Существенным признаком качества современного дошкольного образования является налаживание взаимодействия с семьями воспитанников, включение родителей в учебно-воспитательный процесс как равноправных и равноответственных партнеров, формирование у них чувства понимания важности и необходимости их роли в жизни ребенка. Повышению активности участия родителей в жизни детского сада, осознанию ими доминирующей роли семейного воспитания и роли ДОУ как "помощника" семьи в развитии и воспитании детей способствует открытость учреждения для родителей. Проблема состоит в том, что ДОУ заявляя о родителях, как полноправных субъектах образовательного процесса, зачастую не имеют достаточно эффективных механизмов для реализации этого тезиса в практической деятельности.
Одним из приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации признана необходимость обеспечения равных стартовых возможностей для детей при поступлении в школу из разных социальных групп и слоев населения. Поэтому, задачей дошкольного учреждения является создание необходимой среды для обеспечения развития личности ребёнка дошкольного возраста, формирование его готовности к обучению в школе.
Важным условием эффективности образовательно-воспитательного процесса является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагога, что особенно важно в организации работы по сохранению и укреплению здоровья детей.
Концептуальной основой развития ДОУ как социально-педагогической системы, является работа с родителями, как модель инновационного образовательного учреждения. Целостность инновационной педагогической системы заключается в том, что все её компоненты служат общей цели, а их взаимодействие - это важнейший путь развития этой системы.
В Концепции ДОУ обоснованно выдвигаются две ведущие цели: удовлетворение запросов родителей на образование их детей и повышение качества дошкольного образования. Именно путем удовлетворения образовательных запросов родителей на развитие, обучение и воспитание их ребенка, используя все возможности социума, дошкольное образовательное учреждение, как социокультурный центр, обеспечивает повышение качества дошкольного образования.
Цель работы с семьями, не охваченными дошкольным воспитанием:
Ознакомление родителей с задачами, содержанием, методами воспитания в детском саду, оказание практической помощи молодым семьям.
Разработка вариативной модели реализации программы образования неорганизованных детей дошкольного возраста консультированием их родителей в области предшкольного образования и совместными мероприятиями.
Обеспечение равных стартовых возможностей детей при поступлении в школу, развитие личности ребёнка старшего дошкольного возраста, формирование у него готовности к систематическому обучению в школе.
Задачи:
Обеспечение содержательного взаимодействия ребенка и родителей, заключающееся в их совместной деятельности;
Ранняя и безболезненная адаптация ребенка раннего возраста к условиям ДОУ;
Психолого-педагогическое сопровождение семьи, заключающееся с одной стороны, в повышении психолого-педагогических знаний родителей, с другой – в обеспечении развития детей на профессиональной основе.
Организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учётом потребностей и возможностей детей этого возраста и их родителей;
Укрепление и развитие эмоционально - положительного отношения ребёнка к школе, желание учиться;
Формирование ценных черт личности будущего школьника, необходимых для благополучной адаптации к школе.
В основе концепции ДОУ лежит возможность:
формирования здоровья детей на основе комплексного изучения в динамике, коррекцию физического и психического здоровья детей;
гармоничного, разностороннего современного образования детей, их ориентации на творческое развитие и самореализацию с учётом индивидуальных возможностей;
педагогического взаимодействия с родителями, ориентации их на роль воспитателя в семье, на конструктивные партнёрские взаимоотношения с педагогами и ребёнком;
профессионального совершенствования всех участников образовательного процесса на основе общности ценностно-смысловой позиции (воспитателей, педагогов дополнительного образования, специалистов службы сопровождения, медицинских работников, родителей);
Для выработки целей, задач и содержания работы с семьей концептуальное значение имеют основные принципы построения образовательного и воспитательного процесса:
1. Принцип личностно - ориентированного подхода - учет особенностей каждой семьи: индивидуальных особенностей характера, темперамента, работоспособности, уровня развития психических процессов, а также способности и потребности каждого ребенка.
2. Принцип систематичности и последовательности - систематическое формирование у родителей навыков психолого-педагогических знаний о возрастных особенностях детей дошкольного возраста, закономерностях и принципах воспитания и обучения, последовательное обогащение знаниями и умениями осознанного применения их на практике, в реальной жизни.
3. Принцип доступности, учитывая психофизиологические особенности и индивидуальные различия родителей, их интересы, уровень воспитанности, а также жизненный опыт.
4. Принцип целостности - реализация в полной мере вышеперечисленных принципов, что педагогически целесообразно и эффективно.
5. Принцип единства семейного и общественного воспитания – важнейшее социально-педагогическое условие, оказывает самое положительное влияние на формирующуюся личность ребёнка.
Предварительная работа с семьями, в которых дети не посещают дошкольные учреждения:
изучение социума,
выявление неорганизованных детей,
посещение семей на дому,
индивидуальные беседы с родителями по необходимости,
изучение запросов родителей по подготовке детей к школе.
Работа с семьями неохваченных дошкольным воспитанием детей ведется по различным направлениям:
маркетинговая и рекламная деятельность;
психолого-педагогическое консультирование;
коррекционная помощь детям;
деятельность по программе воспитания и обучения в детском саду;
работа по сохранению и укреплению здоровья детей;
Методы и формы, используемые при работе с семьями, не охваченными дошкольным воспитанием.
Методы работы: наблюдение; беседа; тестирование; анкетирование; убеждение; социальный патронаж; опора на положительный пример; игра; соревнование, контроль.
Традиционные формы работы с родителями:
● Родительские собрания
● Конференции
● Индивидуальные консультации педагога или социального педагога
● Посещения на дому
Нетрадиционные формы работы с родителями :
● Родительские тренинги
● Дискуссии
● Психологические разминки
● Круглые столы
● Мастер-классы
● Практикумы
● Родительские вечера
● Родительские чтения
Заключение
Организация взаимодействия детского сада и семьи дошкольника осуществляется с целью создания условий для полноценного развития и социализации личности ребенка.
Семья, родители нуждаются в педагогической помощи с целью повышения воспитательного потенциала семьи, что в свою очередь, обусловливает необходимость разработки инновационных технологий и методик взаимодействия детского сада и семьи.
Для контроля эффективности проведенной коррекционно-развивающей и просветительской работы по работе с семьями, не охваченными дошкольным воспитанием, использованы методы наблюдения, опрос педагогов, детей, родителей, а также диагностика родительского отношения.