Просмотр содержимого документа
«Ключи Морфемика»
Просмотр содержимого документа
«Морфемика.словообразование. Вариант 1»
Повторение изученного в 5-6 классах
Морфемика. Словообразование.
Вариант 1
Выберите правильный вариант ответа: морфемика -это
процесс, при котором возникают новые слова
раздел науки о языке, изучающий звуковую сторону речи
раздел языкознания о значимых частях слова, о его строении
раздел грамматики, изучающий слова как части речи
Укажите, какие морфемы относятся к формообразующим
суффиксы инфинитива
суффикс -л- в глаголах прошедшего времени
суффиксы, при помощи которых образуются степени сравнения имен прилагательных
приставка
Укажите, в каком ряду неверно выстроена словообразовательная цепочка.
трава → травяной→ травянистый
печь → пекарь → пекарский
отец → отечество → отечественный
вода → подводник → подводный
Укажите, в каком слове три суффикса
воровка
вешалка
общественность
совестливость
Укажите, в каком ряду представлены однокоренные слова.
читать, читатель, чтение
читали, читают, прочитают
пели, песня, поют
(в) лесу, (о) лесе,(к) лесу
Укажите, при помощи каких морфем образовалось слово преотличный
двух суффиксов
приставки
приставки и одного суффикса
приставки и двух суффиксов
Укажите способ образования слов приход, переход, заплыв
приставочный
суффиксальный
бессуффиксный
приставочно-суффиксальный
Укажите, в каких словах –ий не является окончанием
А. лисий
Б. осенний
В. заячий
Г. уникальный
Часть 2
Прочитайте текст и выполните задания 1-6.
(1) Далеко не легкий ветерок пугал, а синь вечернего неба настораживала. (2) И вот снеговая белая туча обтянула весь горизонт и последний свет красной, погорелой вечерней зари быстро задернула густою пеленою. (3) Мягкой периной повисла она над землей. (4) Тонкие, толстые, низкие, высокие, прямые, кривые деревья застонали от сильного ветра.
(5) Вдруг настала ночь… и наступил буран со всей яростью, со всеми своими ужасами.(6) Разыгрался пустынный ветер на приволье, взрыл снеговые степи, как пух лебяжий, вскинул их до небес. (7) Все одел белый мрак, непроницаемый, как мрак самой темной осенней ночи. (8) Все слилось, смешалось: земля, небо, воздух превратились в пучину кипящего снежного праха, который слепил глаза, занимал дыханье, ревел, выл, стонал, бил, трепал, вертел со всех сторон. (9) Сверху и снизу обвивался, как змей, и душил все, что ему ни попадалось.
(10) Сердце падает у самого неробкого человека, кровь стынет, останавливается от страха, а не от холода, ибо стужа во время бурана значительно уменьшается. (11) Так ужасен вид возмущенной зимней северной природы. (12) Буран свирепел час от часу. (13) Бушевал всю ночь и весь следующий день, так что не было никакой езды. (14) Глубокие овраги делались высокими буграми.
(15) Наконец стало понемногу затихать волнение снежного океана, которое и тогда еще продолжается, когда небо уже блестит безоблачной синевою. (16) Прошла еще ночь. (17) Утих буйный ветер, сменившись на легкий ветерок, улеглись снега. (18) Степи представляли вид бурного моря, внезапно оледеневшего. (19) Выкатилось солнышко на ясный небосклон, заиграли его лучики на волнистых снегах. (По С.Т. Аксакову)
Определите тему текста
Сформулируйте главную мысль текста
Из предложений 1-2 выпишите слово, образованное бессуфиксным способом.
Из предложений 8-9 выпишите слова, в которых с является приставкой
Из предложений 15-19 выпишите все слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами
Из предложений 17-19 выпишите слово, образованное путем сложения основ
Просмотр содержимого документа
«Морфемика.словообразование. Вариант 2»
Повторение изученного в 5-6 классах
Морфемика. Словообразование.
Вариант 2
Выберите правильный вариант ответа: словообразование -это
раздел науки о языке, изучающий звуковую сторону речи
раздел языкознания о значимых частях слова, о его строении
раздел грамматики, изучающий слова как части речи
процесс, при котором возникают новые слова
Укажите, какая морфема не относятся к формообразующим
приставка
суффикс -л- в глаголах прошедшего времени
суффиксы, при помощи которых образуются степени сравнения имен прилагательных
окончание
Укажите, в каком ряду верно выстроена словообразовательная цепочка.
вода →водянистый→ водяной
капризность → каприз → капризный
подоконник → оконный → окно
вода → водный→ водник
Укажите, сколько суффиксов в слове беловатенький
0
1
2
3
Укажите, в каком ряду представлены однокоренные слова.
корм, кормежка, кормушка
кормить, кормлю, кормил
собака, собачонка, собаковод
(в) книге, (о)книге, (про) книгу
Укажите, при помощи каких морфем образовалось слово пренеприятный
приставки и одного суффикса
одного суффикса
двух приставок
приставки
Укажите, какие слова образованы бессуффиксным способом
бег
мореплаватель
зелень
МГУ
Укажите, в каких словах –ий является суффиксом
А. легкий
Б. синий
В. волчий
Г. медвежий
Часть 2
Прочитайте текст и выполните задания 1-6.
(1) Косцы не удивились, когда увидели нас, и хотели поставить Ивана Васильевича впереди. (2) Он решительно отказался идти вперед и пристроился сзади.
(3) Я косил увлеченно, забыв про все, не обращая внимания на резь в глазах от палящего солнца, но вскоре услышал, как старик шаркает косой по самым моим пяткам. (4) Я тотчас прибавил шагу, но, поняв, что не уйти, решил пропустить разошедшегося старика вперед. (5). Он стал на мой прокос и вскоре, как и меня, смял еще одного косца, который тоже пропустил его, и вот Иван Васильевич настиг третьего.
(6) Он остановился, тяжело дыша, рот его был приоткрыт, но глаза горели живо и радостно.
(7) Могу!- воскликнул вслух старик и расслабленно опустился на землю.
(8) Я шел, смотрел на это бесконечное раздолье, и думал: что же такое таится в ней, в известной работе земледельца, что и самая тяжелая она и не самая-самая благородная, но вот привораживает к себе человека так, что и на ладан дыша, берет он ту самую косу, которой кашивал в молодости, и идет, и косит, да еще и плачет от радости . (9) А еще я думал о том, как веками складывалось у крестьянина то, что может быть, назвать вкусом к земле и что делает каждую его работу красивой.
(10) И как страшно, когда отбивают у него этот вкус к земле, оставив ему только голую физическую тяжесть труда. (11) Как важно научиться по-настоящему любить родную землю, которая и напоит, и накормит, и даст силы жить. (12) Есть, есть особая поэзия в крестьянском труде! (13)Для таких, как Иван Васильевич, этот труд так же естественен, как глоток воды в жаркий день.
(По В.Солоухину)
Определите тему текста
Сформулируйте главную мысль текста
Из предложений 3-5 выпишите слова, образованные бессуфиксным способом.
Из предложений 1-4 выпишите слова, которые являются однокоренными
Из предложений 6- 8 выпишите слово, которое образовано сложением с суффиксацией
Из предложений 4-5 выпишите слово, образованное неморфологическим способом (от сращения сочетаний слов)