СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультации для родителей и воспитателей «Возрастные особенности детей от 2 до 7 лет".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Составлена с целью ознакомления родителей и воспитателей с особенностями психического развития, присущими определенному возрастному периоду детей от 2 до 7 лет.

Просмотр содержимого документа
«Консультации для родителей и воспитателей «Возрастные особенности детей от 2 до 7 лет".»



Консультации

для родителей и воспитателей

(Составила педагог-психолог Капилевич Т.В)


Тема № 1:

«Особенности психического развития детей раннего возраста (2 – 3 лет)».





В соответствии с периодизацией, принятой в отечественной психологии, дошкольным детством считается период от 3 до 7 лет. Предшествует ему период младенчества (до 1 года) и раннего детства (от 1 года до 3 лет).

Ясельные группы чаще всего посещают дети 2 – 2,5 лет. Коснёмся особенностей их развития.

Важнейшими психическими новообразованиями раннего возраста являются:

развитие речи и наглядно-действенное мышление.

Свидетельством перехода от младенчества к периоду раннего детства является развитие нового отношения к предмету (он начинает восприниматься как вещь), которая имеет своё определённое назначение и способ употребления.

Усвоение предметных действий происходит в 3 этапа.

1 этап. В результате обучения и подражания взрослым происходит установление связи предмета с его назначением.

2 этап. Усвоение функциональной нагрузки предмета, т.е. (использование строго по назначению).

3 этап. На основе знания назначения предмета происходит более свободное его использование, т.е. (употребление для других целей).

Чтобы предметная деятельность носила развивающий характер, необходимо, чтобы ребёнок осваивал разнообразные действия с одним и тем же предметом.

Ребёнка не должно окружать огромное количество игрушек!

Успешное овладение предметной деятельностью является основой для игровой и продуктивной деятельности. К ней относятся (рисование, лепка, конструирование).

В этот период у ребёнка происходит интенсивное формирование активной речи. Оно происходит в процессе совместной деятельности со взрослым. С другой стороны является пониманием речи взрослого.

Родителям и педагогам нужно стимулировать высказывания ребёнка, побуждать говорить о своих желаниях.

Есть одна психологическая сказка про мальчика, который заговорил в 5 лет. Родители водили его по врачам и экстрасенсам. Всё было тщетно. Но однажды за столом ему забыли дать ложку, и он отчётливо сказал: мне нечем есть! В доме переполох. Почему ты раньше молчал? Малыш вполне резонно ответил: «А зачем мне было говорить? Вы и так всё делали за меня, предугадывая и опережая события».

Восприятие ребёнка этого возраста носит непроизвольный характер. Он может выделить в предмете лишь ярко выделенные признаки (часто являющиеся второстепенными).

Развитие восприятия происходит на основе внешне ориентировочного действия, т.е. (по форме, величине, цвету), при соотношении и сравнении предметов. Задача взрослого, общаясь с ребёнком, правильно называть признаки и действия предмета.

Ранний возраст – особый период становления органов и систем, формирования их функций, прежде всего функций мозга. Раннее детство имеет свою специфику – чрезвычайно быстрый темп развития, который отличается скачкообразным характером и неустойчивостью и незавершённостью приобретённых навыков и умений.

Детям этого возраста полезны такие игрушки как матрёшки, вкладыши, пирамидки. Малыши в возрасте 2 – 3 лет способны различать:

5 форм (круг, овал, прямоугольник, треугольник, квадрат).

8 цветов (красный, жёлтый, синий, зелёный, белый, чёрный, фиолетовый, оранжевый).

Маленькие дети очень подвижны. Взрослые должны помнить, что ограничение движений ведёт к нарушению осанки, ослаблению функций дыхания и кровообращения. Снижение естественной двигательной активности уменьшает поток раздражения, возникающего во время движения и воспринимаемого нервными окончаниями кожи, мышц, суставов, зрительными и слуховыми анализаторами, идущими к коре больших полушарий головного мозга.

В результате могут развиться расстройства ЦНС и внутренних органов:

понижается эмоциональный тонус;

ослабляется нервно-мышечный аппарат;

хуже работают сердечно-сосудистая и дыхательная системы.

Любые изменения в состоянии здоровья малыша влияют на его психику и нервную систему!

Основной способ познания ребёнком окружающего мира – метод проб и ошибок. Поэтому дети очень любят разбирать игрушки!

