СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для педагогов на тему: «Достоинства и недостатки использования ИКТ для создания интерактивного урока»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Информационно-коммуникативные технологии сегодня занимают одно из особых мест во всех сферах нашей жизни. Исключением не является и образовательный процесс. Компьютерные технологии стали широко использоваться на занятиях в детских садах, на школьных уроках, на лекциях в университетах. Очень часто большому количеству обучающихся доносят материал с помощью мультимедийных презентаций, а на личных занятиях или уроках используют инновационные образовательные ресурсы.

В данной консультации представлены достоинства и недостатки использования ИКТ на интерактивных уроках.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов на тему: «Достоинства и недостатки использования ИКТ для создания интерактивного урока»»

Консультация для педагогов на тему:
«Достоинства и недостатки использования ИКТ для
создания интерактивного урока»

выполнил: Подшивалова Татьяна Владимировна
учитель-логопед МКДОУ «Детский сад №14»
г. Усть-Катав

Информационно-коммуникативные технологии сегодня занимают одно из особых мест во всех сферах нашей жизни. Исключением не является и образовательный процесс. Компьютерные технологии стали широко использоваться на занятиях в детских садах, на школьных уроках, на лекциях в университетах. Очень часто большому количеству обучающихся доносят материал с помощью мультимедийных презентаций, а на личных занятиях или уроках используют инновационные образовательные ресурсы.

Инновационные технологии предоставляют человеку большое количество возможностей – коммуникации дистанционного обучения, информацию, которая имеет различные качества. В данной ситуации педагог должен обладать определенными навыками в использовании информационно-коммуникативных технологий.

IT-индустрия зародилась в Америке, следовательно, словосочетание «информационные технологии» пришло в Россию из английского языка. Его этимология означает различные технологии, связанные с управлением и обработкой огромного информационного потока с применением вычислительной техники. Основными чертами информационных технологий считают компьютерную обработку информации; хранение больших объемов информации на машинных носителях; передачу информации на любые расстояния в кротчайшие сроки. Сегодня универсальным техническим средством обработки любой информации является компьютер, который усиливает интеллектуальные возможности общества. Современный компьютер использует различные коммуникационные средства, служащие для связи и передачи информации. Это является необходимой составляющей процесса информатизации общества.

Информатизация общества – это процесс, с которым тесно связаны процессы информатизации всех форм образовательной деятельности. Образ современного педагога состоит из множества критериев. Педагог современного общества должен владеть знаниями в области информационных и коммуникационных технологий, уметь применять их в собственной профессиональной деятельности, стремиться к постоянному самообразованию в данной области.

Современные технологии позволяют создавать принципиально новую модель обучения – интерактивное обучение, которое основано на использовании новейших информационных технологий, обеспечивающее получение интересной учебной информацией на занятиях.

Сейчас в современных образовательных системах широкое распространение получили программы для подготовки презентаций и текстовых документов, электронные таблицы, системы управления базами данных, графические пакеты и т.п. Образование сегодня, благодаря появлению компьютерных сетей и других средств ИКТ, приобрело совершенно новое качество.

Глобальная компьютерная сеть Internet предоставляет возможность мгновенного доступа к электронным библиотекам, базам данных, хранилищам файлов, и т.д.

Сетевые средства ИКТ предоставляют широкий доступ к учебно-методической и научной информации, позволяют организовывать и моделировать научно-исследовательскую деятельность, проводить виртуальные учебные занятия в режиме реального времени.

В настоящее время процесс преподавания получил иной характер благодаря наличию в кабинетах учителей персональных компьютеров с соответствующим программным обеспечением, мультимедийных проекторов и специальных экранов, интерактивных досок, доступа в сеть Internet, различных электронных носителей с информацией, необходимой для обучения.

Таким образом, педагог должен учитывать положительные свойства ИКТ, владеть знаниями в области интерактивного обучения, уметь применять их в собственной профессиональной деятельности. При грамотном использовании средств ИКТ можно решать ряд положительных задач дидактического характера:

  • добиться совершенствования самого процесса преподавания;

  • воздействовать на формирование мотивации обучающихся к обучению;

  • активизировать процесс обучения в направлении поисковой деятельности;

  • обеспечить процесс непрерывного и гибкого обучения;

  • использовать ИКТ для повторения и закрепления пройденного материала; для создания различных учебных ситуаций, в которых обучающийся усваивает материал в игровой форме;

  • обучающийся учится получать знания самостоятельно, он понимает, что информацию можно получить из разных доступных источников, следовательно, формируется самостоятельность и самодостаточность, повышается эффективность процесса обучения;

  • интерактивный метод обучения развивает творческие навыки и особый способ мышления, так как учитель должен поощрять активное участие каждого ученика в учебном процессе.

У интерактивного обучения есть и недостатки, которые важно учитывать при работе с обучающимися:

  • ухудшение физиологического состояния и здоровья обучающихся (неустойчивая детская психика приводит к привыканию к компьютеру, что сказывается на их здоровье);

  • ряд психолого-педагогических проблем (неотфильтрованная информация наносит психологический вред ребенку);

  • снижение речевой активности обучающегося;

  • недостаток живого диалогического общения между участниками образовательного процесса, который становится дефицитным в результате чрезмерной индивидуализации обучения;

  • не всегда удается адаптировать метод к особенностям характера и поведения всех обучающихся;

  • педагог должен обладать соответствующими характеристиками, знаниями и умениями в области интерактивных технологий.

Таким образом, интерактивное обучение – полезный метод образования и эффективный способ усвоения информации. Тем не менее, его рекомендуется использовать вместе с другими методами обучения. Самый лучший вариант – совмещать несколько разных методик, чтобы дать обучающемуся опыт и новые знания из всех возможных источников.

Хоть у метода имеются некоторые недостатки, при соблюдении правил и правильной организации можно в полной мере раскрыть потенциал обучающихся и найти способы их самореализации, что положительно скажется на общем развитии.

Применение ИКТ на интерактивных уроках позволяет активизировать деятельность обучающихся, дает возможность повысить качество их образования, повысить профессиональный уровень педагога, разнообразить формы межличностного общения всех участников образовательного процесса. Средства ИКТ, которые используются в современном образовании, позволяют добиваться высоких результатов в обучении.

При использовании ИКТ необходимо ограничивать доступ к информационным ресурсам, создавать условия для творческой и исследовательской деятельности обучающихся с различным уровнем развития.