КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Психолого-педагогическое сопровождение детей с тяжелыми нарушениями речи»
П
едагог- психолог: Ю.С. Вовк
Нарушение развития речи может проявиться в любом возрасте, иметь разные проявления. Процесс воспитания детей с речевыми нарушениями является трудоемким и требует терпения. Воспитание детей с речевыми нарушениями требует особой внимательности и терпения со стороны родителей и близких родственников. Необходимо следить за тем, как говорит ребенок, и поправлять его. Воспитание такого ребенка требует усилий, чтобы вернуть ему потерянное чувство уверенности, поддерживать его эмоциональную стабильность. Ребенок должен быть приучен к гигиене, ему должны быть привиты полезные привычки. Вокруг ребенка должна быть создана атмосфера понимания и поддержки, ощущая которые он будет более уверенно преодолевать различные трудности.
Непосредственно развитием речи занимаются логопеды, а психологи делают акцент на развитии детей с нарушениями речи, а именно психологических особенностей, которые заключаются в следующем:
- у детей с нарушениями речи обычно истощаемая нервная система, что отражается в повышенной утомляемости, дети быстро устают от умственной нагрузки;
- снижены коммуникативные способности, в том числе, за счет того, что им сложнее выражать свою мысль словами;
- часто нарушена мелкая моторика и зрительно-моторная координация, а также может наблюдаться моторная неловкость и двигательная расторможенность;
- объем памяти зачастую снижен, т.е. при относительно сохранной̆ смысловой̆, логической̆ памяти у детей̆ с нарушениями речи заметно снижена слуховая память и продуктивность запоминания по сравнению с нормально говорящими детьми;
- снижен уровень развития мышления (особенно, словесно-логического);
- нарушена целостность восприятия, дети не могут сложить разрезную картинку, не выполняют конструирование по образцу из палочек и строительного материала; характерным является неточное расположение деталей в рисунке, либо фигуры в пространстве;
Все указанные выше факторы, несомненно, отрицательным образом сказываются на познавательном развитии детей.
Из жизни ребенка должны быть исключены радикальные перемены. Общаясь с ребенком с нарушенной речью, необходимо четко и внятно произносить слова, чтобы он имел образец правильного произношения звуков и слов, которому следует подражать.
При создании единого коррекционно-развивающего пространства, можно опираться на выполнение таких задач:
*выявление и анализ проблемы и причины речевого нарушения у ребенка;
*разработка индивидуального образовательного маршрута;
*осуществление психолого-педагогической поддержки семьи;
*проведение просветительской и информационной работы с педагогами.
Работа педагога - психолога предусматривает:
Своевременное выявление детей с трудностями адаптации.
2. Определение особых образовательных потребностей детей с нарушениями речи.
3. Определение особенностей организации образовательного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка, степенью выраженности нарушений развития.
4. Реализация системы мероприятий по социальной адаптации.
5.Осуществление индивидуально-ориентированной психолого-педагогической помощи с учетом особенностей психического и физического развития, индивидуальных возможностей детей.
Формы занятий с детьми, используемые педагогом – психологом:
- Развивающие подгрупповые занятия;
- Индивидуальная работа.
В процессе занятий используются различные формы их организации: традиционные, комбинированные и практические занятия; игры, соревнования и другие. А также различные методы: словесные, наглядные, практические.
Воспитывать ребенка с речевым нарушением родители должны сообща, не противореча друг другу. Следует обратить внимание на окружающих его людей, чтобы исключить дестабилизирующее влияние близких, бабушек, дедушек и других родственников.
Сопровождение воспитанников становится более эффективным при организации грамотно спланированной работы с родителями. Самыми эффективными формами работы с родителями являются:
- проведение тематических родительских собраний с элементами мини-тренингов;
- привлечение родителей к участию в конкурсах различной направленности;
- проведение занятий в рамках дней открытых дверей;
- индивидуальные консультации.
Таким образом, создание в образовательном учреждении единого коррекционно-развивающего пространства в команде с профильными специалистами, воспитателями и родителями, позволяет осуществлять коррекцию и развитие речевой функциональной системы, развитие познавательной активности детей с речевыми нарушениями, их интеллектуальных умений, неречевых психических функций.