Важнейшей способностью, формирующейся к 3 годам, становится способность к постановке какой-либо цели в играх и поведении.

В связи с тем, что внимание, восприятие и память ребёнка непроизвольны, он не может сразу прекратить что-либо делать или выполнить сразу несколько действий.

Психика ребёнка раннего возраста устроена так, что его практически невозможно заставить целенаправленно выполнять какие-либо, даже самые полезные упражнения. Узнать и запомнить он может только то, что ему понравилось или запомнилось «само по себе». Малышу должно быть интересно! Ребёнка раннего возраста характеризует повышенная эмоциональность. Раннее формирование положительных эмоций – залог становления личности, основа проявления познавательной активности.

Весьма в раннем возрасте начинают проявляться артистические способности. В связи с этим очень полезны игры – драматизации. Театр – это всегда сказка, чудо, волшебное действо с красочными персонажами и увлекательным сюжетом. Это возможность не только увидеть героя, но и самому им стать. В игре – драматизации вырабатывается:

правильное и чёткое произношение звуков;

малыш раскрепощается, снижается закомплексованность, скованность;

воспитываются сенсорные навыки;

расширяется сфера эмоциональных и мыслительных возможностей;

развиваются фантазия и творческое воображение.

Роль музыки в жизни детей очень велика!

Приобщая ребёнка раннего возраста к музыке, мы развиваем не только непосредственно музыкальные способности, но и эмоциональную восприимчивость, стремление к прекрасному, более глубокое понимание мира. Для выполнения данной задачи необходимо приобрести диски с музыкой для детей, песнями из детского кино и мультфильмов, плясовыми, маршами, колыбельными.

В раннем возрасте дети очень чувствительны к эмоциональному состоянию окружающих. Они подвержены так называемому «эффекту заражения». Если один ребёнок начинает радостно скакать, то как минимум 3 «лошадки» будут рядом с ним.

Активное проявление негативных и позитивных зависит от физического комфорта или его отсутствия (шарф или кофточка могут «кусаться»).

Одним из условий уверенности и комфорта ребёнка, его спокойствия являются - систематичность, ритмичность и повторяемость его жизни, т.е.

ЧЁТКОЕ СОБЛЮДЕНИЕ РЕЖИМА ДНЯ !

Основными чертами ребёнка 2 – 3 лет являются: открытость, честность и искренность. Он не умеет скрывать свои симпатии и антипатии.

Чувства его неустойчивы и противоречивы. Настроение подвержено частой смене.

В заключении хочется сказать, уважаемые родители и педагоги!!!

Большое значение в профилактике психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста имеет работа с семьёй. Современная семья нуждается в разнообразных знаниях. В том числе и в медицинских, психологических, сексологических, педагогических, юридических и т.д.

Я призываю вас к самообразованию и расширению кругозора в этих вопросах. Практика показывает, что достижение коррекционного эффекта в результате специальных занятий с ребёнком в детском саду само по себе не гарантирует переноса позитивных изменений в повседневной жизни малыша.

Необходима совместная работа ДОУ и воспитания в семье!


Тема № 2:

«Возрастные особенности

и психическое развитие детей

3-4 лет»







Три года – это возраст, когда ребёнок вступает в дошкольное детство. Ведущей потребностью детей 3 – 4 лет является потребность в общении, уважении, признании самостоятельности ребёнка.

Ведущая деятельность – игровая.

В этот период происходит переход от манипулятивной игры к ролевой. Характерной особенностью психического развития детей 3 – 4 лет является - развитие самосознания, выделение образа «Я» и

формирование сознательной речи.

Словарный запас увеличивается за год в среднем до 1500 слов. Индивидуальные различия колеблются от 600 до 2300 слов.

Дети начинают понимать и употреблять прилагательные. Длина предложений увеличивается, появляются сложные предложения.

В речи детей 4 года жизни имеется ещё одна особенность: занимаясь каким-либо делом, дети часто сопровождают свои действия малопонятной для окружающих негромкой речью – «бормотанием».

Эти «разговоры с собой» имеют огромное значение для развития детей. С их помощью ребёнок удерживает в памяти, поставленные им перед собой цели, строит новые планы, обдумывает пути их достижения.

