СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конструкт внеурочного занятия на тему: "Орнаменты народов ханты и манси"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка является частью дипломного проекта. 

Просмотр содержимого документа
«Конструкт внеурочного занятия на тему: "Орнаменты народов ханты и манси"»

Конструкт внеурочного занятия


Курс: «Геометрия вокруг нас».

Класс: 2 «Б»

Тема: «Орнаменты народов ханты и манси»

Планируемые результаты:

Личностные: обучающиеся проявляют интерес к внеурочному занятию, демонстрируют развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, способность к рефлексивной самооценке собственных действий и волевой саморегуляции.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют личностные УУД: смыслообразование - установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;

обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; (умение определять цель деятельности на занятии с помощью учителя; определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем); обучающиеся демонстрируют познавательные УУД: общеучебные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; логические универсальные действия: анализ, синтез, классификация; использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы для решения задач; моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую); кодирование, декодирование информации с использованием знаковой системы (карты, схемы, условные знаки, таблицы и др.); преобразование модели-изменение модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область. Умение добывать новые знания, наблюдать и делать самостоятельные выводы, находить необходимую информацию в материале, предложенном учителем.

Обучающиеся демонстрируют коммуникативные УУД умение слушать и понимать речь других, вступать в беседу на занятии и в жизни, совместно договариваться о правилах общения и следовать им, умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи на уровне одного предложения или небольшого текста.

Предметные: обучающиеся знакомы с понятием «орнамент», с народами ханты и манси, с символами, демонстрируют умение создавать орнамент.

ТЦ: развитие познавательных УУД у обучающихся в условиях виртуального путешествия, развитие абстрактного и пространственного мышления, внимания, моторики, навыков конструирования.

Воспитательная: воспитывать интерес к внеурочному занятию; воспитывать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки; развивать способность к рефлексивной самооценке собственных действий и волевую саморегуляцию.

Развивающая: развивать регулятивные УУД: умение определять цель деятельности на занятии с помощью учителя; определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; саморегуляцию как способность к мобилизации сил и энергии; развивать познавательные УУД: умение добывать новые знания, наблюдать и делать самостоятельные выводы, находить необходимую информацию в материале, предложенном учителем; общеучебные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; логические универсальные действия: анализ, синтез, классификация; использование знаково­-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы для решения задач; умение моделировать – преобразовывать объект из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую) умение кодировать, декодировать информацию с использованием знаковой системы (карты, схемы, условные знаки, таблицы и др.); умение преобразовывать модель - изменение модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; развивать коммуникативные УУД: (умение слушать и понимать речь других, вступать в беседу на занятии и в жизни, совместно договариваться о правилах общения и следовать им, умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста)).

Образовательная: познакомить обучающихся с понятием «орнамент», с народами ханты и манси, с символами, формировать навыки создавать орнамент.

Форма занятия: выставка народного творчества.

Форма работы: фронтальная, индивидуальная.

Принципы воспитания и обучения

Принципы организации внеурочной деятельности:

  • соответствие возрастным особенностям обучающихся;

  • преемственность с технологиями учебной деятельности;

  • опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;

  • опора на ценности воспитательной системы школы.

Принципы воспитания и обучения:

Принципы обучения:

  • принцип наглядности;

  • принцип систематичности и последовательности;

  • принцип доступности;

  • принцип сознательности и активности;

  • принцип психологической комфортности;

  • принцип минимакса;

  • принцип научности.

Принципы воспитания:

  • создание положительного эмоционального подъёма;

  • воспитание через взаимодействие.

Методы воспитания и обучения:

Методы воспитания:

  • методы формирования социального опыта: педагогическое требование; игра;

  • методы стимулирования поведения и деятельности: поощрение, создание ситуации успеха; использование игровых форм; художественное слово.

Методы обучения:

  • по источнику получения знаний:

  • словесные: объяснение, беседа;

  • наглядные: демонстрация;

  • практические: упражнение.

  • методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию; выстраивание игрового сюжета; стимулирование занимательным содержанием.

  • метод проверки и оценки знаний и умений.

  • методы организации взаимодействия учащихся и накопления социального опыта.

Нетрадиционные методы: метод образной картины; метод символического видения; метод образного видения.

Оснащение.

Средства обучения:

1. Демонстрационные: презентация

2. Индивидуальные: раздаточный материал.

Информационные источники:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст]: утвержден Министерством образования и науки Российской Федерации от 6.10.2009 № 373. – Каменск-Уральский: ГБОУ СПО СО «Каменск-Уральский педагогический колледж», 2014.

