МБДОУ детский сад № 18
Консультация для родителей и педагогов на тему:
«Физиологические и психологические особенности развития детей
в возрасте 5-6 лет»
Разработала:
Сергеева Оксана Александровна
воспитатель
2020-2021 учебный год
Возрастной период от 5 до 6 лет характеризуется физическим и умственным развитием ребенка. Данный возраст называют периодом «первого вытяжения», когда за один год ребенок может вырасти на 7-10 см.
У ребенка к 5-6 годам развитие опорно-двигательной системы (скелет, суставно-связочный аппарат, мускулатура) еще не завершено. Каждая из 206 костей продолжает меняться по размеру, форме, строению, причем у разных костей фазы развития неодинаковы.
Позвоночный столб ребенка 5-6 лет чувствителен к деформирующим воздействиям. Скелетная мускулатура характеризуется слабым развитием сухожилий, фасций, связок. Осанка ребенка нарушается при излишней массе тела, а также при неблагоприятных условиях (например, при частом поднятии тяжестей). Диспропорционально формируются у дошкольников и некоторые суставы (Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия в детском саду подготовительная к школе группа детского сада: Конспекты занятий. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. С. 45-47).
К шести годам у ребенка хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, но мелкие мышцы по-прежнему слабы, особенно кистей рук. Поэтому дети относительно легко усваивают задания в ходьбе, беге, прыжках, но известные трудности возникают при выполнении упражнений, связанных с работой мелких мышц.
Развитие устойчивого равновесия является основой проявления двигательной деятельности. Оно зависит от степени взаимодействия проприоцептивных, вестибулярных и других рефлексов, а также от массы тела и площади опоры. С возрастом показатели сохранения устойчивого равновесия у ребенка улучшаются. Девочки имеют некоторое преимущество перед мальчиками при выполнении упражнений на равновесие. Развитие центральной нервной системы характеризуется ускоренным формированием морфофизиологических признаков.
В этом возрасте совершенствуются основные процессы: возбуждение, и особенно торможение. Немного легче в данный период формируются все виды условного торможения.
К пяти годам размеры сердца у ребенка (по сравнению с периодом новорожденного) увеличиваются в 4 раза. Интенсивно формируется и сердечная деятельность, но процесс этот не завершается на протяжении всего дошкольного возраста (Безруких М.М., В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. Возрастная физиология. М.: Академия, 2003. С. 136).
Размеры и строение дыхательных путей дошкольника отличаются от взрослого. Жизненная емкость легких у детей 5-6 лет в среднем равна 1100--1200 см3, но она зависит и от многих других факторов: длины тела, типа дыхания и др. Число дыханий в минуту в среднем - 25.
Потребность в двигательной активности у многих ребят настолько велика, что врачи и физиологи период от 5 до 7 лет называют «возрастом двигательной расточительности» (Любимова З.В., Маринова К.В., Никитина А.А. Возрастная физиология. Часть 1. М.: Владос, 2004. С. 87).Возраст пяти лет - последний из дошкольных возрастов, когда в психике ребенка появляются принципиально новые образования. Это произвольность психических процессов - внимания, памяти, восприятия и др. И вытекающая отсюда способность управлять своим поведением, а также изменения в представлениях о себе и в самосознании, и в самооценке. Появление произвольности - решающее изменение в деятельности ребенка: целью последней становится не изменение внешних, окружающих ребенка предметов, а овладение собственным поведением. Существенно меняется представление ребенка о себе, его образ Я. У ребенка кроме имеющихся качеств, начинают появляться представления о желательных и нежелательных чертах и особенностях. Так, ребенок шестого года жизни не говорит и не думает о том, что он хотел бы иметь те или иные черты характера, как это происходит с подростками. Дошкольник обычно просто хочет быть похожим на персонажей сказки, фильма, рассказа, на кого-нибудь из знакомых людей. Ребенок может воображать себя этим персонажем, -- не играть его роль, а именно воображать, приписывая себе его качества (Шаповаленко И.В. Возрастная психология. М.: Гардарики, 2005. С. 76).
Еще одно важное изменение происходит в сфере отношений со сверстниками. Начиная с этого возраста, сверстник постепенно приобретает по-настоящему серьезное значение для ребенка. На пятом году дети начинают переходить к совместной игре и к эпизодическому неигровому общению со сверстниками в форме обмена мнениями, информацией, демонстрации своих знаний. На шестом году жизни ребенка разные линии психического развития, соединившись, образуют благоприятные условия для появления нового типа взаимоотношений со сверстниками. Это, во-первых, развитие речи, которое у большинства детей достигает, как правило, такого уровня, что уже не препятствует взаимопониманию. Во-вторых, накопление внутреннего багажа в виде различных знаний и сведений об окружающем, которые ребенок стремится осмыслить и упорядочить и которыми он жаждет поделиться с окружающими. Дети 5--6 лет уже могут распределять роли до начала игры и строят свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи (Голицына М. С. Нетрадиционные физкультурные занятия в ДОУ. М.: Скрипторий, 2003. С. 4).
В развитие психических процессов можно выделить то, что познавательная задача в возрасте 5-6 лет становится для ребенка собственно познавательной, а не игровой. У него появляется желание показать свои умения, сообразительность. Активно продолжают развиваться память, внимание, мышление, воображение, восприятие.
Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов. Происходит систематизация представлений детей. Они различают и называют не только основные цвета и их оттенки по светлоте, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд -- по возрастанию или убыванию -- до десяти различных предметов (Реан А.А. Психология подростка. СПб.: Прайм-еврознак», 2003. С. 125).
Возрастает устойчивость внимания, развивается способность к его распределению и переключаемости. Наблюдается переход от непроизвольного внимания к произвольному. Объем внимания составляет в начале года 5-6 объектов, к концу года - 6-7.
Так же произвольная память начинает формироваться в возрасте 5-6 лет. При помощи образно-зрительной памяти ребенок способен запомнить 5-6 объектов. Объем слуховой вербальной памяти составляет 5-6 слов.
Образное мышление продолжает развиваться в старшем дошкольном возрасте. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и в уме совершить преобразование объекта и т.д. Развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (развиваются схематизированные и комплексные представления, представления о цикличности изменений). Кроме того, совершенствуется способность к обобщению, что является основой словесно-логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Объекты группируются по признакам, которые могут изменяться. Однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов (Степанов С.С. Большой мир маленьких детей. М.: Дрофа-Плюс, 2006. С. 189).
Пятилетний возраст характеризуется расцветом фантазии. Особенно ярко воображение ребенка проявляется в игре, где он действует очень увлеченно. Развитие воображения в старшем дошкольном возрасте обусловливает возможность сочинения детьми достаточно оригинальных и последовательно разворачивающихся историй. Развитие воображения становится успешным в результате специальной работы по его активизации. В противном случае этот процесс может не привести к высокому уровню. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов, в сюжетно-ролевой игре, в повседневной жизни. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь. Дошкольники могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.
Таким образом, на основе изученной информации, можно сделать вывод, что в старшем дошкольном возрасте продолжается интенсивный рост костей и формирование опорно-связочного аппарата. Поэтому необходимо целесообразно подбирать упражнения и дозировать нагрузку с учетом возрастных особенностей. В психическом развитии ребенка появляется важное новообразование - произвольность психических процессов, к ним относятся память, воображение, внимание и т. д. Это событие является существенным для данного возраста и открывает новые возможности в физическом и интеллектуальном развитии ребенка.