СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультации для родителей по финансовой грамотности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Консультации для родителей по финансовой грамотности»



Консультация для родителей «Как обучить детей финансовой грамотности»

Данное руководство сделано, чтоб помочь родителям развить финансовую грамотность у детей. Для этого, родители, вам надо сделать следующие шаги:

– Рассказать, что такое бартер (или обмен товарами), и рассказать про универсальность денег

– Познакомить ребенка с номиналами купюр и монет

– Ввести в арифметику счета

– Рассказать, как вы зарабатываете деньги и на что их тратите

– Объяснить, что ребенок уже сейчас может заработать деньги (за работу по дому, к примеру)

– Объяснить разницу между потребностями и пожеланиями при покупке подарка, дать возможность ребенку делать выбор самому

– Объяснить принцип накопления денег.

Финансовая грамотность — это умение использовать знания и навыки для принятия правильных решений, связанных с деньгами и тратами. Финансовая грамотность затрагивает большой круг различных финансовых тем, начиная от ежедневных навыков ведения персонального финансового учета до долгосрочного планирования личных финансов для выхода на пенсию. К сожалению, финансовую грамотность не преподают в школах, но несмотря на попытки государства повлиять на финансовую грамотность детей, главными учителями финансовой грамотности остаются родители (законные представители). Тут может возникнуть препятствие в виде отговорки, что, мол, «я и сам не сильно волоку в финансах» или «у меня и так финансовые проблемы, что ж я могу ребенку объяснить?». Но это лишь отговорки, которые не являются причинами.

Во-первых, у вас есть опыт (и позитивный, и негативный), который вы можете передать своему ребенку.

Во-вторых, вы можете развиваться и финансово совершенствоваться вместе с малышом и становиться для него примером для подражания.

И в-третьих, вам не надо быть финансовым гуру чтоб объяснить вашему ребенку базовые принципы. Родителям важно понимать, что рано или поздно дети все равно будут слышать какие-то факты о деньгах, и у них будет складываться впечатление о финансах, основанное на данных извне. Эти данные извне, как вы знаете, зачастую ошибочны. Поэтому важно именно ваше участие, чтоб все встало на свои места: вам надо рассказать ребенку, что деньги надо зарабатывать честным трудом. И — повторюсь — вам не обязательно знать разницу между взвешенным и экспоненциальным скользящим средним, чтоб рассказать малышу основные понятия о деньгах, экономии, и финансовой грамотности.

Обучая детей финансовой грамотности, вы поможете им прояснить для себя связи между работой, заработком, затратами и сбережениями; они раньше поймут цену деньгам и научаться правильно принимать финансовые решения. Итак давайте приступим.

Что такое бартер?

В раннем возрасте дети начинают понимать, что деньги нужны для того, чтоб что-то купить. Но реальную природу денег они зачастую недопонимают; и как деньги попадают к родителям в карманы – тоже. Расскажите ребенку про то, как люди торговали в древности: что они обменивались товарами. К примеру, корову могли поменять на 30 куриц, или глиняный горшок на буханку хлеба. И пусть этот метод был эффективен какое-то время, были три большие проблемы (позвольте ребенку самому к ним прийти с помощью анализа ваших наводящих вопросов):

– предметы для обмена было трудно переносить: «что легче принести на базар: гроздь винограда или осла?»

– товары для обмена были дискретны, т.е. их было трудно дробить: «как быть, если у тебя есть коза, а тебе нужен хлеб? менять козу на буханку хлеба — это выгодно?»

– товары портились и теряли ценность со временем: «сколько сохраняет свежесть яйцо? нужно ли кому-то тухлое мясо?»

И теперь расскажите ребенку, что были придуманы универсальные товары — деньги, которые решали три вышеупомянутые проблемы. Первыми деньгами (в нашем понимании термина) стали золотые монеты: они не теряли ценность с течением времени, их можно было выпускать разными номиналами, и их было легко носить. Ну а золото было всегда в цене в силу своей красоты и физических свойств.

Что же такое деньги?

Тут все просто. Покажите ребенку все (по возможности) номиналы купюр и монет валюты страны, в которой вы живете. Расскажите, что у большинства стран своя валюта, и она в основном состоит из похожих монет и купюр.

Расскажите про ценность каждого номинала, и потренируйтесь вместе простой денежной арифметике: «сколько пятаков в гривне?» или «как собрать сумму в 64 рубля?».

Наводящие вопросы могут быть разными в зависимости от возраста, знаний вашего ребенка и других аспектов, но вот несколько универсальных напутствий: положите перед ребенком кучку монет:

– пусть ребенок разложит их в группы по номиналу (так он(а) научится быстрее отличать монеты разного номинала);

– расскажите ребенку, какие названия есть у монет и купюр: «полтинник», «четвертак», «пятак», «червонец»; расскажите;

– что можно купить за каждый номинал (у ребенка сложится понятие о ценности каждой монеты и купюры).

И наконец, чтоб закрепить знания, пойдите в магазин в незагруженное время и позвольте ребенку самому расплатиться за покупку. После игры с монетами и купюрами, обязательно тщательно вымойте руки ребенку и приучите его постоянно мыть руки после контакта с деньгами, потому что деньги «проходят» тысячи рук и бывают в совершенно разных и непредсказуемых местах.

Альтернативные виды денег

Расскажите детям про (и по возможности покажите) платежные карты, дорожные чеки и чеки инкассо и другие виды денег. Обязательно объясните, что денежный ресурс в карточках и чеках не безграничен: все операции с альтернативными методами все равно надо оплачивать реальными заработанными деньгами.

Заработок

Детки понимают, что у родителей откуда-то есть деньги, но пришла пора им объяснить более подробно, откуда берутся деньги. Расскажите детям, что людям надо работать, чтоб зарабатывать деньги. Расскажите про разные варианты работы: кому-то платят почасово, кому-то платят фиксировано, а кому-то – за проект.

Также расскажите, что можно искать кратковременную работу, а можно строить карьеру. Также – что можно стать предпринимателем и начать свое дело, и о дополнительных трудностях, связанных с этим занятием (нестабильный доход, зависимость от себя, вложения и т.п.).

Далее расскажите ребенку, как зарабатываете деньги вы. К примеру: «я работаю финансовым консультантом в большой компании. Каждый месяц я получаю фиксированную зарплату. Деньги мы с твоей мамой тратим на нужды семьи, и немного на разные пожелания и развлечения. Небольшую часть денег мы откладываем для непредвиденных затрат в будущем.» После того, как ребенок поймет, что деньги надо заработать, он может заинтересоваться, как он(а) может заработать деньги уже сейчас. И это абсолютно здравое желание. В ответ, вы можете предложить ребенку заработать деньги, выполняя какую-то работу по дому. Также есть перспектива получения дополнительных денежных бонусов на праздники (такие как день рождения, новый год и т.п.).

Ребенок, поняв, что может сам «заработать» деньги, как правило, воодушевляется и загорается перспективой заработка, открытием собственного дела. Но если ваш ребенок начнет метать идеи открытия собственного дела, которое по нашим с вами меркам кажется полным (или частичным) бредом, ни в коем случае не отговаривайте его, а выслушайте, какой бы странной или абсурдной ни была его идея: он(а) же не собирается сейчас ее реализовать и у вас еще будет время обсудить все аспекты. А если вы будете говорить ребенку что-то вроде «ты никогда не сможешь это сделать» или «это плохая идея», то вы можете существенно ранить его предпринимательский дух и уверенность в себе.

Карманные деньги

Давать деньги детям на регулярной основе – это нормальная практика. Эти небольшие суммы позволят ребенку получить материал, с которым обращаться при выработке навыков финансовой грамотности. Только важно – приучиться регулярно выплачивать суммы ребенку; например, каждый понедельник утром или каждую пятницу. И увеличивайте сумму каждый год.

