СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конструктор урока предмет: история средних веков. Класс 6 Тема: Образование варварских королевств. Королевство франков в VI-VIII вв.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конструктор урока предмет: история средних веков. Класс 6 Тема: Образование варварских королевств. Королевство франков в VI-VIII вв.»

Конструктор урока

Предмет: история средних веков.   

Класс:6    

Тема: Образование варварских королевств. Королевство франков в VI-VIII вв.


Цели: Объяснить процесс становления варварских королевств, познакомиться с  системой управления Франкским королевством при Хлодвиге и переменами в обществе франков, с организацией христианской церкви.


Планируемые результаты:

Предметные: научиться рассказывать о важнейших событиях средневековой Европы, используя основные и дополнительные источники информации; исследовать факторы, усилившие власть Хлодвига; расширять опыт оценочной деятельности на основе изучения роли и значения христианства; давать образную характеристику Хлодвига, Меровингов;

Метапредметные УУД: точно и грамотно выражать свои мысли,; отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии; формировать готовность к дискуссии с соучениками, к коллективной работе; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; определять цель учебной деятельности; выдвигать версии решения проблемы; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;  разработать информационный проект "Средневековый монастырь";

Личностные УУД: формировать и развивать творческие способности через актив­ные формы деятельности; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений.


Ресурсы: схема «Организация христианской церкви»; карта «Образование Франкского королевства. Завоевания Карла Великого»; иллюстрации учебника; повторение материала в виде теста.


Тип урока: открытия нового знания.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Мотивационно - целевой этап

Историк назвал эпоху Великого переселения народов вре­менем, когда «римляне, становившиеся варварами, и варва­ры, становившиеся римлянами, в какой-то период застыли, взирая друг на друга». На уроке нам предстоит понять смысл этих слов.

III. Актуализация знаний

  • Что вы помните об образе жизни германцев и их религии из курса истории Древнего мира?

  • Какие варварские народы нападали на Римскую империю в У в.?

  • Какие из них захватывали Рим?

  • Как вели себя германцы на захваченных землях империи? ,

  • Предположите, какие вопросы мы должны обсудить на уроке.

(Ученики определяют цели урока.)

Объявление  темы, учебных результатов и хода занятия (пре­зентация)

Тема урока: «Образование варварских королевств. Государ­ство франков в VI—VIIIвв. Христианская церковь в раннее Сред­невековье».

(Знакомство с планом урока.)


План урока

  1. Франки захватывают Галлию.

  2. Как Хлодвиг управлял государством.

  3. Как росли владения знати.

  4. Хлодвиг и христианская церковь.

  5. Духовенство и миряне.


Формулирование проблемных вопросов урока. Почему произо­шло образование королевских государств? Историк назвал эпоху Великого переселения народов временем, когда «римляне, ста­новившиеся варварами, и варвары, становившиеся римлянами, в какой-то момент застыли, взирая друг на друга». Как можно объяснить эти слова?

IV. Работа по теме урока

1. Франки захватывают Галлию

В IV—VI вв. германцы переселялись со своей исторической родины и на территории Римской империи создавали свои го­сударства. Этот процесс получил название Великое переселение народов. Именно с этого времени ведет свой отсчет история Сред­них веков.

Задание: работая с картой «Римская империя и Великое пере­селение народов», определите направления расселения германцев и назовите образованные ими государства. (Проверка выполнения задания.)

Вниз по течению Рейна шли германские племена франков. Они стремились завоевать Галлию, так как их привлекали ее плодородные равнины. В конце V в. среди франкских вождей и выдвигается Хлодвиг из рода Меровея. Следовательно, всех его потомков называли Меровингами.

Задание: найдите на карте территорию Франкского государ­ства.



(Проверка выполнения задания.)

Франки в 486 г. в упорном бою у города Суассона разгромили воиска римлян и подчинили себе Северную Галлию.

Задание: прочитайте документ «Франкский историк VI века о случае с драгоценной чашей» и ответьте вопросы.

- Почему Хлодвиг не взял чашу сам, а обратился с просьбой к войску?

  • Почему он сразу не отомстил, а «подавил обиду»?

  • Что изменилось через год в поведении короля и войска? Чем можно объяснить такую перемену?

(Ученики выполняют задание.)

Вскоре франки отвоевали у вестготов юг страны, покорили другие германские племена к востоку от Рейна. Около 100 000 сво­бодных франков расселились по соседству с местным населением. Они расчищали и распахивали пустующие земли. Хлодвиг с дру­жиной присвоил огромные владения.

2. Как Хлодвиг управлял государством

В конце V в. возникло государство франков, во главе которого встал Хлодвиг. Он стал главным правителем Франкского госу­дарства.

