СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конструкт урока по ОРКиСЭ на тему: "Действия с приставкой со".

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конструкт урока на тему: "Действия с приставкой со".

Просмотр содержимого документа
«Конструкт урока по ОРКиСЭ на тему: "Действия с приставкой со".»

Конструкт пробного урока по ОРКиСЭ

ПМ.01 «Преподавание по программам начального общего образования в начальных классах

и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования»

студентки группы 36

специальности 44.02.05 «Коррекционная педагогика в начальном образовании»

Самойловской Ксении Андреевны



Дата: 21.04.2021

Класс: 4 «А»

ФИО учителя класса: Боярских Виктория Сергеевна

ФИО методиста: Пазлиева Марина Александровна Отметка:___ Подпись__________

Тема урока: Действия с приставкой СО

Тип урока: Открытие новых знаний

Цель: продолжить формировать у учащихся понятие «доброта» через слова с приставкой «со»: «сочувствие», «сопереживание», «сострадание», «соболезнование», «соучастие».

Планируемые результаты:


  • Личностные: умеют оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: объясняют с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить, как хорошие или плохие; самостоятельно определяют и высказывают самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей); в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делают выбор, какой поступок совершить.

  • Метапредметные: обучающиеся демонстрируют личностные УУД: самоопределение; действие смыслообразования, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимся, и того, что еще неизвестно; волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; коммуникативные УУД: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; познавательные УУД:общеучебные: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; логические УУД: анализ, синтез, сравнение.

  • Предметные: обучающиеся имеют представление о нравственных качествах человека; знают и способны применять в речи понятия «сострадание», «сочувствие», «сопереживание», «соучастие»; имею представление о губительности равнодушия по отношению к близким, окружающей действительности.

Задачи:


  • Воспитательные: формировать умение оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие; самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей); в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить;

  • Развивающие: способствовать развитию личностных УУД: самоопределение; действие смыслообразования, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; регулятивных УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимся, и того, что еще неизвестно; волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии. Способствовать развитию коммуникативных УУД: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; познавательных УУД: общеучебные: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Способствовать развитию логических УУД: анализ, синтез, сравнение;

  • Образовательные: углублять представление обучающихся о нрав­ственных качествах человека, познакомить с понятиями «сострадание», «сочувствие», «сопереживание», «соучастие»; формировать представление о губительности равнодушия по отношению к близким, окружающей действительности.


Принципы обучения и воспитания:

Принципы воспитания

  • Создание положительного эмоционального подъёма

  • Принцип стимулирования активности

Принципы обучения

  • Принцип деятельности;

  • Принцип наглядности;

  • Принцип научности;

  • Принцип непрерывности;

  • Принцип минимакса;

  • Принцип доступности;

  • Принцип систематичности и последовательности;


Методы обучения и воспитания

Методы воспитания

  1. Методы формирования соц. опыта:

  • педагогическое требование;

  • создание ситуации успеха.

  1. Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе:

  • поощрение.

Методы обучения

  1. По источнику получения знаний:

  • словесные: беседа;

  • наглядные: демонстрация;

  • практические: упражнение;

  1. По дидактическим целям:

  • метод взаимной проверки и оценки знаний.

  1. По уровню включения в продуктивную деятельность:

  • проблемное изложение изучаемого.

  1. Методы организации учебно – познавательной деятельности:

  • словесные;

  • методы самостоятельной работы.


Формы организации учебной деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная и парная


Оборудование:

  • Демонстрационное: мультимедийная презентация PowerPoint, распечатки (тема, цели урока), рисунок сердца, карточки с положительными качествами человека

  • Индивидуальное: учебник, тетрадь, карточки с пословицей, карточки с рассказом, карточки с определениями из словаря С. Ожегова, стикеры.




Структура урока:

1. Мотивация к учебной деятельности (3 минуты)

2. Планирование и постановка учебных задач. (5 минут)

3. Этап открытия новых знаний (22 минуты)

4. Первичное закрепление (5 минут)

5. Инструктаж домашнего задания (3 минуты)

6. Рефлексия (3 минуты)


Информационные источники:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: утвержден приказом Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. № 373, в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357 – 41 с. – Текст: непосредственный.

2. Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 N 1/15) (ред. от 28.10.2015) – Текст: непосредственный.

3. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / А.И. Шемшурина. – М. : Просвещение, 2014. – 159 с. : ил. – Текст: непосредственный.