Кроме простой регулярной (линейной — выражаясь технически) выдачи денег ребенку, есть еще и метод, основанный на выполненной работе. Он подразумевает, что ребенок получает деньги за выполнение определенных видов работ по дому. Независимо от того, какой метод вы выбираете, будьте последовательны: если даете деньги без привязки к работе по дому, то выплачивайте, даже если ребенок выполнил работу некачественно или вообще не выполнил (и параллельно применяйте другие методы влияния в воспитательных целях). Если же вы все-таки платите ребенку за выполненную работу, то поощряйте перевыполнение плана, и штрафуйте за недовыполнение.

Потребности и желания.

Важной составляющей финансового воспитания ребенка является понимание того, что такое потребность, а что – желание. Потребность – то что нужно для выживания. Желание – то что нам хотелось бы иметь.

Есть ряд потребностей и желаний бесплатных: воздух, возможность делать утреннюю пробежку или вечернюю прогулку, пресная вода в ручье, и т.д. Но за большинство потребностей и желаний необходимо платить.

Примеры потребностей:

– дом (в широком смысле)

– пища

– здравоохранение

– одежда

Примеры желаний:

– технологические новинки (смартфоны, планшеты, плееры)

– ювелирные украшения, бижутерия

– кино, телевидение, компьютерные игры

Для наглядного примера, вызовите аналитический процесс у ребенка вопросом вроде «Хотел бы ты потратить всю нашу зарплату на игрушки? Что бы мы кушали в таком случае?» Поставьте диалог так, чтоб ребенок понял, что оплата счетов по коммунальным услугам и покупка пищи — куда важнее желаний ваших или его.

На этом этапе у ребенка возникнет предсказуемое желание найти решение: просто тратить больше на все статьи сразу. Но ваша задача будет напомнить ему/ей о вашей зарплате/доходе и о том, что она конечна: невозможно просто из неоткуда взять больше денег. Посмотрите журнал или каталог, укажите ребенку на потребности и пожелания, чтоб его понимание закрепилось. Во время похода в торговый центр, покажите показательные потребности и показательные желания. И продолжайте задавать наводящие вопросы: «как думаешь, легко нам будет без холодильника?», «может пристанем платить за воду?», «что важнее купить: еду или игрушку?»

Для более четкого представления о том, какое соотношение затрат приходится на потребности, а какое — на желания, сделайте простую круговую диаграмму, поделенную на 3-5 секторов, в которой будут основные статьи расходов семьи. Обязательно там должен присутствовать сектор «пожелания», чтоб ребенок понял сколько приблизительно ресурсов предусмотрено под эту статью. Раскрасьте диаграмму вместе: будет весело.

Правильный выбор: куда тратить деньги?

Каждый человек принимает решения о том, куда потратить ту или иную сумму. Если вы приучите детей делать сознательную оценку вариантов и выбор, вы придадите им уверенности в себе, выработаете у них навык решительности и оставите полезный опыт.

В зависимости от возраста вашего ребенка (детей), сложность следующих приемов будет отличаться, но суть – оставаться неизменной. Проделав шаги, описанные выше, ваш ребенок уже должен понимать, что деньги —ресурс ограниченный, и что большая часть семейного бюджета (как правило) тратятся на потребности.

Теперь пришла пора объяснить ребенку, что у него есть выбор. Выбор в том, купить ли ему фломастеры или карандаши, мягкую игрушку львенка или котика, получить велосипед или самокат с мячем, айфон c айпадом или mac book pro, и т.д. Итак, начните предоставлять выбор с простого: со списка равнозначных товаров. После того, как ребенок сделает несколько простых выборов, начните усложнять уравнение, и вносите в него переменные стоимости: «Мяч стоит 100 рублей, а робот —200. Ты можешь купить мяч и что-то еще на 200 рублей», и ребенок должен будет задуматься. Взвешивая, он ли она будет более тщательно отбирать, какой же товар ему действительно нужен; этот процесс осмысления очень важен.

После нескольких принятий решений с учетом стоимости, вносите новые переменные: причины за и причины против. Попросите ребенка придумать список того, что он хочет больше всего, а потом пусть внесет причины за и против. К примеру: причины за покупку последней модели iPhone могут быть такие:

– мои друзья будут меня уважать

– он удобен, стилен и эстетичен

– он поможет мне в ежедневных задачах

Причины против покупки:

– он дорого стоит

– у меня уже есть смартфон, который выполняет большинство функций

– я избавлю себя от фальшивых «друзей», которые потянуться ко мне из-за

последнего айфона.

Когда у ребенка будет список причин за и против для каждого пожелания, впишите дополнительным параметром в эту таблицу еще и ориентировочную стоимость товара и у вас получится отличная сводная таблица. Попросите ребенка сузить список до 1 товара, и при этом скажите, что ребенок должен будет потратить 10 процентов суммы (или другой процент на ваше усмотрение) из собственных карманных денег. Когда ребенок будет оценивать и принимать решение, особенно при учете необходимости потратить свои деньги, он или она будет очень внимательно подходить в решению. В конце концов выясниться, что не так уж и нужен этот новый айфон.

Если вдруг вы не согласны с выбором ребенка, ни в коем случае не стоит говорить что «это плохой выбор», потому что вы демотивируете его. Вместо этого, укажите на преимущества и недостатки того или иного выбора и постарайтесь дать ребенку максимально прозрачную и объективную картину. Но окончательное решение пусть ребенок принимает сам (в разумных пределах, конечно).

Принцип накопления

Рано или поздно настанет момент, когда ваш ребенок захочет купить какую-то довольно дорогую вещь, которую ни вы ни ребенок сможете купить сразу. Такое обстоятельство –отличный момент начать объяснять ребенку про принцип накопления.

Также как надо периодически ждать в очереди за покупкой, дожидаться дня рождения или другого праздника, и т.д., чтоб купить дорогую вещь надо подождать. И это ожидание подразумевает накопления денег. Суть проста: если покупка того стоит, то можно оподождать. Проясните несколько вещей с ребенком:

– сколько уже есть у вашего малыша

– сколько стоит товар (игрушка, или что там), включая доставку и другие затраты

– сколько денег ребенок может накопить в неделю

– сколько потребуется времени для получения необходимой суммы

Может выясниться, что ребенку нужно, к примеру, еще 8 недель для получения нужной суммы и это нормально. Предложите ребенку дополнительный заработок за работу по дому. Но также объясните, что если он не будет следовать графику накопления, то процесс затянется на более длительный срок и покупка отложится.

Для придания процессу интереса, напишите на календаре, как будет пополняться накопленная сумма со временем. А в день, когда сумма будет достигнута, нарисуйте сам товар, или еще что-то, чтоб вам было весело, и чтоб ребенок более четко представлял, ради чего он все это делает. Важно перебороть в себе родительское желание помочь ребенку деньгами, особенно на последних стадиях накопления. Такой безответственный поступок не только обречет вас на пожизненные раскошеливания, но также сведет на «нет» все старания ребенка: урок не будет усвоен, чувство достигнутого результата рассеется, ценность товара снизится, отношение к товару ухудшится. Лучше предложите ребенку дополнительный заработок: пусть пойдет посадит дерево или помоет машину или еще что-то. Дополнительным преимуществом накопления является отсеивание ненужных вещей. Сегодня ваш ребенок может решить что ему нужен новый велосипед. Но через неделю, когда порыв прошел, а старый велик вроде отлично ездит, то может оказаться, что новый велосипед не так-то и нужен, чтоб ждать так долго.





Вывод

Для того, чтоб ваши дети могли правильно распоряжаться деньгами, вы – родители –должны их подготовить и обучить финансовой грамотности. Именно умение правильно обращаться с деньгами может в будущем стать решающим фактором для успешности вашего ребенка.



























