СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конструкт урока по ОРКиСЭ на тему "Человек-чело века"

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конструкт урока по ОРКиСЭ на тему "Человек-чело века"»

Конструкт пробного урока основ религиозных культур и светской этики

по производственной практике по ПМ.01«Преподавание по программам начального общего образования

в начальных классах и начальных классах

компенсирующего и коррекционно-развивающего образования»

студентки группы 36

специальности 44.02.05 «Коррекционная педагогика в начальном образовании»

Сысоевой Евгении Валерьевны


Дата: 19.05.2020

Класс: 4 «а»

ФИО учителя класса: Боярских Виктория Сергеевна

ФИО методиста: Пазлиева Марина Алексеевна Отметка_________________ Подпись ____________

УМК: «Школа России»

Тема урока: Человек – чело века

Тип урока: открытие нового знания

Планируемый результат:

Личностный: демонстрируют положительное отношение к деятельности на уроке ОРКиСЭ, понимают значимость темы в собственной жизни, умение брать ответственность на себя за нравственный выбор.

Метапредметный: обучающиеся демонстрируют

коммуникативные УУД (сотрудничают с учителем и одноклассниками, в устной форме строят речевые высказывания, высказывают свое мнение, проявляют умение слушать и понимать других);

регулятивные УУД (осуществляют контроль (самоконтроль), планируют свою деятельность, осуществляют саморегуляцию, умеют оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; умеют осуществлять рефлексию своей деятельности);

познавательные УУД (анализируют, ставят и формулируют проблему, структурируют свои знания, строят осознанное и произвольное речевого высказывания в устной и письменной форме, контролируют и оценивают процесс и результаты)

Предметные: имеют представления о нравственной основе поведения человека в различных жизненных ситуациях, морально-нравственное самосознание.

Цель: Формирование личностных ууд (умение брать ответственность на себя за нравственный выбор ) посредством изучения темы «Человек – чело века».

Задачи:

Воспитательная: воспитывать положительное отношение к деятельности на уроке ОРКиСЭ, понимают значимость темы и ее актуальность в собственной жизни, умение брать ответственность на себя за нравственный выбор.

Развивающая: способствовать развитию

коммуникативных УУД (сотрудничают с учителем и одноклассниками, в устной форме строят речевые высказывания, высказывают свое мнение, проявляют умение слушать и понимать других);

регулятивных УУД (осуществляют контроль (самоконтроль и взаимоконтроль), планируют свою деятельность, осуществляют саморегуляцию, умеют оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; умеют осуществлять познавательную и личностную рефлексию);

познавательных УУД (анализируют, ставят и формулируют проблему, структурируют свои знания, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, контроль и оценка процесса и результатов деятельности).

Образовательная: формировать представления о нравственной основе поведения человека в различных жизненных ситуациях, морально-нравственное самосознание.


Принципы обучения и воспитания

Принципы воспитания

  • Создание положительного эмоционального подъёма

  • Принцип стимулирования активности

  • Принцип учета индивидуальных и половозрелых особенностей, личностных характеристик и возможностей детей

Принципы обучения

  • Принцип наглядности

  • Принцип систематичности и последовательности

  • Принцип доступности

  • Принцип психологической комфортности

  • Принцип деятельности


Методы обучения:

  • По источнику получения знаний:

- словесные: беседа, работа с учебником

- наглядные: демонстрация

- практические: практическая работа

  • Методы закрепления материала:

- беседа, повторение

  • Методы эмоционального стимулирования:

- создание ситуации успеха

- поощрение и порицание

  • Методы развития познавательного интереса:

- формирование готовности к восприятию

  • Методы формирования ответственности и обязанности:

- предъявление педагогических требований, оперативный контроль.


Методы воспитания:

  • Методы осмысления детьми своего социального опыта:

- беседа

  • Методы самоопределения личности ребенка:

- рефлексия и самопознание


Формы организации деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная.


