ПРИЧИНЫ ПЛОХОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ
Разберем причины плохой адаптации (см. «Словарь») детей и пути решения проблем адаптации детей к дошкольному учреждению. Можно выделить три блока причин плохой адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению.
Первый блок причин связан с особенностями детей.
Плохо адаптируются дети, имеющие следующие особенности:
нервно-психические нарушения;
эмоциональную чувствительность и впечатлительность, выраженную, тревожную зависимость от матери;
соматическую ослабленность (соматизация выступает как психологическая защита (см. «Жестокость в детско-родительских отношениях и психологические защиты у детей»));
проблемы с едой, сном и туалетом;
флегматический темперамент;
выраженное левшество;
проблемы общения.
Не испытывают затруднений в адаптации эмоционально устойчивые дети, а также дети с недостаточно развитой эмоциональной и интеллектуальной сферой. При эмоциональной неустойчивости дети чаще испытывают трудности в адаптации к дошкольному учреждению.
Предлагаем таблицу для быстрой диагностики и коррекции наиболее выраженных проблем у детей, возникающих в период адаптации. В таблице «Нервно-психические нарушения у детей дошкольного возраста» указаны не только характерные признаки нарушений, но и пути решения проблемы.
Таблица 1
Нервно-психические нарушения
у детей дошкольного возраста
Нервная и соматическая ослабленность у ребенка в детском саду и дома |
Признаки | Пути решения проблемы |
1. Беспокоен, эмоционально переживает, повышенно чувствителен, раним. Настроение может меняться по непонятной причине | 1. Организация психологической работы с родителями в виде профилактики и коррекции проблем в семейных отношениях |
2. Легко потеет, краснеет, бледнеет. Кружится, болит голова, легко возникает рвота. Плохо реагирует на изменение погоды | 2. Укрепление нервной и иммунной системы ребенка |
3. Плохо и мало для своего возраста спит. Засыпает с большим трудом, спит чутко, просыпается, плохое настроение после сна | 3. Чтение сказок перед сном и (или) слушание специально подобранных музыкальных произведений. Тактильный контакт взрослого с ребенком в виде успокаивающих поглаживаний |
4. Утомляется и отвлекается быстрее сверстников. Плохо переносит качели, поездки в автомобиле, жару, духоту | 4. Организация оздоровительных и спортивных мероприятий |
5. Плохо и мало для своего возраста ест. Различного характера диатезы, аллергии | 5. Организация питания детей с учетом выборочного принятия пищи. Сажать таких детей за стол со сверстниками, имеющими хороший аппетит |
6. Часто болеет, заболевания легко приобретают статус хронических. Ослаблен иммунитет | 6. Использование закаливающих мероприятий, которые нужно начинать летом, когда организм ребенка достаточно укреплен |
7. Вес меньше или гораздо больше возрастной нормы, бледный, вялый | 7. Предоставление ребенку возможности отдыха в детском саду тогда, когда у него возникает в этом необходимость. Дозирование времени пребывания ребенка в детском саду |
Невротические реакции у детей в детском саду и дома, которые могут перерасти в невротическое состояние и в невроз как заболевание |
Признаки | Пути решения проблемы |
1. Сильно переживает и расстраивается по поводу и без повода | 1. Своевременное проявление эмоциональной отзывчивости по отношению к ребенку. Обучение способам выражения своих чувств, проблем и переживаний |
2. Раздражителен, с трудом сдерживается и не может терпеть | 2. Проявление гибкости в общении с ребенком, отказ от излишней принципиальности |
3. Неадекватно реагирует на справедливые замечания, обижается. «На сердитых воду возят, а на дутых — кирпичи» | 3. Демонстрирование и обучение моделям бесконфликтного поведения |
4. Не уверен ни в себе, ни в других. Боязлив и заражен страхами. «Пуганая ворона куста боится» | 4. Вера в возможности ребенка, внушение ему этого, «заражение» своей уверенностью |
5. Неадекватно ведет себя: когда надо сдержаться, он, наоборот, возбуждается, а когда надо проявить активность — тормозит | 5. Повышение самооценки ребенка, похвала даже за малые достижения |
6. Невнимателен и быстро отвлекается | 6. Тренировка внимания. Обучение способам расслабления и снятия напряжения |
7. С ребенком трудно договориться о чем-либо | 7. Психологическая коррекция семейных отношений |
Второй блок причин плохой адаптации детей связан с особенностями родителей. Основные особенности родителей, которые мешают детям адаптироваться к детскому саду:
конфликтность;
проблемы взаимоотношений;
дефекты воспитания;
недостаточно сформированный навык общения;
хроническое чувство усталости;
• тревожно-мнительная фиксация болезненных ощущений.
У матерей неадаптированных девочек выявлены следующие особенности
(по данным А. И. Захарова, 1997):
• нетерпимость к чужому мнению;
• чрезмерная настойчивость в осуществлении своих желаний (настырность);
подозрительность и настороженность в контактах, склонность к предвзятым оценкам и категоричным суждениям;
неуверенность;
тревожно-мнительные черты характера.
У матерей неадаптированных мальчиков отмечаются следующие особенности
(по данным А. И. Захарова, 1997):
большое количество жалоб;
хроническое чувство усталости и недомогания;
тревожно-мнительная фиксация болезненных ощущений;
ипохондрический настрой, который выражается в том, что мать считает ребенка нездоровым.
Дети дошкольного возраста усваивают особенности сведения родителей. Непроизвольное усвоение детьми рассмотренных черт характера родителей осложняет отношения о сверстниками и затрудняет адаптацию к дошкольному учреждению.
Третий блок причин связан с особенностями личности педагогов и с особенностями всего дошкольного учреждения. ) основные особенности:
негибкий режим дошкольного учреждения;
отсутствие индивидуального подхода к ребенку со стороны педагогов;
частая сменяемость воспитателей;
большое количество детей в группе;
высокий шумовой фон в группе детского сада;
неудовлетворительное состояние нервной системы педагога;
левополушарная направленность воспитания и обучения;
авторитарность педагога;
недостаточная компетентность педагогов в вопросах, связанных с психологическими особенностями
детей.