большуха, трапеза, упруг Нет Да читают тему «Дом не велик, а стоять не велит» Предлагают варианты Изучать особенности хозяйства в доме, знакомиться со старыми словами, говорить о старинных домах | Словесный метод, проблемная ситуация, наглядный метод (работа с презентацией), практический метод (работа с учебником), фронтальная форма | Р: постановка цели учебной деятельности с помощью учителя; К: умение слушать и вступать в диалог |
Актуализация знаний | Мы много говорили о семейных традициях, и о законах внутреннего обустройства жилища наших предков. Вспомним, какие старинные обычаи строительства дома вы знаете. Как устроен дом внутри для удобства проживания в нем людей разного возраста? Что можно назвать центром дома? Да, ребята, в старинных домах, как и сейчас, у каждого было свое место, но священным местом для всей семьи, для всех родных являлся красный угол. (изображения на презентации) | На печи в доме было место для старого дедушки и доброй бабушки, а на полотнях спала ребятня; наверху, под потолком собиралась вся семья, женщины там пряли, шили, стряпали; в люльке качали ребенка. Иконы в переднем углу. Красный угол – самое светлое место. Под иконами стоит стол, где находятся фотографии всех родных. | Словесный метод, фронтальная форма, наглядный метод (работа с презентацией) | К: умение слушать и вступать в диалог; Пзн.: умения высказывать суждения, обосновывать и доказывать свой выбор; |
ОНЗ | Наши предки пользовались книгой «Домострой». Как вы думаете, зачем нужна была эта книга? Ребята, что бы узнать, чему учила наших предков эта книга, давайте обратим внимание на стр.72, она у вас должна быть открыта и прочитаем, как же нам объясняет это определение Умный Совенок Как же нам объяснил это слово Совенок? Ребята, вы помните, какие слова были не понятны Ване из разговора с Аней о деревне? (на доске \на слайде эти слова) Предлагаю вам помочь Ване разобраться, что же Аня имела ввиду. Поможем? Для этого прочитаем продолжение большого текста в учебнике, а затем ответим на вопрос, что же значат все эти слова. Читает тот, кого я спрошу. Читаем громко, выразительно, а остальные внимательно слушают. | Предлагают свои варианты ответа Ученик читает первый абзац посвященный книге «Домострой» Книга «Домострой» - это книга, которая учила наших предков тому, как управлять хозяйством в доме Да Читают текст и внимательно следят | Словесный метод, практический метод (работа с учебником), наглядный метод (работа с презентацией), фронтальная форма | П: представление о внутреннем строе семьи, её главе, роли каждого члена семьи в повседневной жизни, правилах семейного застолья; К: умение слушать и вступать в диалог; Л: понимание нравственного смысла совместной трапезы, укрепляющей духовное единство семьи |
Первичное понимание | Ребята, почему в тексте сравнивают управление хозяйством в доме, с управлением хозяйством в стране? Кто же такой большак? Строгий ее взгляд и доброе сердце берегут домашний очаг. Кто же это? Кого называли в старину большухой? Пословица гласит «От хозяина, чтоб ветром пахло, а от хозяйки …, угадайте чем? Давайте с вами разберемся, что входило в обязанности «большухи», посмотрите на музейные экспонаты, они вам помогут ответить на вопрос. А как вы думаете, помогали дети вашего возраста своим родителям по хозяйству? В чем заключалась их помощь? В тексте говорится, что семья была очень трудолюбивая, они дружно трудились, чередуя труд и отдых. Как же называлось время от одной передышки до другой? Сколько времени он занимал? __________, прочитай, пожалуйста, что об этом говорится в тексте Ребята, у нас осталось еще одно слово, значения которого нам не известно, что это за слово? Что бы узнать, что это такое, предлагаю поработать с распечаткой из словаря С.И. Ожегова и ответить мне на вопрос, что же такое трапеза? Давайте прочитаем о трапезе в старые времена Молодцы, ребята, мы помогли Ване понять, о чем же ему рассказывала Аня, и он очень нам благодарен. Ребята, мы можем сделать вывод, что обычаи и устои похожи с современными? Чем они похожи? | Если сможешь сделать так, что бы тебя слушалось несколько человек, семья, значит, и сможешь сделать так, что бы слушался целый народ Глава семьи, отец, который больше всех знает, понимает, умеет и отвечает за всех Большуха Маму Дымом Рассматривают экспонаты на слайде Помогали маме, папе, ухаживали за животными и т.д. Упруг, длился от двух до четырех часов. Трапеза ТРАПЕЗА - 1. Общий стол для приёма пищи в монастыре. 2. Приём пищи, еда в монастыре. Читают текст «Хлеб-соль на столе» Да Предлагают свои варианты ответа | Словесный метод, практический метод (работа с учебником), фронтальная форма | Л: осознание навыков трудолюбия и уважительного, внимательного, милосердного отношения друг к другу; П: соотношения старинных и современных традиций управления домашним хозяйством; Пзн. обогащение словарного запаса |
Физминутка | Поднимает руки класс – Это «раз», (Подтягивания под счет учителя) Повернулась голова – Это «два».(Движения головой) Руки вниз, вперед смотри – Это «три». (Приседания) Руки в стороны по шире Развернули на «четыре». (Повороты туловища) С силой их к плечам прижать – Это «пять». (Движения руками) Всем ребята тихо сесть – Это «шесть». (Ходьба на месте) |
Первичное закрепление | Ребята, мы уже обсудили, что каждый член семьи отвечает за свои поручения и обязанности. Предлагаю выполнить задание в рабочих тетрадях, на стр. задание номер №1. Вам нужно ответить на вопросы, по изученной нами теме. О чем вы узнали сегодня на уроке? Помогли мы сегодня Ване понять, о чем делилась Аня, побывав в гостях у бабушки? | Отвечают полным ответом Узнали о хозяйстве в доме, кто какие обязанности раньше были возложены на каждого члена семьи Да | Словесный метод, практический метод (работа в карточках), фронтальная форма | Пзн. обогащение словарного запаса; К: умение работать в паре; умение слушать и вступать в диалог; Р: подводить итог урока, делать выводы |
Рефлексия | Подходит к концу наш урок, предлагаю вам закончить предложения, которые вы видите на слайде/доске: -Мне было интересно… -Я узнал(а)… -Я использую полученные знания в… Мне было очень приятно с вами работать, спасибо за урок. | Заканчивают предложения | Словесный метод, фронтальная форма, наглядный метод (работа с презентацией) | Р: подводить итог урока, делать выводы |