4. Стихи о доброте. – Текст: электронный // Стихи.ру: [сайт]. – URL: https://stihi.ru/rec.html?2010/05/10/11268 (дата обращения: 20.04.21)

5. Аудиокниги В. Осеевой. – Текст: электронный // Детский час: [сайт]. – URL: https://detskiychas.ru/audio-skazki (дата обращения: 19.04.21)

6. Словарь Ожегова. – Текст: электронный // Словаоь Ожегова: [сайт]. – URL: https://slovarozhegova.ru/view_search.php (дата обращения: 20. 04.21)

Макет доски:


21 апреля
Классная работа
Презентация

Тема: Действия с приставкой СО

Задачи:
1.Вспомнить и научиться применять понятия, начинающиеся с приставки «со»: «сострадание», «сочувствие», «сопереживание», «соучастие»
2. Найти примеры проявления качеств человека, определяющихся понятиями, начинающимися с приставки «со».









Ход урока

Этап урока

Методы и приемы

Деятельность учителя

Планируемые результаты (УУД)

1.Мотивация к учебной деятельности

Задача: организовать положительную мотивацию на предстоящую деятельность, собрать внимание детей, настроить на работу


По источнику получения знаний:

словесные (беседа)


- Добрый день, ребята, меня зовут Ксения Андреевна! Сегодня урок основы религиозных культур и светской этики проведу у вас я. Мне очень приятно и радостно видеть вас. Перед тем, как сесть, давайте проверим, все ли есть у вас на парте: учебник, тетрадь, пенал. Поднимите ваши глаза на меня, если у вас все есть, если чего-то не хватает, попросите у своего соседа.


- На сегодняшнем уроке вас ждут большие и маленькие открытия, вы узнаете много интересного, будете дружно работать, рассуждать, учитывать мнение друг друга, делать выводы и делиться своими впечатлениями. 


- Для того, чтобы наш урок прошел успешно и продуктивно, предлагаю вам закрыть глаза и прослушать спокойную мелодию. Закройте свои глаза и подумайте о чем-нибудь хорошем. (слушают мелодию)

Личностные УУД: действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; Регулятивные УУД: волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии

2. Планирование и постановка учебных задач.

Задача: сформулировать тему урока, поставить задачи



По источнику получения знаний:

Словесные (беседа, художественное слово)

  1. По уровню включения в продуктивную деятельность:

Проблемное изложение изучаемого

- Кто напомнит мне тему прошлого урока? (Доброте сопутствует терпение)


- Спасибо. Вашим домашним заданием было: составить рассказ о добром человеке и нарисовать рисунок. Кто желает выйти к доске и представить свою работу?


- Выходи, пожалуйста, к доске со своей работой и дневником. (представляют работу, оцениваю, ставлю отметку в дневник)

- Откройте свои тетради. Запишите дату и классную работу (записывают).


- А теперь для того, чтобы определить, о чём мы с вами сегодня будем беседовать, предлагаю вам составить пословицу (работа в парах).


- Обратите внимание, на ваших партах лежат карточки с пословицей, но в ней перепутаны слова. Ваша задача – собрать пословицу, работая в парах так, чтобы в ней сохранился смысл, пословица стала понятной. Работать вы будете прям на карточках, расставляя цифры над словами. Кто будет готов – глазки на меня.


- Давайте проверим, как вы собрали пословицу. Обратите внимание на слайд, у кого получилось так же, покажите знак «класс». Отлично, вы успешно справились.

«Доброе сердце о чужой беде болит».


– Когда так говорят? (так говорят о человеке, у которого доброе сердце, это тот, кто будет помогать всем: и людям и животным и птицам).


- Из урока в урок вы постигаете, как много заложено в понятие добрый человек.


- Раскройте, пожалуйста, секрет доброго человека. Какими качествами он должен обладать? (доброжелательность; отзывчивость; бескорыстие; честность; жизнерадостность; верность; сострадание; сила воли; разумность; милосердие; мудрость; справедливость)


- Здорово! Как много качеств доброго человека вы знаете! Ребята, и я знаю, что вы тоже очень добрые и хорошие!

- Давайте сейчас предположим, что это человеческое сердце. (Рисунок сердца) Сейчас мы будем наполнять его добрыми качествами.

- Вы будете выходить к доске по одному и прикреплять к нашему сердцу положительные человеческие качества.


- Давайте еще раз прочитаем человеческие качества, которые у нас получились (читают качества на сердце)


- На партах у вас лежит текст стихотворения, прочитайте его про себя. Кто прочитает стихотворение вслух?


Не жалейте сердца, не таите
Доброты и нежности своей.
Ни своих призрений, ни открытий,
Не держите в тайне от людей.
Жизнь - она всегда сплошные траты.
По земле, идя одной тропой,
Щедрый на любовь живет богато,
До могилы бедствует скупой.

- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

(О добром сердце, о положительных качествах человека, о доброте).

-Вы понимаете, как много заложено в этом понятии. Вы убедитесь, что в это понятие люди вкладывают целую палитру качеств и характеристик человека, поскольку доброта многогранна.

- Хотелось бы выделить ещё несколько качеств, которые можно выразить словами с приставкой «СО».