Полезные советы родителям по экономическому образованию

 1. Рассказывайте детям о своей работе.

Дети не осознают связь между трудом и деньгами, если не будут знать, кем работают их родители, как зарабатывают средства к существованию. Вы должны быть довольны своей работой и зарплатой!Поделитесь этой  радостью с ребенком. Если работа вам не нравится, но приносит материальное благополучие, скажите об этом малышу. Он с детства должен знать, что такое «зарабатывать на жизнь». Работа должна  не только нравиться, она должна «кормить». Эти старомодные истины о деньгах и труде; помогут вашим детям стать самостоятельными.

          2. Не скрывайте от детей свое материальное положение.

Конечно, ребенку нет необходимости вникать во все нюансы семейного бюджета, но он должен знать о материальном положении семьи и уважать, сохраняя в тайне доверенную ему информацию. Так вы ненавязчиво объясните малышу, куда идут деньги, научите его соизмерять желания с возможностями, мириться с некоторыми ограничениями. Наградой вам будут вопросы сына или дочери « можем ли мы себе это позволить?», «не очень ли это дорого?».

З. Не приучайте детей к излишествам.

Недопустимо, когда ребенок чуть ли не ежедневно получает от вас подарки и ни в чем не знает отказа. Он очень быстро привыкает к этому, его запросы растут. Подумайте о будущем. Научите малыша ограничивать себя.

4. Формируйте у детей разумные потребности.

Как научить человека разумно тратить деньги? Только приучая анализировать свои текущие расходы. Слушая детские «я хочу», почаще спрашивайте: «А зачем тебе это?» Дети  должны стремится делать покупки, вместе с тем, им даже полезно расстраиваться из-за невозможности осуществить желание. Получая все по первому требованию, они переходят грань разумного.

5. Учите детей бережливости.

Не оставляйте без внимания испорченные предметы, сломанные игрушки, разорванные книги. Покажите ребенку, как можно их починить. Если малыш будет видеть вашу заботу о продлении срока службы окружающих вас и его предметов, он научится беречь не только свои, но и чужие вещи. Ваше равнодушие приведет к обратному результату.

            6. Помогите детям осознать стоимость вещей.

С раннего возраста дети должны осознать стоимость вещей, которыми пользуются: игрушек, книг, одежды и т.д. Малыши не должны привыкать к тому, что все, что ломается, автоматически заменяется новым. В каждой вещи ребенок должен видеть ценность, которую кто-то создал своим трудом, а родители подкрепили ее своей работой, т.е. купили на заработанные деньги.

            7. Привлекайте детей к работе по дому.

Маленькие дети с удовольствием помогают по дому. Самое главное, позволить им это! И, конечно, похвалить, хотя детская работа далека от совершенства. Не забывайте, что ребенок может заниматься домашней работой непродолжительное время, поэтому, давая поручение, рассчитывайте его силы. Постепенно у малыша разовьется самодисциплина, и он будет выполнять даже самую неинтересную работу. В противном случае вы вырастите лентяя, не способного даже к самообслуживанию.

 

            8. Дети должны знать цену деньгам.

Для того чтобы дети умели разумно распоряжаться деньгами  и  понимали,  чего  стоит заработать, необходимо дать им возможность приобрести практический опыт. Хорошо, когда дети знают  цену окружающих их вещей. Для этого чаще посылайте ребенка в магазин за покупками. Дайте возможность  ему осознать, что за все — продукты, игрушки, книги необходимо расплачиваться деньга, которые выдаются родителям за их труд

Полезен игровой опыт зарабатывания денег: ярмарка-продажа детских поделок, вернисаж, да мало ли еще что, можно придумать, чтобы подарить малышам радость прикосновения к самостоятельно  заработанным деньгам. Обсудите, как лучше их потратить. И никогда не используй денежные стимулы дошкольника.

Приобщая дошкольника к экономике, мы помогаем ему стать самостоятельным, учим ценить свой труд, отличать истинные ценности от мнимых. Ребенок вырастет социально - адаптированной личностью.

























Консультация для родителей: «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста».

В настоящее время финансовый аспект является одним из ведущих аспектов жизнедеятельности человека, он затрагивает практически все сферы общественной и частной жизни. Каждый человек на протяжении всей своей жизни вынужден решать финансовые вопросы, принимать решения в области формирования личных доходов и осуществления личных расходов. Финансовая грамотность в XXI веке представляет собой важнейшую компетенцию, которая так же жизненно важна для каждого современного человека, как и умение писать и читать. Финансовое просвещение и экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.

 

В современной концепции образования подчеркивается особое значение дошкольного возраста в формировании и развитии уникальной личности ребенка. Так как на этом этапе закладываются основы личностной культуры, обеспечивается освоение первоначальных социокультурных норм. Это является фундаментом для приобретения в будущем специальных знаний и навыков.

Финансовая грамотность для дошкольников – это финансово-экономическое образование детей, направленное на заложение нравственных основ финансовой культуры и развитие нестандартного мышления в области финансов (включающее творчество и воображение).

В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимается воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные и взвешенные решения в будущем.

Современные дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже и других финансово-экономических отношениях, овладевая таким образом экономической информацией на житейском уровне.

Грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают. Еще одним важный урок о деньгах, который стоит получить в дошкольном возрасте – это умение различать эмоциональные и товарно-денежные отношения.

Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Понятно, что счастье за деньги не купишь, но детям не лишним будет знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость.

Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.

Что означает для ребенка быть финансово грамотным?

Финансовая грамотность состоит из нескольких элементов, которые полностью взаимосвязаны между собой, она включает в себя создание накоплений, установление целей. Что означает для ребенка быть финансово грамотным?

  • Знать, как экономить средства

  • Научиться ставить финансовые цели, как на длинный, так и на короткий промежуток времени

  • Уметь управлять средствами и заставлять деньгам генерировать деньги, то есть, работать самим на себя

  • Уметь распределить бюджет на все жизненно важные нужды

  • Выполнять контроль над своими средствами, в том числе и с помощью современных средств

  • Осознавать, что за свои деньги ответственен только их хозяин

  • Уметь жертвовать часть своих средств без ущерба для себя и одновременно для помощи нуждающимся

  • Правильно принимать решения о трате средств

  • Знать, как работают банковские системы

  • Уметь зарабатывать средства и достигать финансовые задачи.

Все вышеперечисленные умения – это самое минимальное и основное, что вы должны дать своему ребенку из области финансов. Они помогут ребенку в будущем развиться и стать успешным человеком, ведь финансовая грамотность – залог финансового благополучия, поэтому выучив его, вы спокойно сможете отпускать его во взрослую жизнь, не опасаясь, что он попадет в финансовую проблему. В 5-6 лет для ребенка деньги имеют для ребенка значение только как средство, на которое можно что-то купить. Дети обращаются с деньгами небрежно, они теряют их или бездумно тратят, в этом возрасте еще нет потребности в экономии. Поэтому смысла давать карманные деньги нет. Но в этом возрасте закладываем основу отношения к деньгам. В дошкольном возрасте Вы можете научить ребенка самой концепции денег — иными словами, что такое деньги и зачем они нужны. Вы можете поговорить с ними о значении различных монет и бумажных денег. Вы также можете научить их тому, что деньги используются, чтобы покупать вещи. Рассказать о истории возникновения денег, откуда берутся деньги. Игра в «Магазин»«Кафе»«Супермаркет», является простым способом преподавания концепции денег для детей младшего возраста. Дети — ваши наследники, и от них в конечном итоге зависит успех следующих поколений семьи.

Как стоит разговаривать с ребенком о деньгах?

  1. Расскажите ребенку, какие потребности есть в вашей семье. Объясните, что в первую очередь деньги, которые вы зарабатываете, необходимо тратить на удовлетворение основных потребностей: оплата коммунальных счетов, покупка продуктов, одежды и др.

