СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конструкт внеурочного занятия на тему: "Эти замечательные многоугольники (головоломки). Танграм"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка является частью дипломного проекта

Просмотр содержимого документа
«Конструкт внеурочного занятия на тему: "Эти замечательные многоугольники (головоломки). Танграм"»

Конструкт внеурочного занятия

Курс: «Геометрия вокруг нас».

Класс: 2 «Б»

Тема: Эти замечательные многоугольники (головоломки). Танграм.

Планируемые результаты.

Личностные: обучающиеся проявляют интерес к внеурочному занятию, демонстрируют развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, способность к рефлексивной самооценке собственных действий и волевой саморегуляции.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют личностные УУД: смыслообразование - установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; (умение определять цель деятельности на занятии с помощью учителя; определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем); обучающиеся демонстрируют познавательные УУД: общеучебные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; логические универсальные действия: анализ, синтез, классификация; использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы для решения задач; моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую); кодирование, декодирование информации с использованием знаковой системы (карты, схемы, условные знаки, таблицы и др.); преобразование модели- изменение модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область. 

Умение добывать новые знания, наблюдать и делать самостоятельные выводы, находить необходимую информацию в материале, предложенном учителем.

Обучающиеся демонстрируют коммуникативные УУД умение слушать и понимать речь других, вступать в беседу на занятии и в жизни, совместно договариваться о правилах общения и следовать им, умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи на уровне одного предложения или небольшого текста.

Предметные: имеют представление о многоугольниках, знакомы с понятием «танграм», с его историей и типами, демонстрируют навыки игры в танграм, умеют составлять многоугольные фигуры.

ТЦ: развитие познавательных УУД у обучающихся в условиях виртуального путешествия, развитие абстрактного и пространственного мышления, внимания, моторики, навыков конструирования;

Воспитательная: воспитывать интерес к внеурочному занятию; воспитывать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки; развивать способность к рефлексивной самооценке собственных действий и волевую саморегуляцию.

Развивающая: развивать регулятивные УУД: умение определять цель деятельности на занятии с помощью учителя; определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; саморегуляцию как способность к мобилизации сил и энергии; развивать познавательные УУД: умение добывать новые знания, наблюдать и делать самостоятельные выводы, находить необходимую информацию в материале, предложенном учителем; общеучебные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; логические универсальные действия: анализ, синтез, классификация; использование знаково­-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы для решения задач; умение моделировать – преобразовывать объект из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую) умение кодировать, декодировать информацию с использованием знаковой системы (карты, схемы, условные знаки, таблицы и др.); умение преобразовывать модель - изменение модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область. 

развивать коммуникативные УУД: (умение слушать и понимать речь других, вступать в беседу на занятии и в жизни, совместно договариваться о правилах общения и следовать им, умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста)).

Образовательная: познакомить с многообразием многоугольниках на примере танграма, научить составлять многоугольные фигуры.

Форма занятия: игра-путешествие.

Форма работы: фронтальная, индивидуальная.

Принципы организации внеурочной деятельности:

  • соответствие возрастным особенностям обучающихся;

  • преемственность с технологиями учебной деятельности;

  • опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;

  • опора на ценности воспитательной системы школы.

Принципы воспитания и обучения

Принципы воспитания и обучения:

Принципы обучения:

  • принцип наглядности;

  • принцип систематичности и последовательности;

  • принцип доступности;

  • принцип сознательности и активности;

  • принцип психологической комфортности;

  • принцип минимакса;

  • принцип научности.

Принципы воспитания:

  • создание положительного эмоционального подъёма;

  • воспитание через взаимодействие.

Методы воспитания и обучения:

Методы воспитания:

  • методы формирования социального опыта: педагогическое требование; игра;

  • методы стимулирования поведения и деятельности: поощрение, создание ситуации успеха; использование игровых форм; художественное слово.

Методы обучения:

  • по источнику получения знаний:

  • словесные: объяснение, беседа;

  • наглядные: демонстрация;

  • практические: упражнение.

  • методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию; выстраивание игрового сюжета; стимулирование занимательным содержанием.

  • метод проверки и оценки знаний и умений.

  • методы организации взаимодействия учащихся и накопления социального опыта.

Нетрадиционные методы: метод самоорганизации обучения.

Оснащение.

Средства обучения:

1. Демонстрационные: презентация

2. Индивидуальные: раздаточный материал

Информационные источники:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст]: утвержден Министерством образования и науки Российской Федерации от 6.10.2009 № 373. – Каменск-Уральский: ГБОУ СПО СО «Каменск-Уральский педагогический колледж», 2014.

  2. Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст]: протокол от 8.04. 2015 года. – М.: Вентана-Граф, 2015.

  3. Сборник программ внеурочной деятельности: 1- 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вентана-Граф, 2011.— Начальная школа XXI века Программа внеурочной деятельности для учащихся младших классов «Занимательная геометрия» [Текст]: методические рекомендации. Киш Лариса Николаевна; Малый Алтым, 2014.

