Консультация педагога – психолога для родителей
«Как помочь ребёнку адаптироваться к детскому саду?»
(для родителей детей 3-4 лет)
Ваш ребенок идет в детский сад? Если так, вам наверняка хочется, чтобы ребенок как можно спокойнее принял перемены в своей жизни и каждое утро шел в садик с радостью и без капризов.
Но нередко родители ведут себя не совсем правильно и невольно мешают ребенку адаптироваться к детскому саду.
Как же помочь своему ребенку в период адаптации?
Детский сад - новый период в жизни ребенка. Дети пришедшие в детский сад в 3-4 года оказываются в трудном положении. С одной стороны это дети «взрослее» с ними легче найти контакт. Но с другой стороны это «домашние» дети. И зачастую не умеющие общаться с большим количеством детей, это первый опыт коллективного общения. Они устают от шума, им трудно влиться в коллектив.
Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагирует на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие капризничают и плачут перед входом в группу и с трудом расстаются с мамой. И это нормально, ведь привычная обстановка дома меняется на шумную группу, где ещё много правил и ограничений.
Детям любого возраста очень непросто начинать посещать сад. В их жизни все меняется кардинальным образом. В привычный, сложившийся жизненный уклад ребенка в буквальном смысле этого слова врываются следующие изменения:
• четкий режим дня;
• отсутствие родных рядом;
• длительный контакт со сверстниками;
• необходимость слушаться и подчиняться незнакомому взрослому;
• резкое уменьшение персонального внимания именно к нему;
• особенности нового пространственно-предметного окружения.
Как протекает адаптационный период? Для начала нужно отметить, что каждый ребенок индивидуально проживает этот нелегкий период. Одни привыкают быстро – за 2 недели, другие дети дольше – 2 месяца, некоторые не могут привыкнуть в течение года.
Переживания ребенка могут привести к негативным последствиям: истерикам, капризам, постоянному нытью по выходным. Из-за нежелания ходить в садик ребенок часто прибегает к манипулированию родителями.
Существуют определенные причины, которые вызывают слезы у ребенка:
Тревога, связанная со сменой обстановки. Из привычной, спокойной домашней атмосферы, где мама рядом и в любой момент может прийти на помощь, он перемещается в незнакомое пространство, встречает пусть и доброжелательных, но чужих людей.
Дети испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения.
Режим. Ребенку бывает сложно принять нормы и правила жизни группы. В детском саду приучают к определенной дисциплине, а в домашних условиях она не была так важна.
Психологическая неготовность ребенка к детскому саду. Эта проблема наиболее трудная и может быть связана с индивидуальными особенностями развития.
Избыток впечатлений. В ДОУ малыш испытывает много новых позитивных и негативных переживаний, он может переутомляться и вследствие этого - нервничать, плакать, капризничать.
К сожалению, иногда родители совершают серьезные ошибки, которые затрудняют адаптацию ребенка.
Ч
его нельзя делать ни в коем случае!
Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад! Помните, он имеет право на такую реакцию. Строгое напоминание о том, что «он обещал не плакать», тоже абсолютно неэффективно. Дети этого возраста пока не умеют держать слово. Лучше еще раз напомните, что вы обязательно придете.
Нельзя пугать детским садом («Вот будешь себя плохо вести, опять в детский сад пойдешь!»). Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным.
Нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке. Это может навести малыша на мысль, что сад - нехорошее место и там его окружают плохие люди. Тогда тревога не пройдет вообще.
Нельзя сидеть в раздевалке слушать плач своего ребенка. Не уговаривайте и не сюсюкайтесь с ними – это лишь усугубит новым наплывом слез и капризов. Здесь важно, чтобы родители как можно быстрее помогли переодеться ребенку и передали его воспитателю.
Скажите ребенку уверенным и твердым тоном, что Вам пора идти, поцелуйте его, словно ничего не происходит, и уходите, не задерживаясь.
Нельзя чередовать несколько дней пребывания в саду с неделей дома. Или прибегать к сокращению времени нахождения ребёнка в группе до 3-4 часов в день. Положение станет ещё хуже для вас, ребёнка и воспитателей. Ребёнок может почувствовать, что родитель не готов к тому, чтобы оставить его в детском саду решение его ещё не принято окончательно. Это будет создавать у него ложные надежды.
Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень скоро, если малышу, например, предстоит оставаться в садике полдня или даже полный день. Пусть лучше он знает, что мама придет нескоро, чем будет ждать ее целый день и может потерять доверие к самому близкому человеку.
Н
ельзя демонстрировать ребенку своё волнение и беспокойство. Оно передается вашему малышу. Будьте спокойны.