Средства обучения:

Демонстрационные: Мультимедийная презентация « Человек – чело века»

Индивидуальные: учебник ОРКиСЭ


Структура урока:

1. Мотивация к учебной деятельности (3 минуты)

2. Актуализация знаний (2 минуты)

3. Выявление проблемы (3 минут)

4. Решение проблемы (10 минут)

5. Первичное закрепление (3 минуты)

6. Рефлексия (4 минуты)


Макет доски

Тема:
Задачи:


проектор














Ход урока

Этапы урока, задачи работы

Методы и приемы обучения и воспитания

Деятельность учителя


Планируемый результат

1. Мотивация к учебной деятельности

Задача: смотивировать детей на предстоящую деятельность, проверить готовность к уроку.




Методы обучения:

Методы развития познавательного интереса:

-формирование готовности к восприятию.


Методы формирования ответственности и обязательности:

-предъявление педагогических требований;


Методы эмоционального стимулирования:

-создание ситуации успеха, поощрение и порицание.

Добрый день, ребята! Я очень рада вас всех видеть. Меня зовут Евгения Валерьевна, и сегодня урок ОРКиСЭ проведу у вас я. Давайте с вами проверим готовность к уроку. На ваших партах должны лежать: учебник, пенал и карточки для заданий. Присаживайтесь.

Послушайте, пожалуйста, притчу, подумайте о чём она и какое ей можно дать название.

«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».

-Ребята, скажите, о чём данная притча? (ответы обучающихся)

-Действительно, ребята, всё всегда зависит от нас самих. Наша судьба находится только в наших руках.

И чтобы у нас на уроке всё с вами получилось нам необходимо думать об этом. От нас же самих в будущем зависит, то какими мы будем.

Личностный: демонстрируют положительное отношение к деятельности на уроке ОРКиСЭ.

Метапредметный: обучающиеся демонстрируют

регулятивные УУД (осуществляют саморегуляцию)





2. Актуализация опорных знаний и способов действий.

Задача:

актуализировать личный опыт по данной теме у обучающихся.


Методы обучения

Методы закрепления материала:

- беседа, повторение



Сейчас вспомним рпрошлую тему урока.Как она звучала?(В тебе рождается патриот и гражданин)

Так, о чем говорили на уроке?

Давайте проверим домашнее задание, вам нужно было прочитать со страницы 144 по 148.

Какими словами вы можете обозначить потребность человека стоя на страже Отчизны?(гражданин, гражданственность)

Что обьединяет понятия «патриот» и «гражданин»?

Итак, я вижу вы поняли и усвоили прошлую тему урока.

Личностный: демонстрируют положительное отношение к деятельности на уроке ОРКиСЭ.

Метапредметный: обучающиеся демонстрируют

коммуникативные УУД (сотрудничают с учителем, в устной форме строят речевые высказывания)

регулятивные УУД (осуществляют контроль (самоконтроль), осуществляют саморегуляцию)

познавательные УУД (анализируют, структурируют свои знания, строят осознанное и произвольное речевого высказывания в устной и письменной форме).


3. Выявление проблемы. Постановка темы и задачей

Задача:

формулировка целей и задач совместно с обучающимися;

усвоение

обучающимися знаний и способов деятельности на

уровне их применения в разнообразных ситуациях.

Методы эмоционального стимулирования: поощрение и порицание.

Методы обучения:

По источнику получения знаний:

- словесные: беседа

- наглядные: демонстрация



Сейчас, чтобы узнать, о том кому или чему будет посвящён наш урок, отгадайте загадку:

На Земле он всех сильней,

Потому что всех умней.(человек)


Как вы думаете, кто это может быть? Правильно – это человек.

Посмотрите внимательно на слово «человек»

*на слайде слово

Работая в парах, найдите спрятанные в этом слове другие слова.

Итак, какие слова вы нашли?

Ребята, подумайте, какие два слова из составленных выделяются и просят обратить на них свое внимание? (чело и век)

Как вы думаете, будет звучать тема нашего урока? (Человек-чело века)

*тема на доске

Открываем тетради и записываем дату и тему урока.