Развитие сознательной речи стимулирует развитие личности и индивидуальности. Ребёнок начинает чётко осознавать кто он и какой он. Внутренний мир ребёнка начинает наполняться противоречиями:

он стремится к самостоятельности, но в тоже время не может справиться с задачей без помощи взрослых. Он любит близких. Они для него очень значимы. Но он не может не злиться на них из-за ограничения свободы. Поддержка и одобрение взрослых порождают у детей радостное ощущение своей компетентности, представления о себе как о могущем и умеющем.

Когда ребёнок заявляет «Я сам!», он оказывается в положении, выход из которого возможен по двум направлениям:

1 направление – ребёнок справляется, получает одобрение, начинает верить в себя. Ставит новые цели.

2 направление – ребёнок не может справиться самостоятельно или ему не позволяют. Тогда он теряет интерес и не приобретает веры в свои силы.

По отношению к окружающим у ребёнка формируется собственная внутренняя позиция. Он начинает осознавать своё поведение и проявляет интерес к миру взрослых.

Активность и неутомимость малышей в этом возрасте проявляется в постоянной готовности к деятельности, к игре, где ярко проявляются взаимоотношения. Но дети скорее играют рядом в этом возрасте, чем вступают во взаимоотношения. В процессе деятельности младшего дошкольника привлекает мотив сделать вещь для себя, для своей игры. Мотив общественной пользы для ребёнка ещё малоэффективен, но он охотно трудится для близкого человека: воспитателя, мамы, бабушки, для любимой куклы и т.д. Конфликты среди детей возникают в основном из-за игрушек.

К 4-м годам на основе наглядно - действенного начинает формироваться наглядно - образное мышление. Другими словами перенос действия или ситуации в «как будто». Дошкольники способны установить скрытые связи и отношения между предметами.

В 3 – 4 года ребёнок, пусть несовершенно, пытается анализировать то, что видит вокруг себя; сравнивать предметы друг с другом и выводить заключения об их зависимостях. Ребёнок сам пытается объяснить то, что видит вокруг. Правда, понять его бывает трудно.

В этом возрасте дети могут сравнивать предметы по цвету и форме, выделять отличия по другим признакам. Они уже знают 5 форм: (треугольник, квадрат, круг, овал, прямоугольник) и 8 цветов: (красный, жёлтый, синий, зелёный, белый, чёрный, фиолетовый, оранжевый).

Могут обобщать предметы по цвету (это всё красное), по форме (это всё круглое), величине (это всё маленькое). В младшем дошкольном возрасте развивается воображение, которое особенно проявляется в игре. Ребёнок способен воссоздать образы, почерпнутые из сказок и рассказов взрослых. Большое значение в развитии воображения играют опыт и знания ребёнка, его кругозор.

Ведущей познавательной функцией является восприятие.

Значение восприятия в жизни ребёнка-дошкольника очень велико, так как оно создаёт фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения. В младшем дошкольном возрасте эти процессы будут занимать ведущие позиции.

Хорошо развитое восприятие может проявляться в виде наблюдательности ребёнка, его способности подмечать особенности предметов и явлений, детали, чёрточки, которые не заметит взрослый.

Восприятие младшего дошкольника 3 – 4 лет носит предметный характер, т.е. свойства предмета, (например: цвет, форма, вкус, величина и т.д.). Трава зелёная, лимон кислый и жёлтый….

В этом возрасте активно развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить несколько слов и 5 – 6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений. Но преобладает в этом возрасте узнавание, а не запоминание.

Хорошо запоминается то, что было интересно и эмоционально окрашено. Что запомнилось – сохраняется надолго !!!

В этом возрасте ребёнок может удерживать активное внимание в течение 7 – 8 минут. Очень полезно заниматься:

конструированием (дети уже способны возводить не сложные постройки); лепкой - (для развития мелкой моторики);

аппликацией (она оказывает положительное влияние на развитие восприятия).

Физиологические изгибы позвоночника ребёнка четвёртого года жизни неустойчивы, кости и суставы легко подвергаются деформации под влиянием неблагоприятных воздействий. Суставы пальцев могут легко деформироваться (например, если малыш часто лепит из слишком жёсткого пластилина). Неправильные позы (сведение плеч, опускание одного плеча, постоянно опущенная голова) могут стать привычными. Нарушается осанка! А это, в свою очередь, отрицательно сказывается на функции кровообращения и дыхания.