  2. Составьте совместно с ребенком таблицу семейных расходов за неделю

(месяц). Таблица может включать в себя разделы: продукты питания, сладости, одежда, коммунальные услуги, игрушки, проезд, лекарства, крупные покупки и развлечения.

3. Чтобы ребенку было интереснее, обозначьте каждый раздел таблицы

рисунком-символом.

4. Заполняйте таблицу ежедневно. Например, если вы покупали молоко,

хлеб, масло, пусть ребенок приклеит звездочку в разделе «Продуты питания». Купили игрушку, книгу – звездочку в разделе «Игрушки».

5. В конце недели подведите итоги. На что больше всего расходовалось

денег? Какие разделы оказались пустыми?

6. Планируя посещение супермаркета, привлекайте ребенка к подготовке к этому походу. Заранее продумайте покупки, обсудите это с ребенком. Вместе с ним вырежьте и приклейте на лист бумаги картинки товаров, которые нужно купить. Придя в супермаркет, попросите ребенка найти на полках то, что вы планировали приобрести. Пусть он научится выбирать, анализировать существующие альтернативы между хорошим и плохим, между дорогим и дешевым и т.д. Ребенок, путешествуя по супермаркету, по картинкам отслеживает, что вы кладете в корзину. Это отвлечет его от полок с красивыми игрушками, а вас избавит от капризов и незапланированных трат. Придя домой, разберите то, что вы купили вместе с ребенком, и еще раз попросите его проговорить, для чего это необходимо (какую потребность удовлетворяет этот товар). Похвалите ребенка за оказанную вам помощь.

7. Обратите внимание ребенка на то, как можно расплатиться за покупки:

наличными деньгами или при помощи карточки. Расскажите, какие

преимущества имеет каждый способ оплаты (при оплате по карточке – не

требуется сдача, оплата наличными деньгами заставляет рассчитывать

средства, так как карманная наличность всегда ограничена).

8. Учите детей видеть связь между трудом и деньгами. Ребенок должен понимать, что деньги просто так никто не дает. Расскажите ребенку о своей профессии, где вы работаете, чем занимаетесь. Если существует возможность, возьмите ребенка с собой на работу, познакомьте со своими коллегами, объясните, как важен труд каждого работника в общих результатах, которых вы достигли. Не следует скрывать и негативные стороны профессии, например,: «У корректора, редактора, ученого,

писателя, архитектора устают глаза, ему много приходится читать, писать,

работать с чертежами; у полицейского – очень опасная работа» и т. д. У ребенка должно складываться объективное, реальное представление о той или иной профессии.

9. Играйте с ребенком «В профессии». Выполняя работу по дому, предложите ребенку на время «стать тележурналистом» и подготовить передачу «Полезные советы». Пусть он возьмет у вас интервью на темы: «Как приготовить вкусный суп»«Как пришить пуговицу»«Как почистить ковер?» и др.

10. Поручите ребенку собирать ваши мелкие монеты и складывать в баночки (коробочки). Вместе с ребенком подсчитайте деньги, которые он собрал за неделю. Расскажите, что можно купить за эту сумму. Поговорите с ребенком о том, что любые деньги выплачены за труд и к ним следует относиться с уважением. Объясните ему смысл пословицы «Копеечка к копеечке – рубль набегает».

11. Не оставляйте без внимания испорченные ребенком одежду, книжки, игрушки. Покажите ребенку сумму денег, которую вы потратили, чтобы приобрести ту или иную испорченную вещь. Объясните, что новая покупка

этой вещи потребует такого же количества денег. Малыш не должен привыкать к тому, что все, что ломается, тут же заменяется новым. Ребенку должна стать очевидна причинно-следственная цепочка: он испортил вещь, и теперь ее у него нет. Предложите ребенку вместе починить испорченное.

12. Вместе с ребенком сделайте вывод о том, что на крупные покупки необходимо экономить.

13. Разработайте вместе с ребенком и запишите правила или советы «Как

можно сэкономить семейный бюджет?».

Использованные источники:

1) Что такое финансовая грамотность? -

http://cgon. rospotrebnadzor. ru/content/shkola-gramotnogo-potrebitelya/2381

2) Советы родителям по формированию финансовой грамотности у детей

дошкольного возраста — https://www.maam. ru/detskijsad/sovety-roditeljampo-formirovaniyu-finansovoi-gramotnosti-u-detei-doshkolnogo-vozrasta. html

3) Практические советы родителям по формированию финансовой

грамотности у детей среднего дошкольного возраста -

https://infourok. ru/konsultaciya-dlya-roditelej-prakticheskie-sovetyroditelyam-po-formirovaniyu-finansovoj-gramotnosti-u-detej-srednegodoshkolnogo-4212770. htm



















Консультация для родителей

«Знакомим ребенка с семейным бюджетом»

Для многих родителей вопросы, которые задает ребенок о ваших личных финансах и семейном бюджете, являются не самыми простыми. Прошли времена, когда считалось кощунством говорить с детьми о деньгах. Многие родители стараются воспитать своего ребенка как человека с высокими идеалами и принципами. Но, вступая во взрослую жизнь, дети сталкиваются с реалиями материалистичного мира. Куда правильнее и с точки зрения воспитания, и с точки зрения приобщения к большой жизни научить ребенка реально смотреть на вещи.

Психологи, педагоги, социологи по всему миру ведут горячие споры по поводу того, когда начинать приобщать малышей к взрослому миру, где «все продается и все покупается». Несмотря на разницу во мнениях, все специалисты сходятся в одном: ГОВОРИТЬ С РЕБЕНКОМ О ДЕНЬГАХ НУЖНО ОБЯЗАТЕЛЬНО.

Это нужно для того, чтобы наши дети научились ценить деньги, но не поклоняться им; чтобы были бережливыми, но не жадными; могли разумно тратить деньги, но не сорить ими. В пять-шесть лет, когда ребенок начинает воспринимать себя как личность, родители могут давать ему первые карманные деньги. Небольшие суммы сразу добавят ему самостоятельности и независимости, малыш будет чувствовать себя как «настоящий взрослый», даже если вы начнете с мелочи, которая для семьи незначима.

Карманные деньги не только дают детям представление о денежных знаках, но и учат обращаться с ними. Ребенок должен понимать, что деньги — это необходимая для жизни вещь, но отнюдь не предмет поклонения, что они не цель, а средство. И, для того чтобы эти средства были всегда, нужно не только уметь зарабатывать, но и экономить, а также делать сбережения.

В каждой семье родители сами определяют количество карманных денег: на проезд в общественном транспорте, на школьные обеды и мелкие покупки. В семьях с достаточно высоким доходом родители стараются не давать своему ребенку слишком много денег, опасаясь неразумных трат. В малообеспеченных семьях боятся, что сумма будет слишком маленькой, и у ребенка возникнет комплекс неполноценности. На самом деле не существует оптимального размера суммы карманных денег для ребенка. Специалисты советуют, что денег нужно давать именно столько, сколько позволяют ваши личные финансы и семейный бюджет в зависимости от возраста и характера ребенка.

Родители должны помнить, что даже очень большая сумма, выданная на карманные расходы, не способна компенсировать недостаток внимания близких людей. А также не стоит чересчур строго контролировать траты, отбирать «излишки», не выдавать карманные деньги в наказание за любые проступки, полученная двойка за невыполненный урок — не повод для таких лишений. Не ругайте своих детей, если деньги у них украли или они их потеряли, ведь это может случиться с каждым.

Помимо умения разумно использовать карманные деньги, ребенок должен иметь представление о семейном бюджете, знать основные источники формирования семейного бюджета, бережно к нему относиться, ценить труд всех членов семьи.

Можно предложить ребенку составить наглядную таблицу доходов и расходов семьи.