Давайте прочитаем задачи на сегодняшний урок.

1.Познакомимся с понятием человек, как «чело» века.Что такое этика, как наука.

2.Узнаем, что руководит у человека поступками, намерениями, действиями, позициями.

3.Узнаем в чем заключается смысл жизни человека.


Личностный: демонстрируют положительное отношение к деятельности на уроке ОРКиСЭ, понимают значимость темы в собственной жизни.

Метапредметный: обучающиеся демонстрируют

коммуникативные УУД (сотрудничают с учителем и одноклассниками, в устной форме строят речевые высказывания)

регулятивные УУД (планируют свою деятельность, осуществляют саморегуляцию)

познавательные УУД (ставят и формулируют проблему)

4. Решение проблемы

Задача:

выявление качеств и уровня усвоения обучающимися знаний и способов действий.




Методы обучения:

По источнику получения знаний:

- словесные: беседа, работа с учебником

- наглядные: демонстрация

Методы воспитания:

Методы осмысления детьми своего социального опыта:

- беседа


Как звучит у нас с вами 1 задача урока.Прочитай пожалуйста.

Итак, ребята, а вы знаете слово «чело»?!

Предлагаю узнать о данном слове. Посмотрите на слайд, перед вами определение слова «чело».

Прочитай определение.

1.Чело – древнерусское название лобной части головы, центральной или передней части.

Сейчас вспомним что такое «век». Прочитайте определение.

Век(столетие) – единица измерения времени, равная 100 годам. 10 веков составляют тысячелетие.

Кто же такой человек? Как вы думаете?

Спасибо за ваши предположения.

Человек – это разумное существо, обладающее разумом и речью.

Человек получается - образ века.То есть каков человек и его проявления, можно судить о веке в целом и его характеристике.

Сейчас в тетрадь записываем все 3 определения.

Еще существует такая наука о нравственной жизни человека, которая помогает нам увидеть и понять значимость гуманистических ценностей, выработанных человечеством и обращённых к человеку.Как называется эта наука?(этика)

Верно, наука – этика.

Итак, решили мы с вами первую задачу нашего урока?(да)

Прочитай пожалуйста вторую задачу.

Спасибо. Сейчас мы узнаем, что руководит у человека поступками, намерениями, действиями, позициями.

Для этого открываем учебник на 150 странице и прочитаем первое изречение мыслителя Цицерона.

(), прочитай пожалуйста.(человек таков, как он мыслит)

И прочтем изречение Б.Паскаля.

(), прочитай пожалуйста.(человек всего лишь тростник, самый слабый,но это мыслящий тростник).

Итак, и прочти 1 абзац на 151 странице.

*обучающийся читает

Спасибо.Ребята, кто понял, что руководит у человека его поступками, намерениями, действиями, позициями?(мысль)

Верно!Ведь прежде чем что то совершить, какой либо поступок или действие, мы для начала думаем, мыслим, а затем совершаем его.

Сейчас в тетради записываем, мысль - руководит у человека его поступками, намерениями, действиями, позициями.

Выполнили мы с вами вторую задачу?(да)

Переходим к последней задаче нашего урока.Прочитай как она звучит.( узнаем в чем заключается смысл жизни человека).

Спасибо.

Ребята, вопрос о смысле жизни считается одним из главных вопросов, стоящих перед человечеством.Но каждый отвечает на него по своему.

В чем заключается смысл жизни для вас?

*спрашивается несколько обучающихся

Так, вот видите, у каждого свой смысл жизни.



Личностный: демонстрируют умение брать ответственность на себя за нравственный выбор.

Метапредметный: обучающиеся демонстрируют

коммуникативные УУД (сотрудничают с учителем и одноклассниками, в устной форме строят речевые высказывания, высказывают свое мнение, проявляют умение слушать и понимать других);

регулятивные УУД (осуществляют контроль (самоконтроль), осуществляют саморегуляцию)

познавательные УУД (строят осознанное и произвольное речевого высказывания в устной и письменной форме)

Предметные: имеют представления о нравственной основе поведения человека в различных жизненных ситуациях, морально-нравственное самосознание.


