Природа очень рано входит в жизнь малыша. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Погружаясь в мир природы, впитывая его звуки, краски, наслаждаясь его гармонией, ребенок совершенствуется как личность. Поэтому во все времена и у всех народов общение с природой, стремление понять, познать ее законы всегда рождало желание сделать свой край еще прекраснее.
Известно, что ранние эмоциональные переживания, связанные с восприятием красоты, оставляют неизгладимый след в душе ребёнка. С годами, при благоприятном влиянии, это первое, не всегда вполне осознанное тяготение к прекрасному, перерастает в хороший художественный вкус, в потребность знать и любить искусство. Первостепенной эстетической школой, подготавливающей человека к восприятию искусства, является природа. Она составляет постоянное окружение человека, ту естественную среду, в которой он живёт и которая накладывает существенный отпечаток на его жизнь.
Формирование высокоразвитого человека трудно даже представить без воспитания у него любви к природе, умения тонко и глубоко понимать и чувствовать её красоту и обаяние. Эстетическое восприятие природы развивает и обогащает способность к духовному переживанию, облагораживает человека, прививает ему любовь ко всему истинно прекрасному, а именно к Родине, к родному краю.
Если изобразительное искусство помогает детям увидеть красоту окружающего мира, то поэзия помогает выразить ощущения этой красоты. Ценно то, что детям оказывается понятным родство поэзии и живописи. Детское творчество отражает окружающий мир, природу, как на основе непосредственного их восприятия, так и в результате знакомства с произведениями искусства и литературы, в которых запечатлены живые, неповторимые явления природы.
Эмоционально-творческое настроение и эстетические чувства у дошкольников пробуждает поэзия. Тонко подмеченная, искусно воспетая в стихах образность природы помогает ребёнку увидеть волнующую прелесть белоствольных берёзок, пёстрых лугов, дубовых рощ, еловых хороводов и испытывать радость от прекрасных встреч с окружающим миром, пробуждает желание выразить свои чувства и переживания в рисунке.
Сопоставляя жизненные явления с их воспроизведением в поэзии, дошкольник опирается, прежде всего, на собственный опыт. Он воспринимает природу не только созерцательно, но и действительно, оказывая предпочтение одним объектам и явлениям перед другими. При этом ребёнок очень активен: всё увиденное стремится потрогать, рассмотреть, обстоятельно обследовать со всех сторон и, конечно, по-своему ярко и образно охарактеризовать.
Духовное восприятие природы вызывает у детей чувство бережного, заботливого отношения к растениям и животным, стремление ухаживать за ними. Примеры чуткого понимания природы и гуманного отношения к ней дают поэты в своих произведениях, с которыми взрослый знакомит детей. Читая детям стихи, рассказы о природе взрослые дополняют представления детей о разнообразии поэтического образа природы, полученные на занятиях. Они помогают понять, какие чувства передаются в произведениях. Чтение произведений художественной литературы не только знакомит дошкольника с природой, но и воспитывает у детей интерес к природе родного края, учит бережному к ней отношению.
В домашней библиотеке обязательно должны быть произведения природоведческого характера. Это произведения таких авторов, как В. Бианки, Ю. Дмитриев, К. Паустовский, Н. Павлова, М. Пришвин, Г. Скребицкий, Н. Сладкое, Г. Снегирев, Л. Толстой, К. Ушинский, Е. Чарушин, И. Акимушкин, 3. Александрова, Е. Благинина, Б. Житков, Б. Заходер, Е. Пермяк, И. Соколов - Микитин, Д. Мамин-Сибиряк,
Чем больше ребёнок накапливает знаний о природе, тем богаче, ярче становится его воображение, без которого немыслима творческая деятельность. А поэтическое слово помогает ребёнку обобщить впечатление от наблюдений. В результате многократных повторений образов он начинает представлять такие признаки предметов и явлений, которые им ранее не воспринимались.
Дети дошкольного возраста видят живопись несколько иначе, чем взрослые, но видят и понимают на своём уровне, иногда поражая нас своими высказываниями, умеют откликаться на красоту произведения, которое волнует и нас; правда с трудом, а иногда, и, не объясняя, почему оно им нравится. И мы взрослые, однажды открыв ребёнку окно в мир живописи, слегка дав прикоснуться нежной, эмоциональной душой к прекрасному миру искусства, должны постоянно и постепенно вводить малыша в этот мир, углубляя понимание искусства и уточняя чувства. Тонкий, отзывчивый человек, способный быть счастливым и делать счастливым других, редко появляется сам собой. Воспитать человека таким, развивать в нём культуру чувств, наполнить жизнь его радостью – важнейшая задача, стоящая перед педагогом.
Поэзия и изобразительное искусство, а также изобразительная деятельность самих детей, поможет закрепить и углубить пока элементарные, но нужные знания о родной природе, поможет вырасти духовно богатым.
Через познание сути содержания искусства в душе ребёнка постепенно формируется нравственно-эстетическая позиция, необходимая нашему обществу, отношение ко всем явлениям жизни – к природе, труду, дружбе, любви, к Родине.