СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для воспитателей "Нестандартное физкультурное оборудование как средство повышения двигательной активности детей дошкольного возраста"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультация поможет воспитателям при проведении физкультурных занятий с применением нетрадиционного оборудования

Просмотр содержимого документа
«Консультация для воспитателей "Нестандартное физкультурное оборудование как средство повышения двигательной активности детей дошкольного возраста"»


КОНСУЛЬТАЦИЯ

ДЛЯ ПЕДАГОГОВ НА ТЕМУ:

«Нестандартное физкультурное оборудование как средство повышения двигательной активности детей дошкольного возраста»


Сегодня мы поговорим о повышении двигательной активности детей дошкольного возраста посредством нестандартного физкультурного оборудования.

В народе говорят, за деньги здоровье не купишь. За него надо активно бороться. Как говорил Гиппократ, «…Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь».

        Здоровый образ жизни – активная деятельность человека, направленная на сохранение и улучшение здоровья. К этой активности следует отнести такие компоненты, как правильное питание, рациональная двигательная активность, закаливание организма и сохранение стабильного психоэмоционального состояния.

Надо признать, что в современном обществе приоритетным становится интеллектуальное развитие ребенка. Дети в большинстве своем испытывают «двигательный дефицит», т.е. количество движений, выполняемых ими в течение дня, ниже нормы. Это увеличивает статическую нагрузку на определенные группы мышц. Снижается сила и работоспособность мускулатуры, что влечет за собой нарушение функций организма. Поэтому необходимо вести поиск новых подходов для привлечения детей к занятиям физической культурой и спортом, развивая интерес к движению, как жизненной потребности быть ловким, сильным, смелым. Конечно, физическое и интеллектуальное развитие должно проходить параллельно. Решение этой проблемы видится в совокупности социально педагогических условий. Этому способствует и использование нестандартного оборудования в работе по физическому воспитанию детей.

Возникает вопрос: почему важно и необходимо развивать интерес к занятиям физической культурой?

Движение – это жизненная потребность, средство укрепления организма. Для полноценного развития ребенка необходимо, чтобы в двигательной деятельности он знакомился с как можно большим количеством разнообразных физкультурных пособий и предметов.

         Успех физкультурных занятий, да и эффективность физического воспитания детей в целом, зависит от форм, методов и приемов, индивидуального подхода к детям, а также в большой мере от наличия материально-технической базы.

         Предметное окружение имеет огромное значение для развития активности детей, формирования их инициативного поведения и творчества.

Маленький ребенок обучается только тому, что его заинтересовало, и готов принимать что-то только от того человека, которому он доверяет. Поэтому и успешность обучения зависит от того, сложился ли контакт ребенка с педагогом. В этом отношении очень важно, чтобы ребенок испытывал на занятиях физической культурой эмоциональный комфорт.

         Без интереса ребенок ничего не сделает, не добьется никаких положительных результатов. Успешна данная цепочка: Интерес – Желание – Осознание – Навык – Самостоятельная деятельность – Применение во всех сферах жизнедеятельности.

         Положительные эмоции, эмоциональная насыщенность занятий – являются основными условиями при обучении детей движениям. Рождаются эмоции, которые активизируют ребенка. Кроме того, заинтересованность положительно действует на двигательную активность детей, особенно малоподвижных и инертных.

         Если малыш испытывает положительные эмоции, то это активизирует его, способствует нормальной деятельности сердечнососудистой и нервной систем. Содержание упражнений должно увлечь, заинтересовать ребенка. Принуждение вызывает естественный протест, рождает отрицательные эмоции.

В настоящее время особенно актуальной задачей является привитие детям интереса к физической культуре и спорту. Растить детей здоровыми, сильными – задача каждого дошкольного учреждения.

        Как же заинтересовать детей в выполнении упражнений, при их небольших двигательных возможностях, посильности и дозволенности упражнений для дошкольного возраста? Малышам недостаточно просто обеспечить определенный набор движений, в данном возрасте ребенку необходимы развивающие движения, которые возможны в условиях разнородной предметной среды.

Одной из приоритетных задач формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста является создание мотивации, обучение и привитие навыков здорового образа жизни у детей. Важным направлением в этой сфере является правильно организованная предметно-пространственная среда. Прежде всего, это двигательная предметно-развивающая среда. Она должна носить не только развивающий характер, но также являться разнообразной, динамичной, трансформируемой, полифункциональной.

         Важен алгоритм: от игры – к привычке, от привычки – к потребности.

        Большое количество детей в группах, отсутствие возможности регулярно пополнять и обновлять физкультурное оборудование и желание сделать физкультурные занятия занимательными и эффективными, разнообразными и увлекательными побудили меня к поиску новых форм работы.

Что такое физкультурное оборудование? Это оборудование, предназначенное для занятий спортом, для развития движения, для развития физических качеств.

         А что такое нестандартное физкультурное оборудование? Понятие «нестандартный» – не соответствующий стандарту, не избитый, не шаблонный, оригинальный (Словарь русского языка).

         Можно сказать, что это оборудование, сделанное своими руками, любой предмет, при помощи которого идет развитие движений.

Цели и задачи нестандартного физического оборудования:

Цель: повысить интерес к занятиям физической культурой; повысить двигательную активность детей.

Задачи:

  • повышать интерес детей к выполнению основных видов движений и участию в играх;

  • способствовать формированию физических качеств и двигательных умений детей;

  • чередовать различные виды активности детей, направляя их интересы, стимулируя желание детей заниматься двигательной деятельностью;

  • повысить моторную плотность физкультурных занятий;

  • уточнять представления о форме предметов, положении частей, их относительной величине, о цвете предметов; развивать чувство цвета и формы;

  • развивать у детей наблюдательность, эстетическое восприятие, воображение, зрительную память.

