СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для воспитателей «Тема "Урожай". Чтение художественной литературы во второй младшей группе».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подборка художественной литературы для чтения детям 3 – 4 лет по теме "Урожай ". Приведены примеры использования данных произведений в работе с детьми.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для воспитателей «Тема "Урожай". Чтение художественной литературы во второй младшей группе».»


Консультация для воспитателей

«Тема "Урожай".

Чтение художественной литературы во второй младшей группе».


Художественная литература играет большую роль в воспитание детей. «Книга природы есть неисчерпаемый источник познаний для человека», — писал Вольтер.

Первая половина сентября. Тема недели «Урожай». Основные задачи на этой неделе: обогащать знания детей об овощах и фруктах, вызвать у детей желание употреблять в пищу овощи; расширять и активизировать словарный запас детей.

Знакомя детей с овощами, читаем детям стихотворение Нины Яковлевны Френкель «В огороде заинька»; русскую народную сказка «Репка», в обработке Михаила Александровича Булатова, рекомендованную для чтения программой «Детство».

Во время обеда, когда дети кушают овощной суп, расскажем детям историю Любовь Фёдоровны Воронковой «Что важней?» Напоминаем детям – овощной суп кушать не забываем, здоровье укрепляем.

Когда дети готовятся к дневному сну читаем стихотворение Ирины Петровны Токмаковой «Баиньки».

Покажем детям яблоко и читаем отрывок из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» Александра Сергеевича Пушкина «Яблоко…». Данное произведение рекомендовано для чтения программой «Детство». Угостите детей яблоками.

Расскажем детям, какие вкусные блюда можно приготовить с яблоками, читая стихотворение Татьяны Андреевны Шорыгиной «Яблочный пирог».

Беседуя о фруктах, знакомим детей со стихотворением Платона Никитовича Воронько «Хитрый ёжик», в переводе с украинского Самуила Яковлевича Маршака. Данное произведение рекомендовано для чтения программами «От рождения до школы».

В полдник, когда дети пьют молоко, уместно прозвучит русская народная потешка «Травка-муравка», в обработке Ирины Валериановны Карнауховой, рекомендованная для чтения программой «От рождения до школы».

Русская народная потешка «Огуречик», в обработке Михаила Александровича Булатова рекомендована для чтения и заучивания наизусть программой «От рождения до школы».

Выбор, уважаемые педагоги, за вами. Правильно подобранное произведение, вовремя прочитанное, оказывает огромное влияние на детей, расширяет их кругозор, обогащает словарь.

Примерный список литературы для чтения детям 3 – 4 лет.

Тема «Урожай».


Сказки

  1. Русская народная сказка «Репка». В обработке М. А. Булатова.

  2. Воронкова Л. Ф. «Что важней?»

Стихотворения

  1. Воронько П. Н. «Хитрый ёжик». Перевёл с украинского С. Я. Маршак.

  2. Пушкин А. С. «Яблочко».

  3. Токмакова И. П. «Баиньки».

  4. Френкель Н. Я. «В огороде заинька».

  5. Шорыгина Т. А. «Яблочный пирог».

Малые формы фольклора

  1. Русская народная потешка «Огуречик». В обр. М. А. Булатова. Чтение наизусть.

  2. Русская народная потешка «Травка-муравка». В обработке И. В. Карнауховой.


Сказки


Русская народная сказка «Репка».

В обработке Михаила Александровича Булатова.


Задачи. Познакомить детей с русской народной сказкой «Репка». Воспитывать умение детей внимательно слушать сказку, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения. Обогащать словарь детей.

Материал к деятельности. Книга со сказкой «Репка» с яркими, крупными иллюстрациями. Настольный театр «Репка» или магнитные фигурки.

Чтение.

Педагог показывает репку.

— Дети, кто знает, как называется этот овощ?

— Правильно, это репа. Репу ласково называют репкой. Наша репка на простая, сказочная. Садитесь, детки, поудобней, да послушайте русскую народную сказку «Репка».

Педагог рассказывает сказку и показывает сказку с помощью фигурок.


Посадил дед репку. Выросла большая–пребольшая.

Пошёл дед репку рвать. Тянет–потянет, вытянуть не может. Позвал дед бабку.

Бабка за дедку, дедка за репку, тянут–потянут, вытянуть не могут!

Позвала бабка внучку.

Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут–потянут, вытянуть не могут!

Позвала внучка Жучку.

Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут–потянут, вытянуть не могут! Позвала Жучка кошку.

Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут–потянут, вытянуть не могут! Позвала кошка мышку.

Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут – вытянули репку!


— Вот и сказке конец, а кто слушал молодец!

Вопросы к детям.

