СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конструкт занятия "Арифметика на шахматной доске"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конструкт был разработан для проведения занятия в дистанционной формате. Проведение данного занятия позволяет обучить детей проведению арифметических операций в уме на шахматной доске.

Просмотр содержимого документа
«Конструкт занятия "Арифметика на шахматной доске"»

Учитель: учитель физической культуры, педагог дополнительного образования Пьянков Иван Сергеевич.

Тема занятия: «Арифметика на шахматной доске»

Тип занятия: интегрированное.

Используемая технология: технология развивающего обучения, игровая технология, ИКТ.

Класс: 3. Дата проведения: 15 декабря. Время проведения: 19:30

Цель занятия:

Развить у учащихся способность действовать в уме посредством анализа шахматных позиций с точки зрения материального соотношения сил.

Задачи занятия:

Научить решать практические арифметические задачи.

Развивать образное мышление, воображение, творческий подход к работе.

Формировать потребности и способности к сотрудничеству и взаимопомощи при работе в группе.

УУД (предметные, метапредметные, личностные)

Предметные результаты:

Научиться выполнять в уме действия с числовыми выражениями на примере шахматных задач.

Овладеть собственно-шахматной компетенцией.

Развить логическое и алгоритмическое мышление, пространственное воображение.

Метапредметные результаты:

Сформировать готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоению основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении.

Использовать ИКТ.

Выдвигать версии.

Излагать свои версии.

Обобщать информацию.

Развить навыки устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире, осуществлять межпредметный перенос.

Личностные результаты:

Развить и совершенствовать мотивы учебной деятельности.

Развить готовность и способность обучающихся к самосовершенствованию и саморазвитию.

Уметь анализировать свои действия и в должной мере управлять ими.

Уметь выслушивать своего одноклассника, быть внимательным и активным на уроке.

Оснащение урока: компьютер.

Презентация Power Point «Арифметика на шахматной доске» (8 слайдов)

Начальная позиция шахматных фигур в программе lichess.org.

Раздаточный материал: вырезанные из цветной бумаги круги для рефлексии.



Ход занятия

Этап

занятия

Цель

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Результаты этапа

1.

Организационный момент

Настроить учащихся на занятие.

Приветствую членов жюри, учащихся, гостей

Приветствуют учителя

Готовность к деятельности, положительная эмоциональная направленность

2.

Этап мотивации и актуализации знаний

Создание условий для ос осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на занятии

Ребята, сегодня вы полководцы: полководцы на шахматной доске! Для командира очень важно уметь сосчитать своё войско. Скажите, знание какого предмета ему в этом поможет?

Молодцы! Всё правильно!

Математики (арифметики)

Включение в деловой ритм, развитие мыслительных операций. Умение формулировать проблему урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей

3

Введение в тему с формулировкой целей занятия

Выявление и фиксация затруднений

А так как вы, ребята, сегодня шахматные полководцы, сегодня вы научитесь не только считать своё и соперника войско, но правильно оценивать свои силы для битвы. Сегодня вы усвоите арифметику на шахматной доске. Вы научитесь анализировать в уме шахматные позиции с точки зрения материального соотношения сил. А главное: вы продолжите изучать науку побеждать. Как говорил одни из величайших полководцев России: генералиссимус Александр Васильевич Суворов «Воюют не числом, а умением». Вы уже знаете, что на шахматной доске есть два непримиримых соперника «Белые» и «Чёрные». Скажите у какого войска перед началом битвы преимущество?


Войско белых и чёрных одинаково. Ни у кого.

Развитие умения отвечать на вопросы

4

Этап отработки нового знания

Раскрытие основных положений темы

Чтобы понять, как же правильно сосчитать войско шахматное, нужно узнать ценность каждой фигуры, выражаемая в количестве пешек, так как они имеют наименьшую стоимость по сравнению с остальными шахматными фигурами.

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4


Слайд 5

Скажите теперь, ребята, какая же из перечисленных фигур самая дорогая? Молодцы, правильно! А как же король?! Почему-то я про него ничего не сказал. Сколько же тогда стоит король?

Ферзь.

Король бесценен.

Развитие умения различать шахматные фигуры согласно их номинальной стоимости.

5



Поиск решения

Решение дидактических задач.

Розыгрыш шахматной партии.

А теперь, ребята, давайте решим шахматно-математические задачи (примеры решают дети по очереди. Называю имя ребёнка). Первый пример проговариваю и решаю сам: ладья + пешка. Для решение таких задач необходимо все фигуры перевести по стоимости в пешки. Ладья стоит 5 пешек. Значит ладя + пешка равно 6 (пешкам)

Слайд 6

Таким образом, для оценки преимущества белых или чёрных необходимо пересчитать в пешках все фигуры для каждой из сторон и сравнить

А теперь ребята, определите у кого преимущество: у белых или у чёрных?

Слайд 7

Всё правильно. А почему вы так решили? Всё правильно. Молодцы!

А теперь мы с Вами немного поиграем (показываю начальную расстановку шахматных фигур в программе lichess.org)

Я играю фигурами чёрного цвета. А ребята – белыми. Они ходят по очереди, называя каждый ход. Поэтому передвигаю фигуры на доске только я. На доске делается по 9 ходов для каждой из сторон. Далее, спрашиваю у ребят, у кого преимущество: у белых или у чёрных?

Всё правильно. Молодцы, ребята!

12, 6, 4, 7, 13, 9, 15, 11

У белых.

Так как белые фигуры стоят 11 пешек, а чёрные 10.

Дети диктуют ходы. Определяют, на какой стороне материальное преимущество.

Умение выполнять в уме действия с числовыми выражениями на примере шахматных задач

Умение анализировать информацию, находить причинно-следственные связи.

Умение выдвигать

версии.

Умение излагать свои версии.


6

Завершение работы. Рефлексия.

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка деятельности

Теперь ребята вы уже настоящие шахматные полководцы. Вы уже можете оценивать свои силы и силы соперника на доске, применяя для этого законы арифметики.

Провожу рефлексию согласно слайду.

Слайд 8

Ориентируюсь на результаты рефлексии. В случае необходимости отвечаю на вопросы ребят.

Завершаю урок словами: «Я вам желаю побеждать себя каждый день,

каждый день открывать все новые знания, идти только вперед»

Нет.

Ребята показывают кружочки зелёного, жёлтого или красного цветов и проговаривают цвет.

Умение обобщать информацию.