Любое физкультурное оборудование (стандартное и нестандартное) обязательно должно соответствовать требованиям:

- Безопасность (легкое, прочное, безопасное, экологичные материалы)

- Соответствие возрастным нормам

- Эстетичность (должно привлекать ребенка, формировать его эстетический вкус, должно быть ярким, красочным, привлекательным)

- Полифункциональность (возможность применения в разных видах деятельности)

- Мобильность

- Вариативность

- Гигиеничность

Какие же преимущества использования нестандартного оборудования при подготовке детей дошкольного возраста?

         Один из приемов повышения эффективности физкультурного оборудования – новизна, которая создается за счет внесения нового нестандартного оборудования, смены переносного оборудования разных пособий в своеобразные комплексы (полосы препятствий).

         Каждое нестандартное физкультурное пособие многофункционально (полифункционально), что дает возможность применять его в различных видах движений. Мобильно.

         Использование нестандартного оборудования в играх и упражнениях для восприятия пространства и времени, формирования наблюдений и умений ориентироваться в окружающей среде.

         Дети всех возрастов выполняют упражнения с нестандартным физкультурным оборудованием с большим удовольствием и достигают хороших результатов.

         Нестандартное оборудование – несложное, недорогое, вносит в каждое занятие элемент необычности, вызывает у детей интерес к физкультурным занятиям. Создает радостный эмоциональный настрой, стимулирует и обогащает двигательную деятельность, помогает делать двигательные задания более наглядными, понятными.

         Нестандартное оборудование – это всегда дополнительный стимул физкультурно-оздоровительной работы. Поэтому оно никогда не бывает лишним. Можно без больших затрат обновить игровой инвентарь в спортивном зале, если есть желание и немного фантазии.

Нестандартные физкультурные пособия могут использоваться в любых формах занятий, имеют широкое применение (зал, группа, улица), хорошо интегрируются (счет, цвет, материал и т.д.). Пособия являются полифункциональными и отвечают основным педагогическим требованиям:

- доступны детям всех уровней физической подготовленности (высокого, среднего, низкого);

- позволяют создавать игровые ситуации сюжетного характера;

- учитывают особенности психологического развития и образного восприятия дошкольника.

Кроме того, обогащают знания о мире предметов и их многофункциональности; приучают ощущать себя в пространстве, ориентироваться в нем.

         Таким образом, использование полифункционального нестандартного физкультурного оборудования позволяет более быстро и качественно формировать двигательные умения и навыки, способствует повышению интереса к выполнению физических упражнений, обеспечивает активную двигательную деятельность детей в течение дня.

Невозможно обойтись без взаимодействия с родителями. Положительных результатов можно добиться, лишь сделав своими союзниками родителей. Необходимо воспитателям стараться вызывать у них интерес к физическому воспитанию и укреплению здоровья своих детей и через призму использования нестандартного физкультурного оборудования.

         Открытые просмотры, досуги и праздники, консультации на сайте (блоге) ДОУ, конкурсы, творческие мастерские, мастер-классы – все эти мероприятия должны вызывать интерес у родителей.

         Важно понять, чтобы заняться развитием общей координации, укреплением мышечного тонуса и многими другими важными для дошколят проблемами, вовсе не требуется специального и дорогостоящего оборудования.

Для оценки эффективности использования нестандартного физкультурного оборудования рассматриваются следующие вопросы:

  1. Повышение интереса детей к занятиям физической культурой и физическим упражнениям: мотивированность, устойчивость, избирательность.

  2. Предоставление воспитанникам возможности выразить свою субъектную позицию (т.е. проявить активность, инициативу, самостоятельность, творчество).

  3. Улучшение показателей физической подготовленности (уровень двигательных качеств и навыков).

  4. Положительное эмоциональное отношение воспитанников к занятиям по физической культуре.

Таким образом, использование нестандартного физкультурного оборудования в процессе проведения физкультурных занятий позволяет:

- уделять особое внимание ощущениям детьми радости от активного участия в различных спортивных мероприятиях,

- значительно увеличить двигательную активность детей,

- увеличить интерес детей к занятиям физической культурой,

- улучшить технику выполнения движений.

         Посредством использования нестандартного оборудования наряду с двигательной активностью развивается сноровка, внимание, ловкость, закрепляются знания цвета, формы, воспитывается умение действовать в коллективе, увеличивается моторная плотность занятий, повышается эмоциональный тонус, стремление к достижению более высоких спортивных результатов, изобретательность в самостоятельной деятельности.

Таким образом, задача педагогического воздействия на двигательную активность детей с использованием нетрадиционного оборудования, заключается в постепенном вовлечении малоподвижных детей в активную двигательную деятельность, и переключении на более спокойную чрезмерно подвижных детей, что позволяет укреплять здоровье, повышать умственную и физическую работоспособность дошкольников.

         Более точное представление о двигательной деятельности у детей дошкольного возраста складывается в игровых упражнениях, с игровым физкультурным оборудованием, в которых формируются элементарные познания о самом движении.

         Педагог, поощряя активность каждого ребенка, развивает его стремление заниматься еще и еще. В этом ему помогают упражнения, основанные на игровых приемах. Окрашенные эмоционально, они делают движения для ребенка желанными и достижимыми. Играя, ребенок незаметно осваивает основные движения. И самое главное – каждому ребенку можно дать почувствовать, что у него не только все получается, но каждый раз – все лучше и лучше.

Народная мудрость гласит: «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым!»