СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для преподавателей «Влияние использования интерактивных методов на качество усвоения материала при преподавании дисциплины «Анатомия и физиология человека» в СПО»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультация для преподавателей «Влияние использования интерактивных методов на качество усвоения материала при преподавании дисциплины «Анатомия и физиология человека» в СПО»

Просмотр содержимого документа
«Консультация для преподавателей «Влияние использования интерактивных методов на качество усвоения материала при преподавании дисциплины «Анатомия и физиология человека» в СПО»»

Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Димитровградский техникум профессиональных технологий имени Героя Советского Союза М.С.Чернова»


Куприкова Валентина Геннадьевна,

преподаватель


Консультация для преподавателей «Влияние использования интерактивных методов на качество усвоения материала при преподавании дисциплины «Анатомия и физиология человека» в СПО»


Анатомия и физиология человека является одной из фундаментальных дисциплин при подготовке медицинских специалистов, призванная обеспечить формирование у студентов базисных знаний о строении тела человека и функционирования органов и систем. Оптимизация преподавания этого предмета имеет большое значение для образовательного процесса в медицинском колледже, требует постоянного совершенствования учебного процесса, внедрения современных методов и технологий обучения. Самостоятельность в обучении, повышение уровня ответственности при занятии анатомией и физиологией, учитывая большое число практических навыков, которые должен приобрести студент, является значимым и качественным показателем обучения.

При традиционном способе обучения студенты усваивают знания в готовом виде без раскрытия путей доказательства их истинности. Среди существенных недостатков этого типа обучения можно назвать его ориентированность в большей степени на память, а не на мышление. Это обучение также мало способствует развитию творческих способностей, самостоятельности, активности. Учебно-познавательный процесс в большей степени носит репродуктивный (воспроизводящий) характер, вследствие чего у учащихся формируется репродуктивный стиль познавательной деятельности, поэтому наряду с традиционными методами обучения необходимым становится внедрение элементов интерактивных технологий для достижения обеспечения развития обучающихся и повышение качества их образования.

Интерактивное обучение рассматривается как способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности обучающихся, который означает вклад каждого участника образовательного процесса в ходе обмена знаниями, идеями, способами деятельности. При этом одной из основных задач преподавателя становится создание комфортных условий для обучения и инициативы, положительной мотивации на профессию.

В рамках теоретических занятий по курсу анатомии и физиологии человека возможно использование проблемных лекций в результате которых обеспечиваются достижение следующих дидактических целей: усвоение студентами теоретических знаний по теме; развитие теоретического мышления по теме лекции; формирование познавательного интереса к содержанию дисциплины и профессиональной мотивации будущего специалиста. Устное изложение носит диалогический характер, побуждает студентов к совместному общению, размышлению, дискуссии по ходу лекции, где это целесообразно, к самостоятельному поиску ответа.

На практических занятиях по курсу наиболее эффективными считаются использование кейсовая технология («case-study») и деловых игр особенно на заключительном этапе изучения модуля. Кейс может включать в себя несколько ситуационных задач по изученному модулю дисциплины, которые студентам необходимо проанализировать и обосновать свое решение. В результате такой работы отрабатываются навыки вербализации, конструктивного и критического анализа, студенты учатся излагать и обосновывать собственную точку зрения, развивают умение самостоятельно принимать решения на основе группового анализа ситуации, овладевают практическим опытом, у студентов-медиков повышается мотивация через обоснование своей будущей профессии, конкретизуются практические навыки и умения, необходимые в профессиональной деятельности.

Деловая игра предусматривает имитации разных ситуаций, проигрывание которых позволяет будущим специалистам путем активного взаимодействия самим принимать решения, приобретать конкретные профессиональные умения и навыки, помогающие решению проблем профессионального самоопределения. Поэтому при подготовке к игре совершенствуются познавательные умения анализировать, сопоставлять, делать выводы, умения самостоятельно работать с дополнительной литературой.

Моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе- это работа с фантомами, муляжами, влажными препаратами, барельефными и объёмными моделями (например, торс человека), планшетами и т.д. Анатомические препараты – важнейшие наглядные пособия, способствующие познанию строения тела человека. Они позволяют видеть детали естественного строения органов, создать объемное представление о строении органов и об их взаимном расположении.

Современные инновационные средства позволяют в значительной мере повысить наглядность изучаемого материала. Использование презентаций при чтении лекций дает возможность продемонстрировать большое количество материала в виде схем, рисунков, фотографий, рентгенологических снимков. Демонстрация видеофрагментов, которые иллюстрируют динамику различных физиологических процессов, облегчает восприятие материала, вызывает интерес у студентов и повышает мотивацию к изучению предмета.

Ресурсы глобальной системы «Интернет», обучающие сайты, виртуальные атласы анатомии человека, интерактивная доска с программами Mimiostudio позволяет наглядно изучить топографию, строение, физиологию и патологию органов и систем. Программа Microsoft PowerPoint позволяет создавать совместно со студентами мультимедиа-презентации, которые помогают иллюстрировать учебный материал, а программа Microsoft Office Publisherа дает возможность создавать публикации, памятки, буклеты по профилактике заболеваний и пропаганде ЗОЖ. Все это повышает информационную насыщенность учебного процесса, не «загоняет» студентов в рамки программы, а помогает самостоятельно углубить и дополнить знания в области анатомии и физиологии человека и развивает творческие способности, движет к саморазвитию.

Тестовые системы (например, Moodle, eFront, eLearning 4g) за счет встроенных средств статистического анализа результатов тестирования с целью получения характеристик позволяют количественно оценить способность конкретных задач, тестов служить в качестве средства для определения уровня подготовки по предмету и усвоению изученного материала. Возможности мгновенной автоматической проверки и оценки заданий (с закрытым ответом) и автоматическому статистическому анализу теста и его элементов позволяет сократить время проверки работ и дает адекватную оценку усвоенным знания по заданным параметрам.

Интерактивные методы обучения создают необходимые условия для развития умений самостоятельно мыслить, ориентироваться в новой ситуации, находить свои подходы к решению проблем, устанавливать деловые контакты с аудиторией. В результате их использования в учебном процессе повышается эмоциональный отклик студентов на процесс познания, мотивацию учебной деятельности, интерес на овладение новыми знаниями, умениями и практическом их применении в будущей профессии; способствуют развитию творческих способностей, устной речи, умения формулировать и высказывать свою точку зрения, активизируют мышление.

Использование преподавателем таких современных методов в процессе обучения способствует преодолению стереотипов в обучении, выработке новых подходов к практическим ситуациям, развитию профессиональных и общих компетенций обучающихся.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Артюхина А.И. Интерактивные методы обучения в медицинском вузе: Учеб. пособие / А.И.Артюхина, В.И.Чумаков. – Волгоград, 2011. – 32 с.

2. Базилевич С.В. Использование инновационных и интерактивных методов обучения при проведении лекционных и семинарских занятий/ С.В.Базилевич, Т.Б.Брылова, В.Р.Глухих, Г.Г.Левкин // Наука Красноярья. – 2012. -№4. С.103-113.

3. Малинина И.А. Применение активных методов обучения как одно из средств повышения эффективности учебного процесса // Молодой ученый. – 2011. - №11, Т.2. – С. 116-168.

4. Матвиенко О.Н, Матвиенко Е.В. Возможность применения современных компьютерных технологий в процессе изучения анатомии человека // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 4-1. – С. 220-222.

5. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. М.: НИИ школьных технологий, 2006. Ч. 1. 816 с.

6. Современные образовательные технологии: учеб. пособие / кол. авторов: под ред. Н.В.Бордовской. М.: КНОРУС, 2010. 432 с.