- Что означает эта приставка? (означающей «вместе»).

- Приставка «СО» -значит вместе. Давайте запишем это к себе в тетрадь. (записывают со слайда)

- Назовите нравственные действия, поступки человека по отношению к людям, которые можно было бы определить словами с приставкой «СО».

(Сочувствие, сопереживание, сострадание, соболезнование, соучастие, содействие, сотрудничество, солидарность).

- Итак, кто из вас уже догадался, как будет звучать тема нашего урока?

- Тема нашего урока: «Действия с приставкой СО». Запишите ее к себе в тетрадь.

- Исходя из темы, давайте попробуем сформулировать задачи урока. Как вы думаете, что мы с вами сегодня можем вспомнить? (слова с приставкой «со»), чему мы можем научиться? (научимся применять понятия с приставки «со»).

1. Вспомнить и научиться применять понятия, начинающиеся с приставки «со»: «сострадание», «сочувствие», «сопереживание», «соучастие», «соболезнование».

2. Найти примеры проявления качеств человека, определяющихся понятиями, начинающимися с приставки «со».

Познавательные УУД (общеучебные):

-умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

Коммуникативные УУД:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

- умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

3. Этап открытия новых знаний

Задача:обеспечить осмысление понятий «сострадание», «сочувствие», «сопереживание», «соучастие», «соболезнование».


  1. По дидактическим целям:

Метод взаимной проверки и оценки знаний.

  1. По уровню включения в продуктивную деятельность:

Проблемное изложение изучаемого.

  1. Методы организации учебно – познавательной деятельности:

Словесные.

  1. Методы формирования соц. опыта:

создание ситуации успеха.


- Посмотрите на 1 задачу нашего урока. Как вы думаете, для того, чтобы нам вспомнить значение слов с приставкой «со», что нам необходимо сделать? (поработать со словарем).

- Верно, вам в парах необходимо найти в словаре определение данных слов. Поэтому попрошу вас сейчас придвинуть к себе карточку с определением слов с приставкой «со», которые написаны в задаче нашего урока, из словаря С. Ожегова.

- Ваша задача – внимательно прочитать значение этих слова про себя, а затем кто-то один прочитает всему классу только определение, а все остальные попробуют догадаться, что это за слово. (читают)

- Откройте свои тетради и запишите два любых определения. (записывают)

- Для того, чтобы решить 2 задачу, вам будут предложены два рассказа.

-Сейчас я включу аудиозапись с рассказом, а вы будете внимательно слушать. Вам необходимо прослушать рассказ, а затем ответить на мои вопросы.

Осеева В. «Три товарища». (слушают)
Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке.
- Почему ты не ешь? - спросил его Коля.

- Завтрак потерял...
- Плохо, - сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба. - До обеда далеко ещё!
- А ты где его потерял? - спросил Миша.
- Не знаю... - тихо сказал Витя и отвернулся.
- Ты, наверное, в кармане нёс, а надо в сумку класть, - сказал Миша. А Володя ничего не спросил. Он подошёл к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу:
- Бери, ешь!
1) Сколько персонажей в рассказе? (4)
2) Почему автор назвал произведение «Три товарища»? (Рассказ назван "Три товарища", поскольку показывает, что хотя первые два мальчика и были Вите одноклассниками, но товарищами не были, настоящие друзья так не поступают. Товарищем оказался лишь мальчик, поделившийся завтраком)
3) Что произошло у Вити? (Витя потерял завтрак)
4) Какие чувства испытал Володя? (сострадание)

Осеева В. «Просто старушка». (слушают)

По улице шли мальчик и девочка. А впереди них шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.

– Подержи мои книжки! – крикнул мальчик, передавая девочке свой портфель, и бросился на помощь старушке.

Когда он вернулся, девочка спросила его:

– Это твоя бабушка?

– Нет, – отвечал мальчик.

– Мама? – удивилась подружка.

– Нет!

– Ну, тётя? Или знакомая?

– Да нет же, нет! – отвечал мальчик. – Это просто старушка.

1) Сколько персонажей в рассказе? (3)

2) Почему автор назвал произведение «Просто старушка»? (Мальчик помог пожилой женщине не потому что знал ее, а просто потому, что он добрый и воспитанный мальчик, который спешит делать хорошие поступки, если видит, что кто-то нуждается в этом)

3) Какие чувства испытал мальчик? Почему? (сопереживание)

4) Что в поведении приятеля удивило девочку? (у девочки никак в голове не укладывалось, что можно помочь совершенно незнакомому человеку. Сама она этого делать не стала бы, это понятно по ее реакции на поступок приятеля)

- Сейчас я предлагаю вам выполнить творческое задание – составить синквейн и записать его в свои тетради для того, чтобы прочно закрепить ваши знания по теме.

- Ваша задача - выбрать 1 слово с приставкой «со», относящееся к нашему уроку. План составление синквейна лежит у каждого на парте.