Детям, особенно в начале 4го года жизни, легче даются движения всей рукой (прокатить мяч, машину), поскольку крупная мускулатура в своём развитие опережает мелкую. Но постепенно будут совершенствоваться движения кисти и пальцев. Поднимание рук вверх, в стороны, наклоны, покачивания и повороты туловища одновременно способствуют овладением своим телом.

Дыхательные пути детей значительно отличаются от дыхательных путей взрослых. Просветы воздухоносных путей (гортань, трахея, бронхи, носовые ходы) у ребёнка значительно уже. Слизистая оболочка, выстилающая их нежна и ранима. Это создаёт предрасположенность к воспалительным заболеваниям органов дыхания. Очень важно приучать детей дышать носом естественно и без задержки!

Очень полезны для малышей упражнения, требующие усиленного вдоха (игры с пушинками, лёгкими бумажными изделиями).

Сердце ребёнка работает хорошо лишь при условии посильных нагрузок. Скорость кровотока у детей больше, чем у взрослых. Кровяное давление в среднем составляет 95 на 58 мм. ртутного столба. Объём черепной коробки 3х летнего ребёнка составляет уже 80 % от объёма черепа взрослого. В эмоциональном плане характерны резкие перепады настроения. Процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга легко иррадиируют. Внешне это выражается в лишних движениях, суетливости, дети много говорят или, наоборот, замолкают. Часто наблюдается повышенная возбудимость, и это приводит к быстрой утомляемости детей. Эмоциональное состояние зависит от физического комфорта, но на него начинают влиять взаимоотношения с взрослыми и сверстниками. Начинают усваиваться правила поведения и взаимоотношений со сверстниками в группе. Сознательное управление поведение только начинает складываться. Во многом поведение ребёнка ещё ситуативно. Начинает развиваться самооценка. При этом дети в значительной мере ориентируются на оценку взрослого.

Развивается половая идентификация. Это проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов в играх. Надо помнить!!!

Эмоционально здоровому дошкольнику присущ ОПТИМИЗМ!


Тема № 3:

«Возрастные особенности

и психическое развитие детей

4 – 5 лет»






Годы дошкольного детства – это годы интенсивного психического развития и появления новых, ранее отсутствовавших психических особенностей. Ведущей потребностью ребёнка данного возраста (4-5 лет) является потребность в общении, уважении, признании самостоятельности ребёнка. Ведущая деятельность - игровая.

Темп физического развития ребёнка с 4-го по 6-й год жизни: средняя прибавка в росте за год составляет 5 – 7 см., в массе тела - 1,5 – 2 кг.

К 5 годам соотношение размеров различных отделов позвоночника у ребёнка становится таким же, как у взрослого, но рост позвоночника продолжается вплоть до зрелого возраста.

Скелет ребёнка – дошкольника отличается гибкостью, так как процесс окостенения ещё не закончен. В связи с этим детям 4 – 5 лет нельзя на физкультурных занятиях давать силовые упражнения, необходимо постоянно следить за правильностью их позы, чтобы избежать нарушения осанки. Кости и суставы легко подвергаются деформации под влиянием неблагоприятных воздействий (например, если ребёнок часто лепит из слишком жёсткого пластилина).

Потребность организма ребёнка в кислороде возрастает за период от 3 до 5 лет на 40 %. Происходит перестройка функции внешнего дыхания. Преобладающий у детей 2 – 3 лет брюшной тип дыхания к 5 годам начинает заменяться грудным. К этому же возрасту несколько увеличивается жизненная ёмкость лёгких в среднем до 900 – 1060 кубических см., причём у мальчиков она больше, чем у девочек.

Абсолютный вес сердца равен приблизительно 84 грамма. Частота пульса – 99 ударов в минуту. Средний уровень кровяного давления 98 на 60 мм. ртутного столба. В возрасте 4 – 5 лет ритм сокращений сердца легко нарушается, поэтому при физической нагрузке сердечная мышца быстро утомляется. Признаки утомления выражаются в покраснении или побледнении кожи лица, учащённом дыхании, одышке, некоординированных движениях. Важно не допускать утомления детей, вовремя менять нагрузку и характер деятельности.

Хрусталик глаза дошкольника имеет более плоскую, чем у взрослого, форму. Отсюда и некоторая дальнозоркость. Однако легко может развиться близорукость. Чтобы этого не произошло, необходимо, чтобы малыш играл, занимался, собирал пазлы и т.д. при хорошем освещении, соблюдая правильную позу.

Продолжается процесс развития органа слуха.