Доходы                                                       Расходы

Зарплата                                                     Квартплата

Пенсия                                                       Транспортные услуги

Стипендия                                                 Продукты

Пособие                                                     Лекарства

Гонорар                                                      Оплата за детский сад

Проценты                                                    Секции, кружки

Прибыль                                                      Одежда, обувь

Кредит за товар

Специалисты в области экономики и финансов советуют распределять средства таким нехитрым способом:

60% – основные расходы, продукты питания и ежемесячные хозяйственные расходы;

10% – накопления, которые пойдут на крупные покупки или поездки;

10% – накопления с дальней перспективой (образование, пенсионные и т. п.);

10% – развлечения и удовольствия;

10% – разное, непредвиденные расходы.

Совместное планирование бюджета поможет ребенку увидеть, на что тратятся в семье деньги, а на чем можно сэкономить, чтобы впоследствии приобрести необходимую вещь или скопить средства на семейный отдых.

Чтобы научить ребенка отличать необходимые потребности от тех, без которых в настоящее время человек может обойтись, сыграйте с ним в игру. Заготовьте карточки со словами-товарами, и предложите ребенку выстроить их в таком порядке, чтобы распределить последовательность расходов на эти товары по необходимости:

– плеер,

– швейная машина,

– стиральная машина,

– холодильник,

– розовая кофточка.

Обсудите с ребенком, что необходимо для семьи приобрести в первую очередь, а с чем можно повременить.

В игровой форме проверьте знания ребенка: как можно экономить домашние средства, грамотно планировать бюджет, чтобы расходы не превышали доходы. Игра «Да-Нет».

1. Уходя из дома, не забывайте выключать свет. (Да)

2. Чаще обедайте в ресторанах и кафе. (Нет)

3. Требуя новую игрушку, подумай о семейном бюджете. (Да)

4. Проси у родителей новую игрушку к каждому празднику. (Нет)

5. Экономя семейный бюджет, откажись от экскурсии в музей. (Нет)

6. Сходил в магазин, оставь сдачу себе. (Нет)

7. Бережно относись к своим вещам. (Да)

8. Чаще пользуйтесь услугами такси. (Нет)

9. Старайся больше ходить пешком. (Да)

10. Чаще разговаривай по сотовому телефону с друзьями. (Нет)

Экономические игры с дошкольниками являются не столько развлечением, сколько подготовкой к взрослой жизни. Если ребенок научится планировать бюджет в незатейливой форме, то в будущем, возможно, его ждет финансовый успех.

Консультация для родителей по формированию основ финансовой культуры у ребёнка "Путешествие в страну Экономика"

Дорогие мамы и папы, бабушки и дедушки!

Вы, конечно заметили, что в старшем дошкольном возрасте у ребёнка появляются новые интересы: он чаще задаёт вопросы, на которые порой взрослому нелегко ответить; пишет на песке, снегу и бумаге цифры и буквы, просит вам рассказать сказку, почитать книгу, активно обсуждает всё происходящее вокруг и, что совсем неожиданно, проявляет интерес к такой сложной сфере, как экономика и финансы.

С экономикой и финансами ребёнок сталкивается постоянно: когда идёт с родителями в магазин, где просит купить понравившуюся игрушку; когда в банке или сберкассе вносят плату за квартиру, газ и свет, когда бабушка с дедушкой дарят деньги…

Специалисты считают, что неверно и опасно полагаться на стихийное усвоение знаний об окружающей жизни, и в частности-о финансово-экономических отношениях. Деньги, богатство, бедность, реклама, кредит, долги и другие финансовые категории несут в себе воспитательный потенциал, наполненный таким этическим содержанием, как честность, доброта, трудолюбие, даже искусство пользования.

Поэтому современная педагогическая наука ориентирует взрослых на формирование у детей элементарных знаний о мире финансов и экономики уже в старшем возрасте. Я же начала свою работу в средней группе, разработав вводный курс по формированию основ финансовой грамотности.

Именно в дошкольном возрасте у ребёнка формируется способность к аналитико-синтетической деятельности, начинают закладываться основы логического мышления, ребёнок усваивает эталоны, вырабатывает свои правила поведения в мире экономических ценностей, свои способы действий и приобретает жизненный опыт.

За основу я взяла образовательную программу «Приключения кота Белобока, или экономика для малышей» разработанная в целях финансового просвещения детей старшего дошкольного возраста.

Данная программа разработана в рамках проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации», реализуемого Министерством финансов РФ совместно с рядом федеральных органов исполнительной власти и при участии Международного банка реконструкции и развития.

Занятия организовываются в занимательной и игровой форме.

Программа разработана в соответствии с законом «Об образовании в РФ», а также «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

Программа составлена в соответствии с принципами, определёнными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования-ФГОС (полноценное проживание ребёнком всех этапов детства, обогащение детского развития, учёт индивидуальных особенностей детей, сотрудничество с семьёй и др.) И направлена на достижение следующих целей:

- формирование первичных экономических представлений и компетенций.

(Компетентность-это обладание определённой компетенцией, то есть знаниями и опытом собственной деятельности, позволяющим выносить объективные суждения и принимать точные решения)

- развитие экономического мышления дошкольников;

- воспитание социально-личностных качеств ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики.

Содержание Программы, в соответствии с ФГОС ДО, обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определённые направления развития и образования детей:

-социально-коммуникативное развитие;

-познавательное развитие;

-речевое развитие;

-художественно—эстетическое развитие;

-физическое развитие.

Предлагаю Вам познакомиться с содержанием базового модуля программы «Финансовая азбука».

Раздел «Потребности» -способствует формированию первоначальных представлений о потребностях:

-знакомит детей с многообразием потребностей человека;

-формирует представления об ограниченности возможностей;

-учит определять разницу между «хочу» и «надо»

В результате, ребёнок учится определять основные потребности человека; различать материальные и нематериальные потребности; выбирать необходимые для жизни предметы; соотносить собственные желания и возможности.

Раздел «Труд» -способствует формированию первоначальных представлений о труде:

-расширяет представления детей о труде взрослых;

-знакомит детей с многообразием профессий человека;

-способствует воспитанию уважения к труду, к результатам труда людей.

В результате, ребёнок может определять продукт труда, понимать значимость труда для человека.

Раздел «Товар» -способствует формированию первоначальных представлений о купле-продаже товаров:

-знакомит детей с понятиями «товар», «полезность товара», «стоимость», «цена», «покупка», «распродажа»;

-учит определять разницу между обменом и покупкой-продажей товара;

-объясняет роль торговли в удовлетворении потребностей человека;

-объясняет, от чего зависит цена товара;

-воспитывает понимание того, что в любой товар вложен труд человека и к нему надо относиться бережно.

В результате, ребёнок учится определять разницу между обменом и покупкой-продажей товара;

- сравнивать цены на товар, объяснять разницу; выбирать товар в соответствии с ценой и качеством.

Раздел «Деньги» - способствует формированию первоначальных представлений о деньгах как об универсальном средстве обмена, платежа и накопления:

-знакомит детей с понятиями «деньги», «монета», «банкнота», «банк», «вклад», «кредит», «валюта»;

-учит находить отличительные и сходные признаки между монетой и банкнотой, между банкнотами разного достоинства;

-помогает детям осознать детям необходимости труда для получения денег;

-способствует развитию умения детей пользоваться деньгами;

-формирует разумное отношение к расходованию денег.

В результате, ребёнок учится определять разницу между обменом и покупкой-продажей товара;

-сравнивать цены на товар, объяснять разницу;

-учиться пользоваться и разумно расходовать деньги.