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Пример:

Жизнь.

Активная, бурная.

Воспитывает, развивает, учит.

Дает возможность реализовать себя.

Искусство.


- Кто хочет прочитать свой синквейн? (проверка, читают)


- Вы хорошо поработали, а теперь я предлагаю вам выполнить еще одно интересное творческое задание, которое поможет вам лучше разобраться в данной теме.


- Сегодня мы с вами познакомились с важными словами: сочувствие, сострадание, сопереживание, соболезнование, соучастие. Ваша задача – выбрать одно слово и попробовать его изобразить на рисунке. Рисунок может быть абсолютно любым, главное – чтобы он отражал смысл слова.


- Дома я тоже для вас нарисовала рисунок. Можете ознакомиться с ним.


- На работу вам даётся 10 минут.

Познавательные УУД (общеучебные):

-умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

Коммуникативные УУД:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

- умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

4. Первичное закрепление

Задача: установить

осознанность

изученного

материала, выявить

пробелы

первичного

осмысления,

провести

коррекцию

выявленных

пробелов в

осмыслении

обучающимися

изученного

материала.


  1. По дидактическим целям:

Метод взаимной проверки и оценки знаний.

Методы организации учебно – познавательной деятельности:

Словесные.

  1. Методы формирования соц. опыта:

создание ситуации успеха.


- Давайте начнем проверять. Кто желает выйти первым к доске и представить свою работу? (проверяют)

- Расскажи, что ты изобразил на своем рисунке? Почему ты нарисовал именно этот рисунок? Что для тебя значит это слово? (отвечют)

- Спасибо, присаживайся, пожалуйста.

- Давайте обратим внимание на задачи урока. Как вы думаете, смогли ли мы решить все задачи?

- Кто считает, что смогли, положите руки ровно на парту, кто считает, что не смогли достигнуть в полной мере, поднимите 1 руку.

Коммуникативные УУД:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

- умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

  1. 5. Инструктаж домашнего задания

  2. Задача: дать

  3. информацию и

  4. инструктаж по

  5. домашнему заданию.

Методы организации учебно-познавательной деятельности Методы получения новых знаний

Беседа

Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности Методы формирования ответственности и обязательности:

предъявление педагогических требований

- Сейчас давайте откроем дневники, чтобы записать домашнее задание.

Поразмышляйте о приставке «со» в слове «совесть». Также вам нужно найти 2 пословицы о качествах, которые вы включили бы в понятие «содействие». Пишите те пословицы, которые вам понятны, чтобы вы потом смогли объяснить их. Есть вопросы по домашнему заданию? (пояснение)

Личностные: демонстрируют интерес к учебной деятельности Метапредметные: демонстрируют регулятивные УУД (демонстрируют волевую саморегуляцию), коммуникативные УУД (умеют слушать и вступать в диалог), познавательных УУД (осуществляют запись (фиксацию) информации

6. Рефлексия

Задача: способствовать осознанию обучающимися результатов своей учебной деятельности.


По источнику получения знаний: словесные (беседа)

-Ребята, наш урок подходит к концу, и я предлагаю вам наполнить наше сердце, которое с начала урока весит на доске, добрыми качествами.


- Ребята! Наш урок подошёл к концу. Для того чтобы закрепить, как вы усвоили тему урока, я предлагаю вам на цветных листочках каждому написать слова с приставкой «СО», которые он запомнил сегодня на уроке. Затем прикрепить этот стикер на доску. Вам нужно разместить стикер, не обмениваясь словами друг с другом так, чтобы получилась определенная фигура. Общаться можно только глазами, мимикой и жестами, вслух слова произносить нельзя. Посмотрим, в какую фигуру сложатся ваши стикеры. (Проводят самоанализ деятельности)


- Достигли ли мы задач, поставленные в начале урока? Молодцы!


- Мне хотелось бы, чтобы вы поняли, что надо оказывать помощь тем, кто в ней нуждается. Но помощь должна быть незаметной, бескорыстной. Если делаешь доброе дело действительно для людей, ты не должен кричать о том, какой ты благородный, не должен афишировать свою помощь. Настоящее благородство негромкое, оно остается в тени.


- Я хочу вам пожелать: будьте внимательнее к людям, старайтесь их понять, в нужную минуту окажите посильную помощь, но не гордитесь этим, радуйтесь сами, радуйте других, будьте искренны и естественны. Когда отдаешь, частичку доброго сердца, проявляешь милосердие к людям, то становишься богаче духовно. Я благодарю вас за активную работу на уроке. До свидания!

- Я хочу, чтобы вы подвели итог нашего урока, закончите предложение.

Я узнал…

Я понял…

Я хочу изменить в себе…


Личностные УУД: - действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

Коммуникативные УУД: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации