Контрольная работа по комплексному анализу текста в 9 классе позволяет не только проверить знания обучающихся по орфографии и пунктуации, но и лексике, морфологии, синтаксису осложнённого и сложного предложения, а также выразительным средствам языка.
Просмотр содержимого документа
«Контроль знаний "Комплексный анализ текста"»
КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА
ВАРИАНТ 1.
Долго стою на опушк.. рядом с елью. Трогаю её бл..стящие ветки которые сл..гка влажные от ночного тумана. Смотрю как просыпает…ся небо.
Солнце л…ниво ощупыва…т макушки берёз светит…ся в сучьях листвен…иц что высоко стоят над лесом. П…утина серебрит…ся узорным п..тном.
(Не)ж..лая разрушать волшебное тв..рение обхожу его стороной но все (таки) волшебные п..утинки садятся на лицо пр..липают к одежде. Надо мне выбрат..ся к току на вырубке, возле опушки берёзовой рощи. Там ловлю я птиц смотрю как живет лес пишу свои заметки.
На светло (голубом) сентябр..ском небе берёзы пл..няют светлой и солнечной окраской вершин.
Даже (от) сюда видно как сухо тепло в берёзовой роще, словно г..рит она сп..койным ж..лтым плам..нем, и жаль что скоро под студен..ыми ветрами сникнут потухнут к..стры берёз угасн..т игра тёплых тонов. Ведь облетев берёзы раств..ряют..ся в лесу будто говорят Вот, мы всё отдали.
(По Н.Никонову.)
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ.
Озаглавьте текст.
Основная мысль текста.
Стиль текста, тип текста.
Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.
Произведите фонетический разбор слова облетев.
Выпишите из текста примеры эпитетов, олицетворений.
Выпишите из текста антонимы к слову горит.
Произведите морфологический разбор слова (я) смотрю.
Выпишите из текста примеры, которыми можно проиллюстрировать следующие пунктуационные правила: обособление обстоятельств; запятая между однородными членами предложения.
Найдите в тексте сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными и графически обозначьте их.
КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА.
ВАРИАНТ 2.
Учился я хорошо с францу..ским же у меня (не) ладилось (из) за произн..шения. Я ле..ко запом..нал слова но произн..шение с головой выд..вало моё ангарское происх..ждение и Лидия Михайловна учительница францу..ского бес..ильно морщилась и закрывала глаза.
Нет пр..дется с тобой зан..мат..ся отдельно сказала она.
Так нач..лись для меня мучительные дни. Я покрывался потом краснел и задыхался а Лидия Михайловна (без) передышки заст..вляла меня м..золить бедный мой язык. Постепен..о я стал довольно снос..но выговаривать францу..ские слова и они уже (не) обрывались у моих ног тяж..лыми булыжниками а позв..нивая пытались куда-то лететь.
Наверное уже можно было пр..кратить эти занятия на дому но я (не) решался сказать об этом Лиди.. Михайловн.. а она видимо (не) сч..тала нашу програм..у выполнен..ой. И я продолжал т..нуть свою францу..скую лямку. Впрочем лямку ли? Как (то) (не) вольно и (не) заметно я почу..ствовал вкус к языку и в свободные минуты без всякого пр..нуждения лез в словарик загляд..вая в дальние тексты учебника. Наказание пр..вращалось в уд..вольствие.
(По В.Распутину)
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ.
Основная мысль текста.
Стиль текста, тип текста
Расставьте недостающие знаки препинания, вставьте, где нужно, пропущенные буквы.
Произведите фонетический разбор слова легко.
Выпишите из текста примеры метафор.
Найдите в тексте многозначное слово.
Произведите морфологический разбор слова (в) удовольствие.
Найдите в тексте сложносочиненные предложения и подчеркните в них грамматические основы.
Выпишите из текста 2-ое предложение и сделайте его синтаксический разбор.
Составьте схему предложения с прямой речью.