Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 48 «Совушка» города Смоленск
(МБДОУ «Детский сад № 48 «Совушка»)
Тема «Социальное партнерство семьи и дошкольного учреждения по формированию у детей здорового образа жизни. Формы и методы работы в соответствии с ФГОС дошкольного образования».
Воспитатель Семина Ж.В.
Смоленск
Актуальность
Актуальность взаимодействия семьи и дошкольного учреждения по формированию у детей здорового образа жизни обусловлена двумя основными факторами:
1.Отмечаются неблагоприятные тенденции к ухудшению физического и психического здоровья детей и острая необходимость поиска средств совершенствования методов и приемов их оздоровления.
2.Активное взаимодействие детского сада и семьи, но при этом отсутствует система тесных партнерских отношений между педагогами и родителями по формированию у детей основ физической культуры и культуры здоровья.
Взрослые, окружающие ребенка, играют существенную роль в его развитии. Первичная ступень социализации ребенка – семья, но, к сожалению, она не всегда может обеспечить полноценное воспитание и развитие активной, творческой и легко адаптирующейся к новым социальным отношениям личности. Ребенок, поступивший в дошкольное учреждение, попадает в новые условия, где взаимодействие педагогов и родителей, объединивших свои усилия, направленно на решение этих задач.
Культурная традиция советских времен в основном сохраняет доверие родителей к государственному дошкольному образованию. Они рассчитывают, что детский сад гарантирует ребенку получение дошкольного образования в соответствии с современными государственными стандартами. Сегодня родители как никогда нуждаются в помощи со стороны педагогов и специалистов ДОУ.
Несмотря на образование, коммуникабельность, информированность в области воспитания и образования детей дошкольного возраста, большинство родителей:
1.Мало времени уделяют общению с ребенком, поскольку заняты в первую очередь проблемами материального обеспечения семьи.
2.Многочисленные стрессообразующие факторы (психическая и физическая нагрузка, неопределенность жизненных ситуаций, неуверенность в завтрашнем дне и т.д.), от которых зависит состояние здоровья взрослых, оказывают негативное психологическое влияние и на здоровье детей.
3.Постоянная занятость родителей и их повышенная нервозность, зачастую отсутствие педагогической грамотности в области здоровья и физической культуры приводят к психологической деривации ребенка в семье.
4.Высокая заинтересованность родителей в образовательных играх и занятиях (дидактических, компьютерных играх, просмотре видеофильмов, телепередачах) способствует ограничению движений – гиподинамии, которая пагубно влияет на состояние здоровья и физическое развитие ребенка.
Наиболее часто родители обращаются к педагогам с вопросами, касающимися укрепления здоровья детей средствами физической культуры и формирования у них основ здорового образа жизни. При этом важно отметить, что родители и педагоги выполняют разные функции и не могут заменить друг друга в том, что связано с охраной и укреплением здоровья ребенка, его здоровьем.
За последние 10 лет у детей дошкольного возраста отмечается тенденция снижения функциональных возможностей организма, увеличивается количество часто болеющих воспитанников. По данным НЦЗР РАМН, лишь у 10% детей – 1 группа здоровья, более 70% имеют различные нарушения (2 группа), около 20% - ряд хронических заболеваний и состоят на медицинском учете (3 группа).
Известно, что только здоровый ребенок может усвоить объем знаний и умений необходимый для обучения в школе. Неслучайно огромное внимание уделяется проблеме формирования у дошкольников основ физической культуры и здоровья, которая может быть решена при условии тесного взаимодействия ДОУ с родителями воспитанников.
В сложившейся ситуации важной задачей педагогического коллектива ДОУ является также коррекция эмоциональных детскородительских отношений. Если ребенку в семье и детском саду обеспечивается психологическая защита, родители и педагоги его понимают, любят и принимают таким, какой он есть, поощряют даже за небольшие достижения, рациональный режим двигательной активности, предоставляется возможность приобретения объема необходимого объема знаний, умений и навыков области здоровья и физической культуры, то это становится залогом его здоровья в будущем.
Социальное партнерство детского сада и семьи может обеспечит эффективное формирование основ физической культуры и здоровья детей при наличии следующих условий, способствующих включению родителей в единое воспитательно-образовательное пространство:
1.Создание благоприятной атмосферы в общении администрации, педагогов и родителей (ориентирование на потребности семьи и запросы родителей по укреплению здоровья детей и форсированию физической культуры).
2.Включение родителей в совместный процесс физического воспитания в условиях ДОУ в качестве активных его участников.
3.Повышение уровня знаний родителей в области здоровья и физической культуры благодаря транслирующей функции педагогов, специалистов и медицинских работников ДОУ (формирование целостного представления о единстве целей и задач физического воспитания ребенка в условиях детского сада и семьи; знаний о возрастных особенностях развития детей, способах и методах укрепления их здоровья и т.д.)