Раздел «Семейный бюджет» -способствует формированию первоначальных представлений о семейном бюджете и значимости финансовой грамотности в семейной экономике:

-знакомит детей с понятием «семейный бюджет», его структурой (формы доходов и расходов) и динамикой;

-учит ориентироваться в семейном бюджете, рационально формулировать свои запросы как члена семьи;

-формирует первоначальное представление о различных способах сбережений и экономии бюджета семьи;

-формирует представление о расходах семьи и способов их удовлетворения.

В результате, ребёнок умеет объяснять структуру семейного бюджета:

-размышляет о доходе и его динамике, о расходах и их многообразии;

-понимает потребности и возможности семьи;

-учится экономить и сберегать средства семейного бюджета.

Очень хочется, чтобы родители с пониманием отнеслись к данному курсу обучения, чтобы сформировать первоначальные экономические представления у детей, которые способствуют эффективному развитию и воспитанию личности будущего гражданина, ответственного и успешного.

Консультация для родителей «Ребенок и экономика»

Нужно ли воспитывать в ребенке такие качества, как бережливость, экономность, трудолюбие? Конечно, нужно! От этого зависит, каким будет ребенок во взрослой жизни — расточительным или бережливым. Но как приучить детей к экономии?

В дошкольном детстве можно дать элементарные сведения из области экономики: формировать у детей правильное отношение к деньгам, способам их зарабатывания и  разумному использованию.

При этом у детей формируются знания о взаимосвязи между экономическими и этическими категориями: бережливость, достоинство, щедрость, честность. Дошкольникам необходимо рассказать, как разумно расходовать деньги, не покупать ненужных вещей, не завидовать приобретениям сверстников.

Для начала необходимо развеять миф о том, что деньги растут на деревьях. Дети считают, что родители просто подходят к банкомату и берут там деньги, сколько захотят. Чем быстрее ребенок начнет понимать, откуда берутся деньги, тем лучше. Приучать малышей к деньгам можно уже с 5- 6 лет. Детям надо рассказать, что взрослые ходят на работу, там они выполняют обязанности, за это выдают зарплату. При этом необходимо с детских лет воспитывать трудолюбие, чувство ответственности, внушать ребенку важность приобретения хорошей профессии, которая позволит в будущем создать семью и обеспечить ее достаток.

В каждой семье есть необходимые траты и расходы на желаемое. Нужно так распределить семейный капитал, чтобы хватило на проживание. Ребенку можно объяснить, что из общего семейного дохода надо отложить деньги на обязательные траты – это коммунальные платежи, продукты, проезд в автотранспорте, оплата за учебу. Если что-то осталось, можно позволить и желаемое. Например, поездка в аквапарк, поход в кино, велосипед

При этом надо учитывать и желания родителей. Можно решить этот вопрос на семейном совете, пусть ребенок сам выбирает, что он хочет больше всего, а чем может и пожертвовать.

Чтобы ребенок лучше понял, можно нарисовать схему. Например, ребенок хочет роликовые коньки. Ежемесячный доход семьи составляет 50 тысяч рублей. В месяц у родителей выходит 21 рабочих дней по 8 часов – это примерно 336 часов. Поделив зарплату на число рабочего времени, мы узнаем, что за час родители получают примерно 148 рублей. Роликовые коньки стоят 5000 рублей. Чтобы купить роликовые коньки, маме с папой придется трудиться 34 часа – это 4,5 дня. Вроде не так уж и много, но в семье есть и другие расходы. Здесь ребенок учится быть не только экономным, еще у него формируется уважение к труду взрослых, умение ценить время.

Детей уже с шестилетнего возраста надо приучать к деньгам и разумным тратам. Это поможет ребенку суметь распоряжаться средствами. Родители дают детям небольшую сумму (она зависит от возраста ребенка и возможностей семьи) – карманные деньги на определенный период времени. Они приучают использовать их разумно, не тратить зря. Нужно обсудить вместе с детьми, на чем нельзя экономить. Например, на школьных завтраках. Если деньги закончились раньше времени, не надо ругать ребенка. Но и выделяемые средства увеличивать не стоит, т.к. он не будет экономить.

Полезно брать ребенка в магазин. Пусть он поймет, куда уходят деньги.

Часто родители дают ребенку какую-либо сумму за то, что он выполнил работу по дому (пропылесосил, покормил рыбок и т.д.). Правильно ли это? Конечно же, нет. Нельзя поощрять детей за проделанную работу, они должны понимать, что это общие обязанности. Можно привести в пример маму и объяснить, что маме никто не дает деньги, за то, что она приготовила обед.

Формирование экономического сознания дает детям стремление доводить начатое дело до конца, возникает здоровый интерес к деньгам, осознаются правила их честного зарабатывания.

Родителям на заметку

   * Нельзя говорить ребенку постоянно: «У нас нет денег»! У ребенка сформируется чувство, что он беден. Это чувство перейдет с ним в школу, а потом и во взрослую жизнь. Он будет завидовать тем, кто «богат», будет постоянно неудовлетворенный собой.

  *  Нельзя быть жадиной! Если вы не можете дать деньги своему ребенку – объясните причину. Нехорошо, если сын или дочь будут считать вас жадиной.

  *  Нельзя потратить все деньги сразу! Необходимо научить детей планировать свои расходы. Дошкольникам выдаются деньги малыми порциями и на короткий срок. Чем старше ребенок, тем больше интервал между выдаваемыми средствами и сумма значительнее.

Консультация для родителей

«Экономическое воспитание старших дошкольников в семье»

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ:

  • Учите делать правильный выбор

  • Рассказывайте детям, что и в плохом бывает что-то хорошее

  • Будьте уверенны в принятии решений в покупках

  • Будьте всегда примером

  • Будьте любящими и заботливыми, на своем примере показывайте, как хорошо и правильно поступать

  • Воспитывать детей непросто, но очень интересно! Ваш малыш только начинает  познавать  новый  для  него  мир  и  делать  первые  шаги.  Ему предстоит всему научиться с вашей помощью, поэтому будьте терпеливы. Если  вы  устали  или  чем-то расстроены,  старайтесь  не  показывать  этого крохе.  Лучше  немного  отдохните  и  успокойтесь,  а  затем  занимайтесь малышом.

  • Разговаривайте с ребенком и вселяйте чувство уверенности в том, что вы всегда будете рядом, что бы ни случилось.

  • Хвалите и поощряйте ребенка, научитесь принимать его таким, какой он есть —это очень важно. Установите свои семейные «правила», которые помогут малышу понять, как правильно поступать: например, мыть руки перед едой, ложиться спать вовремя, говорить «Спасибо! ». И никогда не скупитесь  на  похвалу  и  приятные  слова,  ведь  от  вашего  одобрения  и поддержки во многом зависит самооценка малыша.

Мудрые советы

  • Научите ребенка беречь игрушку

  • Никогда не жалуйтесь на материальные проблемы в присутствии детей

  • Выработайте  в  себе  оптимистическое  отношение  к  жизни  и демонстрируйте его своим детям.

  • Как можно ухаживать за своими вещами

  • Убедите себя и своих детей в том, что все проблемы разрешимы

  • Излишне  не  балуйте  ребенка:  он  можетвырасти  капризным  и эгоистичным.

  • Родители  иногда  не  замечают,  какое  воспитательное  влияние оказывают они на детей своим поведением. Между тем они воспитывают их каждый день, каждый час, каждую минуту. Даже самый обычный разговор родителей и старших, который они ведут в присутствии детей, действует на характер и умственное развитие детей.

  • Не  хвалитесь  толщиной  своего  кошелка  как  главным  достижением жизни. Не прививайте ребенку принцип: «Деньги решают все»

  • Дети  охотно  воспринимают  советы  и  указания  родителей  и воспитателей. Даже  после  того  как  дети  начинают  проявлять самостоятельность, разумное убеждение и веские доводы старших оказывают серьезное влияние на их поведение. Разумеется, убеждают детей не только слова, но и живые примеры поведения родителей и старших членов семьи.