  4. Волкова, С. И., Пчелкина О. Л. Учебное пособие «Математика и конструирование» [Электронный ресурс]: эл. сайт. - Режим доступа: http://www.lyceum7.ru/old/files/1/matemconstruct.pdf. ( 21.05.19).










Ход внеурочного занятия

Этапы деятельности

Методы, приемы

Деятельность педагога


Планируемый результат

Организвационно – мотивационный этап.

Задача: собрать внимание детей, настроить на работу, создать у обучающихся мотивацию к предстоящей деятельности, создать положительно - эмоциональный настрой на предстоящую деятельность

Методы формирования социального опыта:

педагогическое требование;

Методы стимулирования:

поощрение.

Словесные:

объяснение.

Практические:

упражнение.


- Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть на занятии.

- Давайте поприветствуем друг друга, улыбнитесь, покажите свои красивые улыбки, а теперь обнимите себя крепко-крепко. Я желаю вам хорошего и доброго настроения на протяжении всего дня.

- Давайте вспомним, по какой стране мы с вами путешествуем? (по стране Геометрия)

- Сегодня мы с вами посетим очень интересный город, а название вы узнаете, когда расшифруете его.

- У вас на парте лежит карточка с шифром, придвиньте её к себе.

- Чтобы расшифровать название, нужно соотнести символ на карточке с буквой, которая закреплена над этим символом.

На слайде дан ключ к расшифровке.


:

т

А

Н

Г

р

А

М


- Давайте проверим, что у вас получилось.

- Прочитайте свои варианты расшифровки (Танграм).

- Сегодня мы с вами отправляемся в город Танграм.

-А что это за странный город с интересным названием, и почему он оказался в стране Геометрия? Сегодня нам предстоит выяснить!









Обучающиеся демонстрируют личностные УУД: смыслообразование - установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;

обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; (умение определять цель деятельности на занятии с помощью учителя; определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем); обучающиеся демонстрируют познавательные УУД: общеучебные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; логические универсальные действия: анализ, синтез, классификация; использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы для решения задач); кодирование, декодирование информации с использованием знаковой системы (карты, схемы, условные знаки, таблицы и др.) Умение добывать новые знания, наблюдать и делать самостоятельные выводы, находить необходимую информацию в материале, предложенном учителем.

Обучающиеся демонстрируют коммуникативные УУД умение слушать и понимать речь других, вступать в беседу на занятии и в жизни, совместно договариваться о правилах общения и следовать им, умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи на уровне одного предложения или небольшого текста.

Основной этап.

Задача: настроить детей на предстоящую работу, создать положительно – эмоциональный настрой,

познакомить с историей танграма, научить создавать образы из деталей танграма.


Методы формирования сознания личности:

этическая беседа;

разъяснение.

Методы формирования социального опыта:

педагогическое требование.

Методы развития познавательного интереса:

формирование готовности к восприятию;

стимулирование занимательным содержанием.

Нетрадиционные методы: метод самоорганизации обучения.

- Кто догадался, какая тема нашего занятия?

Тема занятия: Танграм.

- Давайте поставим задачи, которые нам необходимо будет решить.

Задачи:

  1. узнать, что такое «Танграм»;

  2. познакомиться с историей танграма;

  3. создать образы из деталей танграма.

- Что же означает странное слово «танграм»?

Танграм - головоломка, которую придумали в Китае. В переводе с китайского, обозначает 7 дощечек мастерства. Состоит танграм из семи плоских фигур, которые складывают определённым образом для получения другой, более сложной, фигуры (изображающей человека, животное, предмет домашнего обихода, букву или цифру и т. д.).

При решении головоломки требуется соблюдать два условия: первое — необходимо использовать все семь фигур танграма, и второе — фигуры не должны накладываться друг на друга.










- Кто из вас уже знаком с танграмом?

- Обратимся к задачам. Какую задачу мы с вами решили?

- Сейчас я прочитаю вам легенду, а ваша задача внимательно меня слушать, потому что после моего прочтения я буду задавать вам вопросы.

Легенда: три мудреца придумали «Ши-Чао-Тю». 
Появление этой китайской головоломки связано с красивой легендой. Почти две с половиной тысячи лет тому назад у немолодого императора Китая родился долгожданный сын и наследник. Шли годы. Мальчик рос здоровым и сообразительным не по летам. Одно беспокоило старого императора: его сын, будущий властелин огромной страны, не хотел учиться. Мальчику доставляло большее удовольствие целый день забавляться игрушками. Император призвал к себе трех мудрецов, один из которых был известен как математик, другой прославился как художник, а третий был знаменитым философом, и повелел им придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ, и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей. Три мудреца придумали "Ши-Чао-Тю"- квадрат, разрезанный на семь частей.

Определение и легенда сопровождается презентацией.

- О чем говорится в легенде? (о головоломке)

-Кто создал головоломку? (мудрецы)

Головоломка совершила настоящий переворот в сознании китайцев.