4.Представление родителям выбора форм взаимодействия с педагогами ДОУ по вопросам формирования основ здорового образа жизни, физической культуры и здоровья (клуб здоровья, консультации и беседы, совместные спортивные развлечения и праздники, Дни открытых дверей, наглядно-информационные методы: сайт ДОУ, стенды, памятки, буклеты и др.).
5.Внедрение здоровьесберегающих технологий в родительскую среду (рекомендации специалистов, подбор соответствующей литературы, видеоматериалов, проведение деловых игр, тренингов, заочная школа для родителей и др.).
6.Приобретение родителями опыта социальной активности, реализация совместных проектов, участие в круглых столах и семинарах, конференциях.
Социальное партнерство семьи и детского сада при формировании ЗОЖ рассматривается как целенаправленное, организованное взаимодействие родителей и педагогов, гармонически сочетающее в себе получение фундаментальных знаний из области физической культуры и здоровья, развитие мотивационно- потребностной сферы, овладение адекватными методами организации воспитательно-образовательного пространства «Родители-дети-педагоги».
Основу социального партнерство составляет модель взаимодействия детского сада и семьи, которая включает в себя следующие компоненты:
Мотивационная готовность – осознанное отношение родителей, детей и педагогов к вопросам формирования основ физической культуры и здоровья.
Физическая готовность – повышение уровня физической подготовленности родителей, детей и педагогов, мотивирует их к активной двигательной деятельности.
Педагогическая готовность – создание воспитательного пространства «Родители-дети-педагоги» на основе знаний закономерностей психофизического развития ребенка.
Социальная готовность – создание атмосферы сотрудничества, взаимопонимания и доверия между родителями, детьми и педагогами.
Все эти компоненты взаимосвязаны и могут функционировать как единое целое.
Система мероприятий по созданию единого образовательного пространства строится в следующих направлениях:
Повышение правовой культуры у родителей (углубление знаний и нормативно-правовой базы от ответственности за сохранение и укрепление здоровья ребенка, формирование у него физической культуры).
Повышение педагогической культуры родителей (изучение закономерностей, особенностей физического и психического развития ребенка на разных возрастных этапах, знакомство с современным опытом семейного воспитания и др.).
Пропаганда ЗОЖ (активная позиция в приобщении детей к культурным и духовным ценностям физической культуры в условиях семьи и детского сада, совместные занятия родителей и детей по формированию двигательной культуры, направленные на повышение уровня их физической подготовленности и осознанного отношения к сохранению и укреплению здоровья).
Социализация приобретенного опыта в воспитательно-образовательном пространстве «Родители-дети-педагоги» (свободная трансляция педагогического опыта оздоровления детей в условиях ДОУ, семьи).
Таким образом, целенаправленная система взаимодействия социального партнерства детского сада и семьи позволит сформировать основы физической культуры и здоровья, подготовить к школьной жизни не только детей, но и родителей, будет способствовать созданию условий для самореализации родительского потенциала.
Алгоритм действий в рамках модели
социального партнерства ДОУ и семьи
Действие | Цель | Методы |
Информационно-аналитическое исследование | Комплексный мониторинг семьи: Информация об индивидуальных особенностях семьи; Выяснение образовательных потребностей родителей; Установление контакта с членами семьи; Согласование педагогических воздействий на ребенка в вопросах укрепления здоровья, психического развития и формирования основ физической культуры детей. | Педагогические наблюдения, хронометражи, анкетирование, тестирование, беседы, интервьюирование |
Трансляция педагогами ДОУ информации, направленной на развитие и формирование у родителей познавательной мотивации к совместной деятельности по получению фундаментальных знаний из области физической культуры и культуры здоровья детей | Обогащение родителей знаниями, направленными на повышение уровня физической культуры и здоровья, которые позволят включить их в совместный процесс физического воспитания в качестве активных его участников. | Консультации, семинары, семинары-практикумы, круглые столы, выставки, стенды, тренинги, сайт ДОУ, просмотр тематических видеоматериалов |
Наглядно-информационная пропаганда | Развитие умения родителей транслировать полученные знания в области физической культуры и здоровья детей средствами наглядно-информационной пропаганды. | Презентация, фотоальбомы, круглые столы, родительская рубрика в газете «Делимся опытом» |
Рефлексия эффективности процесса социального партнерства семьи и детского сада по формированию у детей основ физической культуры и культуры здоровья, включение родителей в единое воспитательно-образовательное пространство «Родители-дети-педагоги». | Анализ эффективности социального партнерства. | Проектная деятельность, анкетирование, совместные игры |