Консультация для родителей на тему:
«Развитие речи детей старшего дошкольного возраста на основе LEGO-
конструирования»
Подготовила учитель-логопед Мельникова ТА
Внедрение ФГОС в практику дошкольного образования предполагает
использование в работе воспитателя новых технологий, одна из них «Лего –
технология». «LEGO», в переводе с латыни, означает «Я учусь» или «Я
складываю».
ЛЕГО – технология – это средство развивающего обучения, стимулирует
познавательную деятельность детей дошкольного возраста, способствует
воспитанию социально активной личности с высокой степенью свободы
мышления, развития самостоятельности, способности решать любые задачи
творчески.
Использование «LEGO» конструктора является великолепным средством для
познавательного развития дошкольников: развивает мыслительные процессы
(анализ, синтез, сравнение, обобщение и т.д.), способствует развитию
воображения, речевому развитию
«Лего»– конструктор позволяет учиться, играя и обучаться в игре. Поэтому
мы пришли к выводу: что работа по развитию речи с применением «Лего» -
технологий сделает наш процесс более результативным. Дети будут воспринимать
непосредственно образовательную деятельность как игру, которая не вызывает у
них негативизма, а приучает детей к внимательности, усидчивости, точному
выполнению инструкций.
Конструкторы «ЛЕГО» могут быть разными, а их роль в развитии речи
ребенка-дошкольника очень велика.
В процессе работы с детьми используем разные детали ЛЕГО конструктора, в
ходе которого они запоминают их название, назначение, называют форму, цвет
деталей, что способствует в свою очередь обогащению словаря детей.
Действия с конструктором помогают обогащать словарь существительными,
прилагательными, наречиями, предлогами, глаголов с приставками и др. частями
речи.
Совершая игровые действия с предметами и куклами из конструктора LEGO
дети, узнают такие качества предметов, как твердость или мягкость, гладкость или
шероховатость, тяжелый или легкий предмет. У детей наблюдаются существенное
обогащение и активизация словаря, активно развивается способность рассуждать.
Для создания атмосферы живого и интересного общения, обогащения словаря,
введения в словарь детей новых слов также используем развивающие комплекты
LEGO «Дикие и домашние животные» и «Большая ферма».
В наборы входят мини фигурки диких, домашних животных, людей, разные
детали, позволяющие создать в игре реалистичную обстановку. Дети учатся
различать понятия: ферма - зоопарк и животных, которые там содержатся. С
малышами, проигрывая ситуацию «Кто, где живёт?», воспитатель знакомит с
жизнью домашних и диких животных не только своей местности, но и жарких
стран, учит описывать их. В упражнении «Кто, как кричит?», решается такая
задача как, развитие звукового восприятия. Ребята выбирают из конструктора
понравившееся животное, обыгрывают его, имитируя звукоподражание.
К словесным играм для обогащения лексического запаса с использованием
конструктора LEGO можно отнести:
«Большой – маленький»,
«Один – много»,
«Четвертый лишний»,
«Кто потерял хвостик?»,
«На улице большого города».
Использование ЛЕГО-технологий способствует развитию связной речи.
Пересказывание рассказа не по сюжетной картинке, а по объёмному образу
декораций из конструктора, мы помогаем ребёнку лучше осознать сюжет, что
делает наш пересказ более развёрнутым и логичным. При этом наша работа над
связной речью ведётся в порядке возрастающей сложности, с постепенным
убыванием наглядности.
Стимулируя развитие игровых ситуаций, детям даём речевой образец.
Проговариваются вслух игровые действия. Можно установить правило – все
игровые действия с фигурками конструктора LEGO необходимо проговаривать для
своих партнеров по игре: что делаю? что хочу сделать? как буду делать?
В ходе игровых действий дети получают практические навыки ролевого
диалога, учатся договариваться друг с другом. Сначала взрослый
сам придумывает сказки и загадки про животных, обыгрывает их совместно с
детьми, а затем дети сами обыгрывают понравившиеся сказки.
Выполняя постройки по словесному описанию это способствует развитию
понятийной стороны речи, а рассказывание поэтапного исполнения постройки
активизирует речь детей.
Работа с Лего-конструктором «Построй свою историю» помогает детям
развивать фантазию, логику, речь, обогащает словарный запас, дети учатся
самостоятельно сочинять истории, дети учатся формировать , и излагать свою
точку зрения, учатся работать как независимо, так и в команде, улучшают свои
коммуникативные навыки, социально адаптируются.
Лего-конструирования является результативной, так как дети воспринимают
её как игру, которая не вызывает у них негативизма, а наоборот приучает к
внимательности, усидчивости, обсуждению и выполнению словесных инструкций
по конструированию поделки. Это всё способствует лучшему усвоению речевого
материала.