  2. Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст]: протокол от 8.04. 2015 года. – М.: Вентана-Граф, 2015.

  3. Сборник программ внеурочной деятельности: 1- 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вентана-Граф, 2011.— Начальная школа XXI века.

  4. Программа внеурочной деятельности для учащихся младших классов «Занимательная геометрия» [Текст]: методические рекомендации. Киш Лариса Николаевна; Малый Алтым, 2014.





























Ход внеурочного занятия

Этапы деятельности

Методы, приемы

Деятельность педагога


Планируемый результат

Организационно – мотивационный этап.

Задача: собрать внимание детей, настроить на работу, создать у обучающихся мотивацию к предстоящей деятельности, создать положительно - эмоциональный настрой на предстоящую деятельность.

Методы развития познавательного интереса:

формирование готовности к восприятию.


- Здравствуйте, ребята. Я рады вас видеть на занятии.

- Давайте поприветствуем друг друга, улыбнитесь, покажите свои красивые улыбки, а теперь обнимите себя крепко-крепко. Я желаю вам хорошего и доброго настроения на протяжении всего дня.

- Сегодня мы с вами посетим очень интересную выставку, на которой вы узнаете о необычных народах, а как называются народы, вы узнаете, когда выполните задание.

-Обратите внимание на слайд. На слайде вам даны слова, но слова стоят в неправильном порядке. Ваша задача, из слов составить предложение, это и будет тема нашего сегодняшнего занятия. Обсудите с соседом по парте.

- Давайте вспомним. С чего должно начинаться предложение? (с большой буквы)

- Одно из предложенных слов начинается с большой буквы.



Манси.

Орнаменты

ханты





и

народов





- Давайте проверим, что у вас получилось.

- Кто хочет прочитать?

Обучающиеся демонстрируют личностные УУД: смыслообразование - установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; (умение определять цель деятельности на занятии с помощью учителя; определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем); обучающиеся демонстрируют познавательные УУД: общеучебные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; логические универсальные действия: анализ, синтез, классификация; использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы для решения задач; кодирование, декодирование информации с использованием знаковой системы (карты, схемы, условные знаки, таблицы и др.); Умение добывать новые знания, наблюдать и делать самостоятельные выводы, находить необходимую информацию в материале, предложенном учителем. Обучающиеся демонстрируют коммуникативные УУД: умение слушать и понимать речь других, вступать в беседу на занятии и в жизни, совместно договариваться о правилах общения и следовать им, умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи на уровне одного предложения или небольшого текста)).

Основной этап.

Задача: познакомить обучающихся с понятием «орнамент», с народами ханты и манси, с символами, формировать навыки создавать орнамент.

Воспитывать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, способность к рефлексивной самооценке собственных действий и волевую саморегуляцию.


Методы формирования сознания личности:

этическая беседа;

разъяснение.

Методы формирования социального опыта:

педагогическое требование.

Методы развития познавательного интереса:

формирование готовности к восприятию;

стимулирование занимательным содержанием.

Методы эмоционального стимулирования:

создание ситуации успеха:художественное слово.

Методы получения новых знаний:

словесные: беседа, объяснение, рассказ;

наглядные: организация наблюдения, иллюстрация, демонстрация;

практические: практические работы.

Нетрадиционные методы:

метод образной картины; метод символического видения; метод образного видения.

Тема занятия: Орнаменты народов ханты и манси.

- Давайте поставим задачи, которые нам необходимо будет решить.

Задачи:

  1. узнать, что такое орнамент;

  2. познакомиться с традиционными орнаментами народов ханты и манси;

  3. составить орнамент в традиционном для народов ханты и манси стиле, объяснить подбор элементов.

Ребята, мы живем в многонациональной стране. На просторах нашей огромной родины проживает около 150 национальностей со своей культурой, уникальными традициями. Есть национальности многочисленные, а есть такие, которые насчитывают лишь десятки тысяч человек (для сравнения – в нашем городе проживает более 160 тысяч человек)

Несмотря на свою малочисленность, такие народы бережно хранят свою культуру, передают от поколения к поколению рассказы о своих предках, традиционные занятия и быт.

- Кто из вас уже знаком или слышал о народах ханты и манси?

Ха́нты — коренной малочисленный угорский народ, проживающий на севере Западной Сибири, в основном в ХМАО (Ха́нты-Манси́йский автоно́мный о́круг).

Основными занятиями хантов в давние времена были речное рыболовство, охота, оленеводство и собирательство (грибы, ягоды). В южных районах распространено было животноводство и овощеводство. Эти традиционные занятия хантов сохранились и в наши дни в сельской местности.