  • Дети, кто тянул репку?

Педагог показывает фигурки настольного театра, а дети называют.

— Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут – вытянули репку!

Педагог показывает иллюстрацию репки в книге.

  • Дети, репка какая?

— Репка большая, круглая, жёлтая, сочная, сладкая.

Была репа важная.

Дивилась старуха каждая:

Одним днём

Не обойдёшь кругом.

Всей деревней ели

Целую неделю…


Примечание. Данное произведение рекомендовано для чтения программой «Детство».

Любовь Фёдоровна Воронкова

«Что важней?»


Бабушка чистила к обеду овощи.

— Я самый главный! — сказал лук. — Какой же суп без лука?

— Без лука суп сварить можно, — сказала картошка, — а вот без картошки никак нельзя.

— А что за вкус будет у супа, если не положить моркови? — сказала морковь. — Невкусный будет суп!

— Бабушка, — спросила Катя, — а кто же для супа всех нужней? Картошка, морковка или лук?

— Все нужны, — ответила бабушка, — каждый по-своему. Иначе и суп не получится.


Стихотворения


Александр Сергеевич Пушкин

«Яблоко…»

Отрывок из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях».


Педагог показывает детям жёлтое яблоко.

Яблоко. Оно

Соку спелого полно,

Так свежо и так душисто,

Так румяно-золотисто,

Будто мёдом налилось!

Видны семечки насквозь…

После чтения стихотворения педагог обязательно угощает детей кусочком яблока.

Внимание: у некоторых детей может быть аллергия на яблоки.


Примечание. Данное произведение рекомендовано для чтения программой «Детство».


Татьяна Андреевна Шорыгина

«Яблочный пирог».


Яблоки румяные,

В них медовый сок!

Испечёт нам мама

Яблочный пирог.


Вкусный и душистый

Выйдет пирожок,

С коркой золотистой –

Съешь его, дружок!


Нина Яковлевна Френкель

«В огороде заинька».


В огороде заинька,

В огороде маленький,

Он капусту грызёт,

Он морковку берёт.

Скок, скок –

Побежал в лесок!

Ирина Петровна Токмакова

«Баиньки».


Баиньки. Баиньки,

Прибегали заиньки.

Сели на скамейку,

Попросили лейку,

Поливали огород,

Где капуста растёт.



Платон Никитович Воронько

«Хитрый ёжик».

Перевёл с украинского Самуил Яковлевич Маршак.


Хитрый ёжик-чудачек

Сшил колючий пиджачок:

Сто булавок на груди,

Сто иголок позади.

Ходит ёж в саду по травке,

Натыкает на булавки

Грушу, сливу – всякий плод,

Что под деревом найдёт,

И с подарочком богатым

Возвращается к ежатам.


Примечание. Данное произведение рекомендовано для чтения программами «От рождения до школы».


Малые формы фольклора


Задачи. Формировать интерес детей к устному народному творчеству. Продолжать знакомить детей с русскими народными потешками.


Русская народная потешка

«Травка-муравка».

В обработке Ирины Валериановны Карнауховой.


Читается в полдник, когда дети бьют молоко.

Травка-муравка

со сна поднялась,

Птица-синица

за зерно взялась,

Зайки – за капусту,

Мышки – за корку,

Ребятки за молоко.


Примечание. Данное произведение рекомендовано для чтения программой «От рождения до школы».



Русская народная потешка

«Огуречик».

В обработке Михаила Александровича Булатова.


Огуречик, огуречик,

Не ходи на тот конечик –

Там мышка живёт,

Тебе хвостик отгрызёт!


Примечание. Данное произведение рекомендовано для чтения и заучивания наизусть программой «От рождения до школы».


Источники художественных произведений.


  1. Воронкова Л. Ф. «Катя и бычок». Москва, «Детская литература», 1984 г.

  2. Воронько П. Н. «Хитрый ёжик». Москва, «Детская литература», 1986 г.

  3. Пушкин А. С. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Ленинград, «Художник РСФСР», 1961 г.

  4. Сборник «Ладушки». Русские народные сказки, песенки, потешки. Москва, «Детская литература», 1964 г.

  5. Сборник «Песенки». Русские народные песенки для самых маленьких. Ярославль, Ярославское книжное издательство, 1956 г.

  6. Сборник «Радуга дуга». Русские народные песенки, потешки, прибаутки. Москва, «Детская литература», 1969 г.

  7. Сборник «Учите детей петь». Москва, «Просвещение», 1985 г.

  8. Токмакова И. П. «Карусель». Москва, «Детская литература», 1967 г.

  9. Шорыгина Т. А. «Деревья. Какие они?» Москва, «Гном и Д», 2001 г.