Барабанная перепонка нежна и легкоранима, окостенение слухового канала и височной кости не закончилось. Поэтому в полости уха легко может возникнуть воспалительный процесс. С ранимостью органа слуха связана большая чувствительность дошкольников к шуму. Если жизнь ребёнка дома и в группе постоянно протекает на фоне шума порядка 45 – 50 децибелов, наступает стойкое снижение слуха и утомление. Между тем падающие кубики и стулья, громкий разговор создают шум примерно в 70 – 75 децибелов. Вот почему в ДОУ и дома должна проводиться активная борьба с шумом: необходимо приучать детей правильно пользоваться игрушками, осторожно переносить стулья, говорить негромко.

У детей 4 – 5 лет механизм сопоставления слова с реальной действительностью развит ещё недостаточно. Воспринимая окружающее, они ориентируются на слова взрослого. Иначе говоря, их поведение характеризуется внушаемостью.

Поэтому чтобы научить детей 4 – 5 лет соблюдать правила поведения, им мало объяснить, что можно, что нельзя и что нужно делать, необходимо

пользоваться моментом и постоянно упражнять их в соответствующих поступках!!!

Ведущей познавательной функцией является восприятие.

Его значение в жизни дошкольника очень велико, так как оно создаёт фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения. Хорошо развитое восприятие может проявляться в виде наблюдательности ребёнка;

его способности подмечать особенности предметов и явлений (детали, чёрточки, которых не заметит взрослый).

В процессе познания ребёнок знакомится с различными свойствами окружающего мира: цветом, формой, величиной предметов, характеристиками времени, пространства, вкуса, запаха, звука, качества поверхности. Увеличивается устойчивость внимания.

Ребёнку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15 – 20 мин. Для того, чтобы дошкольник учился произвольно управлять своим вниманием, его надо просить больше рассуждать вслух.

Произвольное запоминание и припоминание облегчаются, если ребёнку ясна и эмоционально близка мотивация этих действий (например, запомнить, какие игрушки нужны для игры, выучить стих в «подарок маме» и т.д.) Объём памяти возрастает и ребёнок белее чётко воспроизводит то, что запомнил (например, пересказывая сказку, уделяет значение деталям и т.д.) По просьбе взрослого может запомнить 7 – 8 названий предметов.

К 5 годам у детей преобладает наглядно – образное мышление.

Дети уже умеют собирать картинку из 4х частей без опоры на образец и из 6 частей с опорой на образец. Могут обобщать понятия, относящиеся к следующим категориям: фрукты, овощи, одежда, обувь, мебель, посуда, транспорт.

Главным вопросом для детей 4 – 5 лет становится вопрос «ПОЧЕМУ?»

Теперь их интересуют не просто какие-либо явления сами по себе, а причины и следствия их возникновения. Использование речи как средства общения стимулирует расширение кругозора. Речь привлекает внимание детей и активно ими используется, улучшается произношение звуков и дикция. Дети удачно имитируют голоса животных и других персонажей.

Обогащается словарный запас, активно используются глаголы, прилагательные, наречия (например, «снег белый и немножко голубой», «блестит как золотой» и т.д.).

Ребёнок становится более вынослив физически. Это стимулирует развитие выносливости психологической. Снижается утомляемость.

Фон настроения выравнивается, становится более стабильным, менее подвержен перепадам.

Отношение к сверстникам в этом возрасте носит ещё не очень дифференцированный характер. Дети в основном делятся на «плохих» и «хороших», и эти оценки в очень большой степени зависят от взрослых.

Так большинство детей 5го года жизни считают сверстников плохими потому, что они медленно едят или плохо засыпают. Но сверстник становится более значим и интересен. Ребёнок стремится к партнёрству. Ему уже не интересно играть «рядом». Начинают появляться ролевые взаимоотношения и складываться предпочтения по половому признаку.

Активно развивается потребность в новых знаниях, впечатлениях, ощущениях. Проявляются любознательность и любопытство.

Ребёнок с помощью словесного описания может представить то, что никогда не видел и знает только со слов взрослого (о животных и машинах, городах и странах…..).

Очень важно помнить, что когда ребёнок накапливает такие представления, он не просто увеличивает объём знаний об окружающем. У него возникает отношение к тем новым сферам жизни, с которыми его знакомят: симпатия к дельфинам и опасливое отношение к акулам, сочувствие людям, живущим в условиях полярной ночи и уважение к их способности выживать в сложных природных условиях.