Способы уменьшить стресс ребенка.
Узнайте режим дня садика (сон, игры, прием пищи) и соблюдайте его хотя бы несколько месяцев у себя дома. Это позволит ребёнку адаптироваться к новым правилам и легче перенести изменения.
Желательно укладывать ребенка спать пораньше, побыть с ним подольше перед сном, поговорить о садике. Можно с вечера условиться, какие игрушки он возьмет с собой в садик, вместе решить, какую одежду он наденет утром. Ребенку, который привык ложиться спать после 22.00, крайне сложно будет просыпаться в 7 утра. А в садик, как правило, нужно вставать очень рано. Вспомните, как чувствует себя ваш малыш, когда он не выспался? Он трет глазки, капризничает, сам не понимает, чего хочет, становится плаксивым.
Просыпайтесь сами и будите малыша заранее, чтобы у вас было достаточно времени на неспешные сборы, чтобы вы могли уделить внимание малышу. Все это так важно для хорошего настроение у вас обоих!
Во время утренних сборов в садик, не ругайте ребёнка, разговаривайте с ним ласково, все противоречия старайтесь разрешить игрой, объяснениями, компромиссами.
Выходите в садик тоже заблаговременно, с большим запасом времени, чтобы вы не нервничали по дороге сами и могли настроить вашего ребенка на позитивный лад.
Спокойное выражение вашего лица вселит в него уверенность, поэтому, приводя ребёнка в группу, не суетитесь и не показывайте ваших переживаний. Сказав несколько ободряющих слов, отправляйте ребёнка в группу и быстро, легко уходите сами. Долгие прощания порождают тревогу, ребёнок начинает беспокоиться, не ждут ли его какие-то опасности в детском саду, раз мама никак не решается его здесь оставить.
Если процесс расставания с мамой проходит очень болезненно. Пусть первое время ребенка в садик отводит папа или кто-то близкий, но не мама. Чтобы легче ребенок переживал, прощание.
Дайте ребенку с собой любимую игрушку.
Ребенок должен знать с первого дня, что выбора у него нет – посещение садика неизбежно. Тогда все свои усилия он станет направлять на поиск положительных моментов происходящего.
В выходные дни придерживаться режима дня, принятого в ДОУ, повторять все виды деятельности.
Сократите просмотр телевизионных передач. Этим вы уменьшите нагрузки на нервную систему.
Переживания самих родителей по поводу посещения ребёнком детского сада могут отразиться на ребёнке. Обязательно обсудите всё, что вас волнует, с близкими людьми. Но ни в коем случае не показывайте своих переживаний ребёнку, тем более не говорите при нём о своих опасениях.
Настройтесь на сотрудничество с воспитателями, от этого будет зависеть успех в адаптации и воспитании вашего ребёнка в целом. Кроме того, видя, что родители доверяют воспитателю, ребёнок также начинает относиться к нему с доверием, не боится его.
Сообщите воспитателю о личных особенностях малыша. Это поможет воспитателю найти индивидуальный подход к вашему ребенку.
Забирая ребёнка из детского сада, обнимите его и выразите свою радость от встречи, а потом расспросите, как прошёл его день, чем он занимался и с кем играл. Обязательно нужно акцентировать внимание на положительных моментах, так как именно родители такими короткими замечаниями способны сформировать позитивное отношение к ДОУ.
Хвалите ребенка за хорошие поступки в детском саду. Подбадривайте ребёнка тем, что он уже большой и ходит в детский сад.
Помните, что ваши эмоции и установки передаются ребёнку. Относитесь сами позитивно к детскому саду, уважительно – к воспитателям. Обращайте внимание ребёнка на положительные стороны ситуации – много игрушек, прогулки, интересные занятия. И ваш ребёнок легко привыкнет к детскому саду.
Постоянно напоминайте ребенку о своей безусловной любви к нему.
Сколько по времени будет продолжаться адаптационный период, сказать трудно, потому что все дети проходят его по-разному. Но привыкание к ДОУ – это также и тест для родителей, показатель того, насколько они готовы поддержать ребенка, помогать ему преодолевать трудности.
Помните, в детском саду его никто не обижает и не ругает. Просто он не может сегодня, сейчас, вести себя иначе. Это период, который нужно пережить и вылечиться, как после любой детской болезни.
Будьте терпеливы. Ребенку намного тяжелее, чем Вам. Ему нужна Ваша помощь и поддержка.
Помните!!!
Каким бы замечательным не был детский сад, какие бы профессионалы в нем не работали, никто не поможет вашему ребенку лучше, чем вы. Если малыш будет твердо знать, что в конце дня его ждет любящая семья.