1. Мотивация к учебной деятельности Задача: смотивировать детей на предстоящую деятельность, проверить готовность к уроку. | Методы обучения: 1. Методы эмоционального стимулирования: • создание ситуации успеха 2. Методы развития познавательного интереса: •формирование готовности к восприятию | - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ксения Андреевна, сегодня урок русского языка проведу у вас я. -Проверьте готовность к уроку. На вашей парте должна лежать тетрадь, учебник русского языка, дневник, пенал. - У кого всё из перечисленного лежит на парте - можете тихонько присаживаться на места. - Ножки стоят на полу, спинка прямая, ручки лежат домиком на парте, все внимание на меня. - Для того, чтобы быть внимательными и успешными на уроке русского языка, я предлагаю вам посмотреть видеоролик. (С 0:18 до 0.38) https://www.youtube.com/watch?v=egL8IrbxPhE - Ребята, вам понравился данный видеоролик? Какие чувства и эмоции он у вас вызвал? (спокойствие, радость, восхищение) - И мне после просмотра данного видеоролика стало спокойнее, мне очень хочется поработать с Вами, и увидеть, какими старательными и внимательными вы можете быть! Я уверенна, что у вас все получится. | Метапредметные: обучающиеся осуществляют волевую саморегуляцию. Личностные: проявляют качества личности: эмоциональную и нравственную отзывчивость, интерес к деятельности. |
2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Задача: актуализировать имеющиеся знания обучающихсяи выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося, тренировка соответствующих мыслительных операций, обеспечение развития познавательных и коммуникативных УУД. | Методы обучения: 1. По источнику получения знаний: • словесные: беседа, объяснение • наглядные: организация наблюдения 2. Методы закрепления и повторения изученного материала: • беседа, повторение 3. Методы эмоционального стимулирования: • создание ситуации успеха • поощрение 4.Методы формирования ответственности и обязанности: •предъявление педагогических требований, оперативный контроль. Методы воспитания: 1.Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: • поощрение | - Ребята, перед тем, как начать писать, давайте сделаем пальчиковую гимнастику. Повторяйте движения за мной. Раз, два, три, четыре, пять (Загибаем пальчики по одному) Мы во двор пришли гулять. (Идём» по столу указательным и средним пальчиками) Бабу снежную лепили, (Лепим» комочек двумя ладонями) Птичек крошками кормили, (Крошащие движения всеми пальцами) С горки мы потом катались, (Проводим указательным пальцем пр.р. по ладони л.р.) А ещё в снегу валялись. (Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой) Все в снегу домой пришли. (Отряхиваем ладошки) Съели суп и спать легли. (Движения воображаемой ложкой, руки под щёки) - Молодцы! Опустите ручки. Помним про правильную посадку. Сидим прямо, ровно, ножки подружим с полом, а ручки подружим с партой. Каждый сел правильно, у всех спинка ровная, ножки стоят прямо. Обе ручки опираются о край стола, а локти выступают за край стола. Придерживаем тетрадь левой рукой - ручку возьмем правильно. (показываю) - Откройте свои тетради. От прошлой работы отступите 2 строчки вниз, в третьей пишем дату, сегодня 8 декабря, не забывайте поставить точку в конце. Проговаривайте для себя шёпотом «… декабря». - Далее пишем слова «Классная работа». В конце поставьте точку. Кто записал – ручку на локоток, глазки на меня - Ребята, чему мы учимся на уроках русского языка? (правильно и аккуратно писать, соблюдая правила письма) - Для того, чтобы мы с вами аккуратно и правильно писали, предлагаю провести минутку чистописания. - А чтобы узнать, какую букву мы сегодня будем писать, отгадайте загадку, слушайте внимательно: Со стремянкой буква схожа. Лить, лепить, листать поможет. Без неё не будет лета. Что за буква, дети, это? (л) - Верно, это буква ЭЛЬ (л). - Сегодня мы с вами пропишем строчную букву эль. - Не забываем делать пропуск между буквами эль. - Давайте рассмотрим, как пишется строчная буква л. Посмотрите на доску. (аншлаг) - Начинаем писать выше нижней линии рабочей строки. Закругляем, касаясь нижней линии рабочей строки, ведём линию вверх, наклоняя её вправо до верхней линии рабочей строки. Не отрывая руки, ведём наклонную линию вниз до нижней линии, закругляя вправо. Далее пропускаем небольшое расстояние и начинаем снова писать строчную букву эль. - Ручку держим правильно. (на слайде) Спинка ровная, опирается о спинку стула. Ножки стоят на полу. Не наклоняемся слишком близко к столу. Тетрадь лежит правильно под наклоном. (на слайде) - Прописываем одну строку строчной буквы