Просмотр содержимого документа
«Конструкт занятия "Арифметика на шахматной доске"»
Учитель: учитель физической культуры, педагог дополнительного образования Пьянков Иван Сергеевич.
Тема занятия: «Арифметика на шахматной доске»
Тип занятия: интегрированное.
Используемая технология: технология развивающего обучения, игровая технология, ИКТ.
Класс: 3. Дата проведения: 15 декабря. Время проведения: 19:30
Цель занятия:
Развить у учащихся способность действовать в уме посредством анализа шахматных позиций с точки зрения материального соотношения сил.
Задачи занятия:
Научить решать практические арифметические задачи.
Развивать образное мышление, воображение, творческий подход к работе.
Формировать потребности и способности к сотрудничеству и взаимопомощи при работе в группе.
УУД (предметные, метапредметные, личностные)
Предметные результаты:
Научиться выполнять в уме действия с числовыми выражениями на примере шахматных задач.
Овладеть собственно-шахматной компетенцией.
Развить логическое и алгоритмическое мышление, пространственное воображение.
Метапредметные результаты:
Сформировать готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоению основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении.
Использовать ИКТ.
Выдвигать версии.
Излагать свои версии.
Обобщать информацию.
Развить навыки устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире, осуществлять межпредметный перенос.
Личностные результаты:
Развить и совершенствовать мотивы учебной деятельности.
Развить готовность и способность обучающихся к самосовершенствованию и саморазвитию.
Уметь анализировать свои действия и в должной мере управлять ими.
Уметь выслушивать своего одноклассника, быть внимательным и активным на уроке.
Оснащение урока: компьютер.
Презентация Power Point «Арифметика на шахматной доске» (8 слайдов)
Начальная позиция шахматных фигур в программе lichess.org.
Раздаточный материал: вырезанные из цветной бумаги круги для рефлексии.
Ход занятия
№ | Этап занятия | Цель | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результаты этапа |
1. | Организационный момент | Настроить учащихся на занятие. | Приветствую членов жюри, учащихся, гостей | Приветствуют учителя | Готовность к деятельности, положительная эмоциональная направленность |
2. | Этап мотивации и актуализации знаний | Создание условий для ос осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на занятии | Ребята, сегодня вы полководцы: полководцы на шахматной доске! Для командира очень важно уметь сосчитать своё войско. Скажите, знание какого предмета ему в этом поможет? Молодцы! Всё правильно! | Математики (арифметики) | Включение в деловой ритм, развитие мыслительных операций. Умение формулировать проблему урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей |
3 | Введение в тему с формулировкой целей занятия | Выявление и фиксация затруднений | А так как вы, ребята, сегодня шахматные полководцы, сегодня вы научитесь не только считать своё и соперника войско, но правильно оценивать свои силы для битвы. Сегодня вы усвоите арифметику на шахматной доске. Вы научитесь анализировать в уме шахматные позиции с точки зрения материального соотношения сил. А главное: вы продолжите изучать науку побеждать. Как говорил одни из величайших полководцев России: генералиссимус Александр Васильевич Суворов «Воюют не числом, а умением». Вы уже знаете, что на шахматной доске есть два непримиримых соперника «Белые» и «Чёрные». Скажите у какого войска перед началом битвы преимущество? | Войско белых и чёрных одинаково. Ни у кого. | Развитие умения отвечать на вопросы |
4 | Этап отработки нового знания | Раскрытие основных положений темы | Чтобы понять, как же правильно сосчитать войско шахматное, нужно узнать ценность каждой фигуры, выражаемая в количестве пешек, так как они имеют наименьшую стоимость по сравнению с остальными шахматными фигурами. Слайд 2 Слайд 3 Слайд 4 Слайд 5 Скажите теперь, ребята, какая же из перечисленных фигур самая дорогая? Молодцы, правильно! А как же король?! Почему-то я про него ничего не сказал. Сколько же тогда стоит король? | Ферзь. Король бесценен. | Развитие умения различать шахматные фигуры согласно их номинальной стоимости. |
5 | Поиск решения | Решение дидактических задач. Розыгрыш шахматной партии. | А теперь, ребята, давайте решим шахматно-математические задачи (примеры решают дети по очереди. Называю имя ребёнка). Первый пример проговариваю и решаю сам: ладья + пешка. Для решение таких задач необходимо все фигуры перевести по стоимости в пешки. Ладья стоит 5 пешек. Значит ладя + пешка равно 6 (пешкам) Слайд 6 Таким образом, для оценки преимущества белых или чёрных необходимо пересчитать в пешках все фигуры для каждой из сторон и сравнить А теперь ребята, определите у кого преимущество: у белых или у чёрных? Слайд 7 Всё правильно. А почему вы так решили? Всё правильно. Молодцы! А теперь мы с Вами немного поиграем (показываю начальную расстановку шахматных фигур в программе lichess.org) Я играю фигурами чёрного цвета. А ребята – белыми. Они ходят по очереди, называя каждый ход. Поэтому передвигаю фигуры на доске только я. На доске делается по 9 ходов для каждой из сторон. Далее, спрашиваю у ребят, у кого преимущество: у белых или у чёрных? Всё правильно. Молодцы, ребята! | 12, 6, 4, 7, 13, 9, 15, 11 У белых. Так как белые фигуры стоят 11 пешек, а чёрные 10. Дети диктуют ходы. Определяют, на какой стороне материальное преимущество. | Умение выполнять в уме действия с числовыми выражениями на примере шахматных задач Умение анализировать информацию, находить причинно-следственные связи. Умение выдвигать версии. Умение излагать свои версии. |
6 | Завершение работы. Рефлексия. | Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка деятельности | Теперь ребята вы уже настоящие шахматные полководцы. Вы уже можете оценивать свои силы и силы соперника на доске, применяя для этого законы арифметики. Провожу рефлексию согласно слайду. Слайд 8 Ориентируюсь на результаты рефлексии. В случае необходимости отвечаю на вопросы ребят. Завершаю урок словами: «Я вам желаю побеждать себя каждый день, каждый день открывать все новые знания, идти только вперед» | Нет. Ребята показывают кружочки зелёного, жёлтого или красного цветов и проговаривают цвет. | Умение обобщать информацию. |