Дети учатся выстраивать умозаключения!!!

Тем самым взрослые выводят ребёнка за пределы узких и эгоистических интересов, делая самые первые шаги в формировании будущего гражданина мира, которому ничто человеческое не будет чуждо.

К 5и годам у детей уменьшается чувствительность к физическому дискомфорту. Продолжают активно развиваться воображение и фантазирование. Формируются такие их особенности, как оригинальность и произвольность.

Дети могут самостоятельно придумать сказку на заданную тему.

Задача взрослых помогать им в этом, а именно:

1.грамотно использовать эту способность ребёнка;

2. необходимо обсуждать с ребёнком его фантазии;

3. предлагать повороты сюжетных линий;

4. давать нравственные оценки поступкам героев.


Важнейшим требованием к личным отношениям взрослых с детьми и в их взаимоотношениях друг с другом является серьёзное и уважительное отношение ко всем, даже неверным, соображениям ребёнка. Это не означает, что взрослые должны одобрять любые неправильные мысли и соображения детей. Взрослым следует не оценивать детей, а обсуждать с ними их соображения и возражать им как бы на равных, а не свысока, т.е. стараться понять, подсказать, объяснить и дать нужный совет.

Нужно стараться быть ребёнку другом!!!

Нужно воспитывать детей в любви и доброте, заботе и внимании.

Следует помнить!

Недостатки в воспитании детей 4 – 5 лет начинают укореняться и переходить в устойчивые негативные черты характера.























Тема № 4:

«Возрастные особенности

и психическое развитие детей

5 – 6 лет»




Возраст 5-6 лет часто называют «периодом первого вытяжения», когда ребёнок за год вырастает на 7-10 см.

На протяжении шестого года жизни средняя прибавка массы тела в месяц составляет – 200 г., а роста - 0,5 см.

Каждый возрастной этап характеризуется разной интенсивностью роста отдельных частей тела. В течение 6-го года жизни быстро увеличиваются длина конечностей, ширина таза и плеч у детей обоего пола. Вместе с тем имеются индивидуальные и половые различия в этих показателях. Например, окружность грудной клетки у девочек увеличивается интенсивнее, чем у мальчиков.

Развитие опорно-двигательной системы ребёнка ещё не завершено.

Каждая из 206 костей продолжает меняться по размеру, форме, строению. Причём у разных костей фазы развития неодинаковы.

Так, поверхность мозга 6-ти летнего ребёнка составляет уже более 90 % размера поверхности коры головного мозга взрослого человека, но между костями черепа сохраняются хрящевые зоны, поэтому рост головного мозга может продолжаться. Также не закончилось ещё окостенение носовой перегородки. Это обязательно нужно учитывать при проведении подвижных игр и физкультуры, так как самые лёгкие ушибы в области носа, уха могут привезти к травмам.

Позвоночный столб ребёнка 5-6 лет также чувствителен к деформирующим воздействиям. Скелетная мускулатура характеризуется слабым развитием сухожилий, фасций, связок. При излишней массе тела, а также при неблагоприятных условиях, например при частом поднятии ребёнком тяжестей, нарушается осанка, появляется вздутый или отвислый живот, развивается плоскостопие, у мальчиков образуется грыжа.

Поэтому взрослые (родители и воспитатели) должны следить за посильностью нагрузок во время выполнения детьми трудовых поручений.

Исследования по определению общей выносливости у дошкольников (на примере беговых и прыжковых упражнений) показали, что резервные возможности сердечно - сосудистой и дыхательной систем у детей достаточно высоки. У многих потребность в двигательной активности настолько велика, что врачи и физиологи называют период от 5 до 7 лет «возрастом двигательной расточительности».

На 6-м году жизни ребёнка совершенствуются основные нервные процессы: возбуждение и особенно торможение. Это характеризуется тем, что ребёнок быстрее начинает отвечать на вопросы, менять действия, движения. Совершенствование торможения способствует соблюдению ребёнком правил поведения. Дети чаще поступают «как надо» и воздерживаются от недозволенного. Но всё – таки свойства нервных процессов, особенно подвижность, развиты недостаточно. Ребёнок порой медленно реагирует на экстренную просьбу, в необходимых случаях не может быстро по сигналу оттолкнуться, отскочить, отпрыгнуть и т.д. Также отрицательно в этом возрасте дети реагируют на смену привычного уклада жизни.