Разделившись на две группы, вы должны сравнить систему управления франками.

Задание для первой группы: работая с текстом п. 2 § 1, исследуй­те систему управления франками в период племенного вождизма.

Задание для второй группы: работая с текстом п. 2 § 1, исследуй­те систему управления франками в период королевства франков.

 (Проверка выполнения задания и составление схемы.)




  

Король

 

 

 

 

 

 

 

 

V

 

 

'

 

Королю подчинялось

население всей страны

в военное и мирное время

 

 

Важные решения король

принимал сам, советуясь

только со знатными людьми

1

 

 

1

Дружина стала постоянной военной силой

 

 

На местах король назначал графов — правителей из близких ему людей

 

 

1

'

 

 

 

Составлен первый сборник законов франков «Салическая правда»

 









(Проверка выполнения задания и заполнение таблицы.)

 

Власть короля

Власть племенного вождя

• Основана на принуждении;

• наследственная власть;

• распространяется на жителей
всей страны;

• армия — дружина;

• суд по писаным законам

• Основана на авторитете;

• выборная власть;

• распространяется на жителей
одного племени;

• армия — народное ополчение;

• суд народного собрания


3. Как росли владения знати

После завоеваний и переселений неравенство у германцев усилилось. Следовательно, на завоеванных территориях фран­ки не отменили рабство. Галло-римская знать сохранила часть своих владений и признала власть Хлодвига. Многие из их числа перешли к нему на службу и сумели сохранить свои земли, своих рабов и колонов. Франки, в свою очередь, столкнулись в Галлии с частной собственностью на землю, с правом собственника рас­поряжаться имуществом по своему усмотрению. Хлодвиг захва­тил очень большие территории, на которых проживали 6—8 млн. человек.

Хлодвиг присвоил себе земли, которые раньше были собст­венностью римского императора. Впоследствии из этих владений потомки Хлодвига щедро жаловали земли с рабами и колонами своим дружинникам в награду за службу. К концу VI в. знатныефранки становятся крупными землевладельцами.

Хлодвиг перед смертью разделил Франкское королевство ме­жду четырьмя сыновьями.

Задание: предположите, какие последствия мог иметь этот шаг короля.

(Ученики выдвигают версии.)

Вы совершенно верно указали два основных последствия раз­дела государства франков:

  • войны потомков Хлодвига;

  • разорение земледельцев.

В этих условиях крестьяне постепенно теряли свободу. Как это происходило?

Задание: класс делится на четыре группы, каждая из которых знакомится с дополнительным материалом и готовит небольшие этюды.

Общее задание:

• назовите и охарактеризуйте пути роста крупного землевла­дения и закрепощения крестьян;

• укажите последствия этого процесса.

Дополнительный материал

для первой группы

Захват земли силой

Знатный франк во главе отряда дружинников приближается к дере­вушке. Вот лес поредел, показались крестьянские хижины, окруженные частоколом. По приказу своего начальника дружинники согнали кре­стьян на площадь.

  •                     Кому принадлежит эта деревня? Кто ваш господин? — грозно спра­шивает пришелец.

  •                     Над нами нет господина. Мы свободные люди! — слышатся воз­гласы общинников.

  •                     Этого не может быть! Если у вас нет господина, я теперь буду ва­шим господином. Эта земля отныне моя, и лес  теперь мой, и река моя. И вы будете моими людьми!

Крестьяне слушают эти слова, понурив головы, спины их сгорблены. В одно мгновенье они потеряли свободу. Многие в отчаянии обращают взоры к небу, ожидая помощи от Бога. Но напрасны их мольбы и стоны. Крестьяне бессильны перед хорошо вооруженными дружинниками их нового господина. Лица дружинников суровы, их руки сжимают оружие; они готовы броситься на крестьян при малейшей попытке к сопротивлению.

 

Дополнительный материал для второй группы

Отдача под покровительство

С каждым годом все труднее становится общиннику вести хозяй­ство. Крестьянские земли со всех сторон окружены владениями богатых и сильных людей: с одной стороны земли графа — правителя области, назначенного королем, с другой — богача-судьи.

Все сильнее притесняют общинника его соседи. Почти каждый год в са­мую страдную пору, когда хлеб поспевает на полях, граф собирает войско в поход. Снарядиться общиннику надо за свой счет. А вернувшись из похода, он находит свое поле нескошенным, жену и детей голодными. Бывает и так: зайдет скотина на поле богатого соседа, тот тянет крестьянина в суд, и судья назначает высокий штраф за потраву. Королевские налоги тоже с каждым годом растут. Совсем невмоготу становится крестьянину вести свое хозяй­ство. В отчаянии он обращается за «помощью» к одному из сильных соседей. Вот он приходит в усадьбу к графу. Долго ждет общинник, пока граф собла­говолит выйти из дома. Наконец хозяин усадьбы появляется на крыльце. Крестьянин склоняется перед ним в глубоком поклоне и говорит:

  • Господин, возьми меня под свою защиту. Буду служить тебе своим имуществом и своим трудом.