Прислушайтесь! Задумайтесь!

  • После замечания не следует сразу же ласково относиться к детям. Своим отношением нужно показать, что плохие поступки детей огорчают и возмущают родителей.

  • Не откупайтесь от ребенка дорогими подарками.

  • Это не заменит ему душевного общения с вами.

  • Родителям необходимо следить за поведением своих детей дома и на улице, в общественных местах.

  • Избалованные дети ведут себя как эгоисты. Правильно поступают те родители, которые предъявляют высокие требования к своим детям и не потакают их слабостям.

  • С  малых  лет  нужно  приучать  детей к  труду.  Каковы  бы  ни были материальные  условия  семьи,  у  каждого  ребенка  должны  быть  свои обязанности по дому. Пусть эти обязанности будут несложны, но нужно приучать детей выполнятьих без напоминаний.

  • Поведение родителей, их личный пример оказывают серьезное влияние на формирование ценных моральных качеств у детей.

  •  Прежде  чем  отправиться  в  магазин,  оговаривайте  перечень необходимых покупок, учите ребенка планировать расходы.

  • Игнорируйте истерики ребенка, если он слезами добивается, чтобы вы купили то, о чем с ним заранее не договаривались.

  • Из бесед с вами ребенок должен усвоить, что деньги не появляются сами собой, а зарабатываются трудом, и нельзя их расходовать безумно.

  • «Сколько бы ни был длинен путь, всегда начинается он с первого шага», -гласит восточная мудрость. А первые шаги в мир экономики ребенок делает в семье. Поэтому совместная работа педагогов  и родителей просто необходима для успешного экономического воспитания детей дошкольного возраста.  Но  экономика –такая  область  знаний,  в  которой  многие  из родителей не чувствуют себя достаточно компетентными. Они нуждаются в педагогической  помощи,  в  ознакомлении  со  специальной  литературой, помогающей  организовать  работу  с  детьми  в  семье.  Экономическая подготовка  родителей  позволит  приобщить  детей  к  миру  экономической действительности,  формируя  при  этом  правильные  экономические представления.

  • Что может сталь содержанием экономического воспитания в семье? Это,    прежде  всего  домашнее  хозяйство  (домашние  дела  родителей, профессии родных и т. д.), семейный бюджет (доходы и расходы, зарплаты, пенсия), деньги и др.

  • Совместный труд в семье позволяет удовлетворить потребность детей в общении, приучает ребенка к аккуратности, ответственности. Именно в семье при включении в совместную хозяйственную деятельность они приучаются к бережливости,  экономности.  Бережливость  и  экономность –показатели общей  культуры  человека,  его  зрелости.  Они  часто  свидетельствуют  об умении заботиться: о членах своей семьи, о вещах, их окружающих, о себе.

Приведу пример. В доме сломался шкаф. Папа стал ремонтировать его, привлекая при этом малыша. Небольшая помощь сына (поддержать дверку или подать отвертку), но важнее всего то, что подчеркивается значимость его работы для близких людей. Он помог папе. При знакомстве детей с профессиями родных и близких раскрывается роль этих профессий в обеспечении нужд и потребностей семьи. Путешествуя с родителями по городу, в котором живет семья, ребенок видит здания: больницу, банк, магазин, школу –это места работы людей. Работа существует  для  того,  чтобы  обеспечить  семью  предметами,  которые  ей необходимы. Постепенно у детей формируется представления о взаимосвязи понятий труд т деньги. Совершение  с  ребенком  совместных  покупок и  является  объяснением ребенку их значимости в семье. К примеру, если купить ребенку сладости, игрушки, то вы не смежите купить хлеб или заплатить за электричество. А это является более важным. Привлечение (по возможности) детей к обсуждению семейного бюджета с целью  воспитания  правильного  отношения  к  деньгам,  развития  умения считаться с потребностями и желаниями всех членов семьи. В  жизни  семьи  постоянно  возникают  ситуации,  которые  становятся предметом разговора: о планировании семейного бюджета, о добрых делах родителей и детей, и ребенок может принимать в этом участие. В процессе обсуждения  ребенок  совместно  с  родителями  решает  важные  вопросы, например:

*Как накопить деньги на желаемую покупку?

*Можно ли купить игрушку, не оплатив основные расходы семьи (плата за свет, воду и т. д.)?

Такие обсуждения помогают взрослым найти общий язык с детьми. Дети, ощущая свою причастность к важной стороне семейной жизни, осознают необходимость  соизмерения  своих  желаний  с  потребностями  семьи.  Так развиваются разумные траты денег. Родители знакомят детей с деньгами и их рациональным использовании. Старший дошкольник включается в реальную жизнь семьи. Он выполняет поручения родителей, связанные с некоторыми покупками. Сначала кто -то из взрослых ему помогают, идут вместе с ним в магазин,  где он делает покупки  или  отсчитывает  деньги.  Затем  уже  ребенок  самостоятельно выполняет поручения. К примеру,  следит за тем, чтобы в доме всегда был хлеб. Здесь ребенок учится правильному обращению с деньгами. Родителям следует помнить, что приобщение ребенка к миру экономических знаний должно происходить естественно и непринужденно. А сделать это помогут игры. Например: «Семейный бюджет», «Кому что нужно», «Разложи правильно». Играя с взрослым,  ребенок легко и быстро усваивает материал.

В каждой семье читают детям книжки. Правильно поступают те родители, которые подбирают книги экономической направленности. Это могут быть рассказы  Э.Успенского,  С.Я.Маршака,  К.И.Чуковского,  авторские  и народные сказки, поговорки, загадки, пословицы. Сказка занимает особое место в жизни ребенка. Сюжеты сказок и сказочные персонажи привлекают детей.  Сказка  учит  детей  внимательно  присматриваться  к  окружающему миру, делать правильные выводы и принимать самостоятельные решения, брать на себя ответственность. Экономическое  воспитание  в  семье  не  заменяет  и  не  дублирует  работу детского сада. В семье, это реальная экономическая среда, накапливается определенный «экономический» опыт. Этот опыт в дальнейшем обогащается, уточняется,   систематизируется.   Знаниям   придается   социальная направленность, что позволяет ребенку впоследствии выстраивать линию собственного поведения.

Полезные советы родителям по экономическому образованию

1. Рассказывайте детям о своей работе. Дети не осознают связь между трудом и деньгами, если не будут знать, кем работают их родители, как зарабатывают средства к существованию. Вы должны  быть  довольны  своей  работой  и  зарплатой!  Поделитесь  этой  радостью с  ребенком.  Если  работа  вам  не  нравится,  но  приносит материальное благополучие, скажите об этом малышу. Он с детства должен знать,  что  такое  «зарабатывать  на  жизнь».  Работа  должна    не  только нравиться, она должна «кормить». Эти старомодные истины о деньгах и труде; помогут вашим детям стать самостоятельными.

2. Не скрывайте от детей свое материальное положение. Конечно,  ребенку  нет  необходимости  вникать  во  все  нюансы  семейного бюджета, но он должен знать о материальном положении семьи и уважать, сохраняя  в  тайне  доверенную  ему  информацию.  Так  вы  ненавязчиво объясните малышу, куда идут деньги, научите его соизмерять желания с возможностями, мириться с некоторыми ограничениями. Наградой вам будут вопросы сына или дочери « можем ли мы себе это позволить?», «не очень ли это дорого?».

З. Не приучайте детей к излишествам. Недопустимо, когда ребенок чуть ли не ежедневно получает от вас подарки и ни в чем не знает отказа. Он очень быстро привыкает к этому, его запросы растут. Подумайте о будущем. Научите малыша ограничивать себя.