Исторические факты о китайской головоломке: у каждого воина армии могущественного китайского императора ЦиньШихуанди на поясе висели бамбуковые дощечки для записи иероглифов, и мешочки с деревянными фигурками. Из этих геометрических фигур они составляли фигуры животных и людей. Армия была профессиональной, воины сдавали экзамены не только на выносливость, умение стрелять из лука и пользоваться холодным оружием, но и должны были иметь представления об окружающем мире, знать азы геометрии, писать иероглифы, сочинять стихи.

Все мы хорошо знаем книгу “Алиса в стране чудес”, которую написал Льюис Кэрролл. Однако это не единственное его произведение. В книге “Модная китайская головоломка” он пишет, что танграм был любимой игрой Наполеона Бонапарта, который, лишившись трона, в изгнании на Острове Святой Елены проводил долгие часы за этой забавой, “упражняя свое терпение и находчивость”. 
Нас заинтересовала головоломка «Танграм» как игра, так как с её помощью можно творчески провести время. Увлекает то, что из простых геометрических фигур можно сделать более сложные композиции.


Суть игры заключается в конструировании на плоскости разнообразных предметных силуэтов, напоминающих животных, людей, предметы быта, транспорт, буквы, цифры, цветы и т.д. Всего насчитывают более 7 000 различных комбинаций. Самые распространенные из них - фигуры животных, птиц и человека. Именно поэтому до сих пор никто не знает, сколько и каких обитателей живет в этом городе Танграм, потому что они могут трансформироваться в различные фигуры.

- Мы предлагаем вам посмотреть небольшой видеоролик.

Учитель включает видеоролик про танграм.


-Сегодня я предлагаю вам пройтись по улицам города Танграм, и собрать с помощью игры «Танграм» обитателей этого города и различные предметы, которые вы как будто бы увидели в этом городе.

-У каждого из вас есть свой набор для игры Танграм.

-Помните, что в каждую собранную фигуру должны входить все семь элементов.
При составлении фигур элементы не должны накладываться друг на друга, а должны примыкать один к другому.
Начинать нужно с того, чтобы найти место самого большого треугольника.

В результате игры получается плоскостное силуэтное изображение. Оно условно, схематично, но образ легко угадывается по основным характерным признакам предмета: его строению, пропорциональному соотношению частей и форме.

- Обратите внимание на слайд.

На слайде изображены схемы фигур

-Итак, работать вы будете самостоятельно, когда вы сложите какую либо фигуру, поднимите руку, мы к вам подойдем и отметим ее у себя на листе, в конце занятия мы посмотрим, кого мы повстречали и что увидели в городе Танграм. Наши встречи подойдут к концу через 10 минут.

Обучающиеся демонстрируют личностные УУД: смыслообразование - установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;

обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; (умение определять цель деятельности на занятии с помощью учителя; определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем); обучающиеся демонстрируют познавательные УУД: общеучебные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; логические универсальные действия: анализ, синтез, классификация; использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы для решения задач; моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую); кодирование, декодирование информации с использованием знаковой системы (карты, схемы, условные знаки, таблицы и др.); преобразование модели- изменение модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область. 

Умение добывать новые знания, наблюдать и делать самостоятельные выводы, находить необходимую информацию в материале, предложенном учителем.

Обучающиеся демонстрируют коммуникативные УУД умение слушать и понимать речь других, вступать в беседу на занятии и в жизни, совместно договариваться о правилах общения и следовать им, умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи на уровне одного предложения или небольшого текста.


Рефлексия.

Задача: подведение итогов, осуществление рефлексивной самооценки.

Методы обучения.

Методы получения новых знаний:

словесные;

беседа;

объяснение.

Методы эмоционального стимулирования:

создание ситуации успеха;


-Итак, наше занятие подходит к концу, и нам пора прощаться с интересными жителями этого города.

-Но для начала, посмотрим на результат нашего подсчета на слайде.

-Поднимите руку, кому понравилась игра Танграм, и кто продолжит в нее играть и развиваться самостоятельно?

-Вы можете оставить набор фигур себе.

-Те, кто решил оставить его, на следующем занятии поделятся с нами, какие интересные образы удалось вам собрать.

-Обратимся к задачам, все ли мы выполнили их?

Обратите внимание на доску. Что там изображено? Верно, но нашему солнышку нужны лучики. Итак, давайте каждый прикрепит к нему по 1 лучику. Лучик желтого цвета – мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации; голубого цвета – занятие не интересное, не было никакой полезной информации.

Обратите внимание, какое яркое солнышко у нас получилось! Пусть солнышко всегда греет вас своими лучиками.

-Ребята, мне очень приятно было с вами работать.

-Можете присаживаться и прибирать свое рабочее место. Спасибо за работу!

-Что ж, нам пора отправляться дальше, и на нашей карте страны Геометрия появляется город Танграм.

-Спасибо за работу, занятие окончено!

Обучающиеся демонстрируют

регулятивные УУД: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; (умение определять цель деятельности на занятии с помощью учителя; определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Обучающиеся демонстрируют коммуникативные УУД умение слушать и понимать речь других, вступать в беседу на занятии и в жизни, совместно договариваться о правилах общения и следовать им, умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи на уровне одного предложения или небольшого текста.