1.Мотивация к учебной деятельности Задача: организовать положительную мотивацию на предстоящую деятельность, собрать внимание детей, настроить на работу | По источнику получения знаний: словесные (беседа) | - Добрый день, ребята, меня зовут Ксения Андреевна! Сегодня урок основы религиозных культур и светской этики проведу у вас я. Мне очень приятно и радостно видеть вас. Перед тем, как сесть, давайте проверим, все ли есть у вас на парте: учебник, тетрадь, пенал. Поднимите ваши глаза на меня, если у вас все есть, если чего-то не хватает, попросите у своего соседа. - На сегодняшнем уроке вас ждут большие и маленькие открытия, вы узнаете много интересного, будете дружно работать, рассуждать, учитывать мнение друг друга, делать выводы и делиться своими впечатлениями. - Для того, чтобы наш урок прошел успешно и продуктивно, предлагаю вам закрыть глаза и прослушать спокойную мелодию. Закройте свои глаза и подумайте о чем-нибудь хорошем. (слушают мелодию) | Личностные УУД: действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; Регулятивные УУД: волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии |
2. Планирование и постановка учебных задач. Задача: сформулировать тему урока, поставить задачи | По источнику получения знаний: Словесные (беседа, художественное слово) По уровню включения в продуктивную деятельность: Проблемное изложение изучаемого | - Кто напомнит мне тему прошлого урока? (Доброте сопутствует терпение) - Спасибо. Вашим домашним заданием было: составить рассказ о добром человеке и нарисовать рисунок. Кто желает выйти к доске и представить свою работу? - Выходи, пожалуйста, к доске со своей работой и дневником. (представляют работу, оцениваю, ставлю отметку в дневник) - Откройте свои тетради. Запишите дату и классную работу (записывают). - А теперь для того, чтобы определить, о чём мы с вами сегодня будем беседовать, предлагаю вам составить пословицу (работа в парах). - Обратите внимание, на ваших партах лежат карточки с пословицей, но в ней перепутаны слова. Ваша задача – собрать пословицу, работая в парах так, чтобы в ней сохранился смысл, пословица стала понятной. Работать вы будете прям на карточках, расставляя цифры над словами. Кто будет готов – глазки на меня. - Давайте проверим, как вы собрали пословицу. Обратите внимание на слайд, у кого получилось так же, покажите знак «класс». Отлично, вы успешно справились. «Доброе сердце о чужой беде болит». – Когда так говорят? (так говорят о человеке, у которого доброе сердце, это тот, кто будет помогать всем: и людям и животным и птицам). - Из урока в урок вы постигаете, как много заложено в понятие добрый человек. - Раскройте, пожалуйста, секрет доброго человека. Какими качествами он должен обладать? (доброжелательность; отзывчивость; бескорыстие; честность; жизнерадостность; верность; сострадание; сила воли; разумность; милосердие; мудрость; справедливость) - Здорово! Как много качеств доброго человека вы знаете! Ребята, и я знаю, что вы тоже очень добрые и хорошие! - Давайте сейчас предположим, что это человеческое сердце. (Рисунок сердца) Сейчас мы будем наполнять его добрыми качествами. - Вы будете выходить к доске по одному и прикреплять к нашему сердцу положительные человеческие качества. - Давайте еще раз прочитаем человеческие качества, которые у нас получились (читают качества на сердце) - На партах у вас лежит текст стихотворения, прочитайте его про себя. Кто прочитает стихотворение вслух? Не жалейте сердца, не таите Доброты и нежности своей. Ни своих призрений, ни открытий, Не держите в тайне от людей. Жизнь - она всегда сплошные траты. По земле, идя одной тропой, Щедрый на любовь живет богато, До могилы бедствует скупой. - Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (О добром сердце, о положительных качествах человека, о доброте). -Вы понимаете, как много заложено в этом понятии. Вы убедитесь, что в это понятие люди вкладывают целую палитру качеств и характеристик человека, поскольку доброта многогранна. - Хотелось бы выделить ещё несколько качеств, которые можно выразить словами с приставкой «СО». - Что означает эта приставка? (означающей «вместе»). - Приставка «СО» -значит вместе. Давайте запишем это к себе в тетрадь. (записывают со слайда) - Назовите нравственные действия, поступки человека по отношению к людям, которые можно было бы определить словами с приставкой «СО». (Сочувствие, сопереживание, сострадание, соболезнование, соучастие, содействие, сотрудничество, солидарность). - Итак, кто из вас уже догадался, как будет звучать тема нашего урока? - Тема нашего урока: «Действия с приставкой СО». Запишите ее к себе в тетрадь. - Исходя из темы, давайте попробуем сформулировать задачи урока. Как вы думаете, что мы с вами сегодня можем вспомнить? (слова с приставкой «со»), чему мы можем научиться? (научимся применять понятия с приставки «со»). 