Существенно меняется представление ребёнка о себе, его образ Я.

После 5-и лет у ребёнка начинают появляться представления не только о том, какой он есть, но и о том, каким бы он хотел бы быть и каким не хотел бы стать.

Иными словами, кроме имеющихся качеств, начинают появляться представления о желательных и нежелательных чертах и особенностях.

В образе Я, кроме Я - реального (тех качеств, которые, по мнению ребёнка, у него имеются), появляется и Я - идеальное (которое включает в себя как положительные черты, которые ребёнку хотелось бы у себя видеть, так и отрицательные, которые ему не хотелось бы иметь).

Дошкольник обычно просто хочет быть похожим на персонажей сказки, фильма, рассказа, на кого-нибудь из знакомых людей. Ребёнок может воображать себя этим персонажем, - не играть его роль, а именно воображать, приписывая себе его качества. Появляется огромное желание видеть себя «умным», «знающим», «умеющим».

Всё больший интерес ребёнка 5 – 6 лет направляется на сферу взаимоотношений с людьми. Взрослый является для ребёнка собеседником, источником информации. Оценка взрослого подвергается критическому анализу и сравнивается со своей собственной.

Уменьшается чувствительность к физическому дискомфорту.

К этому периоду жизни у детей накапливается достаточно большой «багаж знаний», который постоянно пополняется.

Дети пытаются экспериментировать, становятся самостоятельными, любознательными. Они стремятся поделиться своими знаниями со сверстниками. Это способствует появлению познавательной мотивации в общении.

Хорошо развитая речь и широкий кругозор - являются фактором, позитивно влияющим на успешность ребёнка среди сверстников! Начиная с этого возраста, сверстник постепенно приобретает по-настоящему серьёзное значение для ребёнка.

Происходит усложнение игровых замыслов, образуются длительные игровые объединения среди детей.

Углубляется интерес к партнёрам по игре, появляются предпочтения (дети начинают выбирать).

Развитие произвольности и волевых качеств позволяют детям целенаправленно преодолевать определённые трудности (например, ребёнок может отказаться от шумной игры во время отдыха взрослых).

В этом возрасте появляется интерес к получению знаний: к математике, чтению. Дети могут уже запомнить что-нибудь целенаправленно, решать простые геометрические задачи.

Формируется планирующая функция речи.

Дети учатся последовательно и логически выстраивать свои действия:

рассказывать об этом;

организовывать своё внимание на предстоящей деятельности.



Старший дошкольник способен различать весь спектр человеческих эмоций. У него формируются устойчивые чувства и отношения. Формируются высшие чувства:

  1. Интеллектуальные (любопытство, любознательность, чувство юмора, удивление).

  2. Эстетические (чувство прекрасного, чувство героического).

  3. Моральные (чувство гордости, чувство стыда, чувство дружбы).

На фоне эмоциональной зависимости от взрослого, у ребёнка развивается притязание на признание. Он хочет и стремится получить похвалу и одобрение, подтвердить свою значимость.

Часто в этом возрасте у детей появляется такая черта как лживость, т.е.целенаправленное искажение истины.

Развитию этой черты способствует нарушение детско-родительских отношений! Это происходит когда близкий взрослый чрезмерной строгостью или негативным отношением блокирует развитие у ребёнка:

позитивного самоощущения;

уверенности в своих силах.

Чтобы не потерять доверие взрослого и оградить себя от нападок, ребёнок начинает придумывать оправдание своим оплошностям и перекладывать вину на других.

У ребёнка необходимо формировать привычку нравственного поведения.

Что для этого можно сделать?

Во-первых - показывать хороший личный пример!

Во-вторых – в целях воспитания, можно искусственно создавать проблемные ситуации и включать в них детей в процессе повседневной жизни (например, помочь помыть посуду, так как…; принести что-либо, пожалеть кого-либо и т.д.)

Дорогие взрослые, помните!

Нравственное развитие и воспитание старшего дошкольника во многом зависит от степени участия в нём взрослого, так как именно в общении с взрослым ребёнок узнаёт, осмысливает и интерпретирует нравственные нормы и правила.

Давайте же будем хорошим примером для своих детей!!!

Не забывайте!!!

Эмоционально здоровый ребёнок, как правило - не конфликтен.

У него преобладает ровное оптимистическое настроение.





