СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для родителей "Если ребенок не говорит".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей "Если ребенок не говорит".»




Консультацию подготовила

учитель-логопед 1 квалификационной категории

Белова Елена Юрьевна


Родители маленьких болтунов сокрушаются по поводу неиссякаемого потока речи, который ребенок обрушивает на них день за днем. Но те, в чьих семьях растет молчун, напротив, готовы на все, чтобы крохотный «партизан» наконец заговорил. Вы - одни из них? Тогда данная статья для Вас!

Наверняка, знакомые убеждают вас, что «мальчики всегда начинают говорить позже» или рассказывают истории о детях, которые в 6 лет внезапно заговорили целыми фразами, забыв про годы молчания. На практике много детей, которые «попадают» в руки логопеда в 5 - 6 лет с ограниченным словарным запасом, искаженной слоговой структурой, грубо нарушенным грамматическим строем речи, не говоря уже о многочисленных проблемах звукопроизношения. И даже после начала коррекционной работы положительная динамика проявляется очень медленно. В то же время, если с детьми, имеющими отставание в раннем речевом развитии, занятии по активизации речи начинать в 2-2,5 года, у большинства из них уже через несколько месяцев может наблюдаться увеличение словарного запаса, использование новых грамматических форм.

Начинать занятия с логопедом необходимо с момента обнаружения отставания в речевом развитии. Не стоит отпускать речевые проблемы на самотек!

Существует несколько несложных правил которые помогут развить речь ребенка и заодно укрепят эмоциональную связь между мамой (папой) и малышом. Это касается только детей, психическое развитие которых проходит нормальными темпами и физический слух сохранен. В противном случае необходимо обратиться к специалистам.






Правило 1. ГОВОРИТЕ!

Есть мамы и папы, которые полагают, что разговоры с ребенком-молчуном – пустая трата времени, ведь он все равно не вступает в диалог. Наоборот, чем чаще и дольше вы разговариваете с малышом, тем больше у него поводов усвоить новые слова и понятия и захотеть вам ответить! При любом удобном (и неудобном) случае беседуйте: рассказывайте, как работает пылесос, что вы кладете в суп, озвучивайте действия свои и ребенка. Только не стоит употреблять много искаженных «детских» слов (бибика, ававка и т.п.). Лучше говорить с ним, используя простые, но правильные слова.


Правило 2. ДОГОВАРИВАЙТЕСЬ!

Общение с ребенком вы должны сделать деловым, т.е. преследующим какие-то цели. Часто родителям маленьких «молчунов» советуют на время перестать «понимать» ребенка, чтобы у последнего возникла необходимость заговорить. Это часто дает неплохие результаты. Не случайно, начав посещать детский сад, у детей часто значительно активизируется словарь, они начинают больше говорить. Ребенок попадает в новый для себя круг общения, к незнакомым «тетенькам», которые действительно не могут по отдельным звукам «пи» понять, что малыш хочет в данный момент – пить или в туалет. У ребенка возникает мощный мотив – объяснить свои желания окружающим.

Если вы видите, что ребенок готов зареветь – отвлеките его внимание на что-то другое. Вновь продолжите свои попытки позже.


Правило 3. НАБЕРИТЕСЬ ТЕРПЕНИЯ!

На самом деле, ребенку совершенно все равно, во что и какими игрушками играть – лишь бы вы принимали в этом активное участие. Просто будьте рядом, делайте что-нибудь вместе, терпеливо и настойчиво говорите, несмотря на то, что вам пока не отвечают. Пройдет какое-то время – и малыш порадует вас первыми словами.







Правило 4.ИГРАЙТЕ!

Чем активнее вы будете увлечены игрой, тем лучше. «Озвучивайте» игрушки, просите показать тот или иной предмет, где «спрятался» котенок и т.п. Игра – самая важная  форма деятельности для малыша. Если он увлечен действиями с игрушкой, то для него совершенно естественным является кормить ее, укладывать спать. Простые слова  «На!», «ешь!», «спи!», «ай-яй-яй», обращенные к игрушке, получаются  у малыша намного легче, чем если бы вы  требовали: «Скажи как я!», «Повторяй!»

Включайте свой артистизм на полную! И слова «играючи» начнут входить в активный словарь ребенка.

 

Правило 5. ЖЕСТИКУЛИРУЙТЕ!

Используйте общеупотребительные жесты совместно с речью – говорите «на», протягивая открытую ладонь, и отрицательно качаете головой, произнося «нет»; разводите полукруглые руки в стороны – «большо-о-о-й»;  приближаете ладони – «ма-а-а-ленький». Короткие стихотворные тексты, сопровождаемые такими жестами, превращаются в маленький кукольный театр.

У медведя дом  бо-о-ольшой (руки широко над головой),

А у зайки  ма-а-аленький (приближаем ладони).

Мишка шел к себе домой … ой-ой-ой!

(«шагаем» игрушкой-мишкой)

Прыгал зайка маленький – ай-яй-яй!

(«прыгаем» игрушкой-зайкой)


Правило 6. ПОМОГАЙТЕ!

Пусть малыш на первом этапе использует любые доступные ему средства общения: звуки, жесты, движения. Если ребенок указывает на игрушку, озвучьте его желание «Хочешь поиграть с мишкой?». При этом требуйте ответной реакции: пусть кивает головой, или, наоборот, мотает. Не бойтесь задавать наводящие вопросы и намеренно создавать ситуации, требующие речевого общения. Хорошо в этом помогает совместная деятельность: лепка, рисование, аппликация – советуйтесь с ребенком по поводу каждого действия.





Правило 7. ТРЕНИРУЙТЕ ПАЛЬЧИКИ!

Не забывайте о необходимости совершенствования мелкой моторик. Специалисты не зря отмечают тесную связь между ее развитием и становлением речи: доказано, что около трети всей площади двигательной коры мозга занимает проекция ладони. С самыми маленькими детьми в этом вам помогут разнообразные игрушки-вкладыши, книжки с окошками. Дети постарше – более сложные игрушки, конструкторы и т.п. И, конечно, пальчиковые игры – короткие стихотворные тексты, сопровождаемые движениями кистей и пальчиков. Маленьким детям эти игры проводят в режиме «пассивной» гимнастики – загибает, отгибает, растирает пальчики на маленькой детской ладошке сам взрослый. Но уже через некоторое время ребенок сам начинает выполнять элементы пальчиковой игры.

(Ладонь ребенка раскрыта, лежит на ладони взрослого):

«Этот пальчик – дедушка (загибаем большой палец),

Этот пальчик – бабушка! (загибаем с указательный),

Этот пальчик – папочка (средний палец),

Этот пальчик – мамочка (безымянный палец),

Этот пальчик наш малыш, а зовут его …

(загибаете в кулачок мизинец и называете имя ребенка).


Правило 8. ПОВТОРЯЙТЕ!

У малышей сильно развиты механизмы подражания: они сейчас напоминают обезьянок, и этим можно замечательно воспользоваться в целях развития речи. Говорите достаточно громко и четко артикулируйте. Через некоторое количество повторений движений рук ребенок начнет произносить вместе с вами отдельные звукоподражания или даже слова.

Классический пример таких игр – знакомые с детства «Ладушки», «Сорока-ворона», «Коза рогатая» и др. Наши бабушки и прабабушки пользовались этими потешками с большим успехом. Самое важное – чтобы игра нравилась вашему малышу. Тогда ему будет не лень повторять ее многократно, а все знают, что «повторение – мать учения»!