  • Хорошо, — надменно произносит граф, — ты теперь будешь моим человеком. Отныне тебя не будут брать в войско, ты должен обрабаты­вать участок моего поля около леса, а к Рождеству и на Пасху приносить барана и двух кур.

И крестьянин подписывал грамоту, в которой были перечислены все работы и приношения для господина.

 

Дополнительный материал

для третьей группы

Закабаление за долги

С каждым годом все труднее становится общиннику вести хозяй­ство. Крестьянские земли со всех сторон окружены владениями богатых и сильных людей: с одной стороны земли графа — правителя области, назначенного королем, с другой — богача-судьи.

Все сильнее притесняют общинника его соседи. Почти каждый год в самую страдную пору, когда хлеб поспевает на полях, граф собирает войско в поход. Снарядиться общиннику надо за свой счет. А вернувшись из похода, он находит свое поле нескошенным, жену и детей голодными. Бывает и так: зайдет скотина на поле богатого соседа, тот тянет кресть­янина в суд, и судья назначает высокий штраф за потраву. Королевские налоги тоже с каждым годом растут. Совсем невмоготу становится кре­стьянину вести свое хозяйство. И тогда он идет к знатному соседу и про­сит у него в долг до следующего урожая зерна.

— Хорошо, я дам тебе в долг, но вернешь ты все с процентами.

Соглашается общинник, но засуха уничтожила весь урожай. И тогда крестьянин подписывает грамоту, в которой обязуется работать на поле феодала и отдавать часть урожая своему господину

Дополнительный материал

для четвертой группы

Пожалования короля

В королевском указе сказано, что пришел его посланец в селение Конрат на реке Марне и в присутствии многих свидетелей передал это селение посланцам епископа Гинкмара.

  • Почему короли делали такие подарки епископам?

  • Какой способ закрепощения крестьян отражен в этом факте? (Проверка выполнения задания и составление схемы.)

       Пути  роста крупного землевладения и закрепощения крестьян

 

 

 

 










 

 

 















Отдача подпокровительство

Захват земли силой

Пожалования короля

Закабаление за долги

 



VI. Рефлексия

  • Что нового узнали на уроке?

  • Какие умения и навыки отрабатывали?

  • С какими новыми терминами познакомились?

  • Что понравилось и что не понравилось на уроке?

  • Тест:

1. Какое событие принято считать началом Средневековья?

1) разделение Римской империи на Западную и Восточную

2) распад империи Карла Великого

3) падение Западной Римской империи


2. Великое переселение народов

1) затронуло только Европу

2) происходило только на территории Азии

3) стало событием мирового масштаба


3. С кем из вождей варварских племен связана история с Суассонской чашей?

1) Аттилой

2) Хлодвигом

3) Теодорихом


4. В битве при Пуатье противниками франков были

1) славяне

2) норманны

3) арабы


5. Земельное владение, за которое надо было нести конную военную службу; позднее стало наследственным

1) майордом

2) феод

3) община


6. Установите соответствие между германскими племенами и территориями их расселения к началу VI века.

Племена

А) франки

Б) вестготы

В) вандалы


Территории

1) Северная Африка

2) Галлия

3) Испания


7. Средними веками принято считать период

1) IV-V вв.

2) V-XV вв.

3) IX-XIII вв.


8. Где франки одержали решающую победу над римлянами?

1) при Суассоне

2) на Каталаунских полях

3) при Равенне

9. Франкское королевство возникло на территории

1) Италии

2) Галлии

3) Британии


10. Первым королём Франкского государства стал

1) Хлодвиг

2) Теодорих

3) Аттила


11. Салическая Правда — это древнейшая запись обычаев

1) франков

2) норманнов

3) вестготов


12. Установите соответствие между терминами и их значениями.


Термины

А) феодал

Б) майордом

В) граф


Значения

1) управляющий королевским домом во Франкском государстве, фактический правитель государства

2) владелец наследственного земельного владения

3) правитель области, собиравший налоги с местного населения, руководивший местным судом и отрядами воинов


Оветы

1-3

2-3

3-2

4-3

5-2

6-231

7-2

8-1

9-2

10-1

11-1

12-213

Домашнее задание:

    1. Прочитать параграф 1  (Образование варварских королевств. Королевство франков в VI-VIII вв.) на странице 12.

    2. Выучить термины

    3. Ответить на вопросы на странице 20 выделенные желтой палитрой.

    4. Повторить записи в тетради.