1. Вспомнить и научиться применять понятия, начинающиеся с приставки «со»: «сострадание», «сочувствие», «сопереживание», «соучастие», «соболезнование». 2. Найти примеры проявления качеств человека, определяющихся понятиями, начинающимися с приставки «со». | Познавательные УУД (общеучебные): -умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; Коммуникативные УУД: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; - умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; |
3. Этап открытия новых знаний Задача:обеспечить осмысление понятий «сострадание», «сочувствие», «сопереживание», «соучастие», «соболезнование». | По дидактическим целям: Метод взаимной проверки и оценки знаний. По уровню включения в продуктивную деятельность: Проблемное изложение изучаемого. Методы организации учебно – познавательной деятельности: Словесные. Методы формирования соц. опыта: создание ситуации успеха. | - Посмотрите на 1 задачу нашего урока. Как вы думаете, для того, чтобы нам вспомнить значение слов с приставкой «со», что нам необходимо сделать? (поработать со словарем). - Верно, вам в парах необходимо найти в словаре определение данных слов. Поэтому попрошу вас сейчас придвинуть к себе карточку с определением слов с приставкой «со», которые написаны в задаче нашего урока, из словаря С. Ожегова. - Ваша задача – внимательно прочитать значение этих слова про себя, а затем кто-то один прочитает всему классу только определение, а все остальные попробуют догадаться, что это за слово. (читают) - Откройте свои тетради и запишите два любых определения. (записывают) - Для того, чтобы решить 2 задачу, вам будут предложены два рассказа. -Сейчас я включу аудиозапись с рассказом, а вы будете внимательно слушать. Вам необходимо прослушать рассказ, а затем ответить на мои вопросы. Осеева В. «Три товарища». (слушают) Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке. - Почему ты не ешь? - спросил его Коля. - Завтрак потерял... - Плохо, - сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба. - До обеда далеко ещё! - А ты где его потерял? - спросил Миша. - Не знаю... - тихо сказал Витя и отвернулся. - Ты, наверное, в кармане нёс, а надо в сумку класть, - сказал Миша. А Володя ничего не спросил. Он подошёл к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу: - Бери, ешь! 1) Сколько персонажей в рассказе? (4) 2) Почему автор назвал произведение «Три товарища»? (Рассказ назван "Три товарища", поскольку показывает, что хотя первые два мальчика и были Вите одноклассниками, но товарищами не были, настоящие друзья так не поступают. Товарищем оказался лишь мальчик, поделившийся завтраком) 3) Что произошло у Вити? (Витя потерял завтрак) 4) Какие чувства испытал Володя? (сострадание) Осеева В. «Просто старушка». (слушают) По улице шли мальчик и девочка. А впереди них шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала. – Подержи мои книжки! – крикнул мальчик, передавая девочке свой портфель, и бросился на помощь старушке. Когда он вернулся, девочка спросила его: – Это твоя бабушка? – Нет, – отвечал мальчик. – Мама? – удивилась подружка. – Нет! – Ну, тётя? Или знакомая? – Да нет же, нет! – отвечал мальчик. – Это просто старушка. 1) Сколько персонажей в рассказе? (3) 2) Почему автор назвал произведение «Просто старушка»? (Мальчик помог пожилой женщине не потому что знал ее, а просто потому, что он добрый и воспитанный мальчик, который спешит делать хорошие поступки, если видит, что кто-то нуждается в этом) 3) Какие чувства испытал мальчик? Почему? (сопереживание) 4) Что в поведении приятеля удивило девочку? (у девочки никак в голове не укладывалось, что можно помочь совершенно незнакомому человеку. Сама она этого делать не стала бы, это понятно по ее реакции на поступок приятеля) - Сейчас я предлагаю вам выполнить творческое задание – составить синквейн и записать его в свои тетради для того, чтобы прочно закрепить ваши знания по теме. - Ваша задача - выбрать 1 слово с приставкой «со», относящееся к нашему уроку. План составление синквейна лежит у каждого на парте. Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам: 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна. 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль. 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом). Пример: Жизнь. Активная, бурная. Воспитывает, развивает, учит. Дает возможность реализовать себя. Искусство. - Кто хочет прочитать свой синквейн? (проверка, читают) - Вы хорошо поработали, а теперь я предлагаю вам выполнить еще одно интересное творческое задание, которое поможет вам лучше разобраться в данной теме. - Сегодня мы с вами познакомились с важными словами: сочувствие, сострадание, сопереживание, соболезнование, соучастие. Ваша задача – выбрать одно слово и попробовать его изобразить на рисунке. Рисунок может быть абсолютно любым, главное – чтобы он отражал смысл слова. - Дома я тоже для вас нарисовала рисунок. Можете ознакомиться с ним. - На работу вам даётся 10 минут. | Познавательные УУД (общеучебные): -умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; Коммуникативные УУД: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; - умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; |
4. Первичное закрепление Задача: установить осознанность изученного материала, выявить пробелы первичного осмысления, провести коррекцию выявленных пробелов в осмыслении обучающимися изученного материала. | По дидактическим целям: Метод взаимной проверки и оценки знаний. Методы организации учебно – познавательной деятельности: Словесные. Методы формирования соц. опыта: создание ситуации успеха. | - Давайте начнем проверять. Кто желает выйти первым к доске и представить свою работу? (проверяют) - Расскажи, что ты изобразил на своем рисунке? Почему ты нарисовал именно этот рисунок? Что для тебя значит это слово? (отвечют) - Спасибо, присаживайся, пожалуйста. - Давайте обратим внимание на задачи урока. Как вы думаете, смогли ли мы решить все задачи? - Кто считает, что смогли, положите руки ровно на парту, кто считает, что не смогли достигнуть в полной мере, поднимите 1 руку. | Коммуникативные УУД: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; - умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
6. Рефлексия Задача: способствовать осознанию обучающимися результатов своей учебной деятельности. | По источнику получения знаний: словесные (беседа) | -Ребята, наш урок подходит к концу, и я предлагаю вам наполнить наше сердце, которое с начала урока весит на доске, добрыми качествами. - Ребята! Наш урок подошёл к концу. Для того чтобы закрепить, как вы усвоили тему урока, я предлагаю вам на цветных листочках каждому написать слова с приставкой «СО», которые он запомнил сегодня на уроке. Затем прикрепить этот стикер на доску. Вам нужно разместить стикер, не обмениваясь словами друг с другом так, чтобы получилась определенная фигура. Общаться можно только глазами, мимикой и жестами, вслух слова произносить нельзя. Посмотрим, в какую фигуру сложатся ваши стикеры. (Проводят самоанализ деятельности) - Достигли ли мы задач, поставленные в начале урока? Молодцы! - Мне хотелось бы, чтобы вы поняли, что надо оказывать помощь тем, кто в ней нуждается. Но помощь должна быть незаметной, бескорыстной. Если делаешь доброе дело действительно для людей, ты не должен кричать о том, какой ты благородный, не должен афишировать свою помощь. Настоящее благородство негромкое, оно остается в тени. - Я хочу вам пожелать: будьте внимательнее к людям, старайтесь их понять, в нужную минуту окажите посильную помощь, но не гордитесь этим, радуйтесь сами, радуйте других, будьте искренны и естественны. Когда отдаешь, частичку доброго сердца, проявляешь милосердие к людям, то становишься богаче духовно. Я благодарю вас за активную работу на уроке. До свидания! - Я хочу, чтобы вы подвели итог нашего урока, закончите предложение. Я узнал… Я понял… Я хочу изменить в себе… | Личностные УУД: - действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом Коммуникативные УУД: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |