СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация педагога-психолога для родителей "Как помочь ребенку 3-4 лет адаптироваться к детскому саду?"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультация педагога-психолога для родителей "Как помочь ребенку 3-4 лет адаптироваться к детскому саду?"

Просмотр содержимого документа
«Консультация педагога-психолога для родителей "Как помочь ребенку 3-4 лет адаптироваться к детскому саду?"»


Консультация педагога – психолога для родителей

«Как помочь ребёнку адаптироваться к детскому саду?»

(для родителей детей 3-4 лет)

Ваш ребенок идет  в детский сад? Если так, вам наверняка хочется, чтобы ребенок как можно спокойнее принял перемены в своей жизни и каждое утро шел в садик с радостью и без капризов.

         Но нередко родители ведут себя не совсем правильно и невольно мешают ребенку адаптироваться к детскому саду. 

Как же помочь своему ребенку в период адаптации?

Детский сад - новый период в жизни ребенка. Дети пришедшие в детский сад в 3-4 года оказываются в трудном положении. С одной стороны это дети «взрослее» с ними легче найти контакт. Но с другой стороны это «домашние» дети. И зачастую не умеющие общаться с большим количеством детей, это первый опыт коллективного общения. Они устают от шума, им трудно влиться в коллектив.

Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагирует на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие капризничают и плачут перед входом в группу и с трудом расстаются с мамой. И это нормально, ведь привычная обстановка дома меняется на шумную группу, где ещё много правил и ограничений.

Детям любого возраста очень непросто начинать посещать сад. В их жизни все ме­няется кардинальным образом. В привыч­ный, сложившийся жизненный уклад ре­бенка в буквальном смысле этого слова врываются следующие изменения:

• четкий режим дня;

• отсутствие родных рядом;

• длительный контакт со сверстниками;

• необходимость слушаться и подчи­няться незнакомому взрослому;

• резкое уменьшение персонального внимания именно к нему;

• особенности нового пространственно-предметного окружения.

Как протекает адаптационный период? Для начала нужно отметить, что каждый ребенок индивидуально проживает этот нелегкий период. Одни привыкают быстро – за 2 недели, другие дети дольше – 2 месяца, некоторые не могут привыкнуть в течение года.

Переживания ребенка могут привести к негативным последствиям: истерикам, капризам, постоянному нытью по выходным. Из-за нежелания ходить в садик ребенок часто прибегает к манипулированию родителями.

Существуют определенные причины, которые вызывают слезы у ребенка:

  • Тревога, связанная со сменой обстановки. Из привычной, спокойной домашней атмосферы, где мама рядом и в любой момент может прийти на помощь, он перемещается в незнакомое пространство, встречает пусть и доброжелательных, но чужих людей.

Дети испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения.

  • Режим. Ребенку бывает сложно принять нормы и правила жизни группы. В детском саду приучают к определенной дисциплине, а в домашних условиях она не была так важна.

  • Психологическая неготовность ребенка к детскому саду. Эта проблема наиболее трудная и может быть связана с индивидуальными особенностями развития.

  • Избыток впечатлений. В ДОУ малыш испытывает много новых позитивных и негативных переживаний, он может переутомляться и вследствие этого - нервничать, плакать, капризничать.

К сожалению, иногда родители совершают серьезные ошибки, которые затрудняют адаптацию ребенка.

Ч его нельзя делать ни в коем случае!

  • Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад! Помните, он имеет право на такую реакцию. Строгое напоминание о том, что «он обещал не плакать», тоже абсолютно неэффективно. Дети этого возра­ста пока не умеют держать слово. Лучше еще раз напомните, что вы обязательно придете.

  • Нельзя пугать детским садом («Вот будешь себя плохо вести, опять в детский сад пойдешь!»). Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным.

  • Нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке. Это может навести малыша на мысль, что сад - нехорошее место и там его окружают плохие люди. Тогда тревога не прой­дет вообще.

  • Нельзя сидеть в раздевалке слушать плач своего ребенка. Не уговаривайте и не сюсюкайтесь с ними – это лишь усугубит новым наплывом слез и капризов. Здесь важно, чтобы родители как можно быстрее помогли переодеться ребенку и передали его воспитателю.

  • Скажите ребенку уверенным и твердым тоном, что Вам пора идти, поцелуйте его, словно ничего не происходит, и уходите, не задерживаясь.

  • Нельзя чередовать несколько дней пребывания в саду с неделей дома. Или прибегать к сокращению времени нахождения ребёнка в группе до 3-4 часов в день. Положение станет ещё хуже для вас, ребёнка и воспитателей. Ребёнок может почувствовать, что родитель не готов к тому, чтобы оставить его в детском саду решение его ещё не принято окончательно. Это будет создавать у него ложные надежды.

  • Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень скоро, если малышу, например, предстоит оставаться в садике полдня или даже полный день. Пусть лучше он знает, что мама придет нескоро, чем будет ждать ее целый день и может потерять доверие к самому близкому человеку.

  • Н ельзя демонстрировать ребенку своё волнение и беспокойство. Оно передается вашему малышу. Будьте спокойны.

Способы уменьшить стресс ребенка.

  • Узнайте режим дня садика (сон, игры, прием пищи) и соблюдайте его хотя бы несколько месяцев у себя дома. Это позволит ребёнку адаптироваться к новым правилам и легче перенести изменения.

  • Желательно укладывать ребенка спать пораньше, побыть с ним подольше перед сном, поговорить о садике. Можно с вечера условиться, какие игрушки он возьмет с собой в садик, вместе решить, какую одежду он наденет утром. Ребенку, который привык ложиться спать после 22.00, крайне сложно будет просыпаться в 7 утра. А в садик, как правило, нужно вставать очень рано. Вспомните, как чувствует себя ваш малыш, когда он не выспался? Он трет глазки, капризничает, сам не понимает, чего хочет, становится плаксивым.

  • Просыпайтесь сами и будите малыша заранее, чтобы у вас было достаточно времени на неспешные сборы, чтобы вы могли уделить внимание малышу. Все это так важно для хорошего настроение у вас обоих!

  • Во время утренних сборов в садик, не ругайте ребёнка, разговаривайте с ним ласково, все противоречия старайтесь разрешить игрой, объяснениями, компромиссами.

  • Выходите в садик тоже заблаговременно, с большим запасом времени, чтобы вы не нервничали по дороге сами и могли настроить вашего ребенка на позитивный лад.

  • Спокойное выражение вашего лица вселит в него уверенность, поэтому, приводя ребёнка в группу, не суетитесь и не показывайте ваших переживаний. Сказав несколько ободряющих слов, отправляйте ребёнка в группу и быстро, легко уходите сами. Долгие прощания порождают тревогу, ребёнок начинает беспокоиться, не ждут ли его какие-то опасности в детском саду, раз мама никак не решается его здесь оставить.

  • Если процесс расставания с мамой проходит очень болезненно. Пусть первое время ребенка в садик отводит папа или кто-то близкий, но не мама. Чтобы легче ребенок переживал, прощание.

  • Дайте ребенку с собой любимую игрушку.

  • Ребенок должен знать с первого дня, что выбора у него нет – посещение садика неизбежно. Тогда все свои усилия он станет направлять на поиск положительных моментов происходящего.

  • В выходные дни придерживаться режима дня, принятого в ДОУ, повторять все виды деятельности.

  • Сократите просмотр телевизионных передач. Этим вы уменьшите нагрузки на нервную систему.

  • Переживания самих родителей по поводу посещения ребёнком детского сада могут отразиться на ребёнке. Обязательно обсудите всё, что вас волнует, с близкими людьми. Но ни в коем случае не показывайте своих переживаний ребёнку, тем более не говорите при нём о своих опасениях.

  • Настройтесь на сотрудничество с воспитателями, от этого будет зависеть успех в адаптации и воспитании вашего ребёнка в целом. Кроме того, видя, что родители доверяют воспитателю, ребёнок также начинает относиться к нему с доверием, не боится его.

  • Сообщите воспитателю о личных особенностях малыша. Это поможет воспитателю найти индивидуальный подход к вашему ребенку.

  • Забирая ребёнка из детского сада, обнимите его и выразите свою радость от встречи, а потом расспросите, как прошёл его день, чем он занимался и с кем играл. Обязательно нужно акцентировать внимание на положительных моментах, так как именно родители такими короткими замечаниями способны сформировать позитивное отношение к ДОУ.

  • Хвалите ребенка за хорошие поступки в детском саду. Подбадривайте ребёнка тем, что он уже большой и ходит в детский сад.

  • Помните, что ваши эмоции и установки передаются ребёнку. Относитесь сами позитивно к детскому саду, уважительно – к воспитателям. Обращайте внимание ребёнка на положительные стороны ситуации – много игрушек, прогулки, интересные занятия. И ваш ребёнок легко привыкнет к детскому саду.

  • Постоянно напоминайте ребенку о своей безусловной любви к нему.

Сколько по времени будет продолжаться адаптационный период, сказать трудно, потому что все дети проходят его по-разному. Но привыкание к ДОУ – это также и тест для родителей, показатель того, насколько они готовы поддержать ребенка, помогать ему преодолевать трудности.

Помните, в детском саду его никто не обижает и не ругает. Просто он не может сегодня, сейчас, вести себя иначе. Это период, который нужно пережить и вылечиться, как после любой детской болезни.

Будьте терпеливы. Ребенку намного тяжелее, чем Вам. Ему нужна Ваша помощь и поддержка.

Помните!!!

Каким бы замечательным не был детский сад, какие бы профессионалы в нем не работали, никто не поможет вашему ребенку лучше, чем вы. Если малыш будет твердо знать, что в конце дня его ждет любящая семья.