Физминутка

Задача:

снять у обучающихся мышечное напряжение

Методы формирования ответственности и обязанности:

- предъявление педагогических требований, оперативный контроль.

Сейчас мы с вами отдохнём.Прошу вас встать.Я проговариваю стихотворение и показываю движения.Вы повторяете движения за мной.

Поднимает руки класс- это раз,

Повернулась голова- это два,

Руки вниз, вперед смотри- это три,

Руки в стороны пошире

Развернули на четыре.

С силой их к плечам прижать – это пять,

Всем ребятам тихо сесть- это шесть.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют:

регулятивные УУД ( (осуществляют волевую саморегуляцию)

5.Первичное закрепление.

Задача: выявление качеств и уровня усвоения обучающимися знаний и способов действий.


Методы обучения:

По источнику получения знаний:

- практические: практическая работа

Методы формирования ответственности и обязанности:

- предъявление педагогических требований

- оперативный контроль.

Итак, сейчас вы видите на доске надпись «смысл жизни».

На столе лежат карточки с тем, что может входить в смысл жизни.

Ваша задача прикрепить то, что входит по вашему мнению в смысл жизни.

*на карточках: хорошо учиться, соблюдать правила и нормы поведения, творить добро, радоваться каждому дню, удовлетворять свои потребности, сохранение здоровья, получение эмоций и удовольствия, путешествовать, развитие себя.

Кто первый желает выйти и прикрепить?

*прикрепяют карточки

Итак, давайте сейчас прочитаем все карточки, которые вы прикрепили.

*прочтение всех карточек

Ребята,каждый человек ставит перед сосбой цели, мечтает и к чему то стремится.То есть смысл жизни – то, ради чего проживается человеком его индивидуальная жизнь.

В тетради записываем, смысл жизни, то ради чего проживается человеком его индивидуальная жизнь.

Итак, выполнили мы с вами 3 задачу?(да)

Спасибо.

Метапредметный: обучающиеся демонстрируют

регулятивные УУД (осуществляют контроль (самоконтроль), осуществляют саморегуляцию, познавательные УУД (строят осознанное и произвольное речевого высказывания в письменной форме)


6. Рефлексия

Задача:

подведение итогов деятельности на уроке.


Методы обучения:

Методы формирования ответственности и обязанности:

- предъявление педагогических требований

- оперативный контроль.

Методы воспитания:

Методы самоопределения личности ребенка:

- рефлексия и самопознание

Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе:

- поощрение

Открываем дневники, записываем домашнее задание.

Стр.153, в практических и творческих заданиях №1

Вам нужно будет описать образ человека, на которого вы хотели бы быть похожими.

Давайте с вами подведем итог.

Какая была тема сегодняшего урока?

Что делали решая 1 задачу?2?3?

Верно.

Объясните, как связаны между собой «век» и «человек»?

Что вызвало у вас затруднение на уроке?

Что было важным для вас на уроке?

Что узнали такого, чего не знали ранее?

Спасибо!

Спасибо вам большое за урок. Мне понравилось как сегодня на уроке отвечала развёрнуто на вопросы … .

Мне понравилось, как … активно участвовал в обсуждении.

Сейчас сдайте свои тетради по предмету мне на стол!

Урок окончен!



Личностный: демонстрируют положительное отношение к деятельности на уроке ОРКиСЭ.

Метапредметный: обучающиеся демонстрируют

коммуникативные УУД (в устной форме строят речевые высказывания, высказывают свое мнение, проявляют умение слушать и понимать других);

регулятивные УУД (умеют осуществлять рефлексию своей деятельности);

познавательные УУД (структурируют свои знания, строят осознанное и произвольное речевого высказывания в устной форме, контролируют и оценивают процесс и результаты).