4. Формируйте у детей разумные потребности. Как  научить  человека  разумно  тратить  деньги?  Только  приучая анализировать свои текущие расходы. Слушая детские «я хочу», почаще спрашивайте: «А зачем тебе это?» Дети  должны стремится делать покупки, вместе  с  тем,  им  даже  полезно  расстраиваться  из-за  невозможности осуществить желание. Получая все по первому требованию, они переходят грань разумного.

5. Учите детей бережливости. Не оставляйте без внимания испорченные предметы, сломанные игрушки, разорванные книги. Покажите ребенку, как можно их починить. Если малыш будет видеть вашу заботу о продлении срока службы окружающих вас и его предметов, он научится беречь не только свои, но и чужие вещи. Ваше равнодушие приведет к обратному результату.

6. Помогите детям осознать стоимость вещей. С  раннего  возраста  дети  должны  осознать  стоимость  вещей,  которыми пользуются: игрушек, книг, одежды и т.д. Малыши не должны привыкать к тому, что все, что ломается, автоматически заменяется новым. В каждой вещи ребенок должен видеть ценность, которую кто-то создал своим трудом, а родители подкрепили ее своей работой, т.е. купили на заработанные деньги.

. Привлекайте детей к работе по дому. Маленькие  дети  с  удовольствием  помогают  по  дому.  Самое  главное, позволить им это! И, конечно, похвалить, хотя детская работа далека от совершенства.  Не  забывайте,  что  ребенок  может  заниматься  домашней работой  непродолжительное  время,  поэтому,  давая  поручение, рассчитывайте его силы. Постепенно у малыша разовьется самодисциплина, и он будет выполнять даже самую неинтересную работу. В противном случае вы вырастите лентяя, не способного даже к самообслуживанию.

8. Дети должны знать цену деньгам.Для того чтобы дети умели разумно распоряжаться деньгами  и  понимали,  чего    стоит  заработать,  необходимо  дать  им  возможность  приобрести практический опыт. Хорошо, когда дети знают  цену окружающих их вещей. Для  этого  чаще  посылайте  ребенка  в  магазин  за  покупками.  Дайте возможность    емуосознать,  что  за  все —продукты,  игрушки,  книги необходимо расплачиваться деньга, которые выдаются родителям за их трудПолезен  игровой  опыт  зарабатывания  денег:  ярмарка-продажа  детских поделок, вернисаж, да мало ли еще что, можно придумать, чтобы подарить малышам радость прикосновения к самостоятельно  заработанным деньгам. Обсудите,  как  лучше  их  потратить.  И  никогда  не  используй  денежные стимулы дошкольника.Приобщая  дошкольника  к  экономике,  мы  помогаем  ему  стать самостоятельным, учим ценить свой труд,отличать истинные ценности от мнимых. Ребенок вырастет социально -адаптированной личностью.





















Консультация для родителей

«Детки и монетки»

Подготовила: Разумова Е. П., воспитатель Среди взрослых людей часто бытует мнение: специально учить ребёнка финансовой грамотности нет необходимости. Только на первый взгляд мир финансов кажется далеким от ребёнка. Но самом деле дети очень рано включаются в экономическую жизнь семьи. Когда идут с родителями в магазин, смотрят рекламу по телевизору, получают в подарок конвертик с деньгами от бабушки и дедушки. Поэтому важно знакомить детей с финансово-экономическими отношениями как можно раньше.

Для того, чтобы привить понятие о зарабатывании денег, их ценности, вариантах экономии, с детьми нужно заниматься. И родители должны знать, как научить ребёнка финансовой грамотности.

Объяснить ценность денег малышам сложно, но необходимо. Они не понимают, что есть дешёвые и дорогие игрушки, они просто выбирают то, что хотят.

С 4-5 лет нужно пытаться объяснять детям ценность денег. Для этого нужно:

• - играть в ролевые игры, связанные с деньгами;

• - обучать счёту, используя монеты в качестве дидактического материала;

• - можно поручать малышам рассчитываться в магазине в вашем присутствии.

Постепенно можно наращивать сложность занятий, например, дать ребёнку столько денег, чтобы при покупке ему дали сдачу, предложить её сосчитать. Умение быстро считать в уме – одно из условий финансовой грамотности.

Учите детей видеть связь между трудом и деньгами.

Ребенок должен понимать, что деньги просто так никто не дает. существует возможность, возьмите ребенка с собой на работу, познакомьте со своими коллегами, объясните, как важен труд каждого работника в общих результатах, которых вы достигли. Не следует скрывать и негативные стороны своей профессии, например«У полицейского – очень опасная работа» и т. д. У ребенка должно складываться объективное, реальное представление о той или иной профессии. Играйте с ребенком «В профессии». Выполняя работу по дому, предложите ребенку на время «стать тележурналистом» и подготовить передачу «Полезные советы»Пусть он возьмет у вас интервью«Как приготовить вкусный суп»«Как повесить картину на стену» и др.

Формируйте у детей разумные потребности.

Учите ребенка планировать семейный бюджет.

Составьте совместно с ребенком таблицу семейных расходов за неделю (месяц)Таблица может включать в себя разделы: продукты питания, сладости, одежда, коммунальные услуги, игрушки, проезд, лекарства, крупные покупки и развлечения. Чтобы ребенку было интересно, обозначьте каждый раздел таблицы рисунком-символом. Старайтесь заполнять таблицу ежедневно. Например, если вы покупали молоко, хлеб, масло, пусть ребенок приклеит звездочку в разделе «Продуты питания». Купили игрушку, книгу – звездочку в разделе «Игрушки». В конце недели подведите итоги. На что больше всего расходовалось денег? Какие разделы оказались пустыми? Вместе с ребенком сделайте вывод о том, что на крупные покупки необходимо экономить. Разработайте вместе с ребенком и запишите правила или советы «Как можно сэкономить семейный бюджет?»

Учите ребенка выбирать и покупать товар.

Планируя посещение супермаркета, привлекайте ребенка к подготовке к этому походу. Заранее продумайте покупки, обсудите это с ребенком. Вместе с ним вырежьте и приклейте на лист бумаги картинки товаров, которые нужно купить. Придя в супермаркет, попросите ребенка найти на полках то, что вы планировали приобрести. Пусть он научится выбирать, анализировать существующие альтернативы между хорошим и плохим, между дорогим и дешевым и т. д. Ребенок, путешествуя по супермаркету, по картинкам отслеживает, что вы кладете в корзину. Это отвлечет его от полок с красивыми игрушками, а вас избавит от капризов и незапланированных трат. Обратите внимание ребенка на то, как можно расплатиться за покупки: наличными деньгами или при помощи карточки. Расскажите, какие преимущества имеет каждый способ оплаты (при оплате по карточке – не требуется сдача, оплата наличными деньгами заставляет рассчитывать средства, так как карманная наличность всегда ограничена). Придя домой, разберите то, что вы купили вместе с ребенком, и еще раз попросите его проговорить, для чего это необходимо (какую потребность удовлетворяет этот товар). Похвалите ребенка за оказанную вам помощь.

Учите ребенка считать деньги.

Поручите ребенку собирать ваши мелкие монеты и складывать в копилку. Вместе с ребенком подсчитайте деньги, которые он собрал за неделю. Расскажите, что можно купить за эту сумму. Поговорите с ребенком о том, что любые деньги выплачены за труд и с

ним следует относиться с уважением. Объясните ему смысл пословицы «Копеечка к копеечке – рубль набегает».

Не оставляйте без внимания испорченные ребенком одежду, книжки,

вещь, и теперь ее у него нет. Предложите ребенку вместе починить испорченное.

И никогда не используйте деньги для подкупа или наказания. В эту ловушку легко угодить! Найдите другие стимулы для ребенка. Приобщая дошкольника к экономике, вы поможете ему стать самостоятельным, научите ценить свой и чужой труд, отличать истинные ценности от мнимых.

Самое главное, что вы можете сделать для воспитания финансово грамотного человека, — это быть ему во всем примером.