Сопровождается презентацией (изображения народа Ханты)
Кто из вас уже знаком или слышал о народе манси?

Ма́нси  — малочисленный народ в России, коренное население Ханты-Мансийского автономного округа — Югры. Манси являются ближайшими языковыми родственниками хантов.

Сопровождается презентацией (изображения народа манси)

Народы ханты и манси – родственные. Мало кто знает, однако это были великие народы охотников. Истоки культуры этих народов теряются в глубине веков. Всё это время коренные малочисленные народы существовали в гармонии с природой. Непроходимая, могучая тайга, долины рек были своеобразной экологической нишей, определяющей быт, уклад, традиционные занятия аборигенов.

- Я для вас приготовила стихотворение, которое было написано народом проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе – Югра (Югорский край), а ваша задача внимательно меня послушать.

- Сейчас стихотворение прочитает…, а вы внимательно слушайте.

Учитель заранее дает поручение одному из учеников, подготовить выразительное чтение.

Ты - святая земля, ты надежда,

Ты богатством своим дорога.

Летним зноем, зимой белоснежной,

Дорогая моя Югра.

Всё до боли тут близко, знакомо,

Сосны, кедры, болота кругом.

Россыпь ягод, тропинка у дома,

Все мы в сердце своем бережем.

- Обратите внимание на слайд. Это наши соседи, территория ХМАО находится северо-восточнее Свердловской области.

Зима здесь долгая, более холодная. Уже осенью солнце не поднимается высоко.

- В какие краски одета зима? (Белый, серый)



- Зато летом природа совсем другая, какие яркие краски, насыщенность.

-Обратите внимание на слайд, какие цвета присутствуют в природе в летний период?

- Осенью природа переодевается в другие цвета, где присутствует многообразие и буйство красок.

- Обратите внимание на слайд, какие цвета мы можем наблюдать? (зеленый, оранжевый, желтый, красный)

-Чтобы помнить о красоте природы родного края, мастерицы яркие цвета включили в одежду.

-Обратите внимание на слайд.

- Элементы в одежде украшены традиционным орнаментом.

- А кто знает, что такое орнамент?

В культуре любого народа есть черты, говорящие о ее своеобразии. В культуре северного народа своеобразным является орнамент. Орнамент (от латинского языка - украшение) — это узор, основанный на повторе, предназначается для украшения различных предметов (одежда, посуда, оружие, мебель).

- Кто запомнил, что такое орнамент?

В нем как будто закодированы слова, зашифрованы знаки, как в наскальных рисунках, из которых можно узнать об истоках культуры народа, ее развитие во времени. Орнаменты - это геометрические фигуры, они состоят из треугольников, прямоугольников и квадратов, они обозначают солнце, землю, небо, зверей. Орнаменты возникали в результате наблюдений за окружающим миром. Любуясь природой, человек давно заметил в ней множество интересных, необычных форм и цветов: узоры крыльев бабочек и птиц, узоры на змеиной коже или на спине гусеницы, рисунки листьев разных растений и коры деревьев. Природа для человека - источник всего, в том числе - и вдохновения. В орнаментах народ ханты и манси изображал богатую природу и свою жизнь на севере.



- В костюмах народов ханты и манси тоже присутствует орнамент. Каждый элементы орнамента несет свое значение. У орнамента есть свое название, а так же символы. Ханты считаю, что одежда готова и её можно надевать, когда она украшена орнаментом.

- Обратите внимание на слайд, присутствует ли орнамент в одежде? (да)

- На каком из элементов одежды присутствует орнамент? ( на платье, платке, обуви, халате)

- А как вы узнали, что это орнамент? (узор повторяется)

- Ребята, как вы думаете, что надо знать, чтобы прочитать зашифрованную информацию в орнаментах?

- Правильно, надо увидеть элементы орнамента и узнать, что они означают.

- Давайте рассмотрим и узнаем, что обозначает каждый элемент орнамента.

Обратите внимание на слайд.


(половина кедровых веток)

- Как бы вы назвали данный узор? (варианты детей)

- В графически четких геометрических фигурах мастерицы «спрятали» кедровые ветки».

- Элемент орнамента так и называется - половина кедровых веток.

- Вы увидели символ кедровые ветки?

В случает затруднений у детей, учитель выделяет повторяющийся элемент, показывая символ.

- Как вы считаете, орнамент присутствует? (да)

- Как вы увидели орнамент? (повторение одного и того же символа)



(боковые узоры)

- Как бы вы назвали данный узор? (варианты детей)

- Узор называется, боковые узоры.

- Вы увидели боковой узор?

