Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | 3 мин | - Ребята, сегодня на уроке мы с вами будем писать изложение. Но перед тем, как мы приступим к написанию изложения, мы с вами выполним подготовительную работу, чтобы написать изложение грамотно. Чтобы узнать о ком будет текст, вам нужно отгадать загадку. Горбоносый, длинноногий Великан ветвисторогий, Ест траву, кустов побеги, С ним тягаться трудно в беге. Коль такого довелось Встретить - Знай, что это …(лось) | Размышлять над темой урока Лось | Беседа Демонстрация |
Предъявление исходного текста с заданием для осмысления Беседа по содержанию текста, его теме, основной мысли | | Записываем дату на листы. А теперь, ребята, открывайте учебники на странице 120, посмотрите на упражнение 213. Я начну читать, а вы внимательно следите за моим чтением. Какой интересный факт вы узнаете из текста? Анализ текста изложения. Вам понравился текст? Что показалось особенно интересным? -Как можно озаглавить этот текст? - Как вы думаете, в чем заключается главная мысль текста? - Где ходит лось? - Куда направился лось? -Что произошло дальше? - Что случится с оставшимся рогом? - Кто скажет, какого типа речи данный текст? (Доказать, опираясь на текст) -Сколько частей имеет текс-повествование? Какие это части? А сейчас мы с вами составим примерный план. | Лось в лесу, как лось теряет рога По поляне К толстым березам Лось встал между стволами, один рог отвалился, лось пошёл в чащу Он отвалится Этот текст по типу речи – повествование, т.к. развиваются события. 3 - начало,основная часть,концовка | Беседа |
Анализ структуры текста после повторного чтения каждой части; выделение микро тем, рассматривание и составление плана | | 1-я часть -Найдите в тексте эти части. Как вы думаете, где начинается и где заканчивается первая часть? Прочитай нам первую часть. Подумайте, какая основная мысль в этой части?Как мы можем озаглавить первую часть? В этой части у нас получилось 3 предложения. Какие в этой части есть опорные слова? Какие сложны в написании? Кто может пересказать эту часть? 2-я часть Теперь переходим ко второй части этого текста. Как вы думаете, где начинается и где заканчивается эта часть? Прочитай нам 2 часть. Назовите,какая основная мысль в этой части?Как можно озаглавить вторую часть? Почему мы можем ее так назвать? О чём говорится в этой части?В этой части 5 предложений. Теперь посмотрим, какие слова нам помогут запомнить эту часть лучше.Какие слова сложны в написании? Кто может пересказать вторую часть текста? 3-я часть Теперь читаем третью часть текста. Как вы думаете, где начинается и где заканчивается эта часть? Прочитай нам эту часть. О чём же говорится в этой части?Теперь найдем слова-помощники. Кто может пересказать эту часть? 4-я часть Переходи к заключительной части. Ребята мы сказали, что данный текст является повествовательным, но мы также сказали, что текст-повествование имеет 3 части, а этот текст имеет уже 4 части. Такое возможно? Да, иногда используют большее количество частей, чем предполагается в этом типе речи. Как вы думаете, где начинается и где заканчивается эта часть? Прочитай нам эту часть. Какая основная мысль в этой части? Ктоможет пересказать эту часть? Какие слова нам помогут в написании изложения, а какие сложны в написании? Но перед тем как приступить к работе, ребята, давайте немного разомнемся. Физминутка | Лось вышел на поляну Поляна, олень, вышел, прислушался, зашагал Сложных в написании - нет. Пересказывают Рог застрял в ветвях Как лось, поматывая головой, полез между ветвями березы и его рог от этого отвалился Впереди, зашагал, сбросить, полез, отвалился, застрял Впереди, росли, будто, что-то Пересказывают Лось потерял рог в ветвях и отправился в чащу, чтобы избавится от второго Березняк, вышел, пошёл, сбросит Сбросит Пересказывают Лось каждый год ломает свои рога и это естественно Сбрасывает, ломает, здоровается Тяжёлый Пересказывают | Упражнение |
Языковой анализ | | Пересказ готового текста Теперь перескажите весь текст своему соседу по парте. Повторное чтение текста. Посмотрите на доску. Мы озаглавили все 4 части и выписали опорные слова. Теперь, читаем текст ещё раз.Остались еще непонятные слова? Какие слова вам непонятны и трудные слова? На этом подготовка к изложению закончена, приступайте к работе. | Пересказывают повторяем Поляна, олень, вышел, прислушался, зашагал пересказывают Впереди, зашагал, сбросить, полез, отвалился, застрял Березняк, вышел, пошёл, сбросит Впереди, росли, будто, что-то Сбросит Тяжёлый Березняк – березовый лес. | Упражнение Фронтальный опрос |