л самостоятельно (прохожу смотрю) -Напоминаю вам: расстояние между буквами, их ширина и высота должны быть одинаковыми, с одинаковым наклоном, на одинаковом расстоянии друг от друга, пишем красиво, стараемся. - Кто готов – руку на локоток. - Я вижу, что уже все закончили. Теперь подчеркните простым карандашом буквы, которые похожи на образец. Кто закончил ручки на локоток, глазки на меня. - Молодцы! - Ребята, давайте вспомним, что такое слово. Для этого я предлагаю Вам посмотреть на слова, которые записаны на доске. Кто хочет прочитать слова? Пожалуйста: Ворона Крактс Стул Мантг Сорока Воробей - Найдите среди этих слов лишние. Почему эти сочетания букв оказались лишними? (Они не имеют никакого значения) - Как вы думаете, а все остальные слова являются словами? (Да) - Почему? (Имеют какое-либо значение) - Верно, молодцы! - На какие группы можно разделить слова? - Обратите внимание на доску, у нас есть схема, но некоторые части этой схемы затерялись, давайте попробуем восстановить ее. *Беседа по схеме*
СЛОВА-НАЗВАНИЯ
действий (предметов и явлений) предметов и явлений
что делает? что делают? кто? что? - Все слова в русском языке что-то называют. - Какие слова мы изучили на предыдущих уроках? (обращаю внимание на схему) - Что обозначают слова – предметы? (Это слова обозначающие предметы или явления природы) - На какие вопросы отвечают слова – названия предметов? (кто? что?) - На какие вопросы отвечают слова – названия действий? (кто делает? что делают?) - Посмотрите, у нас остались пустые окошечки в схеме, которые мы заполним в течение урока. - Ребята, посмотрите, какие необычные кармашки появились у нас на доске. - Давайте посмотрим, что это за кармашки. Кто прочитает? - (Имя), прочитай, пожалуйста. - Итак, ребята, ваша задача – распределить слова-названия по своим карманам. - Сейчас вы будете выходить по одному к доске, называть слово, задавать вопрос к нему и прикреплять его к нужному кармашку. СЛОВА-ПРЕДМЕТЫ СЛОВА-ДЕЙСТВИЯ (Кто? Что?) (Что делает? Что делают?) Слова для справок: играет, котёнок, ребята, дождь, капает, падает, снег, яблоко, висит, учатся, весёлый. *Работают у доски* - Ребята, на какой вопрос отвечает это слово? (ВЕСЁЛЫЙ - КАКОЙ?) - Мы можем это слово положить в какой-нибудь кармашек? (Нет) - Почему мы не смогли отнести это слово ни к слову-предмету, ни к слову - действию предмета? Может это слово называет еще что-то? - Посмотрите, у нас есть еще один кармашек, прочитайте его. СЛОВА-ПРИЗНАКИ - Ребята, а можем ли заполнить этот кармашек? Известны ли нам слова-признаки? (Нет) - Сегодня на уроке мы познакомимся с еще одной группой слов-названий – слова-названия признаки - Для того чтобы узнать тему урока, давайте прочитаем ее справа налево, внимательно следите за моей указкой: признаков названия – Слова - Итак, тема нашего урока: Слова – названия признаков. - Как вы думаете, какая будет цель нашего урока? (ответы детей) - Цель нашего урока: учиться находить слова-признаки среди других слов. | Личностные: проявляют качества личности: эмоциональную и нравственную отзывчивость, интерес к деятельности, осознает мотивов учебной деятельности. Метапредметные: обучающиеся выполняют операции анализа, синтеза, осуществляют волевую саморегуляцию; умеют слушать, строить речевые высказывая при помощи учителя; умеют различать слова-названия по классификационным основаниям (вопрос и лексическое значение); адекватно используют речевые средства в процессе деятельности. Предметные: обучающиеся различают слова-названия предметов, предметов и действий предметов по лексическому значению и вопросу, знают, что такое «слово». |
3.Открытие новых знаний и способов действий. Решение проблемы. Задача: обеспечить восприятие, осмысление и первичное закрепление обучающимися изучаемого материала. | Методы обучения: 1. По источнику получения знаний: • словесные: беседа, работа с карточками • наглядные: организация наблюдения •практические: упражнения 2.Методы эмоционального стимулирования: • создание ситуации успеха • поощрение Методы воспитания: 1.Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: • поощрение | - Итак, мы с вами вспомнили, что в русском языке есть слова-названия и на какие группы они делятся. Теперь нам нужно познакомиться с новой группой слов «слова-названия признаков». - Ребята, признаки могут быть разными: по величине, по форме, по запаху, по вкусу, по цвету, по температуре, по материалу. (на слайде) *Рассматривают предметы по признакам* - А сейчас мы с вами поиграем в игру «Опиши предмет». На слайде будет появляться какой-то предмет, ваша задача – рассмотреть его и ответить на вопрос, который я задам. Например, предмет какой? (круглый, зеленый, пушистый и тд). На слайде: огурец, репа, яблоко, помидор. Поочередно указывая на огурец, репу, яблоко, помидор спрашиваю: «Какой по форме, цвету, на вкус?» (Овальный, зеленый, сладкий.) «Какая по форме, цвету, на вкус?» (Круглая, желтая, вкусная.) «Какое по форме, цвету, на вкус?» (Круглое, красное, сладкое.) *Играют* Вывод: Мы назвали много слов. И все эти слова обозначают названия признаков предметов. - На какой вопрос они отвечают? Вспомните, какой я ставила вопрос к словам: круглая, желтая, овальный, зеленый, круглое, красное. - Например, огурец зелёный. Огурец – какой? - Итак признаки могут быть: по величине, по форме, по запаху, по цвету, по вкусу, по материалу. - Давайте вернемся к нашему кластеру и дополним его: - Что мы должны написать в 1-ый квадрат? Слова-названия чего? (Признаков) - На какой вопрос они отвечают? (Какой, какая, какое, какие) *Дополняют кластер*
СЛОВА-НАЗВАНИЯ
признаков (предметов и явлений) действий (предметов и явлений) предметов и явлений
какой? какая? какое? какие? что делает? что делают? кто? что? - Итак, ребята, для того, чтобы отработать умение различать слова-признаки, сейчас мы с Вами поработаем со словами. - Ваша задача – придумать к слову различные признаки. (На слайде изображения предметов) - Слово друг. Друг какой? Что мы можем про него сказать? (Преданный) - Что еще мы можем сказать про друга? Какой он? (веселый) - Слово березка. Березка какая? Что мы можем про нее сказать? (молодая) - Что еще мы можем сказать про березку? (белая) - Слово ветер. Ветер какой? Что мы можем сказать про ветер? (холодный) - Что еще мы можем сказать про ветер? (сильный) - Молодцы, ребята! Вы отлично справились с этим заданием! Подведем небольшой итог: от слова-предмета зависят слова-признаки. Зададим вопрос. (Настроение – какое? – хорошее) | Личностные: обучающиеся проявляют качества личности: эмоциональную и нравственную отзывчивость, интерес к деятельности, навыки коммуникации, осознают мотивы учебной деятельности. Метапредметные: обучающиеся выполняют операции анализа, синтеза, синтеза; осуществляют волевую саморегуляцию; самоконтроль; умеют слушать, строить речевые высказывая при помощи учителя; осознают цель выполняемых действий и наглядно представленный способ ее достижения (ориентировка на заданный образец); умеют различать слова-названия по классификационным основаниям (вопрос и лексическое значение); понимают смысл предъявляемых учебных задач (анализируют); адекватно используют речевые средства в процессе деятельности. Предметные: обучающиеся знают, что такое слова-названия признаков, на какие вопросы отвечают, находят слова-признаки, задают вопросы к этим словам, различают слова-названия предметов, признаков предметов и действий предметов по лексическому значению и вопросу. |
5. Первичное закрепление Задача: выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления обучающихся. | Методы обучения: 1. По источнику получения знаний: • словесные: беседа 2. Методы закрепления и повторения изученного материала: • беседа, повторение 3. Методы эмоционального стимулирования: • создание ситуации успеха • поощрение 4.Методы формирования ответственности и обязанности: •предъявление педагогических требований, оперативный контроль. Методы воспитания: 1.Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: • поощрение | - Для того чтобы научиться соотносить слова-предметы со словами-признаками, предлагаю выполнить задание на карточках. - (Имя), прочитай здание. - В данном задании есть два столбика. В первом столбике слова-предметы. - (Имя), прочитай слова в первом столбике. (гнездо, хлеб, белка) - Во втором столбике слова-признаки. - (Имя), прочитай слова во втором столбике. (свежий, птичье, сочные, шустрая) - Ваша задача – соотнести слово-предмет и слово-признак. Для этого вам нужно задавать правильные вопросы. Например, гнездо. Гнездо (какое?) птичье. (образец на слайде) *Кто- то комментирует, остальные соединяют* - Ребята, давайте вернемся к нашему кармашку «Слова-признаки» и заполним его. (выходят к доске и прикрепляют слова-признаки к кармашку) Слова: бегать, солёный, читать, собака, синий, мяч, квадратный, мягкий. - (Имя), выйди, пожалуйста, к доске. Прочитай первое слово. Задай вопрос к слову. И положи в кармашек, если слово подходит. - Вывод: слова-названия признаков отвечают на вопросы: какой, какая, какое, какие. - Ребята, для того, чтобы узнать роль слов-названий признаков, предлагаю пронаблюдать их в тексте. - Обратите внимание на слайд и прочитайте первый текст. (на слайде текст) *Второй текст читает учитель* Наступила зима. Земля была покрыта ковром. Светило солнце. Деревья в лесу нахлобучили шапки. Наступила настоящая зима. Земля была покрыта белоснежным ковром. Светило ласковое солнце. Деревья в лесу нахлобучили пушистые снежные шапки. | - Что можете сказать об этом тексте? Что же отличает первый текст от второго? Появились новые слова? (Да) - Назовите эти слова. - На какие вопросы отвечают? Кто может сказать, что это за слова? (слова-признаки) - Какой текст Вам понравился больше? Почему? - Назовите слова, которые помогли сделать рассказ интереснее? - Мне тоже больше понравился второй текст, потому что слова-названия признаков делают нашу речь яркой, выразительной, более точной. - Давайте подведем итог: как определить, к какой группе слов относится слово. - Вывод: для того чтобы определить, к какой группе слов относится данное слово, нужно: задать к нему вопрос. 1.Прочитать слово. 2.Задать к нему вопрос. 3.Определить, к какой группе относится это слово. Например, Заяц: кто? – заяц – предмет; горячий: какой? – горячий – признак предмета; прыгает: что делает? – прыгает – действие предмета. - Для того, чтобы ещё потренироваться находить слова-признаки среди других слов, предлагаю выполнить задание №2. - Здесь представлены слова. Ваша задача – подобрать к каждому слову подходящее по смыслу слово-название предмета. - Посмотрите, ниже даны слова для справок, которыми вы можете воспользоваться. - Теперь самостоятельно выполняем задание. - Кто готов – руку на локоток. *Проверяют* - Сейчас мы выполним задание на карточке для того, чтобы отработать умение находить слова-признаки среди других слов. Придвиньте к себе карточку. Задание № 3. Подчеркни слова, которые называют признаки предметов: Краски, красочные, красят, они, красный, длинный, короткий, квадрат, сказка, десять, мокрый, мчится, жёлтое, малыши, маленькие. - Давайте проверим, что у вас получилось. - (Имя), прочитай, пожалуйста, какие слова-признаки ты подчеркнул. - У кого также, поднимите карточку зеленого цвета. Молодцы! | Личностные: обучающиеся интерес к деятельности, навыки коммуникации, осознают мотивы учебной деятельности. Метапредметные: обучающиеся выполняют операции анализа, синтеза; осуществляют волевую саморегуляцию; самоконтроль; понимают смысл предъявляемых учебных задач (анализируют); адекватно используют речевые средства в процессе деятельности. Предметные: обучающиеся знают, что такое слова-признаки, на какие вопросы отвечают, находят слова-признаки, задают вопросы к этим словам, различают слова-названия предметов, признаков предметов и действий предметов по лексическому значению и вопросу. |
6. Рефлексия учебной деятельности. Задача: самооценка результатов деятельности. | Методы обучения: 1. По источнику получения знаний: • словесные: беседа 2. Методы эмоционального стимулирования: • создание ситуации успеха • поощрение 3. Методы развития познавательного интереса: •стимулирование занимательным содержанием Методы воспитания: 1. Методы самоопределения личности ребенка: • рефлексия 2. Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: • поощрение | - Ребята, наш урок подходит к концу. - Давайте с вами подведем итог урока. - Какая была тема нашего урока? (Слова – названия признаков) - Какую цель мы ставили перед собой? (Учится находить слова-названия признаков среди других слов) - Мы её выполнили? Что мы для этого сделали? (выполняли задания) - Теперь я предлагаю вам оценить своё настроение. На ваших партах лежат смайлики. Пусть каждый из вас выберет определённый смайлик и покажет его: радостный - "мне было интересно и у меня всё получилось", грустный - "мне было трудно и трудности я не преодолел", - Ребята, кто поднял грустный смайлик – не переживайте, можете дома ещё раз попробовать выполнить упражнения или вы можете обратиться ко мне, и я вам обязательно подскажу. - Ребята, мне сегодня очень понравилось с вами работать. Я хочу похвалить … (Имя), за активность на уроке. (Имя), за правильные ответы на уроке. (Имя), за внимательность на уроке. (Имя), за старательность на уроке. (Имя), за то, что проявляешь интерес к уроку. (Имя), за умение находить слова-признаки среди других слов. (Имя), за умение задавать вопросы к словам-признакам. - Мы сегодня все очень хорошо поработали, узнали много нового и интересного. Спасибо вам за урок! Урок окончен. До свидания. | Метапредметные: Обучающиеся демонстрируют умение строить речевые высказывая при помощи учителя, осуществляют волевую саморегуляцию. Личностные: проявляют качества личности: эмоциональную и нравственную отзывчивость, интерес к деятельности, осознает мотивов учебной деятельности. |