В случает затруднений у детей, учитель выделяет повторяющийся элемент, показывая символ.

- Как вы считаете, орнамент присутствует? (да)

- Как вы увидели орнамент? (повторение одного и того же символа)

(дети)

- Как бы вы назвали данный узор? (варианты детей)

- Узор называется, дети.

В случае затруднений у детей, учитель выделяет повторяющийся элемент, показывая символ.

- Как вы считаете, орнамент присутствует?(да)

- Как вы увидели орнамент? (повторение одного и того же символа)

- Обратите внимание, во всех орнаментах присутствуют геометрические фигуры.

- Какие геометрические фигуры вы увидели?

(квадрат, прямоугольник, ромб)

Я для вас приготовила так же и другие символы народов ханты и манси, которые могут присутствовать в одежде. Обратите внимание на слайд.



- Какие символы вы видите, прочитайте.

Мастерицы создавали разные орнаменты так, чтобы их можно было «прочитать». Включая разные элементы в вышивку, женщины таким образом, желали удачной охоты, счастливой семейной жизни, успешного путешествия, хорошей погоды и всего того, что делает жизнь благополучной. И тот, кто носил одежду с подобным орнаментом, чувствовал заботу рукодельницы и верил в то, что добрые пожелания обязательно сбудутся.

- А вот еще интересные сведения: не только определенные элементы, но и цвет нес информацию.

СИМВОЛИКА ЮГРЫ

Синий цвет в орнаменте использовался для символического изображения рек и озер края.

Угадайте, что означал белый цвет. Конечно, снег.

Ну а дальше вы уже без труда скажете, что зеленый – это цвет тайги.

Самый любимый орнамент ханты и манси – рога оленя.

- А сейчас я предлагаю вам создать свой орнамент в традиционном стиле народов ханты и манси.

Орнамент нужно не просто составить, но и объяснить элементы, которые в нем присутствуют. Вы можете воспользоваться цветными карандашами и предать красоту узора в цвете. Обязательно пользуйтесь линейкой и трафаретами. Вы ведь обратили внимание, что в орнаментах присутствует много ломаных линий. Перед тем, как приступить к работе, подумайте, какой смысл будет зашифрован в вашем орнаменте.

- Помним, орнамент - это повторение узора.

- У вас на парте лежит лента из бумаги, пододвиньте её к себе. На ней вы и будете создавать свой орнамент.

- После мы с вами устроим выставку ваших работ, а авторы расскажут, чему они её посвятили.

- Если у вас возникнут трудности, то вы можете воспользоваться предложенными символами, из которых вы можете создать орнамент.

Символы расположены на слайде.

Выступление детей.

Обучающиеся демонстрируют

регулятивные УУД: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; (умение определять цель деятельности на занятии с помощью учителя; определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем); обучающиеся демонстрируют познавательные УУД: общеучебные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; логические универсальные действия: анализ, синтез, классификация; использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные)и схемы для решения задач; моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую); кодирование, декодирование информации с использованием знаковой системы (карты, схемы, условные знаки, таблицы и др.); преобразование модели- изменение модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область. 

Умение добывать новые знания, наблюдать и делать самостоятельные выводы, находить необходимую информацию в материале, предложенном учителем.

Обучающиеся демонстрируют коммуникативные УУД: умение слушать и понимать речь других, вступать в беседу на занятии и в жизни, совместно договариваться о правилах общения и следовать им, умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи на уровне одного предложения или небольшого текста).



Подведение итогов.

Рефлексия 

Задача: подвести итоги занятия, выявить его результативность

Методы обучения.

Методы получения новых знаний:

словесные;

беседа;

объяснение.

Методы эмоционального стимулирования:

создание ситуации успеха;


-Итак, наше занятие подходит к концу.

- Что вам показалось самым интересным на занятии?

- Что вы сегодня создавали? (орнамент)

- А как вы считаете, у вас получилось создать орнамент?

- Орнамент вы можете оставить себе как память о нашем занятии.

- Обратимся к задачам, все ли мы выполнили их?

- Что ж, нам пора отправляться дальше, и на нашей карте страны Геометрия, появляется город Орнаментов народов ханты и манси.

-Спасибо за работу, занятие окончено!


Обучающиеся демонстрируют

регулятивные УУД: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; (умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем); обучающиеся демонстрируют познавательные УУД: общеучебные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Умение наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Обучающиеся демонстрируют коммуникативные УУД: умение слушать и понимать речь других, вступать в беседу на занятии и в жизни, совместно договариваться о правилах общения и следовать им, умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи на уровне одного предложения или небольшого текста.