«Возрастные особенности

и психическое развитие детей

6 – 7 лет»





Седьмой год жизни – продолжение очень важного целостного периода в развитии детей, который начинается в 5 лет и завершается к 7 годам.

На седьмом году продолжается становление новых психических образований, появившихся в 5 лет, а это в свою очередь создаёт психологические условия для появления новых линий и направлений развития.

В 6-летнем возрасте идёт процесс активного созревания организма.

Вес ребёнка увеличивается в месяц на 200 гр., рост на 0,5 см., изменяются пропорции тела.

Изменения в сознании характеризуются появлением, так называемого внутреннего плана действий – способностью оперировать различными представлениями в уме, а не только в наглядном плане.


У детей в этом возрасте происходят определённые изменения в их представлении о себе, в их образе Я.

К 6 – 7 годам дети имеют способность осознавать и отдавать себе отчёт своих целях, полученных результат, способах их достижения,

переживаниях, чувствах и побуждениях. Этот период во многом предопределяет будущий моральный облик человека и в то же время исключительно благоприятен для педагогических воздействий. Так как

дети всё «впитывают как губка».

У детей старшего дошкольного возраста уже сформирована достаточно высокая компетентность в различных видах деятельности и сфере отношений. Это проявляется в способности принимать собственные решения на основе имеющихся знаний, умений и навыков.

В этом возрасте детям свойственно преобладание общественно значимых мотивов над личностными.

В процессе усвоения нравственных норм и правил формируется:

активное отношение к собственной жизни;

развиваются эмпатия и сочувствие, заботливость.

Самооценка ребёнка старшего дошкольного возраста достаточно адекватна. Более характерно её завышение, чем занижение. Ребёнок более объективно оценивает результат деятельности, чем поведение.

Ведущей потребностью является общение (преобладает личностное).

Ведущей деятельностью остаётся сюжетно – ролевая игра, где дошкольник 7-го года жизни начинает осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации.

Игры становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. При организации игр, дети используют договор, умеют учитывать интересы других, в некоторой степени сдерживать свои эмоциональные порывы.

Важнейшими особенностями данного возраста являются: развитие волевого начала и произвольности.

Они проявляются в умении следовать инструкции взрослого; придерживаться игровых правил. Ребёнок стремится качественно выполнить какое-либо задание, сравнить с образцом и переделать (если что-то не получилось).

Увеличивается устойчивость внимания. Оно составляет 20 – 25 мин. Объём внимания составляет 7 – 8 предметов.



Развивается произвольная память, которая проявляется в ситуациях, когда ребёнок самостоятельно ставит цель: запомнить и вспомнить

Это желание следует всячески поощрять, так как это залог успешного развития не только памяти, но и других познавательных способностей: восприятия, внимания, мышления, воображения.

В этом возрасте ведущим по прежнему является наглядно – образное мышление, но к концу дошкольного возраста начинает формироваться словесно – логическое мышление. (Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений). И здесь обязательно потребуется помощь взрослых, так как известна нелогичность детских рассуждений при сравнении, например, величины и количества предметов.

В дошкольном возрасте начинается развитие понятий. Полностью словесно-логическое, понятийное или абстрактное, мышление формируется к подростковому возрасту. Продолжает развиваться речь.

Она становится связной, более грамотной и красивой. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д. В высказываниях отражается всё более богатый словарный запас.

Старший дошкольный и младший школьный - это возрасты, когда

воображение переходит во внутреннюю деятельность, которая проявляется в словесном творчестве (считалки, дразнилки, стихи), в создании рисунков, лепке и т.д.

Происходит постепенный переход от игры как ведущей деятельности к учению. В подготовительной группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны:

с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры ;

дети осваивают формы позитивного общения с людьми;

развивается половая идентификация;

формируется позиция школьника.

К концу дошкольного возраста ребёнок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития.

Это позволяет ему в дальнейшем успешно обучаться в школе.











Список

используемой литературы для консультаций.



1.Волков Б.С., Волкова Н.В. «Основные закономерности психического развития ребёнка». М., 1994 год.

2.Выготский Л.С. «Педагогическая психология». М., 1991 год.

3.Запорожец А.И. «Принцип развития в психологии». М., 1978 год.

4.Широкова Г.А. «Справочник дошкольного психолога».

Ростов – на – Дону. Феникс., 2010 год.

5.Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. «Экспресс-диагностика в детском саду». М., 2011 год.